Такого рода дифференциация предполагает однозначность мнения покупателей относительно предпочтительного набора (х-р) (чаще всего, рассматривается качество товара как основная характеристика, интересующая потребителя). Однако окончательный выбор потребителей будет зависеть от уровня цены на товар.
Предпочтения потребителя можно представить как:
если товар покупается
если товар не покупается
где U – излишек, получаемый от потребления товара; a – вещественное число, описывающее качество товара; р – цена на товар с качеством s; θ – вещественное число, представляющее параметр вкуса.
Причем θ имеет интегральную функцию распределения F(θ) на множестве [0;+∞], где F(0)=0 и F(+∞), т.е. F(θ) представляет собой долю потребителей с параметром вкуса ниже θ. Вполне естественно, что потребители с более высоким уровнем дохода имеют более высокую θ.
Спрос на товар в общем виде может быть выражен равенством: D(p) = N (1 – F(p/s)), где N – число потребителей.
Рассмотрим два возможных случая поведения потребителей.
Предположим, на рынке предлагаются два товара с качеством s1<s2 и ценами р1<р2, причем уровень качества на денежную единицу выше у товара 2: s2/р2≥s1/p1. При совершении покупки потребители предпочтут уровень качества s2, тогда спрос на этот товар составит: , а на товар с низким качеством спроса вообще не будет.
Второй случай предполагает, что товар низкого качества не «доминируется». Тогда, товар высокого качества покупают те потребителя, параметр вкуса которых выше θ=(р2-р1)/(s2-s1). Спрос на этот товар составит: . Товар низкого качества будет приобретен покупателями с параметрами вкуса ниже указанного значения θ, но выше р1/s1, т.е. (р1/s1)<θ<(р2-р1)/(s2-s1), тогда функция спроса на этот товар: . Остальные покупатели, чьи параметры вкуса θ не входят в указанный интервал, предпочтут не покупать товар.
СТРУКТУРА РЫНКА, ПАТЕНТЫ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ
Теория инвестиций
Традиционно в теории организации отраслевых рынков наибольшее внимание уделялось определению цен и роли рыночных структур в размещении ресурсов. Инвестиции при этом учитывались лишь как дополнительный инструментарий, позволяющий найти точку максимальных затрат на кривых средних затрат.
Д.Хэй и Д.Моррис процесс принятия инвестиционного решения предлагают представить в виде следующей схемы (рис.8.1).
В центре рисунка – прямоугольник, символизирующий фирму. Внешняя среда – условия спроса (цена, объем) и условия предложения ( затраты, труд, капитал). На эти условия влияет государственная политика в области кредитов, налогов и т.п. Принятие инвестиционного решения начинается с определения прогнозных величин деловой среды фирмы, т.е. прогнозов в области спроса и предложения. Такой прогноз, естественно, содержит элементы риска и неопределенности. Принятие решений относительно инвестиций будет зависеть и от корпоративных целей фирмы. В свою очередь, положительно принятое инвестиционное решение и последующие инвестиционные расходы, позволяют в некоторой степени изменить деловую среду фирмы.
Рис. 8.1 Процесс принятия инвестиционного решения
Инвестиционные решения всегда связаны с расходованием средств в настоящем, чтобы получить возможную прибыль в будущем. Для оценки инвестиционных решений разработан целый ряд методов, однако только дисконтированный денежный поток (DCF) позволяет учесть межвременной характер инвестиционных решений.
В действительности на оценку инвестиционных проектов влияет целый ряд факторов. Поэтому при определении величины инвестиционного капитала должно учитываться следующее: показатели спроса: выпуск, использование мощности; относительные цены (стоимость услуг капитала, цены товаров, ставки заработной платы); внутренние средства (нераспределенная прибыль, амортизация, налоги); внешние средства (доходность акций и процентные ставки); финансовая структура фирмы (соотношение между собственными и заемными средствами); оценка компании фондовым рынком.