Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Вознесенская Давидова пустынь.

Введение.

 

"Иноки - это жертва Богу от общества,

которое, предавая их Богу,

из них составляет себе ограду".

 

Св. Феофан Затворник

 

 

Тема моей работы – это возникновение монастырей и их роль. Особенности монастырской деятельности того времени заложили основы развития монастырей на последующие столетия.

 

Цель моей работы - проследить историю происхождения, становления и развития монастырей, а также на конкретных примерах показать, какую роль они играли в культурной, общественной, государственной жизни страны и народа. В основе моей работы лежит принцип повествования о деятельности монастырей.

 

 

История возникновения монастырей.

 

Монастырь — религиозная община монахов или монахинь, имеющая единый устав, а также единый комплекс богослужебных, жилых, хозяйственных построек, ей принадлежащих.

Древнейшие монастыри возникли в буддизме в середине 1-го тыс. до н. э. в Индии. Сначала это были общины (сангхи) бродячих отшельников, собиравшихся в убежищах (часто в пещерах); в эти общины принимались все, независимо от общественного положения, за исключением рабов, должников и царских слуг. Постепенно характер общин (разбогатевших в значительной мере благодаря дарениям царей, знати) изменился: первоначально обязательный принцип нищенства стал фикцией, Монастыри из убежища от мирской суеты превратились в идеологическую опору существующего строя. Вслед за Индией буддийские Монастыри появились в Бирме и Таиланде (2-3 вв. н. э.), Вьетнаме и Китае (4 в.), Корее и Японии (6-8 вв.), Индонезии (7 в.). Буддийские Монастыри стали крупными феодальными землевладельцами, активно участвовавшими в политической жизни государства. В дальнейшем в связи с усилением индуизма в Индии, конфуцианства и синтоизма в Японии, конфуцианства в Китае влияние и число буддийских Монастыри в этих странах сильно сократилось (в Индии с 6-7 вв., в Китае с 9 в., Японии с 16 в., Юго-Восточной Азии с 12-14 вв.). Большую роль Монастыри играли в Тибете, Монголии и других районах Центральной Азии, где буддизм распространился в форме ламаизма.

Христианские Монастыри возникли первоначально как поселения отшельников. С III века, вследствие быстрого распространения христианства, строгость жизни среди христиан стала ослабевать, подвижники стали жить в горах, пустынях, вдали от мира и его соблазнов. Такие подвижники назывались отшельниками и пустынниками, они и заложили основные принципы монашеской жизни. Родиной монашества является Египет, известный своими отцами-пустынниками IV—V веков.

Один из них, преподобный Пахомий Великий, основал первый общежительный монастырь (киновия). Он соединил разрозненные жилища последователей Антония Великого (основоположник анахоретного монашества), огородил общину стеной и составил для монахов правила дисциплины и режим дня, основанный на равномерном чередовании труда и молитвы (см. Монашество до его распространения на Западе). Для своего монастыря Пахомием был написан первый монастырский устав (318 год). После Пахомия Великого отшельничество начинает исчезать, и монастыри с территории Египта в 4-5 вв. распространяются через Палестину (Евфимиева лавра, лавра Саввы Освященного) , Сирию , затем по всему Средиземноморью, а также в Галлии и Ирландии до Константинополя.

На Западе с традицией египетских монастырей познакомились после визита в 340 году в Рим Афанасия Великого. С этого времени монастыри начинают возникать и в Западной церкви (см. Западное монашество).

На Руси иночество началось после принятия христианства. Основателями монашеской жизни на Руси считаются преподобные Антоний и Феодосий Печерские, жившие в основанном ими Киево-Печерском монастыре.

 

Типы монастырей.

Аббатство.

 

Аббатство — католический монастырь, управляемый аббатом (мужской) или аббатисой (женский), подчиняющийся епископу, иногда непосредственно римскому папе.

Некоторые аббатства, не попадающие под юрисдикцию местного епископа, вместе со своей территорией и духовенством образуют удельные или территориальные аббатства.

