Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Конституционный статус главы государства



Практически во всех странах мира существует институт главы государства. В монархиях это монарх, получающий власть по наследству и осуществляющий свои функции пожизненно. В республиках это президент, избираемый из числа граждан на определенный срок (иногда глава республики может называться по-другому).

В каждой стране мира положение главы государства своеобразно. В зависимости от места в системе разделения властей глава государства может быть:

• главой исполнительной власти;

• не возглавляя ни одну из ветвей власти, иметь особый, обособленный статус - быть арбитром, посредником между ветвями власти;

• одновременно быть главой законодательной, исполнительной, судебной, а часто и духовной (религиозной) власти (последнее встречается очень редко в современном мире, главным образом в абсолютных монархиях Персидского залива);

• символом власти и государства, не имеющим реальных полномочий.

Глава государства - это государственный орган (наряду с парламентом,

правительством и др.) и должностное лицо одновременно. В зависимости от формы правления существуют две основные разновидности главы государства - монарх и президент.

Монархможет быть:

• наследственным;

• выборным.

Большинство монархов являются наследственными. Имеются пять основных систем наследования престола:

салическая - трон передается строго по мужской линии (существует в Японии, странах Азии, в Бельгии);

традиционная кастильская - трон передается и по мужской, и по женской линии, но женщина наследует только в том случае, если у монарха нет сыновей (то есть младший брат имеет преимущество перед старшей сестрой), - такая система принята в Великобритании и Испании;

современная кастильская - трон наследует первый ребенок монарха -сын или дочь «на равных» (недавно установлена в двух скандинавских странах - Швеции и Норвегии);

габсбургская - женщина наследует только при полном отсутствии наследников-мужчин в роду (племянник, двоюродные и троюродные братья и племянники имеют преимущество перед дочерью монарха); такая система была установлена Павлом I в России и существовала до 1917 г.;

• система, при которой монарх сам определяет своего наследника.

Статус монарха имеет свои особенности. В большинстве стран монарх обладает особыми правами:

• правом на трон (правом быть монархом);

• правом на титул (как правило, титул может носить только один человек в стране - монарх; титул обычно включает в себя имя монарха, его номер и торжественную приставку к имени (например, Его Величество Король Испании Хуан Карлос I);

• правом на символы царской власти - корону, скипетр, державу, печать и т. д.;

• правом на двор;

• правом на «цивильный лист» (государственное содержание);

• правом на неответственность;

• правом на церемониал (самый сложный и таинственный церемониал -особые процедуры, регламент поведения, - имеется в Японии; в Европе - в Великобритании, самый простой и скромный - в скандинавских странах).

Данные исключительные права, сопутствующие должности монарха, существуют помимо его полномочий.

В абсолютных и дуалистических монархиях (в основном Азии) монарх имеет реальные полномочия по управлению страной. Обычно такие монархи сами формируют органы исполнительной власти, напрямую руководят ими, а часто- возглавляют и законодательную, и судебную ветви власти и являются главами религии, принятой в стране.

Конституционные монархи Европы и Японии имеют, как правило, формальные полномочия. Например, они осуществляют от своего имени назначения на высшие государственные должности (премьер-министров, министров и др.), но делают это фактически по воле избранного народом парламента. Все указы конституционных монархов подвергаются контрассигнации (совместной подписи) премьер-министром либо другими должностными лицами.

Некоторые конституционные монархи имеют не только формальные, но огромные реальные полномочия. Например, королева Великобритании может наложить абсолютное (непреодолеваемое) вето на любой закон, принятый парламентом, сама назначить премьер-министра, распустить парламент и многое другое. Но она либо пользуется ими крайне редко, либо не пользуется вообще. Это так называемые «спящие полномочия», которые есть, но всегда держатся «про запас».

Среди европейских монархов самыми «сильными» являются монархи Великобритании и Испании; «средней силы, но ближе к сильным» - Голландии и Бельгии; самыми «слабыми» - монархи скандинавских стран. Так, король Швеции - исключительно символ нации, практически не имеющий никаких полномочий. Он даже формально не назначает высших должностных лиц государства, послов - это делают парламент (риксдаг) и правительство.

Монархи могут быть не только наследственными, но и выборными. Так, в Польше (Речи Посполитой) в XVII в. король каждый раз при освобождении вакансии избирался сеймом из числа видных поляков или иностранцев. В современном мире монарх (в действительности наследник престола) избирается королевской семьей в Кувейте и Саудовской Аравии.

