Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Место дисциплины в учебном процессе



 

Дисциплина «История и методология юридической науки» является базовой в системе дисциплин профессионального цикла, и играет немаловажную роль в воспитании правового сознания и правовой культуры. Основой для изучения данного курса служат знания, полученные в результате освоения студентом следующих дисциплин: «История отечественного государства и права», «История государства и права зарубежных стран», «Теория государства и права», изучаемых в рамках образовательной программы бакалавра. Учебная дисциплина «История и методология юридической науки» опирается на глубокие знания и приобретенные практические навыки, полученные в результате освоения вышеуказанных дисциплин. «История отечественного государства и права» совместно с «Историей государства и права зарубежных стран», «Теорией государства и права», «Историей политических и правовых учений», а также рядом других учебных дисциплин, образуют группу наук, которая даёт теоретические основания и фактические материалы, без которых невозможно усвоение отраслевых и других общеюридических дисциплин, а также применения действующего законодательства. Приступая к изучению курса «История и методология юридической науки», обучающийся должен знать основные результаты научных историко-юридических исследований, уметь выявить общие закономерности возникновения, развития и функционирования различных государственно-правовых систем, владеть юридической терминологией. Изучение «Истории и методологии юридической науки» должно осуществляться в тесной, взаимосвязи с другими дисциплинами магистерской программы, особенно с «Историей политических и правовых учений». «История и методология юридической науки» способствует лучшему освоению иных отраслевых дисциплин, закладывает прочный фундамент для усвоения и закрепления знаний и умений, приобретённых в результате изучения общеюридических дисциплин, создает прочный базис для дальнейшей научно-исследовательской деятельности.

 

Цели и задачи дисциплины. Требования к результатам освоения дисциплины

Целью дисциплины «История и методология юридической науки» является освоение студентами теоретических и практических знаний и приобретение умений и навыков в области юриспруденции для формирования целостной системы взглядов о правовой науке, без которых немыслима подлинная современная юридическая культура, и знание которые составляют основу любого современного юридического рассуждения и обоснования.

 

После изучения дисциплины студент должен:

  • Знать основные научные теории и их главнейших представителей по всем ключевым проблемным вопросам правоведения.
  • Иметь представление о методологических традициях и типах научной рациональности.
  • В совершенстве знать и владеть необходимым понятийным аппаратом и свободно оперировать специальными терминами.
  • Свободно ориентироваться в истории становления юридической науки и основных методологических подходах в правопознании.
  • Владеть навыками применения методов научного познания в предметной области юридической науки.
  • Уметь анализировать проблемы методологии правоведения и иметь навыки научно-исследовательской деятельности.

Организационно-методические характеристики дисциплины

Общая трудоёмкость дисциплины составляет 2 зач.ед. (72 часа), их распределение по видам работ и по семестрам представлено в таблице 1.

Таблица 1

Распределение трудоемкости дисциплины по видам работ по семестрам

Вид учебной работы Трудоемкость
зач. ед. час. по семестрам
1 семестр 2 семестр
Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану  
Аудиторные занятия 0,7  
Лекции (Л) 0,1  
Семинарские занятия (С) 0,5  
Самостоятельная работа(СРС) в том числе: консультации; контрольные работы; реферат; эссе; самоподготовка к текущему контролю знаний др. виды 1,27  
Вид контроля:        
зачет        

4. Структура и содержание дисциплины

Формы промежуточной аттестации по дисциплине: экзамен

 

Структура дисциплины

№ семе-стра Наименование темы дисциплины Трудо-емкость, час. Учебные занятия, час. Нали-чие КП, КР, РЗ* Форма текущего контроля успеваемости (экз)
Аудиторные СРС
Все-го Лек-ции Лабора-торные занятия Практи-ческие занятия
Классическая и неклассическая научная рациональность.         Проверка решения задач и выполненных индивидуальных заданий
Современные представления о научном познании.       теоретический опрос, проверка презентаций
Формирование юридических типов научного познания.         теоретический опрос, проверка практического задания
Юридическое познание как деятельность, различные стили и образы юридического познания.       теоретический опрос, проверка практического задания
Понятие методологии и принципы юридической науки       теоретический опрос, проверка практического задания
  Итого за семестр     зачет

