Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Психологический настрой и объяснение темы



Содержание

1.Введение -3

1Глава.Планирование, содержание и организация индивидуальных логопедических занятий -4

1.1 Определение индивидуальных занятий -4

1.2 Структура индивидуальных занятий и содержание -6

1.3 Организация индивидуальных занятий и планирование -9

 

2Глава.План-конспект по постановке, автоматизации и дифференциации звука Т -11

 

2.1План-конспект по постановке звука Т -11

2.2План-конспект по автоматизации звука Т в рассказах -14

2.3 План-конспект по дифференциации звуков Т и Т' изолированно и в слогах -18-

 

3.Заключение -21-

4.Литература -22-

 

1.1 Структура индивидуальных занятий и содержание

Структура индивидуальных занятий следующая:

1) психологический настрой;

2) пальчиковая гимнастика;

3) артикуляционная гимнастика;

4) массажные упражнения;

5) дыхательные упражнения;

6) работа над звукопроизношением:

-подготовительный этап;

- постановка звука;

- автоматизация звука в слогах, словах, предложениях, текстах;

- дифференциация звуков.

Психологический настрой помогает установить контакт логопеда с ребенком, подготовить его к занятию.

Большое значение в индивидуальных занятиях уделяется пальчиковой гимнастике. Установлено что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. В.А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От них образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источники творческой мысли. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда. Сложные движения необходимы для взаимодействия, чем ярче творческая стихия детского разума, тем ребенок умнее». Развивая пальчики ребенка, осуществляется помощь в быстром и успешном овладении речью. Вначале эти упражнения выполняются, неспеша, поправляя и помогая ребенку. Потом темп увеличивается и упражнения усложняются.

Артикуляционная гимнастика – это выработка правильных полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков и объединения простых движений в сложные артикуляционные уклады. Для правильного звукопроизношения необходимо, чтобы артикуляционный аппарат ребенка также работал правильно и четко. Артикуляционная гимнастика состоит из упражнений для тренировки подвижности и переключаемости определенных положений языка и губ, необходимых для произнесения требуемого звука. Подобранные логопедом упражнения рекомендуется выполнять сначала медленно, обязательно стоя перед зеркалом, со временем переходя к более быстрому темпу. Если какое-то движение никак не получается, следует оказывать помощь.

Массажные упражнения помогают развить артикуляционный аппарат. 6

Недостатки детского дыхания преодолеваются развитием более глубокого вдоха и более длительного выдоха, выработкой у детей умения правильно дышать в процессе речи. В младшем дошкольном возрасте это достигается исключительно в игре, а в среднем и особенно в старшем возрасте и через гимнастику. При этом во избежание головокружения продолжительность дыхательных упражнений должна ограничиваться 3-5 минутами.

Работа над звукопроизношением осуществляется поэтапно. Целью первого подготовительно этапа является подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов и правильному восприятию и воспроизведению звуков. Происходит устранение недостаточности речевой моторики, направленной на развитие подвижности органов артикуляции. Развивается фонационное дыхание, слуховое внимание, память и фонематическое восприятие. Осуществляется формирование произносительных навыков и умений. К следующему этапу можно переходить, когда ребенок научиться легко и быстро, правильно воспроизводить основные движения и положения органов артикуляционного аппарата, необходимые для данного звука, четко отличать правильное звучание от искаженного.

Цель этапа постановки звука – добиться правильного звучания изолированного звука. Содержание работы: объединение отработанных на подготовительном этапе движений и положений органов артикуляционного аппарата и создание артикуляционной базы данного звука, добавление воздушной струи и голоса, отработка произношения изолированного звука. При всех способах постановки звука используются словесные инструкции, кинестетические ощущения, двигательный, слуховой, тактильно-вибрационный контроль и опорные звуки. При постановке звука должны дополнительно работать все анализаторы: зрительный, слуховой, двигательный, тактильный. Все это дает возможность осознанно усвоить данный звук и соответствующую ему букву. Переход к автоматизации может осуществляться только, когда ребенок хорошо произносит поставленный звук.

Цель этапа автоматизации звука – добиться правильного произношения звука во фразовой речи. Содержание работы составляет постепенное последовательное введение поставленного звука в слоги, слова, предложения и в самостоятельную речь ребенка.

При дифференциации звуков целью является, учить детей различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи. Происходит постепенная последовательная дифференциация смешиваемых звуков по моторным и акустическим признакам. Сначала изолированно, затем в слогах, словах, предложениях, чистоговорках, стихотворениях, рассказах и в самостоятельной речи. Для зрительного контроля перед ребенком должно стоять зеркало, с помощью которого он сможет наблюдать разницу в 7

артикуляции звуков. Вместе с логопедом ребенок уточняет произношение этих звуков. При этом его внимание обращается на различие в положении органов артикуляции.