Первое католическое аббатство — бенедиктинское — возникло в VI веке в Монте-Кассино (Италия).

Крупные и богатые монастыри в феодальной Западной Европе нередко пользовались большим влиянием и авторитетом в обществе, играли важную экономическую роль, оказывали существенное влияние на религиозную и светскую политику. Аббатства являлись главными очагами западноевропейской культуры, в которых сохранялись и переписывались древние рукописи, велись хроники, осуществлялось обучение. Аббатства оказали влияние на развитие европейской архитектуры: первые образцы романского стиля появились в аббатстве Клюни, а готического — в аббатстве Сен-Дени.

Наиболее известные аббатства — Клюни, Сен-Дени, Пор-Руаяль, Санкт-Галлен, Фульда, Монтекассино. В Священной Римской империи наиболее могущественные аббатства имели статус имперских.

В XVI—XVII веках аббатства постепенно утратили своё влияние на общественную жизнь европейских стран. Многие аббатства были ликвидированы, но некоторые продолжают существовать и ныне.

Католический «Кодекс канонического права» (1983) приравнял аббатства к монастырям.

 

Леринское аббатство (основано в начале V века святым Гоноратом Арелатским на одном из островов юга Франции)

 

Киновия.

Киновия (совместная жизнь, общежитие) — христианская монашеская коммуна, монастырь общежитского устава, одна из двух (наряду с отшельничеством) форм организации монашества на начальном историческом этапе.

Монахи киновии все необходимое, еду, одежду, обувь и прочее, получают от монастыря. Труд монахов киновии безвозмезден, результаты труда полностью принадлежат монастырю. Все монахи киновии (вплоть до настоятеля) не имеют права собственности и личного имущества, а, следовательно прав дарения, наследования и так далее. Настоятеля киновии могут называть киновиархом.

Первая киновия была основана Пахомием в Тавенисси или Тавенне (Tabenna, Tabennae, Tabennisi) (Южный Египет) в 318 году. Первый русский монастырь общежитийного устава создал Феодосий Печерский.

 

 

Киновия. Настоятельский келейный корпус с домовой церковью Архангела Михаила (Санкт-Петербург)

 

Лавра.

Лавра («городская улица, многолюдный монастырь») — название некоторых крупнейших мужских православных монастырей, как правило, подчинённых непосредственно патриарху.

Также лаврами могут называться католические монастыри восточных традиций.

В V—VI веках в Палестине лаврами именовались монастыри, огражденные стенами от нападений со стороны кочевников бедуинов. Одна из первых упоминаемых лавр была основана Евфимием Великим в V веке. Лаврой назывался ещё в VI веке Монастырь Феодосия Великого (умер в 529) близ Иерусалима. Из доныне существующих лавр Востока наиболее известны: лавра, основанная св. Саввой Освященным (Лавра Саввы Освященного), прославленная пребыванием в ней св. Иоанна Дамаскина и лавра св. Афанасия на Афоне.

На территории Грузии существует Давидо-Гареджийская лавра, на территории Польши — Супрасльская лавра. После присоединения Грузии и Польши к Российской империи они были лишены статуса лавр, а в 90-х годах XX века им был возвращён такой статус. В Сербии статус лавры имеют два монастыря — Царская лавра и Студеница.

В России титул лавры присвоен следующим монастырям:

 

- Троице-Сергиева лавра (с 1744, Сергиев Посад),

- Александро-Невская лавра (с 1797, Санкт-Петербург)

 

В Российской империи в связи с отсутствием патриаршества лавры подчинялись Синоду. В наши дни ставропигиальной в России является только Троице-Сергиева лавра. Александро-Невская лавра подчинена митрополиту Санкт-Петербургскому, а лавры Украины — митрополиту Киевскому (за исключением Святогорской, которая подчиняется правящему архиерею Донецкой епархии, хотя географически расположена на территории Горловской епархии).

Лица, которым вверяется непосредственное управление лаврой, носят название наместников и состоят обыкновенно в сане не ниже архимандрита. По состоянию на 2010 год наместники всех лавр Русской православной церкви являются архиереями.

