Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Ликвидация юридического лица.



Ликвидацией юридического лица называется процесс, в конечном результате которого юридическое лицо перестает существовать как участник гражданских правоотношений. Ликвидация юридического лица возможна по двум основаниям - либо по решению его учредителей, либо по решению суда в случае нарушения законодательства РФ. В обоих случаях ликвидацию проводит назначенная ликвидационная комиссия или же единственный ликвидатор, к которым переходят функции исполнительного органа юридического лица[16]. Сокращенный перечень действий ликвидационной комиссии выглядит следующим образом. В процессе ликвидации юридическое лицо должно произвести расчеты со своими кредиторами, пройти ликвидационные проверки в налоговом органе и внебюджетных фондах, закрыть счета в банках, уничтожить печати и штампы, сдать документацию, подлежащую обязательному хранению, в архивные органы, аннулировать коды Госкомстата и как завершение ликвидации получить свидетельство об исключении из реестра юридических лиц, выдаваемое в регистрирующем органе.

В соответствии со ст. 21 Федерального закона «О государственной регистрации юридичес­ких лиц» от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ для регистра­ции ликвидация юридического лица в регистрирующий орган представляются следующее документы:

- заявление о государственной регистрации, составленное в соответствии с общими условиями. В нем подтверждаются следующее 1) соблюдение порядка, установленного феде­ральным законом, ликвидации юридического лица; 2) завершение расчетов с кредиторам; 3) согласование вопросов ликвидации юриди­ческого лица с соответствующими государ­ственными органами и (или) муниципальными органами в предусмотренных федеральным законом случаях;

- ликвидационный баланс;

- документ об оплате государственной пош­лины[17].

На практике сроки ликвидации варьируются от 6 месяцев до 1,5 лет, а могут занимать и гораздо больший промежуток времени. Все зависит от конкретной ситуации, складывающейся в отношении конкретного юридического лица. Так, если компания имеет или же в прошлом имела большой штат наемных работников, вела хозяйственную деятельность с большими денежными оборотами, то срок ее ликвидации заметно больше, нежели срок ликвидации малого предприятия с двумя работниками. Дело в том, что большую часть времени, которую необходимо затратить на ликвидацию юридического лица, занимают ликвидационные проверки в налоговой инспекции и внебюджетных фондах, и чем крупнее ликвидируемое юридическое лицо, тем большее время требуется вышеперечисленным органам, чтобы провести проверки.

Ликвидационная комиссия должна снять ликвидируемое предприятие с учета в налоговой инспекции, пенсионном фонде, фонде обязательного медицинского страхования, фонде социального страхования. Данные органы, в свою очередь, перед тем как снять предприятие с учета, обязаны проверить правильность начисления и уплаты таким предприятием налогов и обязательных сборов. Поэтому ликвидационная комиссия по очереди проходит проверки в указанных государственных органах, куда предоставляется бухгалтерская отчетность за последние 3 календарных года. Выходом из сложившейся ситуации может служит процедура признания ликвидируемой организации несостоятельной. В этом случае требования кредиторов, которые невозможно будет удовлетворить в процессе конкурсного производства, считаются погашенными.
Процедура признания несостоятельными (банкротом) еще более трудоемкая, чем ликвидация, но позволяет закрыть неликвидных бизнес без нарушения законодательства Российской Федерации.

При принятии решения о ликвидации юридического лица, необходимо уделять должно внимание на исследование признаков его фактической деятельности. Конкретным примером может служить решение, изложенное в постановлении Президиума ВАС РФ от 10.12.2002 № 6614/02. Межрайонная ИМНС РФ обратилась в Арби­тражный суд Кемеровской области с иском о ликвидации ОАО «Агроснабинформ». Истец мотивировал свои требования тем, что ответ­чик систематически не представляет в налого­вый орган бухгалтерскую отчетность в соот­ветствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете», имеет задолженность по налогам. Решением от 05.11.2001г. иск удовлетворен. Постановлениями апелляционной и кассаци­онной инстанций решение оставлено без изме­нения. В протесте заместителя Председателя ВАС РФ предлагалось указанные судебные ак­ты отменить, дело направить на новое рассмот­рение в суд первой инстанции. Президиум признал, что протест подлежит удовлетворе­нию по следующим основаниям.

