Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Функции, полномочия и обязанности ЦБ РФ в области финансово-экономического контроля



Содержание

Введение. 3

Глава 1

1.1 Функции, полномочия и обязанности ЦБ РФ в области финансово-экономического контроля.. 4

1.2. Контрольные органы ЦБ. 10

1.3. Орагнизация финансово-экономического контроля Центральным банком РФ.. 14

ГЛАВА 2

2.1ПРАВОВОЙ СТАТУС ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИИ………………………......……………………………………………...18

2.2 АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ…………………………………………........…..19

Заключение. 22

Список литературы.. 23


Введение

В Федеральном законе «О Центральном Банке РФ (Банке России}» введены статьи, посвященные Национальному банковскому Совету как органу, задачей которого является рассмотрение Концепции совершенст­вования банковской системы, проектов основных направлений государст­венной денежно-кредитной политики, политики валютного регулирова­ния и валютного контроля, наиболее важных вопросов регулирования деятельности кредитных организаций и др. Председателем Националь­ного банковского Совета (НБС) является Председатель Центрального банка РФ. В его состав входят 15 членов, в том числе представители обеих палат Федерального Собрания Российской Федерации, представи­тель от Президента Российской Федерации, министр финансов, министр экономики РФ. 6 членов НБС назначаются Государственной Думой по представлению Председателя Центрального банка РФ из числа пред­ставителей кредитных организаций и экспертов.

Целью данной работы является рассмотрение финансово-экономического контроля Центрального банка Российской Федерации, его задач, порядок контроля, взаимодействия с Государственной думой.

Объектом исследования рассмотрение правового статуса Центрального банка России.

Предметом исследования является финансовый контроль ЦБ и его правовое регулирование.


Функции, полномочия и обязанности ЦБ РФ в области финансово-экономического контроля

Размежевание функций коммерческих и эмиссионных банков и централизация банкнотной эмиссии в руках одного или немногих эмиссионных банков, поддерживаемые соответствующими законодательными актами государства, выделили из числа банков учреждения, которые длительное время назывались центральными эмиссионными банками, а затем просто центральными банками. Последнее название более полно характеризует место и роль этого учреждения в кредитной системе страны и отражает перенос центра тяжести в его деятельности с эмиссии банкнот в область денежно – кредитного регулирования и надзора за деятельностью коммерческих банков и других кредитных институтов.

Финансовый контроль – контроль законодательных и исполнительных органов власти всех уровней, а также специально созданных учреждений за финансовой деятельностью всех экономических субъектов (государства, предприятий, учреждений, организаций) с применением особых методов. [22,]

Из функций кредита вытекает банковский контроль. Существует два вида контроля внешний и внутренний .

Внешний банковский контроль – процесс отслеживания, наблюдения (мониторинга), проверок и анализа всех параметров деятельности банка, существенных с точки зрения надзорного органа, включая как характеристики самой указанной деятельности, так и ее результаты, с целью контроля соблюдения банком и его сотрудниками норм законодательства, банковских правил, устанавливаемых Банком России и внутренними документами самого под­надзорного банка.

Такой вид контроля осуществляют:

· Центральный Банк Российской Федерации;

· Федеральная комиссия по ценным бумагам;

· Министерство налогов и сборов Российской Федерации;

· Федеральная служба налоговой полиции.

Центральному банку необходим качественный и действительный контроль, так как Центральный Банк в этом случае представляет интересы общества в целом в условиях, когда добросовестная банковская практика пока не стала нормой деловых операций отнюдь не всех банкиров.

Выделяют следующие виды проведения внешнего контроля.

· Проверка;

· Обследование;

· Надзор;

· Ревизия;

· Наблюдение;

· Анализ.[17]

Инструкция № 34 от 19.02.1996 г. «О порядке проведения проверок кредитных организаций и их филиалов уполномоченными предста­вителями Центрального банка РФ (Банка России)», является основным документом, регламентирующим процедуры проверок банков на местах в рамках надзора. Наиболее важными пунктами данной инструкции являются:

1. Главной целью проверки является определение реально е финансовое состояние данного банка и его филиалов, выявить ситуации, угро­жающие интересам кредиторов и вкладчиков, проверить соблюдение банком (фи­лиалами) банковского, валютного законодательства и нормативных актов Банка России. Проверки не заменяют аудиторских проверок, а также документальных ревизий, назначаемых компетентными органами.