Монарх также избирается в федеративных монархиях. Так, в Малайзии верховного монарха избирают султаны 9 султанатов, входящих в состав Малайзии. В Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ) 7 эмиров, возглавляющих «эмираты - субъекты федерации», на 5 лет избирают даже не монарха, а президента ОАЭ (но фактически это эмир федерации).

Имеются также случаи, когда монархом избирается человек, ранее избиравшийся президентом и имеющий исключительные заслуги перед государством. Так, лидер национально-освободительной борьбы албанского народа, первый президент независимой Албании (с 1912 г.) Ахмед Зогу впоследствии был избран королем Албании Зогу I.

Президент обычно избирается четырьмя способами:

• парламентом;

• коллегией выборщиков;

• особым форумом (широкой избирательной коллегией);

• всенародным голосованием.

Парламентом президент избирается в Чехии, Венгрии, Латвии, Греции, Турции, Израиле и других странах. Этот способ имеет как свои достоинства, так и недостатки. Его достоинства в том, что:

• президент, избранный парламентом, как правило, ответствен перед парламентом и поставлен в жесткие конституционные рамки;

• президента избирают профессионалы (депутаты, сделавшие политику своей профессией), они лучше знают специфику работы президента (о которой некоторые избиратели могут даже не догадываться), лучше понимают требования момента, лично знают человека, которого они избирают, - его деловые и личностные качества, пригодность для исполнения ответственной роли президента;

• президентом избирается профессионал, которого, как правило, знают, а не непрофессионал-демагог, умеющий, главным образом, обманывать народ;

• между парламентом и избранным им президентом, иными государственными органами существует нормальная обратная связь; президент более доступен, меньше шансов, что президент «оторвется» от всех, возвысится, станет высокомерным и недоступным;

• избранный парламентом президент легитимен (парламент избран народом, причем представлены разные партии, разные мнения, а президент получает легитимность от парламента);

• выборы парламентом не приводят к таким колоссальным материальным затратам, как всенародные.

Данный способ имеет и свои недостатки (но они, скорее, оборотная сторона достоинств):

• несмотря на свой профессионализм, депутаты - особый слой людей, имеющих особую организацию психики, специфическую судьбу, привычки: в любом случае (либо сразу, либо постепенно) они морально и материально отрываются от основной массы народа и превращаются в особый «цех», корпорацию и живут своей жизнью и интересами, а народ - своей. Поэтому мнение народа и мнение депутатов, их представления о главе государства могут не совпадать; и того, кого бы выбрал президентом парламент, никогда бы не избрал народ, а того, кого бы избрал народ, никогда бы не захотел видеть президентом парламент;

• сильно меняется качество президента - народу нравятся сильные, харизматические личности, и на всенародных выборах чаще побеждает сильнейший. Парламенту, наоборот, сильные харизматические личности не нравятся, депутаты больше склонны избирать «темных лошадок», людей с ситуативным поведением, которыми легко манипулировать. Поэтому существует риск, что парламент выберет президентом слабейшего;

• депутаты могут при выборе президента руководствоваться не общенародными, а корпоративными, партийными, корыстными и иными интересами;

• может быть избран человек, совсем неизвестный народу (в июне 1999 г. парламент Латвии, избирая президента, последовательно отверг кандидатуры А. Горбунова, Р. Паулса, очень известных и популярных в народе, и после многочисленных голосований в конечном итоге избрал президентом никому неизвестную В. Фриберге, о существовании которой не знали даже некоторые члены парламента);

• имея маленькие полномочия, фактически будучи «рупором» парламента и часто не имеющий большой силы характера, избранный парламентом президент не сможет решать исторические задачи, стоящие перед страной. В некоторых парламентах (например, в Венгрии, Греции) для избрания президента требуется не абсолютное (более 50%) большинство, а квалифицированное (конституционное) - голоса 2/3 депутатов. Поэтому обычно президент избирается не сразу, а в ходе многочисленных попыток (туров), порой превышающих и 20, пока не будет найдена компромиссная, устраивающая всех фигура.

Во многом противоположна система всенародных выборов президента, когда в выборах президента может принять участие каждый гражданин, обладающий правом голоса.

