Тема. Идентификация закономерностей и принципов воспитания
Цель: создание условий для освоения студентами умения идентифицировать закономерности и принципы воспитания на конкретных примерах их проявления.
Базовые знания:
1. Понятие о закономерностях и принципах воспитания.
2. Взаимосвязь закономерностей и принципов воспитания.
Задания для подготовки к практической работе:
1. Используя источники 1 и 2, актуализируйте свои знания о закономерностях и принципах воспитания. Материал систематизируйте, составив кластер «Закономерности и принципы воспитания».
2. Используя источник 3 или любые произведения художественной литературы, подберите 2-3 отрывка из произведений, характеризующих проявление тех или иных закономерностей и принципов воспитания.
Задания:
1. Постановка цели занятия.
2. Контроль выполнения заданий, данных для подготовки к занятиям.
3. Актуализация знаний о понятиях «закономерности воспитания», «принципы воспитания» и их взаимосвязи, посредством анализа составленных кластеров.
4. Формирование у студентов умения идентифицировать закономерности и принципы воспитания:
- в подобранных пословицах и поговорках обоснуйте проявление закономерностей и принципов воспитания;
- в подобранных отрывках из произведений обоснуйте проявление закономерностей и принципов воспитания;
- предложите самостоятельно подобранный отрывок из произведения, характеризующий те или иные закономерности и принципы воспитания.
5. Подведение итогов работы.
Рекомендуемая литература
Основная литература:
1. Педагогика [Текст]: учебник для пед. вузов / под ред. П. И. Пидкасистого. - 5-е изд., доп. и перераб. - М.: Пед. общ-во России, 2008. - (гл. Общие закономерности и принципы воспитания) стр. 480 – 499.
2. Сластенин В.А. Педагогика [Текст] : учебное пособие для студ. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; под ред. В. А. Сластенина. - 4-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2005. - (гл. Воспитание в целостном педагогическом процессе, § 4. Закономерности и принципы гуманистического воспитания) стр.290 – 299.
Дополнительная литература:
3. http://bim-bad.ru/ (сайт академика Российской Академии образования Бориса Михайловича Бим-Бада (публикации этого и других авторов по педагогической антропологии, философии и теории образования, актуальным проблемам обучения и воспитания).
Тема. Формы воспитательной работы: особенности выбора и принципы конструирования.
Цель: создание условий для освоения студентами умений отбора и обоснования специфики конструирования форм воспитательной работы.
Базовые знания:
1. Понятие о формах воспитания.
2. Классификация форм воспитательной работы.
Задания для подготовки к практической работе:
1. Используя предложенные источники, проанализируйте определения понятий «форма воспитания» и «форма воспитательной работы», предложите вариант схемы их взаимосвязи. Материал оформите в таблице:
Понятие «форма воспитания»
Понятие «форма воспитательной работы»
Схема их соотношения
2. Используя источник 2, проанализируйте основные формы воспитательной работы по трем признакам. Материал систематизируйте в таблице:
ФВР
Цель
Позиция участников
Объективные воспитательные возможности
Принципы выбора
Мероприятие
Дело
Игра
3. Используя источник 2, выпишите основные вариации и методические особенности форм воспитательной работы.
Задания:
1. Постановка цели занятия.
2. Контроль выполнения заданий, данных для подготовки к занятиям.
3. Актуализация знаний о понятиях «форма воспитания», «форма воспитательной работы» и их взаимосвязи, посредством анализа составленных кластеров.
4. Формирование у студентов умений отбора и обоснования специфики конструирования форм воспитательной работы:
· по предложенным конспектам, идентифицируйте форму воспитательной работы, охарактеризуйте особенности ее конструирования;
· по предложенному описанию ситуации и содержанию обоснуйте необходимую ФВР, обоснуйте специфику конструирования форм воспитательной работы
5. Подведение итогов работы.
Рекомендуемая литература
Основная литература:
1. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс. В 2 кн. [Текст]: учебник для студ. вузов. / Подласый И.П. - М.: Владос, 2003. (Кн.2, Глава «Воспитание личности в коллективе», § Формы воспитания) – стр. 60 –62.
Дополнительная литература:
2. Титова Е.В. Если знать, как действовать [Ксерокопия]: разговор о методике воспитания: книга для учителя / Е. В. Титова. - М.: Просвещение, 1993. – стр. 91 - 118.