В СССР тресты появились в связи с НЭП. Они представляли объединения предприятий одной отрасли с хозрасчётом. Декретом ВЦИК и СНК от 10 апреля 1923 трест определялся как государственное промышленное предприятие, которому предоставлена самостоятельность в производстве своих операций согласно утвержденному для них уставу и который действует на началах коммерческого расчета с целью извлечения прибыли. Первый трест появился в 1879 году в Штатах. Этот трест руководил нефтяными запасами США. Он был создан благодаря объединению нескольких больший предприятий по добыче и обработке нефти. Такая централизация помогла обеспечить стойкий рост нефти на территории страны. Существуют тресты по добыче и обработке золота, нефти, недвижимости… Также множество трестов мы можем видеть на наших рынках, когда один предприниматель берет несколько мест, или «точек» и на основе их начинает развивать свою деятельность. Такая деятельность будет более стабильна, будет приносить больше прибыли.
В прошлом в России тресты получили распространение в сахарной, металлургической и некоторых других отраслях промышленности, в строительстве. Создавались и международные тресты. Для ограничения некоторых видов деятельности трестов в индустриально развитых странах Запада было введено антитрестовское законодательство. Под влиянием антитрестовского законодательства формы монополий претерпели изменения. На смену трестам пришли концерны, конгломераты и иные, более развитые формы объединений.
Трест «Уралтрансспецстрой» - одно из старейших специализированных строительных предприятий Урала - был организован в 1955 году приказом Министерства строительства СССР для выполнения работ по строительству инженерных сетей, трамвайных линий, монтажу сборных фундаментов жилых домов, реконструкции гидротехнических сооружений и благоустроительных работ на промышленных предприятиях города Свердловска и Свердловской области.
В 1992 году трест одним из первых среди строительных организаций области акционировался в ОАО «Трест Уралтрансспецстрой», обретя тем самым свободу и независимость. В 1995 году активно зашел на рынок строительства автомобильных дорог, заняв нишу обанкротившегося треста «Сверловскдорстрой».
Утвердиться тресту в условия рынка позволило освоение новых технологий строительства автомобильных дорог. Начав со строительства пригородных сельских дорог, трест уверенно перешел к строительству дорог высших технических категорий регионального и федерального значения.
Именно ОАО «Трест Уралтрансспецстрой» доверили строительство дороги первой технической категории Екатеринбург-аэропорт Кольцово. Среди важнейших объектов дорожного строительства также присутствуют такие объекты, как Кольцевая дорога вокруг города Екатеринбурга, Обход города Верхняя Пышма, Южный обход города Каменск-Уральский.
ОАО «Трест Мосэлектротягстрой» – генподрядный строительно-монтажный трест по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов полного перечня назначений и категорий сложности.
В составе треста 18 дочерних предприятий, расположенных на территории Москвы, Московской, Ярославской, Костромской и Владимирской областях. Шесть баз расположены в центральном регионе России. Кадровый состав треста обладает высокой квалификацией на осуществление профессиональной деятельности.
В настоящее время трест на европейской части России одновременно возводит более сорока объектов транспортного, промышленного и гражданского назначения для нужд федеральных, территориальных и частных инвесторов.
Также функционируют такие предприятия как «Трест Севзапэнергомонтаж», Трест 88,«Соликамскстрой». Американские крупнейшие фирмы, обеспечившие переход к поточно-массовому производству, - это как раз тресты (“Дженерал Моторс”, “Форд Моторс”, “Стандарт Ойл”, “Дженерал Электрик” и др.).
Заключение
Такая форма объединения предприятий как трест имеет как достоинства, так и определенные недостатки, отличающие ее от всех других форм. В современных условиях тресты утратили свое значение как организационная форма управления промышленностью. Но некоторые организации продолжают существовать и активно развиваться.