4.2. Содержаниедисциплины

Теоретическая часть

№ п/п Номер и наименование темы. Содержание темы в дидактических единицах Перечень знаний, умений и навыков, приобретенных после освоения темы
Тема №1. Классическая и неклассическая научная рациональность. 1. Научное знание как социокультурный феномен. 2. Юридическая наука в системе социально-гуманитарного знания. 3. Кумулятивистская и парадигмалистская модели развития юридической науки. Внутринаучные и социокультурные факторы эволюции юридической науки. 4. Специфика классического типа научной рациональности. 5. Специфика неклассического типа научной рациональности. 6. Постнеклассическая научная рациональность. Специфика юридических и иных социально-гуманитарных наук: классические и постклассические трактовки. 7. Классический и постклассический этапы в развитии юридической науки: общая характеристика. 8. Типология правопонимания в контексте исторических типов научной рациональности.   Знать: 1. Понятие и типы научной рациональности, научной парадигмы, научной картины мира. 2. Основные модели динамики научного знания. 3. Роль и место юридической науки в системе социально-гуманитарного знания 4. Основные факторы и этапы развития юридической науки 5. Основные типы правопонимания Уметь: 1. Охарактеризовать современное состояние юридической науки 2. Определить структуру юридической науки 3. Охарактеризовать основные этапы эволюции правовой науки 4. Сформулировать основные направления развития правовой науки Владеть навыками: 1. Работы с различными источниками правовых знаний 2. Принятия исследовательского решения
Тема №2. Современные представления о научном познании. 1. Позитивистский идеал научной рациональности: общая характеристика. Проблема ценностной нейтральности научного знания в позитивистской традиции науки. 2. Позитивистская традиция в классической юридической науке. Неопозитивистские интерпретации научного знания. 3. Аналитическая философия и ее значение для юридической науки и юридической техники. 4. Постпозитивистские интерпретации научного знания. 5. История юридической науки в контексте теории научных революций: допарадигмальный и парадигмальный периоды в эволюции юридической науки. 6. Неокантианство: обоснование специфики гуманитарного знания. 7. Научное знание и герменевтика. Герменевтический характер юридической науки. Различия и взаимосвязь научного объяснения и научного понимания. 8. Наука и постмодернизм. 9. Коммуникативная концепция науки.   Знать: 1. Сущность позитивистской традиции в правовой науке 2. Содержание основных периодов в эволюции правовой науки 3. Возможности принципа “фальсификации” в теоретических и отраслевых юридических науках. 4. Методологию научно-исследовательских программ И. Лакатоса. 5. Концепцию роста научного знания и принцип “фальсификации” научного знания К. Поппера. 6. Теорию научных революций Т. Куна. 7. Основные принципы истолкования юридических текстов Уметь: 1. Охарактеризовать допарадигмальный и парадигмальный периоды в эволюции юридической науки. 2. Охарактеризовать основные концепции научного познания 3. Определять структуру правового материала Владеть: 1. Навыками истолкования и конструирования юридических текстов  
Тема №3. Формирование юридических типов научного познания 1. Социокультурные факторы формирования юридических типов научного познания. 2. Юридический тип научного познания и правопонимание. Тип правопонимания и методология познания права. Классический тип научной рациональности и особенности классической юридической науки. 3. Болонская школа юристов и схоластический метод анализа и синтеза. 4. Юснатурализм и юридический позитивизм: различие методологических стратегий. Рационалистические методы в классической юридической науке: дедуктивно-аксиоматический метод классического юснатурализма. 5. Эмпирические методы в классической науке: индуктивный метод юридического позитивизма. 6. Этатистский и социологический позитивизм в правоведении. Методы догматической юриспруденции. Методы социологического позитивизма. 7. Историческая школа права и принцип историзма в юридических науках. 8. Постклассический тип научной рациональности и специфика постклассической юридической науки. 9. Психологический вариант правопонимания. 