Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ЕКАТЕРИНЫ II В 90-Е ГОДЫ.



Русско - турецкая война 1787 - 1791 гг. Началась вторая в правление Екатерины II русско - турецкая война. Военный талант А.В. Суворова к этому времени расцвёл. В июле 1789 г. он разбил турок при Фокшанах, а августе 1789 г.- на реке Рымник. Победа была близка, но она была невозможна без взятия Измаила. Измаил - турецкая крепость, незадолго до этого построенная французами, со стенами 25 метровой высоты, считалась неприступной и была гордостью турецкого султана.

В 1790 г. А.В. Суворов получил приказ взять Измаил. (См. хрестоматийный материал) Под Измаилом на карту была поставлена его военная судьба: А.В. Суворову было уже 60 лет. Коменданту Измаила А.В. Суворов написал: "24 часа на размышление - воля, первый мой выстрел - уже неволя; штурм - смерть". Ранним утром 11 декабря 1790 г. русскими войсками был начат штурм крепости. Один из главных ударов наносил генерал М.И. Кутузов. Силы войск М.И. Кутузова иссякли, и он уже приготовился к отступлению. И тогда прямо на поле боя А.В. Суворов прислал ему приказ, что в Петербург отправлена телеграмма о победе, а М.И. Кутузов назначен комендантом Измаила. М.И. Кутузов понял: он должен или взять Измаил, или умереть под его стенами. Через 6 час. Измаил был взят. Россия ликовала. На взятие Измаила Г.Р. Державин написал стихи "Гром победы, раздавайся!". Композитор О.А. Козловский написал музыку. Получившуюся песню Г.А. Потёмкин превратил в неофициальный национальный российский гимн.

Русским войскам был открыт путь на Стамбул. Блестящие победы были одержаны и на море. (См. хрестоматийный материал) Командующий молодым Черноморским флотом Ф.Ф. Ушаков в 1791 г. разгромил турецкий флот у мыса Калиакрия.

Турки поспешили сесть за стол переговоров. В 1791 г. в Яссах был заключён мирный договор. По Ясскому мирному договору:

 

Османская империя признавала Крым владением России;

В состав России вошли территории между реками Буг и Днестр, а также Тамань и Кубань;

Турция признавала российское покровительство Грузии, установленное Георгиевским трактатом 1783 г.

Разделы Речи Посполитой (1772, 1793, 1795 гг.). В это время обострилась ситуация в Речи Посполитой. Речь Посполитая возникла в 1569 г. из объединения Польши и Литвы. Король Речи Посполитой избирался польской знатью и в значительной степени зависел от неё. Право издавать законы принадлежало сейму - собранию народных представителей. Для принятия закона требовалось согласие всех присутствующих "либерум вето", что было необычайно трудно. Даже один голос "против" запрещал принятие решения. Польский король был бессилен перед знатью, согласия на сейме постоянно не было. Группировки польской знати постоянно враждовали между собой. Зачастую, действуя в своекорыстных интересах и не думая о судьбах своего государства, польские магнаты в своих междоусобицах прибегали к помощи других государств. Это привело к тому, что ко второй половине ХVIII в. Польша превратилась в нежизнеспособное государство: законы в Польше не издавались, сельская и городская жизнь были в застое. Идея раздела Польши, как государства непредсказуемого, причиняющего много беспокойств соседям, появилась в международной политике ещё в начале ХVIII в. в Пруссии и Австрии. Во времена Екатерины II со дня на день можно было ожидать распада Речи Посполитой. Прусский король вновь выдвинул план расчленения Польши и предложил России присоединиться к нему. Екатерина II считала целесообразным сохранить единую Польшу, но затем решила использовать слабость Польши и вернуть те древнерусские земли, которые в период феодальной раздробленности были захвачены Польшей.

В 1772, 1793, 1795 гг. Австрия, Пруссия, Россия произвели три раздела Речи Посполитой.

В 1772 г. состоялся первый раздел Речи Посполитой. К России отошли восточная часть Белоруссии по Западной Двине и Верхнему Днепру. Польские дворяне попытались спасти Польшу. В 1791 г. была принята Конституция, которая отменяла выборность короля и о право "либерум вето". Была усилена польская армия, в сейм допускалось третье сословие.

В 1793 г. состоялся второй раздел Речи Посполитой. К России отошли Центральная Белоруссия с Минском, Правобережная Украина. 12 марта 1974 г. польские патриоты во главе с Тадеушем Костюшко подняли восстание, чтобы попытаться спасти обречённое польское государство. Екатерина II послала в Польшу войска под командованием А.В. Суворова. 4 ноября войска А.В. Суворова вошли в Варшаву. Восстание было подавлено. Т. Костюшко был арестован и отправлен в Россию. Это предопределило третий раздел Речи Посполитой. В рядах войск Т. Костюшко сражался молодой офицер и композитор М. Огиньский. Всё происходящее с Польшей глубоко ранило его сердце. В 1794 г. он написал полонез "Прощание с родиной". Это произведение, известное также, как "Полонез Огиньского", стало шедевром мировой музыкальной культуры.