Самой распространенной (применяется в большинстве стран) при всенародных выборах президента является двухтуровая система абсолютного большинства. Это значит, что выборы президента:

• проходят в 2 тура;

• в 1-м туре участвуют много кандидатов, и для избрания необходимо набрать голоса более 50% избирателей, принявших участие в выборах (при явке не менее 50% зарегистрированных избирателей);

• если кто-либо из кандидатов набирает более 50%, он избирается уже в 1-м туре;

• если никто из кандидатов не набирает более 50% голосов в 1-м туре (а так происходит почти всегда, поскольку в 1-м туре кандидатов много), то обычно через 2 недели назначается 2-й тур, в котором участвуют лишь 2 лучших кандидата по результатам 1-го тура;

• победителем во 2-м туре из 2 кандидатов считается тот, кто наберет больше голосов.

Крайне редко при всенародных выборах президента устанавливается более высокий, чем 50-процентный, минимум голосов, необходимый для избрания. Так, для избрания президентом Казахстана в 1-м туре необходимо набрать более 60% голосов избирателей, участвующих в выборах, а для избрания президентом Азербайджана - более 2/3 (около 67%) голосов. Однако во 2-м туре достаточно простого большинства.

Всенародное избрание президента имеет свои плюсы и минусы. Его паюсы в том, что:

• избранный таким путем президент имеет «всенародный мандат» (хотя «всенародность» в этом случае весьма условна) - в силу этого он чувствует себя уверенно на своем посту, независим в отношениях с парламентом, другими государственными органами;

• всенародно избранный президент имеет больше шансов отстаивать общенародные интересы, а не партийные;

• президент, избранный народом, обычно ближе и понятнее народу, чем президент, избранный парламентом;

• в кризисные моменты развития страны нужна единая сильная воля в проведении государственной политики, в том числе и непопулярных мер, которую может обеспечить всенародно избранный .президент;

• обычно на всенародных выборах побеждают яркие харизматические личности, которые лучше олицетворяют страну и эпоху.

В то же время всенародные выборы имеют очень существенные недостатки:

• всенародность избрания - в действительности миф, поскольку в демократическом обществе ее невозможно обеспечить; приведем пример: в выборах приняло участие минимально необходимое число избирателей

- 50%, а кандидат в президенты был избран минимальным числом их голосов - 50% + 1голос, или примерно 25% (четвертью) всех избирателей, а 75% (3/4) голосовали либо против, либо не за него. Таким образом, президент может быть избран только четвертью избирательного корпуса;

• на практике дело обстоит лучше, но ненамного: обычно в выборах (в среднем по всем государствам) стабильно участвует 60 - 70% (около 2/ 3) всех избирателей, а «всенародно избранный» президент редко набирает более 60% их голосов. Таким образом, почти все «всенародно избранные» президенты фактически избираются только третью избирательного корпуса, в то время как 2/3 избирателей игнорируются;

• избранный народом (в большинстве случаев – его третью) президент может слишком возвыситься над всеми органами, а страна - скатиться к авторитарному правлению одной личности;

• «всенародно избранный» президент может позволить себе очень многое

- систематически нарушать законы, тайно преследовать классовые интересы, участвовать в махинациях, нарушать нормы морали и при этом быть неподконтрольным обществу;

• всенародные выборы - дорогостоящее мероприятие;

• народ обычно воспринимает лишь внешний облик кандидата в президенты, мифы, создаваемые средствами массовой информации, и не способен реально оценить кандидата, поскольку не знает истинной специфики данной работы;

• народ может стать жертвой манипуляций и избрать президентом демагога-обманщика, а потом долго страдать из-за этого (таких случаев было множество, в частности, в 1934 г. немцы избрали своим президентом А. Гитлера). Несмотря на недостатки, всенародные выборы президента приняты в большинстве государств.

Способ избрания коллегией выборщиков сходен с избранием президента парламентом. Отличие заключается лишь в том, что выборщики избираются народом только с целью избрания президента. После того как коллегия выбрала президента, она распускается.

Данный способ - очень редкий, он применяется в США. Однако поскольку выборщики в США не имеют своего мнения, жестко связаны мнением избирателей и голосуют «списком», то коллегия выборщиков - это дань традиции и фактически в США имеют место закамуфлированные всенародные выборы.