2. Все проверки проводятся на основании планов проверок, составляемых на каж­дый квартал. Кроме того могут быть внеплановые проверки по указанию Председателя Банка России или его заместителей. В случаях, предусмотренных законом, проверки ве­дутся в координации с правоохранительными и финансовыми органами.

В первую очередь планы проверок включаются банки, в отношении которых имеются данные об их неустойчивом финансовом положении или допущенных ими грубых нарушениях правил деятельности, а также банки (филиалы), которые не проверялись несколько лет.

Проведение ревизий ва­лютных и других ценностей, находящихся в хранилищах и кассах банков (филиа­лов), а также под ответственностью кассовых работников, в планы проверок включаются в необходимых случаях.

3. Решение о назначении проверки оформляется письменным распоряжением, которое готовит структурное подразделение ЦБ, уполномоченное проводить такие проверки. В распоряжении указываются, в частности, вид проверки, состав рабочей группы, которой поручена проверка, даты начала и окончания проверки. Этим распо­ряжением утверждается также задание рабочей группы, которое должно предусматри­вать участки деятельности банка (филиалов), подлежащие обязательной проверке.

С указанием причины отмены, начавшаяся проверка может быть отменена письменным распоряжением лица, назначившего проверку.

4. Проверки проводятся комплексно или по отдельным направлениям деятель­ности банков (филиалов).

В проверку включаются:

· изучение документов,

· информации, содержа­щейся в базах данных,

· собеседования с сотрудниками,

· контрольные расчеты,

· тес­тирование аппаратно-программных средств,

· используемых банком (филиалом).

5. Комплексные проверки проходят в каждом банке, как правило, не реже 1 раза в 2 года и должны предусматривать проверку:

· достоверности отчетов;

· соответствия выполняемых операций законодательству и нормативным актам Банка России;

· со­блюдения обязательных экономических нормативов.

На консолидированной основе проводится проверки банков, имеющих филиальную сеть.

6. Банк в период проверки должен содействовать ее проведению. Невыполнение или ненадлежащее выполнение им обязанностей, предусмотренных Инструкцией, рас­сматривается как противодействие проведению проверки. Каждый такой случай офор­мляется актом установленной формы, который может быть основанием для приоста­новления проверки, а также для принятия установленных мер воздействия к банку.

7. Проверка может начинаться внезапно или с предварительным уведомлени­ем руководителя банка (филиала). Уведомление может быть письменным или уст­ным (в последнем случае — с последующим письменным подтверждением). Оно может содержать требование заблаговременно подготовить необходимые материа­лы и документы, а также провести другие подготовительные мероприятия.

Внутренний контроль – это процесс, осуществляемый старшими должностными лицами и сотрудниками всех уровней за финансово-хозяйственной деятельностью своего банка [17] Это не просто процедура или политика, которая выполняется в определенный момент, а процесс, постоянно осуществляемый на всех уровнях банка.

Защитную функцию банка по минимизации внешних и внутренних рисков выполняет система внутреннего контроля. Она призвана обеспечить такой порядок проведения банковских операций и сделок, который способствует достижению поставленных ориентиров и целей при соблюдении требований законодательства, нормативных актов Банка России, а также внутренних процедур, стандартов и правил, установленных в банке.

Под внешними и внутренними рисками понимаются риски, вызываемые последствиями неправомерных или некомпетентных решений отдельных работников, риски ликвидности и снижения капитала, а также риски, предопределяемые внешними по отношению к банку макроэкономическими и нормативно-правовыми условиями деятельности.

В организационную основу системы внутреннего контроля заложены принципы, обеспечивающие непрерывное действие контрольных механизмов и функций на всех направлениях банковской деятельности и уровнях принятия решений. К ним, в частности, относятся:

· принцип разделения обязанностей,

· принцип непрерывности,

· принцип предметности и конкретности,

· принцип объективности,

· принцип всеохватности и многоплановости,

· принцип информационной достаточности для принятия решения и ограничения доступа к информации, не относящейся к проведению конкретной операции и/или превышающей лимит функциональной необходимости в рамках должностных обязанностей,

· принцип использования различных видов контроля в зависимости от функциональной принадлежности объектов контроля, текущей необходимости и комплексности поставленных задач.