В 1795 г. состоялся третий раздел Речи Посполитой. К России отошли Литва, Западная Белоруссия, Волынь, Курляндия. (См. хрестоматийный материал) Поляки утратили свою государственность. Польские земли до 1918 г. находились в составе Пруссии, Австрии, России.

Таким образом в результате трёх разделов Речи Посполитой Россия вернула все древнерусские земли, а также получила новые территории - Литву и Курляндию. Этнически польские районы к России присоединены не были.

Во времена Екатерины II русские землепроходцы начинают осваивать и северо-ападную часть Северной Америки.

Таким образом, внешняя политика Екатерины II значительно расширила территории Российского государства. В те времена, ещё только шло формирование государственных территорий, закрепление границ. Все государства стремились расширить своё влияние в окружающем мире. Европейские державы активно строили свои колониальные империи. Россия также следовала господствующей логике тогдашнего политического мышления. Шло активное строительство Российской империи.

6 ноября 1796 г. Екатерина II скончалась. Немецкая принцесса вошла в русскую и мировую историю одной из величайших русских правительниц.

Правление Екатерины II называют "золотым веком", т.к. русской монархии немецкая принцесса вернула былой блеск. Во внешней политике после завоеваний Екатерины II все европейские государства искали союза и поддержки России. Руководитель российской внешней политики при Екатерине II канцлер А.А. Безбородко говорил в конце своей карьеры молодым дипломатам: "Не знаю, как будет при вас, а при нас ни одна пушка в Европе без позволения нашего выпалить не смела".

Внутренняя политика

Оформление сословного строя. В правление Екатерины II произошло окончательное оформление сословного строя в России. 21 апреля 1785 г. в день своего рождения императрица издала "Жалованную грамоту дворянству", которая представляла собой свод, собрание дворянских привилегий, оформленных законодательно. (См. хрестоматийный материал) Отныне дворянство резко отделялось от других сословий. Подтверждалась свобода дворянства от уплаты податей, от обязательной службы. Дворян мог судить только дворянский суд. Лишь дворяне имели право владеть землёй и крепостными крестьянами. Екатерина запретила подвергать дворян телесным наказаниям. Она считала, что это поможет русскому дворянству избавиться от холопьей психологии и обзавестись личным достоинством. Дворянам присваивалось наименование "благородного сословия".

В 1785 г. году была издана "Жалованная грамота городам". Она определяла права и обязанности городского населения, систему управления в городах. Всё городское население вносилось в Городскую обывательскую книгу и делилось на 6 разрядов:

 

дворянство и духовенство;

купцы, делившиеся в зависимости от капитала на три гильдии (купцы 1 гильдии - самые богатые - имели преимущественное право вести внутреннюю и внешнюю торговлю; ниже стояли купцы 2 - гильдии, у них было право крупной внутреннейторговли; купцы 3 - гильдии занимались мелкой уездной и городской торговлей);

цеховые ремесленники;

постоянно жившие в городах иностранцы;

именитые горожане и капиталисты;

посадские жители (те, кто жил промыслами).

Жители города каждые 3 года избирали орган самоуправления - Общую городскую думу, городского голову и судей.

Принятые документы завершили оформление сословного строя в России: всё население России делилось на сословия. Отныне они стали представлять собой замкнутые группы, которые обладали разными правами и привилегиями. Сословная принадлежность стала передаваться по наследству, переход из одного сословия в другое был крайне затруднён.

Оформление сословного строя на тот момент играло положительную роль в обществе, так как принадлежность к сословию давала возможность развития внутри сословия. (См. хрестоматийный материал)

Реформа образования. Екатерина II считала, что русский народ духовно не развит. По её мнению, развить русского человека могло воспитание и образование. Воспитанием и образованием императрица решила создать новую "породу людей", которые через семью распространят принципы нового воспитания на всё общество.

Разработку реформы образования Екатерина II доверила президенту Академии художеств И.И. Бецкому. По его замыслу в России следовало создать сеть училищ, где в изоляции от дурного влияния общества воспитывались бы дети в возрасте от 6 до 18 - 20 лет. Екатерина II пригласила в Россию одного из лучших педагогов Европы серба Ф.И. Янковича де Мириево. Екатерина II верила, что за внедрением просвещения последует благотворный результат: исчезнут нравственные и социальные пороки, будет положен конец рабству, невежеству, суевериям.

Вскоре были созданы закрытые училища, воспитательные дома, институты для девиц, дворян, горожан, в которых опытные педагоги занимались образованием и воспитанием юношей и девушек. В провинции была создана сеть народных бессословных двухклассных училищ в уездах и четырёхклассных в губернских городах. В школах вводилась классная урочная система (единые сроки начала и конца занятий), разрабатывались методики преподавания дисциплин и учебная литература, создавались единые учебные планы.

В результате реформы образования в России в правление Екатерины II была создана система среднего образования, и к концу века в России насчитывалось 550 учебных заведений с общим числом 60-70 тыс. чел.

Политика Екатерины II в области просвещения позже принесла плоды - возникло уникальное явление мировой культуры - русская дворянская культура ХIХ века, которая и по сей день имеет непреходящее значение.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.