Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Вступление в должность Президента РФ и прекращение и его полномочий



 

В соответствии с Конституцией выборы Президента осуществляются наиболее демократическим путем - на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании (ст. 81).

Президент Российской Федерации, избранный в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, вступает в должность по истечении шести лет со дня вступления в должность Президента Российской Федерации, избранного на предыдущих выборах Президента Российской Федерации, а при проведении досрочных выборов, а также в случае, если ко дню истечения шести лет со дня вступления в должность Президента Российской Федерации, избранного на предыдущих выборах, назначены повторные выборы Президента Российской Федерации, - на тридцатый день со дня официального опубликования Центральной избирательной комиссией Российской Федерации общих результатов выборов Президента Российской Федерации[12].

В последнее время привлекают пристальное внимание теоретические и практические вопросы, связанные с досрочным прекращением полномочий Президента РФ[13]. В ч. 2 ст. 92 Конституции, посвященной этим вопросам, говорится: «Президент Российской Федерации прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отстранения от должности. При этом выборы Президента Российской Федерации должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий». Крайне важное значение имеет и следующая, третья часть ст. 92: «Во всех случаях, когда Президент не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации. Исполняющий обязанности Президента не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации ».

Как видно, в ст. 92 указаны три способа досрочного прекращения исполнения полномочий Президента: отставка, стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия, отрешение от должности.

1.Отставка. Это добровольный уход с поста подписанием письменного заявления, извещающего об оставлении должности, устного объявления будет в данном случае вряд ли достаточно. Подача в отставку и принятие Председателем Правительства на себя выполнение обязанностей Президента имеют уже бесповоротный для Президента характер. Иначе говоря, Президент не может потом объявить, что он «передумал» и отзывает свое заявление об отставке.

2.Состояние здоровья.При решении вопроса о судьбе полномочий Президента в связи с состоянием здоровья возможны две ситуации[14].

Первая ситуация. Президент чувствует себя больным, но он в ясном уме и поэтому сам объявляет, что не может продолжать исполнение полномочий Президента в силу физической немощи. Для этой ситуации как раз и подходит начальная формула ч. 2 ст. 92: Президент «прекращает исполнение полномочий досрочно» в силу стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия. Но это практически означает ту же отставку – лишь с указанием конкретного основания.

Вторая ситуация. Состояние здоровья Президента таково, что требуется специальное авторитетное медицинское заключение; что касается собственного мнения Президента, то либо его невозможно спросить, например, при стойкой потере сознания, либо это мнение при состоянии Президента не может иметь решающего значения, к примеру, при наступивших глухоте, слепоте и т. д. Речь идет, следовательно, о случаях, когда, в отличие от отставки, личная воля Президента объективно не может быть решающим фактором, и Председатель Правительства объявляет о принятии на себя исполнения обязанностей Президента на основании медицинских документов. Правда, и здесь не все просто. Поэтому необходимо рассмотреть разные варианты, хотя для того, чтобы кто-то не искал косвенных форм свержения Президента.

3.Отрешение от должности.При введении поста Президента РСФСР в 1991 г. в Конституции предусматривалась возможность его отрешения от должности в случае нарушения им Конституции РСФСР, законов РСФСР и принесенной присяги. Действующая Конституция РФ установила такие основания для постановки вопроса об отрешении, при которых оно практически невозможно. Президент РФ, согласно ст. 93 Конституции, может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления[15].


 

Заключение

 

Таким образом, учреждение поста Президента в Российской Федерации до сих пор вызывает повышенный интерес общественности к институту президентства.

В отличие от других высших должностных лиц президент обладает особым статусом, полномочиями и ответственностью. Это позволяет президенту играть важную роль в общественно – политической жизни страны.

В целом, необходимо отметить, что статус и полномочия Президента сформулированы в Основном законе России так, что на первое место выдвинуты цели и задачи укрепления государства, обеспечения конституционного правопорядка, согласованной работы всех органов государственной власти, a не только исполнительной вертикали власти. Это предопределяет особое значение для Президента функций главы государства, они весомей и объёмней, чем у федерального Правительства. То есть, Президент выступает активным проводником политических реформ в рамках защиты конституционного строя.

Президент Российской Федерации, будучи главой государства, является верховным представителем Российской Федерации и внутри страны, и в международной жизни. На него возложены выполнения задач, связанных с гарантией осуществления Конституции, прав и свобод, охраной суверенитета, независимости и целостности государства. В этих условиях он наделен необходимыми полномочиями и прерогативами.

Но государственную работу вершит не один Президент. Ее осуществляют все ветви власти, каждая из которых действует в пределах своего ведения и свойственными ей методами. Президент должен обеспечить координацию и согласованность деятельности всех органов власти.

Тем не менее, следует признать, что глава государства обладает большими возможностями для воздействия на законодательную и исполнительную власти. Он не просто арбитр, следящий за всеми ветвями власти, он сам участвует в деятельности всех государственных органов.

Исходя из вышеизложенного, можно смело утверждать, что Президент – центральная фигура в государстве, он играет решающую роль не только внутри государства, но и на международном уровне.