Судебные инстанции пришли к выводу, что общество не выполняет возложенные на него как на налогоплательщика обязанности: не ве­дет бухгалтерский учет, не составляет отчеты о финансово-хозяйственной деятельности, не представляет в инспекцию документы и сведе­ния, необходимые для исчисления и уплаты на­логов. Последний отчет представлен в налого­вый орган по состоянию на 01.10.2000г.

Согласно п. 2 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае осуществления деятельности с неодно­кратными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов. Исходя из этого ре­шение суда о ликвидации юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность нельзя признать правомерным. При указанных обстоятельствах состоявшихся по делу судебные акты подлежат отмене, дело – направлению на новое рассмотрение[18].

Также характерен пример, когда субъекты, не имеющие статуса юридического лица, ликвидируют в качестве последних: «ИМНС РФ по Таловскому району заявлено требование о ликвидации крестьянского фермерского хозяйства «Новинка» в связи с грубым нарушением налогового зако­нодательства. В обоснование исковых требова­ний истец сослался на ст. 61 ГК РФ, согласно которой юридическое лицо может быть ликви­дировано в случае неоднократных или грубых нарушений закона или иных правовых актов, а также на ст. 15 ФЗ «О бухгалтерском учете», обязывающую представлять бухгалтерскую от­четность. Исследовав имеющиеся в деле документы, суд не нашел требования истца подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Деятельность крестьянского (фермерского) хо­зяйства регламентируется Законом РСФСР от 22.11.90 № 348-1 «О крестьянском (фермер­ском) хозяйстве». Статья 32 указанного Закона определяет условия и дает исчерпывающий пе­речень случаев прекращения деятельности крестьянского хозяйства. Ликвидация КФХ по указанным истцом основаниям данной нормой не предусмотрена. Кроме того, ст. 23 ГК РФ предусматривает, что деятельность крестьянского (фермерского) хозяйства осуществляется без образования юридического лица, с определением статуса главы такого хозяйства как индивидуального предпринимателя. Решением от 12.08.2002 в иске отказано»[19].


 

Заключение

Субъектами гражданских правоотношений являются не только физические лица (граждане), но и юридические лица – организации, специально создаваемые для участия в гражданском обороте. Поскольку гражданский оборот имеет имущественный, товарный характер, участвовать в нем могут лишь независимые, самостоятельные товаровладельцы, имеющие собственное имущество. Поэтому юридические лица должны иметь свое имущество, обособленное от имущества их создателей (учредителей, участников).

Можно охарактеризовать юридическое лицо как признанную государством в качестве субъекта права организацию, обладающую обособленным имуществом, самостоятельно отвечающую этим имуществом по своим обязательствам и выступающую в гражданском обороте от своего имени.

В отличие от таких субъектов гражданских правоотношений, как граждане, юридическое лицо обладает не общей (или универсальной – предполагающей возможность для субъекта права иметь любые права и обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности) правоспособностью, а специальной, предполагающей наличие у юридического лица лишь таких прав и обязанностей, которые соответствуют целям его деятельности и прямо зафиксированы в его учредительных документах. Это справедливо для всех юридических лиц, за одним исключением: частных коммерческих организации (общая правоспособность).

Из функций, которые выполняет институт юридического лица: оформление коллективных интересов; объединение капиталов; ограничение предпринимательского риска; управление капиталом.

Так же сделали выводы правосубъектности юридического лица:

· Наличие правоспособности и дееспособности необходимы юридическому лицу для участия в гражданском обороте;

· правоспособность и дееспособность строго ограничены рамками;

· правоспособность и дееспособность юридического лица возникают в момент его создания и прекращаются в момент его ликвидации;

· в науке гражданского права принято различать общую (универсальную) и специальную правоспособность;

· индивидуализация юридического лица осуществляется путем определения его местонахождения и присвоения ему наименования;

· при наименовании юридических лиц нужно учитывать некоторые нюансы и также право интеллектуальной собственности.

На осуществление некоторых видов деятельности требуется особый вид разрешения (специальная лицензия).

Индивидуальные предприниматели могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом. Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, индивидуальный предприниматель может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

Лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

Лицензирующий орган - федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющий лицензирование отдельных видов деятельности.

Перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование, а также перечень видов деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и федеральных органов исполнительной власти, разрабатывающих проекты положений о лицензировании этих видов деятельности, установлен Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 N 45 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности».

Для получения лицензии индивидуальный предприниматель представляет в соответствующий лицензирующий орган следующие документы:

· заявление о предоставлении лицензии с указанием фамилии, имени, отчества, места жительства, данных документа, удостоверяющего личность; лицензируемого вида деятельности, который индивидуальный предприниматель намерен осуществлять;

· копия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом);

· копия свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе (личный ИНН) (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом);

· сведения о квалификации работников соискателя лицензии;

· документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии.

Необходимо отметить, что в зависимости от характера уча­стия государственных органов в регистрации юридического лица наука гражданского права традиционно выделяет следующие способы обра­зования юридических лиц: распорядительный, разрешительный и нормативно-явочный. При этом нормативно-явочный порядок действует в настоящее время в Российской Федерации.

Государственная регистрация является завершающим этапом образования юридического лица, на котором компетентный орган проверяет соблюдение условий, необходимых для создания нового субъекта права, и принимает реше­ние о признании организации юридическим лицом. После этого ос­новные данные об организации включаются в единый государственный реестр юридических лиц и становятся доступными для всеобщего ознакомления.

Реорганизация юридических лиц осуществляется в следующих формах: а) слияние нескольких юридических лиц в одно; б) присоединение одного или нескольких юридического лица к другому; в) разделение юридического лица на несколько самостоятельных юридических лиц; г) выделение из состава юридического лица (не прекращающего свою деятельность) одного или нескольких новых юридических лиц; д) преобразование юридического лица из одной организационно-правовой формы в другую. Реорганизация юридических лиц по общему правилу проводится им добровольно, по решению его учредителей или уполномоченного на это органа

Ликвидация юридических лиц представляет собой способ прекращения его деятельности при отсутствии преемства в его правах и обязанностях. Гражданское законодательство устанавливает специальный порядок ликвидации юридических лиц. Ликвидация может осуществляться добровольно по решению учредителей либо уполномоченного на то органа. Возможна и принудительная ликвидация в соответствии с судебным решением, на основании: осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии); неоднократного грубого нарушения законов или нормативных актов; противоречие деятельности законодательным запретам и т.д. Особым случаем ликвидации юридического лица является банкротство.

Ликвидация считается завершенной, а юридическое лицо прекратившим существование – с момента внесения записи об этом в государственный реестр.

 

 


Список использованной литературы

1. Постановление Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996г. №6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского Кодекса РФ». - Бюллетень Верховного Суда РФ, 1996. №9; Вести Высшего Арбитражного Суда РФ, 1996, №9.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ (часть первая) // Собрание законодательства Российской Федерации от 5 декабря 1994 г., №32, ст. 3301.

3. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. "О государственной регистрации юридических лиц" // СЗ РФ, 2001, N 33, ч. 1, ст. 3431

4. Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" // Собрание законодательства Российской Федерации от 28 октября 2002 г. N 43 ст. 4190

5. Анохин В.С. Ликвидация юридических лиц// Арбитражная практика. – 2003. - № 10. – С. 12-13.

6. Витрянский В.В., Суханов Е.А. Новый Гражданский Кодекс РФ об акционерных обществах и иных юридических лицах. - М., 1995.

7. Грибанов В.П. Юридические лица. - М., 1961.

8. Козлов Н.В. Учредительный договор о создании коммерческих обществах и товариществ. - М., 1994.

9. Комментарий части первой Гражданского Кодекса РФ для предпринимателей. Под ред. М.И. Брагинского и Е.А. Суханова.- М., 1995, гл. 4.

10. Гайдук Э.Г. Прекращение деятельности юридического лица: основания и последствия // Журнал российского права, 2002. -№ 8. – С. 21-24

11. Гражданское право. Часть 1. Учебник. / Под ред. А.П.Сергеева, Ю.К.Толстого. М.: “ПРОСПЕКТ”, 1998. – 632 с.

12. Гражданское право. Часть вторая: Учебник / Под общей ред. А.Г. Калпина. – М.: Юристъ, 2001. – 542с.

13. Гражданское право. В 2-х томах. Том 1. Учебник / Под ред. Е.А.Суханова. -М.: Инфра-М,1999. – 426 с.