Логопед должен учитывать особенности детей, так как дефекты речи у детей не одинаковы. Поэтому при одном и том же содержании методы и приемы различные. Каждое занятие требует тщательной подготовки с учетом речевых, умственных и психологических особенностей ребенка.

Структура построения индивидуальных занятий следующая:

1) организационный момент;

2) повторение пройденного;

3) повторение нового материала;

4) физкультурная минутка;

5) закрепление нового;

6) обобщение изученного;

7) задание;

8) подведение итогов.

На индивидуальных логопедических занятиях осуществляют закрепление навыков произношения изученных звуков. Проводят отработку навыков восприятия и воспроизведения сложных слоговых структур, состоящих из правильно произносимых звуков. Осуществляют воспитание к готовности к звуковому анализу и синтезу слов, состоящих из правильно произносимых звуков, расширение лексического запаса в процессе закрепления поставленных ранее звуков, закрепление доступных возрасту грамматических категорий с учетом исправленных на индивидуальных занятиях звуков.

 

 

1.2 Организация индивидуальных занятий и планирование

Одной из организационных форм, в которой осуществляется обучение произношению, являются индивидуальные занятия. Они предусмотрены учебным планом. В задачу индивидуальных занятий входит прежде всего работа над такими сторонами произношения, которые плохо усваиваются детьми без специального обучения.

Задачу и содержание индивидуальных занятий составляет работа над голосом, над звуками речи и их сочетаниями, над словом. На индивидуальных занятиях логопед добивается первичного умения воспроизвести тот или иной звук, закрепляет полученное умение, а также проводит ряд упражнений, предупреждающих распад тех произносительных навыков, которые под влиянием неблагоприятных условий могут быть утрачены. Индивидуальные занятия позволяют максимально обеспечить личностно-ориентированный подход к каждому ребенку в отдельности. Это касается и использования слухового восприятия, и приемов преодоления моторных затруднений, и темпа продвижения ребенка. Требования к содержанию плана индивидуальных занятий следующие: необходимо четко представлять базу, на которой может быть сформирован новый произносительный навык.

При планировании и проведении занятий важную роль играет правильно подобранное сочетание корректируемых фонем.

Нередко неумелое сочетание отрицательно сказывается на усвоении одного из звуков, тормозит сроки коррекционной работы, увеличивает энергетические затраты как ребенка, так и взрослых — педагогов, родителей.

Таким образом, намечая план работы по обучению произношению на индивидуальных занятиях, логопед учитывает не только требования программы, состояние произношения каждого ребенка его произносительные и компенсаторные возможности, но и те фонетические элементы, которые входят в содержание занятия.

Тема занятия определяется исходя из плана. На одно занятие, как правило, выбирается не одна, а две темы.

Необходимо вначале научить ребенка удерживать язык в нужном положении между губами, затем выработать навык дутья у верхней губы, за зубами при открытом рте. В результате формируется правильная артикуляция. Затем следует серия упражнений, направленных на закрепление адекватной артикуляции в слогах, словах, фразах, самостоятельной роли.

Требования к подбору речевого материала такие:

1. Материал должен быть знаком детям и по содержанию, и по грамматическому оформлению с целью экономии времени. 9

2. Он должен соответствовать фонетической теме.

3. Предпочтение отдается материалу разговорной речи. К речевому материалу относятся не только осмысленные комплексы, но и слоги. Они подбираются по фонетическому принципу в соответствии с целями, поставленными на каждое занятие.

4. Поскольку одну из задач индивидуальных занятий составляет формирование первичного умения воспроизводить тот или иной фонетический элемент, материалом их служат и артикуляционные упражнения. Их цель — подготовить речевые органы ребенка к произношению тех или иных звуков.

Таким образом, на индивидуальных занятиях по праву находит место как речевой, так и неречевой материал. Однако все занятие не может быть построено только на артикуляционных бессмысленных упражнениях. Возвращаясь к сказанному выше, следует напомнить, что на одном занятии обычно представлены две, а иногда и три темы. Уровень подготовленности к ним детей, как мы уже отмечали, различен. Поэтому если при работе над одной темой еще необходимы артикуляционные упражнения, то по другой теме работа ведется уже над осмысленным речевым материалом.

Отбор необходимого оборудования зависит от темы и цели проводимого занятия.

При обучении произношению широко используются специальные технические средства и учебные пособия.

К техническим средствамотносятся приборы, преобразующие звучащую речь в оптические сигналы (приборы типа И-2, ВИР, виброскопы); приборы, преобразующие звуковые сигналы в механические (вибраторы), и др.

