Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Революционное народничество: идеология, течения, организации, практическая деятельность.



Период с середины 70-х по начало 80-х отмечен деятельностью революционных народников, взгляды которых сформировались под влиянием "русского социализма" Герцена, революционных идей Чернышевского и Добролюбова. Преемственность идей выражалась в борьбе против остатков крепостничества, защите интересов крестьянства, а также в том, что будущее России они видели в переходе к социализму.

В 70-х годах идейными вождями народников были Бакунин, Лавров и Ткачев. Они разработали три основные теории народничества - бунтарско-анархическую, пропагандистскую и заговорщическую. Различия между ними определялись в основном разницей в понимании вопроса о главной движущей силе революции, степени готовности этой силы к революции, средствах ее свершения.

Бакунин считал, что русский крестьянин всегда готов к восстанию, специально готовить его не надо. Задача интеллигенции - идти в народ, "бунтовать" народ, способствовать слиянию отдельных бунтов в единую революцию. Главным носителем несправедливости и угнетения народа является государство, поэтому основной задачей является уничтожение государственности.

В отличие от Бакунина, Лавров считал, что интеллигенция должна усвоить социалистические идеи и нести их в народ для длительной пропаганды, что подготовит революцию.

Ткачев, так же как и Лавров, не считал крестьянство готовым к революции, но называл русский народ "коммунистом по инстинкту", которого не надо учить социализму. Он считал, что революционная интеллигенция путем заговора должна захватить государственную власть и таким образом вовлечь народ в революцию. Несмотря на расхождения в вопросах тактики, всех народников объединяло признание революции как единственного средства освобождения народа. После неудачных попыток хождения в народ с целью установления связи с крестьянством и возможности его организации на восстание, возникла идея создания тайной революционной организации, объединившей всех народников. Такая организация была создана в 1876 г. и стала называться "Земля и воля". Ее программа предусматривала осуществление революции путем свержения самодержавия, передачу всей земли крестьянам, введение мирского самоуправления в деревне и городе. Во главе организации стояли Михайлов, Плеханов, Морозов и др.

Не достигнув существенных результатов и убедившись в необходимости политической борьбы, среди народовольцев начались споры по программным и тактическим вопросам о методах борьбы, которые привели к расколу. Меньшая часть народовольцев создала организацию "Черный передел" (Плеханов, Засулич и др.), которая сохранила верность основным программным принципам. Большой роли эта организация не сыграла. Более значительную работу проделала другая организация "народная воля" (1879-82гг.). Программа народовольцев предусматривала подготовку политического переворота, свержения самодержавия, установления в стране демократического строя, уничтожение частной собственности (Желябов, Михайлов, Перовская и др.). Важнейшим средством политической борьбы считали террор, а главной целью - убийство царя. Они рассчитывали, что это разбудит народные низы и подтолкнет их к восстанию. Народовольцы организовали 8 покушений на царя. 1 марта 1881 г. Александр 1 был убит. Это событие вызвало конец "Народной воли" - правительство усилило репрессии, переворота не произошло. Большинство членов организации было арестовано, Желябов, Перовская, Кибальчич и др. - повешены. В 80-90-ые годы возросло влияние либеральных народников, Это течение отличалось неприятием ненасильственных методов борьбы. Либеральные народники выражали интересы крестьянства, требовали уничтожения остатков крепостничества и помещичьего землевладения, призывали к постепенным реформам для улучшения жизни народов.

В 80-90-ые годы революционное движение распалось на два течения: первое сохранило верность идее крестьянского социализма, второе главной силой общественного процесса считало рабочий класс. Некоторые народники обратились к марксизму (Плеханов, Засулич и др.). В Женеве они образовали группу "Освобождение труда". Ее программа: полный разрыв с народничеством, пропаганда социализма, опора на рабочий класс, создание рабочей партии. Группа "Освобождение труда" резко критиковала народнические теории и занималась пропагандой, распространением марксизма в русской среде, но с русским движением эта группа не была связана.

 

Билет № 18/2

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.