На Украине в настоящее время титул лавры имеют три монастыря:

 

- Киево-Печерская лавра (с 1598[1] или 1688[2], Киев),

- Почаевско-Успенская лавра (с 1833, Почаев),

- Успенская Святогорская лавра (с 2004, Святогорск).

На Украине также существует грекокатолическая студитская Уневская лавра (с 1898, Унев).

 

Великая Лаврана горе Афон

Подворье.

Подворье — изначально постоялый двор для приезжавших в крупный русский город послов, купцов и монахов; позднее — удалённое представительство православного монастыря, архиерея либо поместной церкви.

В старой Москве подворья группировались к западу от Кремля — вдоль Ильинки (подворья Троице-Сергиева и Иосифо-Волоколамского монастырей, Новгородское), Маросейки (Малороссийское подворье) и Мясницкой (Рязанское, Вятское, Псковское, Коломенское подворья). В XIX веке перестроены владельцами в гостиницы либо доходные дома.

· Монастырское подворье

Монастырское подворье — «община православных христиан, состоящая в ведении монастыря и находящаяся за его пределами» (выдержка из устава Русской православной церкви). Административно подворье подчинено тому же архиерею, что и монастырь, к которому оно относится. За богослужением, если подворье располагается на территории иной епархии, в храме подворья возносится как имя епархиального архиерея (архиерея, которому подчинен монастырь), так и имя архиерея, на территории епархии которого находится подворье.

Подворья организуются (если речь идет о городских подворьях монастырей) для сбора в пользу монастыря пожертвований и доходов и приема паломников, а в сельской местности — для соответствующей хозяйственной деятельности.

В состав подворья входят жилые помещения и храм. Подворье может находиться на весьма значительном удалении от соответствующего монастыря, зачастую в ближайшем крупном городе или в столице.

В качестве примера, Варницкий монастырь, находящийся в Ростове, является подворьем Троице-Сергиевой лавры, находящейся в Сергиевом Посаде. Будучи подворьем Троице-Сергиевой лавры, он состоит в непосредственном ведении Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. На территории Москвы присутствуют:

 

- Афонское подворье русского Афонского Пантелеймонова монастыря, расположенного в Греции на Святой Горе Афон;

- Валаамское подворье (подворье Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального мужского монастыря);

- подворье Свято-Введенской Оптиной Пу́стыни;

- подворье Пюхтицкого женского монастыря в Эстонии (см. Церковь Николая Чудотворца в Звонарях);

- Соловецкое подворье (подворье Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря);

- подворье Троице-Сергиевой лавры.

 

Один и тот же монастырь может иметь несколько подворий. В частности:

 

- Спасо-Преображенский Валаамский ставропигиальный мужской монастырь, имеет, помимо московского, еще три подворья (в городах Санкт-Петербург, Приозерск, Сортавала);

- Оптина пустынь имеет два подворья (в Москве и Санкт-Петербурге);

- Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь имеет четыре подворья (в Архангельске, Москве, селе Фаустово, и городе Кемь);

- Троице-Сергиева лавра имеет подворья как в Москве, так и в Ростове.

 

· Архиерейское подворье

Архиерейским подворьем именуется дом (иногда с церковью) для временного пребывания архиерея. Жильё либо храм считается подворьем, если они служат для пребывания архиерея, либо для какой-то иной деятельности в его интересах и находятся в его непосредственном подчинении. Например, тверской архиепископ (митрополит) останавливался в Москве на Тверском подворье.

Исключительным был статус Крутицкого подворья как места постоянного проживания сарских митрополитов, возглавлявших Сарскую и Подонскую епархию, которая служила для духовного окормления русских православных людей, вынужденно находившихся в Золотой Орде. В настоящее время Крутицы имеют статус патриаршего подворья, как и некоторые другие московские храмы (к примеру, на Борисовских прудах).

