4. Педагогическая деятельность, ее специфика, структура. Профессиональные функции педагога. Технологические законы и правила педагогической деятельности.
Литература
Анисимов О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления. М., 1991.
Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М., 1995.
Бухвалов В.А. Алгоритмы педагогического творчества. М., 1993.
Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. М., 1990.
Маркова А.К. Психология труда учителя. М., 1993.
Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. М., 1994.
Основы педагогического мастерства / Под ред. И.А. Зязюна. М., 1989.
Педагогическое мастерство. М., 1993.
Поташник М.М. Как развивать педагогическое творчество. М., 1987.
Профессиональная культура учителя / Под ред. В.А. Сластенина. М., 1993.
Рогинский В.М. Азбука педагогического труда. М., 1990.
Шевченко Л.Л. Педагогическое творчество. М., 1996.
ЗАНЯТИЕ 2. ПРОБЛЕМА ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ В ПЕДАГОГИКЕ
Вопросы для обсуждения
Проблема цели воспитания в педагогике. Историческая диалектика цели воспитания.
Всестороннее и гармоническое развитие личности.
Система целей воспитания. Уровни целеполагания.
Современные подходы к определению цели и задач воспитания.
Литература
Зинченко В.П. О целях и ценностях в образовании // Педагогика. 1997. № 5.
Легенький Г.И. Цели и способы воспитания. М., 1990.
Макаренко А.С. Цели воспитания // Лекции о воспитании. М., 1980.
Никандров Н.Д. Ценности как основа целей воспитания // Педагогика. 1998. № 3.
Шубинский В.С. Человек как цель воспитания // Педагогика. 1992. № 3-4.
Занятие 3. Система образования
Вопросы для обсуждения
Понятие системы образования. Непрерывное образование.
Принципы государственной образовательной политики.
Образовательные программы.
Образовательные учреждения: типы и виды. Учреждения дополнительного образования.
Органы управления образованием.
Литература
Дополнительное образование детей. М., 2000.
Концепция структуры и содержания общего среднего образования (в 12-летней школе). М., 2001.
Морозова Н.А. Дополнительное образование – многоуровневая система в непрерывном образовании России. М., 2001.
Поташник М.М. Инновационные школы России: становление и развитие. М., 1996.
Цырлина Т.В. На пути к совершенству: Антология интересных школ и педагогических находок XX века. М., 1997.
ЗАНЯТИЕ 4. НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК ОСНОВА СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
Вопросы для обсуждения
1. Сущность и характерные черты народной педагогики.
2. Роль народной культуры в воспитании детей.
3. Основные средства и методы народной педагогики. Воспитательная ценность русского фольклора.
4. Использование опыта народной педагогики в современном семейном воспитании.
Литература
Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. – М., 1983.
Латышина Д.И. История педагогики. Воспитание и образование в России (Х – начало ХХ вв.). - М., 1998.
Корнетов П.В. Народная педагогика в фольклорных памятниках феодальной Руси. – М., 1989.
Элементы русской народной культуры в педагогическом процессе дошкольного учреждения / Сост. М.А. Викулина. – Н. Новгород, 1995.
ЗАНЯТИЕ 5. ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В СЕМЬЯХ РАЗНЫХ ТИПОВ
Вопросы для обсуждения
Понятие о гармоничной семье, ее характеристика.
Воспитание детей в неблагополучной семье
Особенности воспитания в однодетной и многодетной семье.
Особенности воспитания приемного ребенка.
Особенности воспитания детей в неполной семье.
Специфика воспитания близнецов в семье.
Литература
Боздарев К.К. Единственный ребенок. М., 1988.
Босанац М. Внебрачная семья. М., 1981.
Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра. – М., 1988.
Васильева А.К. Структура семьи. М., 1988.
Воспитание дошкольника в семье: Вопросы теории и методики / Под ред. Т.А. Марковой. М., 1979.
Воспитание детей в неполной семье / Пер. с чешского. – М., 1980.
Иванова Н.П. и др. Дети в приемной семье. М., 1993.
Как помочь ребенку войти в современный мир. / Под ред. Т.В.Антоновой - М., 1995.
Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М., 1999
Лофас Ж., Сова Д. Повторный брак: дети и родители. СПб.,1996.
Марова 3. Ребенка воспитывает одна мать. М., 1980.
Матейчик 3. Некоторые психологические проблемы воспитания детей в неполной семье. М., 1980.
Мухина В.С. Близнецы. – М., 1969.
Овчинникова И.Г. Эти родные неродные дети. М., 1983.
Торшина К. Сколько детей в семье // Обруч, 1996. №3.
Семенов В.В., Кочубей Б.И. Близнецы: проблемы воспитания и развития. М., 1985.
Сергеева В., Никитина Э., Недвецкая М. Основы семейного воспитания. М., 2010.
Фигдор X. Дети разведенных родителей: между травмой и надеждой / Пер. с нем. М., 1995.