Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Правовой статус Президента РФ



 

 

Конституция 1993 г. провозгласила Президента РФ главой Российского государства, функции которого обозначены в ст. 80: гарант Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, который в качестве главы государства принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти; определяет основные направления внутренней и внешней политики государства и представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях[6].

Правовой статус любого субъекта права, в том числе и Президента РФ, составляют права, обязанности, ответственность гарантии. Рассмотрим данные элементы применительно к статусу Президента РФ.

Наделение Президента РФ статусом гаранта Конституции РФ обусловлено несколькими политико-правовыми факторами:

– Президент РФ задает вектор развития российской государственности на основе принципов, ценностей и норм, установленных Конституцией РФ.

Так, в подавляющем большинстве своих ежегодных посланий Федеральному Собранию глава государства прямо ссылается на Конституцию РФ[7], в ряде посланий Основному Закону посвящены целые разделы, а некоторые из них начинаются со слов о Конституции, в соответствии с которой представляется доклад о положении дел в стране;

– Конституция РФ признает человека, его права и свободы высшей ценностью (ст. 2), гарантом этого выступает Президент РФ;

– Конституция РФ является для самого Президента РФ актом реализации (соблюдения, исполнения, применения) собственных полномочий. Например, в ней заложены механизмы разрешения разногласий и конфликтов (ст. 85, ч. 4 ст. 111, ч. 3, 4 ст. 117);

– Президент РФ является главой государства и стоит над системой государственной власти, Конституция РФ – Основным Законом страны, который обладает свойствами верховенства и высшей юридической силы;

– Президент РФ избирается народом России, Конституция РФ 1993 г. была принята всенародным голосованием на референдуме. Можно сказать, что Президент РФ является гарантом Конституции РФ, которая в свою очередь гарантирует главе государства его статус.

Статус Президента РФ в качестве гаранта Конституции РФ включает его права, обязанности, гарантии, ограничения и ответственность в отношении Основного Закона Российского государства[8].

Рассмотрим каждый из приведенных элементов президентского статуса. Конституция РФ и законодательство устанавливают следующие права Президента РФ:

1) законодательной инициативы федеральных конституционных и федеральных законов (ч. 1 ст. 104), поскольку федеральные конституционные законы 33 принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ (ч. 1 ст. 108), а федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам (ч. 3 ст. 76);

2) внесения предложений о поправках и пересмотре положений Конституции РФ (ст. 134).

Таким правом Президент воспользовался трижды, инициируя поправки в ч. 1 ст. 81 и ч. 2 ст. 96, ч. 1 ст. 103, п «а» ч. 1 ст. 114 Конституции РФ, которые уже введены в действие, а также внес предложения, касающиеся судебной системы и прокуратуры РФ (п. «о» ст. 71, п. «е» ст. 83, ч. 1 ст. 102, ч. 1 ст. 104, название гл. 7, ч. 2 ст. 125, ст. 126, 127, 128, 129) (следует заметить, что использование термина «корректировка», который фигурировал в Послании Президента РФ Д.А. Медведева в связи с инициативой о пересмотре Конституции, недопустимо);

3) роспуска Президентом РФ законодательного (представительного) органа субъекта РФ в случае принятия органом конституции (устава), закона субъекта РФ или иного нормативного правового акта, противоречащего Конституции РФ (ст. 9). Последние два пункта отнесены к правам, поскольку в законе употребляется термин «вправе», хотя данную норму следует отнести к императивным, не допускающим выбора[9].

По общему правилу гарантирование – это способы обеспечения. Такая деятельность со стороны Президента РФ выражается в содействии беспрепятственной реализации Конституции РФ со стороны субъектов конституционного права (соблюдения, исполнения, использования, применения), а также защиты в случае угрозы существования.

В связи с этим Конституцией РФ и законодательством устанавливаются следующие президентские обязанности:

1) подписание и обнародование федеральных конституционных и федеральных законов (ч. 1 ст. 107, ч. 2 ст. 108);

2) внесение на ратификацию в Государственную Думу международного договора о принятии в состав Российской Федерации нового субъекта РФ для его дальнейшего включения в текст ст. 65 Конституции РФ;

3) в соответствии с ч. 2 ст. 137 Конституции РФ включение указом в текст ст. 65 Конституции РФ изменения наименования субъекта РФ на основании решения субъекта РФ.

Как известно, Президент РФ трижды издавал подобные указы: о переименовании республик Ингушетия, Северная Осетия – Алания, Калмыкия и Чувашия;

4) отмена постановлений и распоряжений Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ (ч. 3 ст. 115);

5) отрешение от должности высшего должностного лица субъекта РФ в связи с выражением ему недоверия законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ, в случае издания высшим должностным лицом субъекта РФ акта, противоречащего Конституции РФ (п. «б» ч. 1 ст. 19, ч. 2 ст. 19).

К гарантиям президентской деятельности следует отнести:

1) право обращения в Конституционный Суд РФ с запросом о соответствии Конституции РФ актов, перечисленных в ч. 2 ст. 125 Конституции РФ;

2) право обращения в Конституционный Суд РФ с запросом о толковании Конституции РФ (ч. 5 ст. 125 Конституции РФ).

Что касается ограничений, то они схожи с пределами президентских полномочий[10]. Например, Президент может отрешить от должности высшее должностное лицо за издание акта, противоречащего Конституции РФ, только при условии выражения недоверия ему законодательным (представительным) органом субъекта РФ.

Можно указать и на статус Президента РФ как главы государства, то есть должностного лица, субъекта конституционных правоотношений. В данном случае Президент обязан издавать указы и распоряжения, не противоречащие Конституции РФ и федеральным законам (ч. 3 ст. 90 Конституции РФ).

Ответственность Президента РФ в качестве гаранта Конституции РФ не предусмотрена законодательством. Субъектом конституционных правоотношений согласно ст. 125 Конституции РФ и ст. 3 Закона о Конституционном Суде РФ[11] признаются полномочия органа конституционного контроля разрешать дела о соответствии Конституции РФ нормативных актов Президента РФ.

Таким образом, гарантирование реализации Конституции РФ, обеспечение ее стабильности, обоснованности и целесообразности ее реформирования – в этом заключается основное политико-правовое значение статуса Президента РФ как гаранта Основного Закона России.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.