К учебным пособиямотносятся: учебники по обучению произношению; таблицы; иллюстрации (демонстрационный материал, раздаточный материал); игрушки (звучащие игрушки, наборы кукольной мебели и посуды, куклы с набором одежды для них, игрушки-животные, мячи, флажки, набор для игры в песок — ведро, лопата, совок и т. п.); игры (лото, домино в картинках, «Вверх-вниз», «Цирк» и т. п.); специальное оборудование (зеркало, логопедические зонды, шпатель, спирт как дезинфицирующий материал, вата).

Наглядно-дидактические таблицы, иллюстративный материал, игры обычно педагоги с помощью родителей изготовляют своими руками. Учебники, таблицы, игрушки, игры, иллюстративный материал в равной мере пригодны как для фронтальных, так и для индивидуальных занятий. Зеркала, зонды, шпатель — принадлежность главным образом индивидуальных занятий. Если нужная артикуляция не получается на основе слухо-зрительного подражания, то учитель прибегает к выработке промежуточной артикуляции. 10

 

Глава. План-конспект по постановке, автоматизации и дифференциации звука Т

План-конспект по постановке звука Т

Характеристика звука Т:

Звук Т - это один из основных звуков используемый для постановки более сложных по артикуляции звуков.

Звук Т является глухим согласным. По способу образования смычно-взрывной. Потому что передняя часть спинки языка образует смычку с верхними зубами или альвеолами, взрываемую выдыхаемой струей воздуха. По месту образования является переднеязычным. Так как преграда образуется передней частью спинки языка.

По акустическим признакам звук Т глухой шумный. То есть его качество определяется характером шума. Так же он является мгновенным. При произнесении звука Т губы полуоткрыты, находятся в положении следующего за Т гласного. Зубы сближены, но не сомкнуты. Между зубами небольшая щель. Кончик языка касается верхних зубов. При произнесении воздушная струя встречает преграду и слышится шум.

План – конспект:

Тема занятия:Уточнение движений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звука Т. Уточнение произношения звука Т.

Цель занятия:Научить детей поднимать широкий передний край языка кверху. Добиться четкого произношения звука Т, умения определять положение языка при произнесении звука Т.

Материалы:Картинки для артикуляционной гимнастики, зеркало, флакон с мыльными пузырями, мельница, паровозик.

Подготовительная работа:подобрать соответствующие для упражнений картинки; поупражняться перед зеркалом в выполнении упражнений. Выяснить произносит ли ребенок звук т при межзубном положении кончика языка, чтобы вовремя поправить его.

План занятия:

1. Организационный момент.

2. Психологический настрой и объяснение темы.

3. Артикуляционная гимнастика.

4. Дыхательные упражнения.

5. Постановка звука с рассказом об этом звуке.

6. Закрепление поставленного звука.

7. Обобщение темы.

8. Задание на дом.

9. Итог занятия. 11

 

 

Ход занятия

Организационный моментлогопед объясняет ребенку правила поведения на уроке.

Психологический настрой и объяснение темы

Логопед. Сегодня мы отправимся в путешествие в страну знаний, где нас ожидают необычные встречи и приключения. Слышите -тук-тук-? Это звук Т к нам стучится. Сегодня мы с ним и будем знакомиться. Но звук Т заколдовали. Теперь чтобы научиться его правильно произносить надо будет его расколдовать. Для этого будем делать все упражнения.

Логопед. Давай вспомним, что у нас умеет делать язык и губы. Я буду показывать, а ты смотри и повторяй затем за мной. Только чтобы расколдовать звук надо все делать точно, для этого мы будем смотреть в зеркало.

Методические указания. Сопровождать демонстрацию упражнений специально подобранными картинками и личным примером. Упражнения проделывать 5-10 раз.

- «Заборчик» - улыбнуться без напряжения, обнажая передние верхние и нижние зубы.

- «Трубочка» - вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой. Зубы тоже должны быть сомкнуты.

- Чередование заборчик и трубочка.

- «Улыбка» - удерживать сильно растянутые губы в улыбке. Зубы не видны.

- «Качели» - поднять кончик языка за верхние зубы, затем опустить за нижние зубы. Чередовать.

- «Остудим блинчик» - положить широкий язык на нижнюю губу.

- «Наказать непослушный язык» - немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепать его губами, произносить звуки «пя-пя-пя…». Удерживать широкий расслабленный язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до десяти. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе, без задержек.

- «Вкусное варенье» - слегка приоткрыть рот, широким передним краем языка «слизать варенье» с верхней губы сверху вниз, но не из стороны в сторону, и спрятать язык. Губы и нижняя челюсть не двигаются.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.