Тяжелые последствия Смутного времени заставили передовых людей задуматься о месте России в мире. В конце 17 века наметились признаки серьезного отставания в экономическом и культурном отношении от западных стран. Сложился общероссийский рынок, и купечество требовало отмены привилегий иностранцев во внутренней торговле. Укрепление самодержавия привело к усилению центральной власти и падению роли Земских соборов и Боярской думы. Создание регулярной армии тормозило наличие Стрелецкого войска. Россия была отрезана от внешнего мира отсутствием выхода к морям. Решение этих задач стало основным условием прогресса. Весь ход истории, проблемы, стоящие перед Российским государством, предопределили необходимость будущих преобразовании Петра I.
Россия в XVII веке
Для борьбы с последствиями Смуты был созван Земский собор 1613 года, на котором на царство был призван Михаил Романов — первый из династии Романовых. Тем не менее, борьба с мятежниками из числа казаков и польскими интервентами не закончилась. Немало беспокойств России причинил рейд Лисовского в 1615 году и поход Владислава в 1618 году. Ценой территориальных уступок (временно был утрачен Смоленск и северская земля) была сохранена независимость России (Деулинское перемирие).
Вместе с тем, продолжается начатое ещё при Иване Грозном освоение Сибири: заложены города Красноярск (1626), Якутск (1632), Чита (1653). В 1648 казак Семён Дежнёв по морю огибает Чукотку и открывает пролив, позже названный Беринговым. Освоение Сибири осуществляли казаки, землепроходцы и промышленники. В честь одного из них — Хабарова — назвали город и обширный край на Дальнем Востоке. Русская колонизация практически не встречала сопротивления. Местное население принуждалось к выплате пушного налога (ясак). Единственным препятствием при освоении Дальнего Востока стал Китай, с которым уже в 1689 году был заключён Нерчинский договор.
Соборным уложением 1649 года было закреплено крепостное право.
В 1654 году казаки Богдана Хмельницкого, поднявшие восстание против Польши, присягнули на верность московскому царю Алексею. Этот акт привёл к русско-польской войне, в результате которой Киев, Смоленск и значительная часть Приднепровья попадает под власть Москвы.
Церковная реформа патриарха Никона провоцирует раскол. Ревнители старины уходят в оппозицию, а в России усиливается вестернизация: появляются «полки нового строя» (рейтары), в высших слоях общества усиливается интерес к западной культуре (театр, портретная живопись). Элементы раскола и Смуты проявляются в восстании Степана Разина (1670—1671).
Царская власть
У царя была сосредоточена вся полнота верховной государственной власти (законодательная, исполнительная и судебная). Все действия органов власти совершались только от имени царя и по царскому указу. Духовенство в свою очередь разработало идеологическое обоснование царской власти. Власть московского государя была неограниченной. Но в руках Ивана Грозного в период опричнины эта власть превратилась уже просто в произвол. Московский государь был только морально ограничен старыми обычаями и традициями, в особенности церковными.
Боярская дума
Боярская дума состояла из ближайшего окружения царя и стояла во главе древнерусской администрации. Боярство в 16-17 вв., являлось высшим рангом, которым государь «жаловал» своих ближайших помощников. Известно несколько десятков знатных фамилий, преимущественно княжеских, члены которых (обычно — старшие члены) «бывали в боярах». Вторым чином или рангом в думе был «окольничий», который так же назначался царём. Эти «чины» пополнялись исключительно из представителей высшей московской аристократии, и только начиная с XVII в. были единичные случаи пожалования боярства людям из среднего служилого слоя (как Матвеев или Ордин-Нащокин). Число бояр и окольничих редко превышало 50 человек. Кроме них в состав думы входило несколько думных дворян и трое или четверо думных дьяков, секретарей и докладчиков думы. Права и полномочия думы никак не определялись законами. Её компетенции определялись в основном старыми обычаями или волею государя.
Земские соборы
Земские соборы, или «советы всея земли» возникают одновременно с московским царством. «Уложенный» собор 1648—49 гг. принял основы государственного законодательства. Соборы 1598 и 1613 гг. носили учредительный характер и являлись верховной властью в государстве.
Центральное управление. Приказы
рпОрганами центрального управления в Московском государстве были приказы. Московские приказы развились из первоначально единоличных и временных правительственных поручений, которые московский великий князь давал своим боярам и вольным слугам. В XVI—XVII вв. "эти единоличные поручения превратились в сложные и постоянные присутственные места, получившие название изб или приказов. Так как приказы появлялись постепенно по мере надобности, то распределение правительственных дел между ними представляется чрезвычайно неправильным и запутанным, на наш взгляд.
Важнейшими приказами общегосударственного значения были следующие: Посольский приказ, ведавший внешние сношения; Поместный приказ, ведавший служилое землевладение; Разрядный приказ, или Разряд, заведовавший военным делом и назначением командного состава; Холопий приказ ведал регистрацией холопов; Разбойный приказ (с подчиненными ему губными старостами на местах) ведал важнейшие уголовные дела по всему государству; было несколько судных приказов; приказы Большой казны и Большого прихода ведали государственное хозяйство и финансы; важнейшими территориальными приказами были Малороссийский, Сибирский, а также дво́рцы Казанский, Новгородский, Тверской.
Начальниками, или «судьями», главнейших приказов были обычно бояре и «думные люди» «с товарищи»; с ними в приказах сидели дьяки (секретари) и подьячие (писцы). Второстепенными приказами управляли дворяне с дьяками или одни дьяки.
Уровень коррупции в приказах был очень высок. Приказные дьяки, как жаловались царю выборные люди на Соборе 1642 г., «обогатев многим богатством неправедным своим мздоимством», накупили себе вотчин и настроили себе домов «палат каменных таких, что неудобь-сказуемо».
Местное управление и самоуправление
Местное управление в Московском государстве XV и первой половины XVI вв. находилось у наместников и волостелей. Наместники правили городами и «подгородними станами», волостели управляли волостями. Их подчиненные органы — тиуны, доводчики, праветчики, недельщики — являлись их слугами (но не государственными чиновниками).
В XVII веке произошел упадок местного самоуправления. Воеводы, которые раньше были только в пограничных областях «для береженья» от неприятелей, в XVII в. стали во всех городах страны. Воеводы сосредоточивают в своих руках всю власть, и военную и гражданскую.
Воеводы действовали по «наказам» (инструкциям) московских приказов и им подчинялись. Только «губные» учреждения, с губными старостами во главе, сохраняются как особое, формально самостоятельное ведомство. Земские учреждения в посадах и волостях также сохраняются, но они в течение XVII века всё более теряют свою самостоятельность. В северных областях и в XVII веке сохраняется волостной сход с его выборными органами, но сфера их компетенции все более сужается. Волостной суд подчиняется надзору воеводы и решает только мелкие дела.
Военная организация
В XVI—XVII вв. московское государство находилось непрерывной борьбе на три фронта. Поэтому главной задачей и главной заботой московского правительства была организация военных сил государства.
Основу московского войска составляло конное ополчение землевладельцев, вотчинников и помещиков, особенно последних. Нуждаясь в военных силах, московское правительство раздавало множество «государевых» земель в поместья «служилым людям» — под условием несения государевой военной службы. Служба продолжалась для помещиков всю жизнь, от 15-летнего возраста до старости, дряхлости или тяжелого увечья.
Отборной частью дворянского ополчения была тысяча «дворян московских», которые составляли гвардию царя и служили также офицерскими кадрами для провинциальных отрядов.