 


Список используемой литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. N 31. Ст. 4398.

2. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2013. № 14. Ст. 1637.

3. Федеральный закон от 10.01.2003 N 19-ФЗ (ред. от 24.11.2014) "О выборах Президента Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2003. N 2. Ст. 171.

4. Авакьян С. А. Президент Российской Федерации: эволюция конституционно-правового статуса // Вестник Московского университета. Сер. II. Право. 2009. № 1. С.18-20.

5. Балашова Т.Н., Мирамонов Ф.М. Историко-правовые аспекты становления и развития института президентства в России // Вестник ВЭГУ. 2015. № 4 (78). С. 5-11.

6. Бондарец Е.Б. Президент Российской Федерации: конституционно-правовой статус в системе органов государственной власти // Право и управление. XXI век. 2014. № 2. С. 98.

7. Золов В.В. Институт президентства в современной России: теория и практика // Вестник магистратуры. 2012. № 11 (14). С. 69-71.

8. Козлова Е.И. К истории становления института Президента в Российской Федерации // Российская газета. 2004. №3. С. 4-6.

9. Крючкова Е.А. К вопросу о реализации статуса Президента РФ как гаранта Конституции Российской Федерации // В сборнике: Конституция Российской Федерации: 20 лет спустя материалы Международной научно-практической конференции. Саратов, 2014. С. 32-34.

10. Лазарев Б.М. Президент СССР // Государство и право. 1990. №7. С. 77.

11. Малова Т.С. К вопросу становления и развития института президентства в России // Международный академический вестник. 2014. № 6 (6). С. 68-71.

12. Михайлов В.А., Нигматуллин О.Б. К вопросу о правотворческой деятельности Президента Российской Федерации // Проблемы и достижения современной науки: материалы Международной научно-практической конференции (Уфа, 20-21 мая 2014 г.): в 2-х ч. Часть II. – Уфа: РИО ИЦИПТ, 2014. С. 88-90.

13. Прокофьев В.Н. Основные направления совершенствования института президентства в России // Конституционное и муниципальное право. 2014. № 3. С. 53-56.

14. Попова Н.Ф. Административно-правовой статус Президента РФ // В сборнике: Административно-правовое регулирование правоохранительной деятельности: теория и практика Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 35-летию со дня основания Краснодарского университета МВД России. Краснодарский университет Всероссийский научно-исследовательский институт; Всероссийский научно-исследовательский институт МВД России. 2012. С. 33-39.

15. Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ 12 декабря 2012 г. // Российская газета. 2012. 13 дек. С. 3-4.

16. Спиридонова И.В. Президент - как гарант защиты прав и свобод человека и гражданина // В сборнике: Органы государственной власти в системе правозащитной деятельности на современном этапе. Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции. Санкт-петербургский университет управления и экономики . Санкт-Петербург, 2015. С. 207-210.

 


[1] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрании законодательства РФ. 2014. N 31. Ст. 4398.

 

[2] Лазарев Б.М. Президент СССР // Государство и право. 1990. №7. С. 77.

[3] Балашова Т.Н., Мирамонов Ф.М. Историко-правовые аспекты становления и развития института президентства в России // Вестник ВЭГУ. 2015. № 4 (78). С. 5-11.

 

[4] Козлова Е.И. К истории становления института Президента в Российской Федерации // Российская газета. 2004. №3. С. 5.

[5] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. N 31. Ст. 4398.

[6] Там же.

[7] Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ 12 декабря 2012 г. // Российская газета. 2012. 13 дек.

[8] Спиридонова И.В. Президент - как гарант защиты прав и свобод человека и гражданина // В сборнике: Органы государственной власти в системе правозащитной деятельности на современном этапе. Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции. Санкт-петербургский университет управления и экономики . Санкт-Петербург, 2015. С. 207-208.

[9] Крючкова Е.А. К вопросу о реализации статуса Президента РФ как гаранта Конституции Российской Федерации // В сборнике: Конституция Российской Федерации: 20 лет спустя материалы Международной научно-практической конференции. Саратов, 2014. С. 32-34.

[10] Попова Н.Ф. Административно-правовой статус Президента РФ // В сборнике: Административно-правовое регулирование правоохранительной деятельности: теория и практика Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 35-летию со дня основания Краснодарского университета МВД России. Краснодарский университет Всероссийский научно-исследовательский институт; Всероссийский научно-исследовательский институт МВД России. 2012. С. 33-34.

[11] Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2013. № 14. Ст. 1637.

[12] Федеральный закон от 10.01.2003 N 19-ФЗ (ред. от 24.11.2014) "О выборах Президента Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2003. N 2. Ст. 171.

[13] Бондарец Е.Б. Президент Российской Федерации: конституционно-правовой статус в системе органов государственной власти // Право и управление. XXI век. 2014. № 2. С. 98.

 

[14] Золов В.В. Институт президентства в современной России: теория и практика // Вестник магистратуры. 2012. № 11 (14). С. 69-71.

 

[15] Авакьян С. А. Президент Российской Федерации: эволюция конституционно-правового статуса // Вестник Московского университета. Сер. II. Право. 2009. № 1. С.18.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.