В рамках реализации указанных принципов основные усилия службы внутреннего контроля (исходя из общей ситуации и в перспективе создания высокотехнологичного банка) направлены на следующие основные аспекты деятельности банка:

· Контроль создания единого технологического уклада (правил и процедур) проведения всевозможных операций и услуг.

· Контроль соответствия технологического уклада, формализованного в виде положений, приказов, инструкций, методик, процедур и реальной практики банка.

· Контроль за адекватным учетом в рамках единого технологического уклада, а также созданием и эффективным функционированием в рамках единого технологического уклада механизмов последующего контроля операций банка.

Соответствие внутренних положений, приказов, инструкций, методик, процедур внешнему Законодательству.

Тогда, можно говорить, что основной задачей службы внутреннего контроля для реализации указанных принципов, а также выполнения защитной функции банка является контроль за построением единого технологического уклада по всем направлениям деятельности банка в условиях постоянно изменяющейся внешней среды. Основным объектом контроля в рамках указанной цели является система единого технологического уклада, введенного в деловой оборот банка на всех уровнях его деятельности.

Финансовый контроль заключается в проверке соответствия проводимых операций и сделок политике банка, изложенной в нормативных актах, применительно к разным видам банковских продуктов и услуг и их адекватного отражения в учете и отчетности. Важно, что путем использования административного и финансового контроля определяется эффективность действующей в банке системы управления рисками и предпринимаемых на всех направлениях и уровнях деятельности банка мер по идентификации и минимизации рисков.


Контрольные органы ЦБ

Как уже упоминалось выше банковский контроль, осуществляют контрольные органы Центрального Банка Российской Федерации. В данном разделе нашего курсового проекта мы рассмотрим деятельность этих контрольных органов.

Контрольные органы проводятся комплексные проверки в срок до 60 дней, проверки отдельных на­правлений деятельности — в срок до 30 дней. Допускается продление этих сроков руководителем, назначившим проверку, но не более чем на 10 дней.

Для проверки уполномоченные подразделения ЦБ формируют рабочие груп­пы из своих сотрудников, а также сотрудников других подразделений ЦБ и его территориальных учреждений. Руководитель группы назначается из числа сотруд­ников уполномоченного подразделения.

Рабочая группа имеет право:

· входить во все помещения проверяемого банка (филиала) в сопровождении его сотрудников, выходить из этих помещений;

· пользоваться необходимыми для проверки собственными организационно техническими средствами, вносить и выносить эти средства из здания проверяемо­го банка (филиала);

· получать от руководителей и уполномоченных сотрудников проверяемого банка (филиала) необходимые для проверки документы;

· получать от руководителей и сотрудников банка, его филиалов и подразделе­ний справки и разъяснения, а также письменные объяснения в случае невыполне­ния или ненадлежащего выполнения ими требований законодательства или норма­тивных актов Банка России; требовать демонстрации и знакомиться с работой ап­паратно-программных средств, используемых банком (филиалом);

· при необходимости самостоятельно или с помощью проверяемого банка (фи­лиала) снимать копии с полученных документов, в том числе копии файлов, требо­вать и получать копии любых записей, хранящихся в локальных вычислительных сетях и автономных компьютерных системах, а также расшифровки этих записей.

Рабочая группа обязана не разглашать Сведения, отнесенные законом к банков­ской, коммерческой и иной тайне, рабочая группа обязана не разглашать, а также обеспечивать сохранность и возврат полученных от банка (филиала) документов, файлов, ознакомить руководителей банка (филиала) с результатами проверки, оформить результаты проверки соответ­ствующим актом.

Руководитель группы распределяет обязанности между членами группы (оформ­ляемые отдельным документом), устанавливает порядок и режим их работы, контро­лирует выполнение порученного им задания, дает им обязательные для исполнения указания по оформлению материалов. Он также вправе принимать на себя проверку любого участка деятельности банка (филиала), приостанавливать проверку в случае противодействия ей со стороны банка (филиала) или иных лиц.

