Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ЕКАТЕРИНЫ II В 70-80 ГГ.



В 1775 г. Екатерина II провела реформу местного управления. Ее смысл заключался в том, чтобы взять под строгий контроль все районы страны, использовать ресурсы как самого государства, так и местного дворянства. Одновременно эта реформа втягивала дворянство в систему управления Россией, пробуждая его инициативу, самодеятельность.

Теперь вся Россия вместо прежних 23 губерний, которые существовали к этому времени, делилась на 50 губерний, в каждой из которых насчитывалось по 300 тысяч человек. Они включали и национальные районы страны. Их жители входили в состав губерний наравне с остальными.

Губернии делились на уезды. В их составе было по 30 тысяч человек. Основной фигурой являлся губернатор — глава губернского правления. Несколько крупных губерний объединялись в наместничества или генерал-губернаторства, во главе которых стояли генерал-губернаторы.

Губернское правление осуществляло распорядительные функции, контроль за выполнением распоряжений правительства, отдачу под суд нарушителей законов. А главное — в руках губернатора находились полиция и приданные ему войска. Всеми хозяйственными делами ведала Казенная палата. «Приказ общественного призрения» помогал полиции поддерживать порядок. Одновременно он ведал народным образованием, здравоохранением, благотворительностью, богадельнями, сиротскими домами. Довершало новое губернское управление учреждение судебной системы. Высшей судебной инстанцией теперь являлись две палаты — по гражданским и уголовным делам. Им подчинялись и были подотчетны специальный суд для дворян и суд для купцов и мещан. Свой суд был у государственных крестьян. Ввели должность губернского прокурора, которому подчинялись прокуроры, приданные всем судам.

Таким образом, впервые в России появилась стройная и единообразная для всей империи судебная система, выстроенная по образцу западных стран. Однако она была сословной, что на Западе стало уже прошедшим днем.

Новая система управления вводилась и в уездах. Там всеми делами руководил «низший земский суд» во главе с выборным капитан-исправником. Этот орган соединял в себе распорядительную и судебную власть. И капитан-исправник, и судебные заседатели выбирались только из дворян. Непосредственно судебными делами, как и в губерниях, занимались местные сословные суды, где заседали выборные люди из сословий.

Выборы кандидатов на уездные и губернские должности, которые занимали лишь дворяне, проводились на уездных и губернских дворянских собраниях. Ими руководили уездный и губернский предводители дворянства. На своих губернских и уездных должностях дворяне получали государственное жалование. Они были подотчетны губернаторам, назначаемым императрицей. Тем самым дворянство оказалось прочно встроено в систему местного управления и являлось надежной опорой центральной власти. Теперь власть и губернское и уездное общество представляли собой единое и неразрывное целое.

В этом же году Екатерина II осуществила городскую реформу, цель которой состояла в упорядочении и усилении городского управления.

Если в губерниях и уездах власть опиралась на дворянство, то в городах — на дворян, купечество и зажиточных горожан. Отныне городами руководили городские магистраты во главе с городничими. Состав магистрата выбирался местным купечеством и мещанством. А городничий назначался Сенатом из дворян.

Из числа городских жителей избирались и судебные органы — «совестный суд», который подчинялся губернатору. Как видим, и в городах была введена система, которая соединяла в себе зачатки местного самоуправления в сочетании с сильным государственным контролем. Опираясь на преданное самодержавию общество на местах, Екатерина II не выпускала из рук жесткого контроля как над губерниями и уездами, так и над городами.

Усиливая систему управления в стране, делая ее более гибкой и современной, власть позаботилась о сокращении вольности казачьих областей, откуда постоянно исходила угроза стабильности государству. Донское казачество основательно урезали в правах. Яицкие казаки потеряли даже те права, которые они имели до восстания. И на Дону, и на Яике была введена система губернских учреждений. А в 1775 г. Екатерина II ликвидировала Запорожскую Сечь.

В 80-е гг. вышел еще один законодательный акт, который указывал на то, что правительство в своем стремлении к тотальному контролю за населением добралось до каждой улицы, каждого городского дома. По новому закону в городах вводились полицейские управы. Устанавливался такой порядок, когда дворы городских жителей образовывали части, кварталы. За них отвечали частные приставы и квартальные приставы. Новый закон содержал наставления о том, как обязаны вести себя горожане.

Российская империя после реформы местного управления и наступления на казачество окончательно превратилась в унитарное государство, т. е. в единое и нераздельное целое.

Жалованные грамоты дворянству и городам. Через 10 лет после этих нововведений Екатерина II завершила организацию своего государства четким определением прав и обязанностей двух ведущих сословий в стране — дворянского и городского.

Жалованная грамота дворянству содержала все права и привилегии, которые оно получило от власти за годы последних царствований.

Дворяне были освобождены от обязательной государственной службы, уплаты податей и выполнения каких-либо повинностей. К ним запрещено было применять телесные наказания. В случае совершения дворянином тяжкого преступления и понесения им наказания его имение не конфисковывалось, а оставлялось семье. Наконец, самое главное, в грамоте подтверждалось монопольное право дворян на владение землей, населенной крестьянами. Однако Екатерина II, чувствуя веление времени, уклонилась от четкого определения права дворян на обладание «крепостными душами». Грамота подтверждала возможность дворян заниматься торговлей, строить заводы, владеть городской собственностью.

Утверждалось и дворянское самоуправление (правда, под контролем царской администрации — губернаторов и генерал-губернаторов) в губерниях и уездах: губернские и уездные дворянские собрания (созывались один раз в три года) занимались устройством жизни дворян, выбирали должностных губернских и уездных чиновников, своих предводителей.

Жалованная грамота городам создавала стройную корпорацию городских жителей. Им давалось право городского самоуправления (но также под контролем администрации — генерал-губернаторов, губернаторов, городничих, приставов).

Власти стремились создать в городах «средний слой людей» — благонамеренных, лояльных власти. Вместе с администрацией они контролировали бы жизнь в городах.

Городские жители делились согласно собственности и доходам на шесть разрядов. Лишь верхушка города имела право участия в городских собраниях, выбиравших городского голову и других должностных лиц. Городскую же думу избирали жители всех разрядов. Дума ведала городским хозяйством, выбирала представителей в специальный орган, куда входило по одному представителю от каждого из шести разрядов. Тем самым каждый из них представлял там интересы своего социального слоя. Существовали в городах и прежние органы государственной власти, определенные по реформе местного управления. В их-то руках и была реальная власть в городах. Однако новая система городского самоуправления как бы подпирала администрацию снизу, создавала ей прочную народную опору.

В обеих грамотах объявлялось, что члены дворянского и городских сословий получают защиту закона. Без следствия и суда человека теперь нельзя было бросить в тюрьму, наказать, лишить собственности.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.