10. Аналитическая юриспруденция. Правовая герменевтика. Правовой экзистенциализм. 11. Формирование интегрального правопонимания. 12. Коммуникативные стратегии в современной юридической науке.     Знать: 1. Систему факторов формирования юридических типов научного познания. 2. Сущность юридического типа научного познания и правопонимания 3. Рационалистические методы в классической юридической науке: дедуктивно-аксиоматический метод классического юснатурализма 4. Сущность индуктивного метода юридического позитивизма. 5. Сущность методов догматической юриспруденции и социологического позитивизма   Уметь: 1. Охарактеризовать особенности различных методов правового познания и способы формирования отдельных типов правопонимания 2. Охарактеризовать основные типы научного познания 3. Провести сравнительную характеристику между юснатурализмом и юридическим позитивизмом 4. Охарактеризовать методы догматической юриспруденции и методы социологического позитивизма. 5. Сформулировать общую модель каждой из основных коммуникативных форм в профессиональной деятельности юриста Владеть навыками: 1. Реализации основных форм коммуникативной компетенции юриста в профессиональной деятельности  
Тема №4. Юридическое познание как деятельность, различные стили и образы юридического познания 1. Коммуникативный характер социогуманитарного знания. 2. Стиль юридического познания как элемент правовой культуры. 3. Образ юридического познания и типы правопонимания.   Знать: 1. Понятие, сущность и значение юридического познания 2. Основные принципы юридического познания 3. Основные способы формирования стиля юридического познания 4. Систему факторов обуславливающих тип правопонимания 5. Стили и образы юридического познания Уметь: 1. Охарактеризовать дивергентный, ассимилирующий, конвергентный и аккомодационный стили правопонимания 2. Грамотно выражать и аргументировано обосновывать свою точку зрения по проблематике методологии юридической науки 3. Анализировать современную юридическую науку, с точки зрения используемых методов и перспектив совершенствования методологии правоведения Владеть навыками: 1. Практического применения в профессиональной и исследовательской деятельности стилей и образов юридического познания  
Тема №5. Понятие и принципы методологии юридической науки 1. Понятие методологии юридической науки. Метод, методологический принцип, методологическая стратегия, методология: соотношений понятий. 2. Эмпирический и теоретический уровни юридического познания. Структура и функции научной теории. 3. Проблемы классификации методов. Методы научного и философского познания права. 4. Юридическая наука и юридическая техника. Юридико-технические методы. 5. Классические и постклассические методологии познания права: общая характеристика. Концепция универсального научного метода в классической науке. 6. Плюрализм и комплементарность методов в современной юридической науке. 7. Междисциплинарный характер современного правоведения. 8. Классические методы юридической науки. 9. Логические методы. Диалектический метод. Понятие, предмет, задачи и практическое значение догматического метода. 10. Нормативный метод. 11. Историко-правовой метод. 12. Сравнительно-правовой метод. 13. Постклассические методы юридической науки. Герменевтический метод в юридической науке. Семиотический метод и аналитическая стратегия в правоведении. 14. Метод юридической деконструкции. 15. Системный подход и структурно-функциональная стратегия. Системный подход и синергетика. 16. Принцип историзма в юридической методологии. 17. Культурологический принцип юридической методологии. 18. Коммуникативный принцип юридической методологии.   Знать: 1. Понятие методологии юридической науки. 2. Основное содержание методов и принципов научного познания 3. Структуру и функции научной теории 4. Проблемы классификации методов научного познания 5. Основные особенности юридической техники 6. Правила конструирования модели методологической стратегии научного исследования Уметь: 1. Использовать в исследовательской деятельности приемы и способы научного познания 2. Выстраивать методологическую стратегию проведения научного исследования Владеть навыками: 1. Практического применения основных методов и принципов научного познания    