Руководитель группы может запрашивать и получать от участников и клиентов банка с их согласия сведения, необходимые для установления фактических обстоя­тельств, в том числе для подтверждения данных, содержащихся в документах, полу­ченных от банка (филиала).

Руководитель группы вправе во время проверки по согласованию с руководите­лем банка опечатывать отдельные служебные помещения банка (филиала), если в данный момент невозможно иным способом обеспечить сохранность документов, наличности, ценностей или проверить соответствующий участок деятельности бан­ка (филиала). Для этого используется печать территориального учреждения Банка России либо непосредственно Банка России.

Руководитель группы не вправе обязать члена группы изменить свои выводы или оценки, основанные на материалах проведенной им проверки. В случае несо­гласия с этими выводами и оценками руководитель группы может организовать повторную проверку соответствующего участка деятельности банка (филиала).

Проверка должна начинаться с предъявления членами группы своих полно­мочий. По результатам проверки составляется акт, в котором отражаются все ос­новные выявленные в ходе проверки нарушения и недостатки. Акт составляется не менее чем в 3 экземплярах в течение 30 дней после завершения проверки банка (всех филиалов) и подписывается всеми членами группы, а акт комплексной (кон­солидированной) проверки — руководителем группы.

Акт является собственностью Банка России и должен быть представлен для ознакомления руководителю банка (филиала).

Сама организация работы состоит из 3основных этапов. Первый этап — подгото­вительный. Он предполагает получение и обработку обширной информации — от статистики до публикаций в прессе. Второй этап — собственно проверки — также далек от совершенства. Заверша­ющий, третий этап — принятие решений после проверки. Здесь порядок достаточно жестко регламентирован.

Каждый банк раз в 2 года обязан пройти проверку. Однако в Москве и других банковских центрах выполнить это правило невозможно при имеющейся численности инспекторов. Следовательно, здесь необходимыкачественно иные подходы. С одной стороны, такой подход может быть связан с реализацией прин­ципа - «минимум рисков — минимум контроля», а с другой — банки без признаков проблемности, видимо, могли бы контролироваться только дистанционно. Инспекторам по сути нечего делать и в банках, находящихся в критическом финансо­вом положении, которые нужно санировать или ликвидировать.

Особый подход нужен к крупнейшим банкам. Обычные методы инспектирова­ния для них неприемлемы — слишком велик объем информации. Контроль за та­кими банками, возможно, должен сводиться не столько к выявлению отдельных недостатков, сколько к тому, чтобы они развивались в четко для каждого из них установленном русле, не выходя за его пределы.

Регулирование как процесс внешнего управляющего воздействия на конкрет­ный банк начинается с момента, когда руководитель Банка России или его территориального учреждения, назначивший проверку данного банка, утверждает акт его проверки и принимает одно из возможных решений, предписываемых Инст­рукцией ЦБ РФ «О применении к кредитным организациям мер воздействия за нарушение пруденциальных норм деятельности» № 59 от 31.03.1997 г., т.е. определив конкретную меру воздействия на банк за допущенные им нарушения пруденциальных норм деятельности.

Основной задачей, решаемой при этом надзорным органом, считается приведе­ние деятельности банка в соответствие с нормами и требованиями, предъявляемы­ми банковским законодательством и банком России. Следовательно, меры воздей­ствия должны выбираться такие, которые способны наиболее эффективно решать указанную задачу. Если иное не оговорено в Инструкции «О применении к кредитным организациям мер воздействия за нарушение пруденциальных норм деятельности» № 59 от 31.03.1997 , то надзорный орган выбирает меру воздействия самостоятельно, учитывая, в частности, характер допущенных банком нарушений, причины возникновения выявленных нарушений, общее финансовое состояние банка.

Контролирующий орган вправе применять к банкаммеры воздействия 2 типов: предуп­редительные и принудительные. Конкретный состав применяемых мер воздействия может включать как меры воздействия только одного типа (предупредительные либо принудительные), так и сочетать меры воздействия обоих типов.


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.