· Подворье поместной церкви

Подворье какой-либо поместной церкви за рубежом — небольшая территория с храмом и штатом священно- и церковнослужителей. Осуществляет представительские функции. В настоящее время в Москве действуют следующие подворья поместных церквей:

 

- Александрийское подворье (подворье Александрийской Православной Церкви),

- Антиохийское подворье (подворье Антиохийской Православной Церкви),

- Болгарское подворье (подворье Болгарской Православной Церкви),

- Иерусалимское подворье (подворье Иерусалимской Православной Церкви).

- Подворье Православной Церкви Чешских земель и Словакии

- Сербское подворье (подворье Сербской Православной Церкви)

- Американское подворье (подворье Православной Церкви в Америке)

-Китайское подворье (подворье Китайской Православной Церкви)

 

Первоначально, вероятно, подворьем называлось хозяйство за пределами крестьянского двора.

Подворьями также называли в России купеческие гостиные дома со складами, которые строили себе в столичных городах многие провинциальные и заграничные купцы — нечто среднее между посольством и торговым представительством. Проживали купцы на таких подворьях только во время приезда в столицу из родного провинциального или заграничного города. Как правило, на таких подворьях имелся домовый храм. Примером такого подворья может служить Старый английский двор в Китай-городе.

 

Пустынь.

Пустынь — монашеское поселение в традиции православия, обычно удалённый от основного монастыря скит. Прежде пустынями называли небольшие мужские монашеские общины, имевшие обычно не более одного храма.

В настоящее время входит в состав названия некоторых монастырей на территории бывшей Российской империи.

 

- Барятинская Богородице-Рождественская пустынь — действующий женский монастырь Калужской епархии

- Богородице-Рождественская Свято-Лукианова мужская пустынь

- Вознесенская Давидова пустынь

- Выгорецкая пустынь — центр беспоповщины в России в нач. XVIII — пол. XIX

- Глинская пустынь в селе Сосновка Сумской области Украины

- Голосеевская пустынь (Покровский монастырь) в Киеве

- Екатерининиская пустынь г. Видное Московская обл., близ Суханова

- Елеазарова пустынь — скит Соловецкого монастыря в честь преподобного Елеазара Анзерского

- Ермолинская пустынь Свято-Воскресенский мужской монастырь — с. Ермолино Ивановской обл.

- Жерновогорская Предтеченская пустынь

- Заоникиевская Богородице-Владимирская пустынь близ Вологды

- Зосимова пустынь (Троице-Одигитриевская Зосимова пустынь) — ныне женский монастырь в Наро-Фоминском районе Московской области

- Коренная пустынь

- Мамонтова пустынь в Тамбовской области

- Михайло-Афонская Закубанская пустынь в Краснодарском крае, Адыгея

- Николо-Берлюковская пустынь в Московской области, c. Воскресенское (Авдотьино), в 20 километрах от Ногинска.

- Нило-Сорская пустынь в Вологодской области, Кирилловский район, в 15 километрах от города Кириллов.

- Нилова пустынь

- Ново-Соловецкая Марчуговская пустынь — подворье Соловецкого монастыря в селе Фаустово Воскресенского района Московской области

- Оптина пустынь

- Преображенская пустынь под Елгавой, Латвия

- Пустынь Святого Параклита — скит Троице-Сергиевой Лавры

- Свято-Алексиевская пустынь, Ярославская область, Переславский р-н, п/о Новое, Новоалексеевка. Настоятель — иеромонах Петр

- Сергиева Приморская пустынь в Стрельне

- Тихонова пустынь — действующий мужской монастырь с Афонским уставом в Калужской епархии

- Троице-Благовещенская Синозерская Пустынь — мужской монастырь в деревне Пустынь Мегринского сельского поселения Чагодощенского района Вологодской области

- Флорищева пустынь в Володарском районе Нижегородской области.

 

 

Вознесенская Давидова пустынь.

Скит.

Скит — в христианстве уединённое жилище отшельника, самостоятельное или структурно выделенное в монастыре. Название происходит от Скитской пустыни — места первоначального распространения монашества.