Практическая часть

 

№ раз-дела Тема Тру-доем-кость, час. Характеристика занятия
Тема №1. Классическая и неклассическая научная рациональность.   Семинар 1. Научное знание как социокультурный феномен. 2. Юридическая наука в системе социально-гуманитарного знания. 3. Кумулятивистская и парадигмалистская модели развития юридической науки. Внутринаучные и социокультурные факторы эволюции юридической науки. 4. Специфика классического типа научной рациональности. 5. Специфика неклассического типа научной рациональности. 6. Постнеклассическая научная рациональность. Специфика юридических и иных социально-гуманитарных наук: классические и постклассические трактовки. 7. Классический и постклассический этапы в развитии юридической науки: общая характеристика. 8. Типология правопонимания в контексте исторических типов научной рациональности. Тестовое задание Рефераты
Тема №2. Современные представления о научном познании.   Дискуссия по вопросам 1. Позитивистский идеал научной рациональности: общая характеристика. Проблема ценностной нейтральности научного знания в позитивистской традиции науки. 2. Позитивистская традиция в классической юридической науке. Неопозитивистские интерпретации научного знания. 3. Аналитическая философия и ее значение для юридической науки и юридической техники. 4. Постпозитивистские интерпретации научного знания. 5. История юридической науки в контексте теории научных революций: допарадигмальный и парадигмальный периоды в эволюции юридической науки. 6. Неокантианство: обоснование специфики гуманитарного знания. 7. Научное знание и герменевтика. Герменевтический характер юридической науки. Различия и взаимосвязь научного объяснения и научного понимания. 8. Наука и постмодернизм. 9. Коммуникативная концепция науки. Семинар (Теоретический опрос) Тестовое задание Рефераты
Тема №3. Формирование юридических типов научного познания   Теоретический опрос 1. Социокультурные факторы формирования юридических типов научного познания. 2. Юридический тип научного познания и правопонимание. Тип правопонимания и методология познания права. Классический тип научной рациональности и особенности классической юридической науки. 3. Болонская школа юристов и схоластический метод анализа и синтеза. 4. Юснатурализм и юридический позитивизм: различие методологических стратегий. Рационалистические методы в классической юридической науке: дедуктивно-аксиоматический метод классического юснатурализма. 5. Эмпирические методы в классической науке: индуктивный метод юридического позитивизма. 6. Этатистский и социологический позитивизм в правоведении. Методы догматической юриспруденции. Методы социологического позитивизма. 7. Историческая школа права и принцип историзма в юридических науках. 8. Постклассический тип научной рациональности и специфика постклассической юридической науки. 9. Психологический вариант правопонимания. 10. Аналитическая юриспруденция. Правовая герменевтика. Правовой экзистенциализм. 11. Формирование интегрального правопонимания. 12. Коммуникативные стратегии в современной юридической науке. Тестовое задание рефераты
Тема №4. Юридическое познание как деятельность, различные стили и образы юридического познания   Теоретический опрос 1. Коммуникативный характер социогуманитарного знания. 2. Стиль юридического познания как элемент правовой культуры. 3. Образ юридического познания и типы правопонимания. Тестовое задание рефераты
Тема №5. Понятие и принципы методологии юридической науки   Семинар Теоретический опрос 1. Понятие методологии юридической науки. Метод, методологический принцип, методологическая стратегия, методология: соотношений понятий. 2. Эмпирический и теоретический уровни юридического познания. Структура и функции научной теории. 3. Проблемы классификации методов. Методы научного и философского познания права. 4. Юридическая наука и юридическая техника. Юридико-технические методы. 5. Классические и постклассические методологии познания права: общая характеристика. Концепция универсального научного метода в классической науке. 6. Плюрализм и комплементарность методов в современной юридической науке. 7. Междисциплинарный характер современного правоведения. 8. Классические методы юридической науки. 9. Логические методы. Диалектический метод. Понятие, предмет, задачи и практическое значение догматического метода. 10. Нормативный метод. 11. Историко-правовой метод. 12. Сравнительно-правовой метод. 13. Постклассические методы юридической науки. Герменевтический метод в юридической науке. Семиотический метод и аналитическая стратегия в правоведении. 14. Метод юридической деконструкции. 15. Системный подход и структурно-функциональная стратегия. Системный подход и синергетика. 16. Принцип историзма в юридической методологии. 17. Культурологический принцип юридической методологии. 18. Коммуникативный принцип юридической методологии. Тестовое задание рефераты

Планирование самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

№ и наименование темы Виды СРС Объем, час.
Тема №1. Классическая и неклассическая научная рациональность. Реферирование литературы, проработка конспекта лекций и дополнение конспекта рекомендованной литературой Подготовка рефератов
Тема №2. Современные представления о научном познании.   Аннотирование статей, проработка конспекта лекций и дополнение конспекта рекомендованной литературой Подготовка рефератов
Тема №3. Формирование юридических типов научного познания   Реферирование литературы, проработка конспекта лекций и дополнение конспекта рекомендованной литературой Углубленный анализ научно-методической литературы. Подготовка рефератов
Тема №4. Юридическое познание как деятельность, различные стили и образы юридического познания   Реферирование литературы, проработка конспекта лекций и дополнение конспекта рекомендованной литературой Углубленный анализ научно-методической литературы. Подготовка рефератов
Тема №5. Понятие и принципы методологии юридической науки   Реферирование литературы, проработка конспекта лекций и дополнение конспекта рекомендованной литературой Углубленный анализ научно-методической литературы. Подготовка рефератов

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.