Выборы специальным форумом заключаются в том, что президента избирают не выборщики, избранные народом, а особый форум (собрание) представителей государственных органов. Как правило, в нем участвуют депутаты парламента и представители провинций. Такой порядок, например, существует в ФРГ, Индии, Италии:

• в ФРГ созывается специальный орган, именуемый Федеральным Собранием, куда входят депутаты бундестага и такое же количество делегатов, избранных ландтагами земель;

• по тому же принципу - депутаты + равное им количество представителей провинций - создается коллегия по выборам президента Индии;

• в Италии президента избирают все члены парламента (1945 человек) и неравное им число (всего 58) представителей областей.

Помимо указанных способов некоторые президенты приходят к власти путем узурпации либо иными неконституционными способами. 6. При любой системе выборов к кандидату на пост президента всегда предъявляются определенные требования. Обычно это:

• гражданство (в обязательном порядке) страны, президентом которой он избирается (в этом плане существуют жесткие требования: гражданство только по рождению, то есть натурализованный гражданин не может быть президентом- в США; гражданство по рождению и самого кандидата, и его родителей - в Мексике; а также «мягкие» - возможность иметь несколько гражданств - Польша, Литва. Например, в 1998 г. президентом Литвы был избран В. Адамкус - одновременно гражданин Литвы и США);

• постоянное проживание в стране в течение определенного срока (5-15 лет);

• возраст, как правило, 35 лет, однако существуют и более высокие ограничения - 40, 45 лет; самый высокий возрастной ценз для кандидата в президенты - в Италии - 50 лет;

• обладание избирательным правом.

В некоторых странах имеются и дополнительные требования:

• принадлежность к коренной национальности (Туркменистан, Абхазия);

• знание государственного языка (Украина);

• наличие высшего образования (Азербайджан);

• верхняя возрастная граница - 65 лет (Казахстан);

• иные требования.

Президенты избираются на определенный срок. Он колеблется от 3 до 7 лет (практически не встречаются сроки короче 3 и длиннее 7 лет). Чаще всего принят 4-летний или 5-летний срок.

Важным завоеванием демократии явилось ограничение права быть президентом больше чем 2 срока. Это сделано для того, чтобы предотвратить возникновение пожизненной личной власти президента.

В большинстве стран - мира функции президента (главы государства) исполняются одним человеком. Однако в некоторых странах имеется институт не единоличного, а коллективного главы государства.

В качестве примера можно привести Швейцарию, Иран, Боснию и Герцеговину:

• в Швейцарии функции главы государства исполняет не один человек, а коллегиальный орган - Федеральный Совет, состоящий из 7 человек и избираемый парламентом на 4 года;

• в Иране функции главы государства поделены между двумя руководителями - духовным лидером, которого пожизненно избирает Совет экспертов (коллегия из примерно 100 высших религиозных исламских авторитетов), и светским президентом, которого избирает народ Ирана на 4 года;

• в Боснии и Герцеговине после 3 лет кровопролитной гражданской войны (1992 - 1995 гг.) между 3 основными национальными общинами -боснийцами (мусульманами), хорватами и сербами было решено упразднить должность единоличного президента и учредить Президиум Боснии и Герцеговины («коллективного президента»), состоящий из 3 человек: каждая община (сербы, хорваты, мусульмане) из своего состава избирает на 6 лет члена Президиума - 1 хорвата, 1 серба и 1 мусульманина, и они руководят втроем, причем каждые 2 года один из них по очереди становится председателем Президиума.

Однако коллективное президентство - крайне редкое исключение из правил. В большинстве стран эти функции исполняются единолично.

Несмотря на различия, выделяются типичные функции, в той или иной мере присущие всем президентам (либо иным главам государств). Это:

• представление государства внутри страны и за рубежом;

• представление парламенту кандидатуры на пост премьера-министра либо непосредственное руководство правительством;

• назначение министров по представлению премьер-министра или самостоятельно;

• освобождение министров и правительства в целом от должности;

• представление парламенту кандидатуры генерального прокурора;

• представление парламенту для назначения или самостоятельное назначение судей высших судов;

• назначение части судей конституционного суда либо их представление парламенту;

• назначение дипломатических представителей за рубежом;

• в ряде стран - назначение руководителей провинций;

• назначение командования вооруженных сил;

• осуществление функций верховного главнокомандующего;

• в некоторых странах - роспуск парламента либо одной из его палат;

• награждение государственными наградами;

• присвоение классных чинов и высших воинских званий;

• подписание международных договоров;

• осуществление чрезвычайных полномочий;

• право помилования.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.