Монахи, живущие в скиту, принимают дополнительные обеты (например строгого поста, усиленной молитвы, затворничества и т. п.). Скит обычно закрыт для посещения посторонними лицами.

В старообрядчестве скитом может называться как маленький монастырь, так и поселение монастырского типа (например, Комаровский скит).

На Святой Горе Афон скитом, как правило, называют небольшой монашеский посёлок, состоящий из отдельных калив и подчинённый какому-либо монастырю. Существуют также общежительные скиты, которые в действительности ничем не отличаются от монастырей, кроме подчинения одному из них (например, cкит Продром).

 

Новый Скит на Афоне.

Роль монастырей.

КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕНТРЫ.

Роль монастырей многообразна. Они издревле были центрами культуры и просвещения, в них переписывались книги, велось летописание, проводилась своего рода социальная, благотворительная работа. Существовали монастырские школы, больницы, приюты. Монастыри играли немаловажную роль в обороне городов и сел. За их мощными стенами население окрестных поселений укрывалось во время нападения врагов. Монашеские обители всегда строились в красивейших местах, в полной гармонии с окружающей природой.

В монастырях на протяжении веков шла большая просветительская работа, переписывались книги, развивались самобытные школы иконописи, фресковой живописи.

Созидание культуры всегда тесно связано с ее сбережением, сохранением. Эту задачу как раз и решали монастыри, которые испокон веков были не только духовными центрами, но и своего рода музеями, где хранились уникальные произведения национального искусства, а также библиотеками с поразительными по ценности собраниями рукописей, редких книг. На монастыри смотрели как на надежные хранилища национальных сокровищ. Сюда привозили произведения искусства ради их сбережения. Самыми распространенными вкладами были фамильные иконы, украшенные драгоценными окладами. Пользовались известностью монастырские собрания в Москве и Сергиевом Посаде, в Ростове Великом и Суздале, Твери и Ярославле.

В монастырях готовились кадры священнослужителей всех рангов. Из монашеской среды избирался епископат, причем архиерейский чин получали преимущественно иноки знатного происхождения.

АРХИВ. БИБЛИОТЕКИ. КЛАДЫ.

 

До появления книгопечатания именно в монастырских кельях переписывались книги богослужебного назначения, сочинялась литература религиозно-церковного содержания, в частности «жития святых», прославлявшие «угодников божьих» (в основном монашествующих) и те обители, где они несли иноческое послушание.

Одновременно монастыри выполняли социальный заказ княжеской власти: создавали и заново редактировали летописи, документы законодательного характера. Судя по содержанию летописей и стилю их изложения, писали их люди, лишь формально «ушедшие из мира», как того требовал ритуал посвящения в монашество, а фактически находившиеся в самой гуще политических событий, полные «мирских» забот и волнений.

Одним из главных источников пополнения монастырских коллекций были вклады. Сюда приносили фамильные реликвии обедневшие потомки удельных князей, не выдержавшие неравной борьбы с окрепшей великокняжеской властью. Вклады поступали и от московских князей и царей, которые часто использовали влиятельные монастыри в политических целях. Причинами вклада в сокровищницу монастыря могли быть и победа, одержанная над врагом, и моление о рождении наследника, и торжественное восшествие на престол. Часто делали вклады и просто на помин души. На территории монастырей, у их соборов и церквей иногда хоронили знатных людей, при погребении же монастырю не только платили деньги за могилу, но и оставляли личные вещи покойного, икону, снятую с гроба, и даже возок с лошадьми, на котором он был привезен. Среди вкладчиков русских монастырей были князья и бояре, представители высшего духовенства, дворяне, торговые и служивые люди разных городов, городские дьяки, монастырские слуги и служки, ремесленники и крестьяне.

Таким образом, обители монахов всегда были не только местами молитвенного служения Богу, но и очагами культуры и просвещения.

 

УХОД И ЛЕЧЕНИЕ БОЛЬНЫХ И ДУШЕВНОБОЛЬНЫХ.

