Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

История становления института Президента в России



Содержание

 

Введение. 3

1. История становления института Президента в России. 5

2. Правовой статус Президента РФ.. 8

3. Вступление в должность Президента РФ и прекращение и его полномочий 12

Заключение. 16

Список используемой литературы.. 18

 


Введение

 

Актуальность темы. Институт президентства реализован в большинстве стран мира. Принято считать, что президент олицетворяет демократический политический режим. Однако за внешним «фасадом» разделения властей нередко в ряде стран скрываются отнюдь не демократические отношения «власть – общество». В то же время различные общественные системы предлагают собственные представления о демократии, обусловленные историческими традициями становления демократических институтов, которые реализовывались не всегда успешно.

Анализ института президентской власти в системе органов государственной власти, несомненно, является одним из актуальных направлений в современных государственно-правовых исследованиях. Своим существованием в современном мире институт главы государства обязан позднефеодальному учреждению - абсолютной монархии.

В науке конституционного права вопрос о правовом статусе Президента довольно-таки хорошо изучен, его характеристикам посвящено немало работ и научных статей. Однако современная действительность, отличающаяся внесением большого числа изменений в конституционное законодательство, а также активными политическими и общественными процессами, вновь требует обращения к этой тематике.

Президент Российской Федерации - глава государства, гарант Конституции, прав и свобод человека и гражданина. По своему статусу в системе государственной власти глава государства не принадлежит ни к одной из трех ветвей власти и фактически «обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти» (п.1 ст. 80 Конституции Российской Федерации)[1].

Конституционно – правовой статус Президента РФ складывается из совокупности конституционных норм, закрепляющих его положение в системе органов государственной власти. Конституционно-правовой статус Президента РФ включает в себя следующие элементы:

1) правовые нормы, определяющие порядок выборов и вступления в должность Президента РФ;

2) правовые нормы, устанавливающие компетенцию Президента РФ;

3) правовые нормы, регулирующие порядок прекращения полномочий Президента РФ.

Цель работы - проанализировать институт Президента Российской Федерации.


История становления института Президента в России

 

 

В Советском государстве теория разделения властей не признавалась, власть Советов олицетворялась как единая и неделимая. Юридически главой государства считался: с 1922 г. – Председатель Президиума ЦИК СССР, с 1938 г. – Председатель Президиума Верховного Совета СССР, с 1989 г. – Председатель Верховного Совета СССР, и с 1990 г. – Президент СССР. Фактически же руководителей СССР было восемь: четверо из них – это председатели Совета Народных Комиссаров / Совета Министров (Ленин, Сталин, Маленков, Хрущёв) и, соответственно, четыре председателя Президиума Верховного Совета (Брежнев, Андропов, Черненко, Горбачёв). М.С. Горбачёв являлся также первым и единственным Президентом СССР. Впервые вопрос об учреждении поста президента в СССР был вынесен на обсуждение при подготовке проекта Конституции 1936 г., которая восприняла ряд идей «разделения властей».

Согласно Основному Закону законодательную власть осуществлял Верховный Совет, Правительство – СНК СССР именовалось «высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти СССР». Предусматривалась и самостоятельность судебной власти. В такую схему органов вполне мог «вписаться» и президент[2].

Однако И.В. Сталин выступал против учреждения такого поста. В докладе к обсуждению проекта Конституции 1936 г. он сказал: «По системе нашей Конституции в СССР не должно быть единоличного президента, избираемого всем населением, наравне с Верховным Советом, и могущего противопоставить себя Верховному Совету».

Президиум Верховного Совета обладал аналогичными полномочиями, которые обычно возлагаются на президента: он назначал послов СССР в иностранных государствах; решал вопросы, связанные с приемом в гражданство и выходе из него; награждал орденами и присваивал почетные звания. Вопрос о президенте поднимался и в последующие годы при рассмотрении проектов Конституции 1977 г., но практического завершения не нашел. Фактически в Советском Союзе функции главы государства осуществлял Генеральный секретарь ЦК КПСС. Ст. 6 Конституции СССР 1977 г. закрепляла, что ядром политической системы является Коммунистическая Партия Советского Союза, которая определяла развитие советского общества и задавала направления внутренней и внешней политики СССР.

Отмена статьи 6 Конституции, закрепляющей однопартийность, в марте 1990 на внеочередном III Съезде Народных депутатов и установление принципа многопартийности вызвали необходимость учреждения поста Президента СССР. Однако в конце 1980 – начале 1990-х годов наметился резкий поворот в отношении к принципу разделения властей. При подготовке XIX Всесоюзной партийной конференции 1988 г. обсуждался вопрос о введении поста президента СССР, но в результате была учреждена должность Председателя Верховного Совета СССР. Спустя год данная тема вновь была поднята членами Межрегиональной депутатской группы, которые активно пропагандировали идею введения поста президента[3].

Окончательное решение было принято на Внеочередном третьем Съезде Народных Депутатов, большинство членов которого одобрили идею президентства в Советском Союзе. При обсуждении кандидатуры М.С. Горбачева парламентарии поддержали политического деятеля. 14 марта 1990 г. состоялось голосование, по результатам которого 15 марта 1990 г. М.С. Горбачев вступил в должность Президента СССР.

Таким образом, произошли кардинальные изменения в политической системе советского общества. В РСФСР пост президента учреждался тяжело и сложно. Причиной послужило сопротивление большинства левосторонних депутатов, которые поначалу отказывались принять решение о вынесении вопроса на референдум. Однако всенародное голосование все же состоялось 17 марта 1991 года. Был вынесен вопрос: «Считаете ли необходимым введение поста Президента РСФСР, избираемого всенародным голосованием?»[4].

Так как большинство граждан поддержало это предложение, Верховный Совет, исполняя волю народа, 24 апреля 1991 г. принял законы «О Президенте РСФСР», «О выборах Президента РСФСР». В Конституцию РСФСР была введена глава о Президенте РСФСР и помещена статья о принципе разделения властей. 12 июня 1991 года первым президентом РСФСР путем прямых всенародных выборов был избран Борис Ельцин.

В сфере исполнительной власти назначал на должность и освобождал от должности членов Совета Министров, с согласия Верховного Совета назначал Председателя Совета Министров и принимал решение об отставке Правительства, а также обозначал меры по обеспечению государственной и общественной безопасности. Однако незавершенность конституционной реформы 1990-1991 гг., противоречие норм между собой и отсутствие четкого разграничения полномочий трех ветвей власти спровоцировали противостояние среди правящих кругов, конфликты и перевороты, что явилось толчком к принятию серьезных и важных решений. Одним из таких действий явилось принятие Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года, которая провозгласила: «Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления»[5].

Конституция Российской Федерации 1993 г. провозгласила разделение властей на 3 ветви: законодательную, исполнительную и судебную, указав, что каждая из них является самостоятельной и независимой. Президент Российской Федерации также осуществляет государственную власть согласно ст. 11 Конституции РФ, но не входит ни в одну из ветвей власти. Правовому статусу главы российского государства посвящена отдельная глава Конституции, в соответствии с которой Президент является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина; представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.