Есть и еще одно важное негативное явление. Суть его в том, что родители достаточно успешны фактически или считают себя таковыми, и постоянно упрекают детей, в том, что они не пошли в них, что вот мы, например, в твои годы уже горы свернули, а ты все топчешься. И нечего ответить ребенку.
И может быть в одиночестве он заплачет, проклиная свою бесталанность, а на самом деле речь идет о том, что родители лишены достаточного такта и доброго внимания к своим детям, и выпячивая свои достоинства, они наносят детям очень сильный вред. Настоящий талант, и настоящий успех скромен, и не криклив. И уж, конечно, не подавляет близких своим величием или исключительностью.
Верной дорогой идем.
Если родители терпеливо занимаются со своими детьми, помогают им, учат их и общим правилам поведения, и помогают понять ложные пассажи в литературе, и вместе бьются над математическими задачками, если видя ошибки и недостатки своих детей, они проявляют терпение и заменяют окрик лаской, упрек тихой и доброй улыбкой, то все это медленно, но верно войдет в обиход последующей жизни ребенка, и он сам незаметно переймет у своих любимых родителей все их достоинства, которые составят стержень и его поведения и его отношения к людям и к себе - впредь.
Продуктовая любовь.
Одним из обстоятельств нахлебничества, безразличия к семье, эгоизма является выращенное в детстве и подростковом возрасте замещение, или такое отношение к детям, когда все родственники наперегонки бросаются делать за детей, удовлетворять запросы детей, ублажать их. И это приятное состояние начинает проявляться в двух вещах: во-первых, дети убеждены, что так и должно быть, что родственники им пусть и непонятно по какой причине, но обязаны служить, и, во-вторых, сами дети не проявляют в таком случае никакой человеческой душевности и инициативы.
Такие дети никогда не пойдут в магазин за хлебом и за лекарством в аптеку, они не будут всю ночь сидеть у постели больного, они даже не вызовут врача, при этом, любя подарки, сами они никогда не придумают и не создадут оригинальные подарки для родственников.
Одной из причин такого поведения можно назвать социальноличностную невнимательность. Ребенок съедает фрукты, предназначенные для всей семьи, он требует себе особую одежду, не замечая, что у матери прохудились туфли, он с детства освоил принцип - все себе, и не умеет замечать, кому плохо, кому нужна помощь. Невнимательность в малом, приводит к тому, что он, стоя на остановке, не замечает, не видит и не умеет заострять внимание, чтобы почувствовать опасность, которая возникает, когда несется пьяный шофер.
Невнимательность связана с другим известным врагом - необязательностью и неисполнительностью. Вот потому и важно, чтобы семья обращала внимание ребенка на любые нюансы, приучая его видеть, понимать, осознавать, соучаствовать, определять свою роль и ответственность.
Анкета для родителей
Дети в семье.
1. Ваш ребенок, возвращаясь из школы, любит рассказывать о своих успехах, проблемах, происшествиях и делает это по-доброму.
2. Ваш ребенок откровенен с кем-либо из членов семьи и не утаивает свои серьезные проблемы и переживания.
3. Ваш ребенок гуляет вместе с родителями, сидит вместе за столом.
4. У вашего ребенка есть общие интересы с кем-либо из членов семьи.
5. Ваш ребенок любит повторять слова и шутки вашей семьи.
6. Ваш ребенок достаточно самостоятелен и делает уроки сам, иногда обращаясь за помощью к родителям, если у него возникают значительные затруднения.
7. у семьи сложились хорошие отношения со школой, с классным руководителем и родители участвуют в делах класса и школы.
8. Ваш ребенок оптимистичен, уверен в себе, и у него есть друзья и товарищи в классе и по месту жительства.
9. у вашего ребенка есть любимые книги и любимое занятие помимо учебы.
10. Ваш ребенок с удовольствием принимает участие в подготовке семейных праздников.
11. Ваш ребенок всегда помогает в домашних делах, когда это необходимо и любит предлагать свои услуги.
12. Ваш ребенок любит животных, ухаживает за ними .
13. Ваш ребенок понимает роль физических занятий и старается участвовать в различных спортивных играх и соревнованиях.
14. Ваш ребенок никогда не играет на компьютере в убийства и старается использовать компьютер с пользой для себя.
15. Ваш ребенок верный друг и на него всегда можно рассчитывать.
16. Ваш ребенок не страдает обжорством, умеет сдерживатьаппетиты.
17. Ваш ребенок ведет дневник, в который заносит все интересное, что увидел,прочитал,узнал.
18. В вашей семье сложились добрые и ласковые отношения с детьми, и на них никто не кричит, их не преследуют за ошибки, им помогают.
19. у вас в семье сложились добрые и интересные традиции.
20. Ваши дети вовремя приходят домой, и стараются не огорчать своих родственников.
21. Ваши дети задумываются о будущем, пытаются определить свое место в жизни, привлекательную профессию, они любят задавать различные вопросы, и ЧТО самое интересное, выслушивают ответ.
22. Мама и часто папа пользуются и у самих детей, и у их приятелей большим авторитетом, и к ним не редко ходят советоваться.
23. По вечерам и в выходные вы ходите в парк, на лыжах, в бассейн, копаетесь в огороде, играете в настольные игры, делаете домашние дела, посещаете театры, смотрите познавательные передачи, обсуждаете проблемы, гуляете с животными, и вы все не изнываете от скуки.
24. У вас в семье не принят двойной стандарт: взрослые не требуют от детей того, что не делают или наоборот делают сами (не требуют читать книги, газеты и журналы, если не читают сами, не требуют не курить и не употреблять алкогольные напитки, если грешат этим сами, не требуют, чтобы ребенок не сплетничал и не злословил, если постоянно делают это сами, не требуют помогать по дому, если маме никто не помогает, не требуют вовремя ложиться спать и не есть на ночь, не играть день и ночь на компьютере, если постоянно делают это сами).