 

Роль монастырей того времени, являющихся островками грамотности и просвещения, в уходе за больными и слабыми была исключительно велика. Положение душевнобольных по существу ничем не отличалось от положения остальных больных, которые поступали в монастыри разными путями, в том числе и по собственной инициативе. В челобитных иногда содержались такие рекомендации: «для черной работы», «чтобы смирить».

Основным средством воздействия на «одержимых злым духом» явились «духовные исправления», «приведшие их на истину».

Сроки пребывания душевнобольных в монастырях зависели от поведения больных. Сохранилось много челобитных, где «исправившиеся в разуме» больные сами просили об освобождении из монастыря. Но одного заявления больного или просьбы родственников было недостаточно, требовалось установление факта выздоровления со стороны монастырского руководства.

 

МОНАСТЫРЬ – ТЮРЬМА.

 

Однако монастыри не были единственным местом, куда направлялись больные. Этим целям служили также тюрьмы. Иногда больные помещались в «приказных избах» или «в разрядах». Чаще всего это касалось больных, совершивших правонарушение. Начавшиеся в XVI веке серьезные изменения внешних условий жизни монастырей, их превращение в крупных земельных собственников, растущее влияние на политическую жизнь страны не могло не отразиться на их внутренней жизни в смысле отвлечения от своих прежних идеалов «служить местом спасения от мира».

В истории, Соловки известны, как место ссылки неугодных правительству лиц и религиозных преступников. Одним из первых соловецких узников был последователь известного публициста и философа Максима Грека, сторонник нестяжательного движения Сильван (умер в монастыре в конце 20-х годов XVI столетия). В середине XVI столетия среди видных духовных лиц, сосланных сюда, был бывший игумен Троице-Сергиевой лавры нестяжатель Артемий, активно ратовавший за небогатую церковь и сознательное постижение религиозного учения.

 

МОНАШЕСТВО.

 

Ну и самая основная роль – монашество.

Что же побудило людей вести такой образ жизни, отказываясь от всего мирского?

Во-первых, выражение несогласия и недовольства по отношению к земной «несправедливости», которая продолжала угнетать народ.

Во-вторых, стремление устроить себе земную жизнь с учетом евангельских идеалов равноправия и справедливости затем без остатка посвятить себя Богу.

В-третьих, стремление удалиться от суеты повседневного существования и возносить молитвы за себя и за других. Последние было основным занятием всех членов монастыря.

 

 

Заключение.

Душевный покой можно обрести

не в работе или в удовольствиях,

не в миру или в монастыре,

а только в своем сердце.

 

Сомерсет Моэм, "Узорный покров"

 

 

Монашество помогало распространению христианства и окончательному падению язычества, укреплению централизованного государства, хозяйственному развитию.

Монастыри влияли на духовное и нравственное состояние общества.

Монастыри были центром духовного просвещения, образования и культуры.

Хочется верить, что монастыри останутся такими же центрами духовности, культуры и просвещения, какими они были раньше.

 

 

Список использованной литературы.

1.http://ru.wikipedia.org/wiki/Монастырь#.D0.98.D0.BD.D0.B4.D1.83.D0.B8.D1.81.D1.82.D1.81.D0.BA.D0.B8.D0.B5_.D0.BC.D0.BE.D0.BD.D0.B0.D1.81.D1.82.D1.8B.D1.80.D0.B8 - МОНАСТЫРИ.

2. http://www.rae.ru/forum2011/130/813 - «МОНАСТЫРИ — ОЧАГИ КУЛЬТУРЫ И НАУКИ» Осипов О. А.

 

3. http://buntby.com/rol_monastyirey.html - Душевно больные. Психические болезни.

 

4. http://www.histonow.ru/hisnows-15-1.html - МОНАШЕСТВО.

 

5. Клибанов А.И. Русское православие: вехи истории. – М., 1989.

 

6. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. – М., 1994.

 

7. http://bse.sci-lib.com/article077762.html - Монастыри И. Андреев.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.