1. История становления института Президента в России. 5
2. Правовой статус Президента РФ.. 8
3. Вступление в должность Президента РФ и прекращение и его полномочий 12
Заключение. 16
Список используемой литературы.. 18
Введение
Актуальность темы. Институт президентства реализован в большинстве стран мира. Принято считать, что президент олицетворяет демократический политический режим. Однако за внешним «фасадом» разделения властей нередко в ряде стран скрываются отнюдь не демократические отношения «власть – общество». В то же время различные общественные системы предлагают собственные представления о демократии, обусловленные историческими традициями становления демократических институтов, которые реализовывались не всегда успешно.
Анализ института президентской власти в системе органов государственной власти, несомненно, является одним из актуальных направлений в современных государственно-правовых исследованиях. Своим существованием в современном мире институт главы государства обязан позднефеодальному учреждению - абсолютной монархии.
В науке конституционного права вопрос о правовом статусе Президента довольно-таки хорошо изучен, его характеристикам посвящено немало работ и научных статей. Однако современная действительность, отличающаяся внесением большого числа изменений в конституционное законодательство, а также активными политическими и общественными процессами, вновь требует обращения к этой тематике.
Президент Российской Федерации - глава государства, гарант Конституции, прав и свобод человека и гражданина. По своему статусу в системе государственной власти глава государства не принадлежит ни к одной из трех ветвей власти и фактически «обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти» (п.1 ст. 80 Конституции Российской Федерации)[1].
Конституционно – правовой статус Президента РФ складывается из совокупности конституционных норм, закрепляющих его положение в системе органов государственной власти. Конституционно-правовой статус Президента РФ включает в себя следующие элементы:
1) правовые нормы, определяющие порядок выборов и вступления в должность Президента РФ;
2) правовые нормы, устанавливающие компетенцию Президента РФ;
3) правовые нормы, регулирующие порядок прекращения полномочий Президента РФ.
Цель работы - проанализировать институт Президента Российской Федерации.
История становления института Президента в России
В Советском государстве теория разделения властей не признавалась, власть Советов олицетворялась как единая и неделимая. Юридически главой государства считался: с 1922 г. – Председатель Президиума ЦИК СССР, с 1938 г. – Председатель Президиума Верховного Совета СССР, с 1989 г. – Председатель Верховного Совета СССР, и с 1990 г. – Президент СССР. Фактически же руководителей СССР было восемь: четверо из них – это председатели Совета Народных Комиссаров / Совета Министров (Ленин, Сталин, Маленков, Хрущёв) и, соответственно, четыре председателя Президиума Верховного Совета (Брежнев, Андропов, Черненко, Горбачёв). М.С. Горбачёв являлся также первым и единственным Президентом СССР. Впервые вопрос об учреждении поста президента в СССР был вынесен на обсуждение при подготовке проекта Конституции 1936 г., которая восприняла ряд идей «разделения властей».
Согласно Основному Закону законодательную власть осуществлял Верховный Совет, Правительство – СНК СССР именовалось «высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти СССР». Предусматривалась и самостоятельность судебной власти. В такую схему органов вполне мог «вписаться» и президент[2].
Однако И.В. Сталин выступал против учреждения такого поста. В докладе к обсуждению проекта Конституции 1936 г. он сказал: «По системе нашей Конституции в СССР не должно быть единоличного президента, избираемого всем населением, наравне с Верховным Советом, и могущего противопоставить себя Верховному Совету».
Президиум Верховного Совета обладал аналогичными полномочиями, которые обычно возлагаются на президента: он назначал послов СССР в иностранных государствах; решал вопросы, связанные с приемом в гражданство и выходе из него; награждал орденами и присваивал почетные звания. Вопрос о президенте поднимался и в последующие годы при рассмотрении проектов Конституции 1977 г., но практического завершения не нашел. Фактически в Советском Союзе функции главы государства осуществлял Генеральный секретарь ЦК КПСС. Ст. 6 Конституции СССР 1977 г. закрепляла, что ядром политической системы является Коммунистическая Партия Советского Союза, которая определяла развитие советского общества и задавала направления внутренней и внешней политики СССР.
Отмена статьи 6 Конституции, закрепляющей однопартийность, в марте 1990 на внеочередном III Съезде Народных депутатов и установление принципа многопартийности вызвали необходимость учреждения поста Президента СССР. Однако в конце 1980 – начале 1990-х годов наметился резкий поворот в отношении к принципу разделения властей. При подготовке XIX Всесоюзной партийной конференции 1988 г. обсуждался вопрос о введении поста президента СССР, но в результате была учреждена должность Председателя Верховного Совета СССР. Спустя год данная тема вновь была поднята членами Межрегиональной депутатской группы, которые активно пропагандировали идею введения поста президента[3].
Окончательное решение было принято на Внеочередном третьем Съезде Народных Депутатов, большинство членов которого одобрили идею президентства в Советском Союзе. При обсуждении кандидатуры М.С. Горбачева парламентарии поддержали политического деятеля. 14 марта 1990 г. состоялось голосование, по результатам которого 15 марта 1990 г. М.С. Горбачев вступил в должность Президента СССР.
Таким образом, произошли кардинальные изменения в политической системе советского общества. В РСФСР пост президента учреждался тяжело и сложно. Причиной послужило сопротивление большинства левосторонних депутатов, которые поначалу отказывались принять решение о вынесении вопроса на референдум. Однако всенародное голосование все же состоялось 17 марта 1991 года. Был вынесен вопрос: «Считаете ли необходимым введение поста Президента РСФСР, избираемого всенародным голосованием?»[4].
Так как большинство граждан поддержало это предложение, Верховный Совет, исполняя волю народа, 24 апреля 1991 г. принял законы «О Президенте РСФСР», «О выборах Президента РСФСР». В Конституцию РСФСР была введена глава о Президенте РСФСР и помещена статья о принципе разделения властей. 12 июня 1991 года первым президентом РСФСР путем прямых всенародных выборов был избран Борис Ельцин.
В сфере исполнительной власти назначал на должность и освобождал от должности членов Совета Министров, с согласия Верховного Совета назначал Председателя Совета Министров и принимал решение об отставке Правительства, а также обозначал меры по обеспечению государственной и общественной безопасности. Однако незавершенность конституционной реформы 1990-1991 гг., противоречие норм между собой и отсутствие четкого разграничения полномочий трех ветвей власти спровоцировали противостояние среди правящих кругов, конфликты и перевороты, что явилось толчком к принятию серьезных и важных решений. Одним из таких действий явилось принятие Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года, которая провозгласила: «Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления»[5].
Конституция Российской Федерации 1993 г. провозгласила разделение властей на 3 ветви: законодательную, исполнительную и судебную, указав, что каждая из них является самостоятельной и независимой. Президент Российской Федерации также осуществляет государственную власть согласно ст. 11 Конституции РФ, но не входит ни в одну из ветвей власти. Правовому статусу главы российского государства посвящена отдельная глава Конституции, в соответствии с которой Президент является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина; представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.