14. Гражданское право. Общая часть. // Под ред. В. А. Тархова. –СПб.: Альфа, 2001. – 571 с.

15. Обзор постановлений президиума ВАС// Экономика и жизнь (Сибирь). - № 148. - 07.08.2001. – С. 15.


Приложение.

Задача: Акционерное общество «Форпост» было реорганизовано путем разделения его на два самостоятельных предприятия: АО «Старт» и АО «Поиск». Кредиторы общества не были своевременно уведомлены о реорганизации и узнали о прекращении деятельности АО лишь из газет. Договоры, заключенные ими с АО, не были исполнены обществом, в результате чего кредиторы понесли значительные убытки. Правопреемники «Форпоста» в ответ на претензии кредиторов заявили, что на момент реорганизации никаких долгов АО перед кредиторами не существовало, поэтому в разделительном балансе каких-либо обязательств перед кредиторами отсутствуют. Кроме того, за прошедшее время из состава АО «Старт» выделилось общество «Империал», которое получило большую часть активов «Старта». Поэтому АО «Старт» не в состоянии возместить кредиторам убытки, причиненные его правопредшественниками. Потерпевшие обратились к Вам с вопросом о возможных способах защиты их прав.

1. В каком порядке должна проводиться реорганизация юридического лица?

2. Какие последствия наступают, если этот порядок наруше

Решение:

Порядок проведения реорганизации юр. лиц регламентируется статьями 57-60 Гражданского кодекса РФ. В соответствии с указанными нормами права, реорганизуемое предприятие за 2 месяца до реорганизции обязано дать уведомление в СМИ о предстоящей рерганизаци, через 1 месяц еще одно уведомление. Без соблюдения данного условия, подтвержденного документально, регистрирующий орган не имеет права произвести регистрацию реорганизаци юр. лица.При проведении реорганизации в форме разделения, к вновь образованному юр. лицу переходят права и обязанности реорганизуемого лица в соответствии с разделительным балансом, утвержденным


[1] Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть первая) № 51-ФЗ (с изм.от 18.07.2009г).ст.48.

[2] См.: Н.В. Ченцов. Римское частное право. Учебное пособие. -Тверь., 2006г. с. 26.

[3] Римское государственное право. Учебник /Под редакцией И.Б.Новицкого, И.С.Перетерского. -М., 2006. с. 115.

[4] Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть первая) № 51-ФЗ (с изм. от 18.07.2009г).

[5] Гражданское право. В 2-х томах. Том 1. Учебник /Под редакцией Ю.К.Толстого, А.П.Сергеева. -М., 2008. c. 105.

[6] Федерального закона от 03.11.2006 N 175-ФЗ)

 

[7] Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть первая) № 51-ФЗ ( с изм. от 18.07.2009г). ст.61.

[8] Федеральный закон N 128-ФЗ( с изм. от 18.07.2009)

[9] Федеральный закон №395-1 (ред.28.04.2009)

[10] Федерального закона от 03.11.2006 N 175-ФЗ. ст.51.

[11] Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть первая) №51-Ф3 с изм. от 18.07.2009г. ст.53.

[12] Гражданский кодекс РФ (часть 2) №14-Ф3 ред.от 17.07.2009. ст.1027.

[13] Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть первая) № 51-ФЗ (с изм.от 18.07.2009г). ст.12.

[14] Ст. 12 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» от 08.08.2001г. № 129-ФЗ, в ред. от 23 июня 2003 г. N 76-ФЗ (изменения вступают в силу с 1 января 2004 г.) // Нормативные акты для бухгалтера. - 15.07.2003. - № 13. - С. 69.

[15] Гражданское право. Учебник/ Под ред. С.П. Гришаева. – М.: Юрист, 1999. – С. 43.

[16] Анохин В.С. Ликвидация юридических лиц// Арбитражная практика. – 2003. - № 10. – С. 11-18.

[17] ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» от 08.08.2001г. № 129-ФЗ// СЗ РФ. - 13.08.2001. - № 33 ч 1. – с.т. 3431.

[18] Анохин В.С. Ликвидация юридических лиц// Арбитражная практика. – 2003. - № 10. – С. 12-13.

[19] Обзор постановлений президиума ВАС// Экономика и жизнь (Сибирь). - № 148. - 07.08.2001. – С. 15.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.