Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Обучение фирм во времени



Фирмы имеют возможность изучить поведение своих конкурентов, не зная их решений относительно цен и объемов выпуска. Соответственно, у фирмы появляется возможность определить, хотя и условно, последствия своих действий и исправить положение в результате принятия неправильного решения. Для этого нулевые предположительные вариации заменяются более сложным правилом определения объема выпуска конкурентов в следующем периоде. Чаще всего, для этой замены используется способ адаптивных ожиданий, суть которого состоит в корректировке оценки на некоторую долю предыдущей ошибки. Для оценки ожиданий может использоваться промежуточный вариант формирования ожиданий, когда фирма имеет полное общее представление о работе всего рынка, но не имеет достаточной информации об отдельных конкурентах. В этом случае обучение на основе опыта состоит в анализе предыдущего поведения всего рынка, а затем, на основе этого опыта, присвоении большей вероятности наступления одних реакций конкурентов, чем других.

Ответные конкурентные действия фирм (возмездие)

Если фирма в текущий момент времени произвела некоторое агрессивное действие, то она может ожидать со стороны конкурентов «возмездие», или ответное действие, в последующий период.

Рассмотрим это на примере дуополии. Предположим, обе фирмы установили согласование об объемах выпуска продукции («молчаливый сговор»). Тогда, при поддержании соглашения фирма 1 получает некоторую прибыль П3, а фирма 2 – прибыль П2. Если фирма 1 «обманет» фирму 2, т.е. будет стремиться к максимизации собственной прибыли, а фирма 2 будет придерживаться условий соглашения, их прибыль составит П4 и П1 соответственно. Тогда П4>П3>П2>П1. Однако в последующих периодах (бесконечных) фирма 2 не пойдет на такое соглашение и равновесие вновь установится, но в другой точке.

Угроза невозможности осуществления согласованных действий в дальнейшем может остановить фирму 1 от «обмана». Однако при анализе необходимо учесть ставку дисконта (r). Обман будет выгоден для фирмы 1 лишь при высокой ставке дисконта и возможности получения большей прибыли в текущий период.

Так, при нарушении соглашения, она получит выгоду от своих действий (П4-П3), во все последующие периоды прибыль фирмы составит П2, т.е. будут потери в размере (П3-П2), ценность которых на текущий момент может быть определена, как (П3-П2)/r.

«Обман» будет выгоден, если:

, или

Предложенный анализ позволяет рассмотреть возникновение негласного сговора. При некооперированном равновесии обе фирмы получают прибыль П2. Затем фирма 1 снижает объем выпуска до некоторой величины q1, демонстрируя желание к тайному сговору с фирмой 2. При этом ее прибыль снижается до величины П1’, в то время как конкурирующая фирма увеличит выпуск и получит прибыль П4’. Однако фирма 1 надеется на дальнейший сговор с фирмой 2 и получение прибыли П3, так что П4’>П3>П2>П1’. Тогда в последующие периоды фирма 1 будет получать выгоду в размере (П3-П2), имеющую сегодняшнюю ценность (П3-П2)/r, а потери текущего периода составляют (П2-П1’). Уменьшать выпуск в этом случае будет оправдано, при условии: , или . Основной вопрос состоит в том, согласится ли вторая фирма на сговор. Расчеты подтверждают необходимость сделать это, так как наибольшую прибыль она может получить лишь в текущем периоде (П4’), затем при соглашении прибыль может составить П3, либо, при отказе от сговора, она будет получать прежнюю прибыль П2. Однако П3>П2, поэтому возрастает вероятность тайного соглашения.

Сговор между фирмами

По целому ряду причин негласный сговор, рассмотренный выше, является неэффективным, именно поэтому многие фирмы желают перейти от негласного сговора к образованию картелей. Объединение в картель имеет преимущества, поскольку значительно снижает вероятность обмана негласных соглашений, а также позволяет снизить затраты, связанные с исследованием конкурентов.

При негласном сговоре получить максимальную прибыль практически невозможно, так как спрос на продукцию и затраты фирм сильно отличаются. При возникновении картеля становится возможным максимизация прибыли в целом для отрасли, причем вошедшие в картель фирмы, чья прибыль возросла, могут компенсировать прибыль тем фирмам, чья прибыль упала.

На практике при функционировании картель сталкивается с рядом проблем. Б.Фог описал первый тип таких трудностей. Согласно его исследованиям, основные препятствия для стабильного и эффективного функционирования картеля заключаются в разногласиях между фирмами, вошедшими в него, относительно политики картеля. Если в картель входят мелкие и крупные фирмы, основной момент разногласий - получение прибыли в краткосрочном или долгосрочном периоде.

Второй тип трудностей, исследованный Стиглером, связан с проблемой выявления фактов нарушения соглашения. Например, входящая в картель фирма может официально не менять цены, а установить тайные скидки с цены. Трудность выявления нарушителей соглашения связана с периодическими колебаниями спроса.

Третья трудность вытекает из второй и связана с выбором наказания для нарушителя соглашения. Однако и сама стратегия наказания является довольно спорной. При нарушении соглашения (например, увеличении выпуска одной из фирм, входящих в картель), картель в целом также может увеличить свой выпуск для сохранения доли на рынке. При этом и нарушитель, и картель получат меньшую прибыль, что должно остановить нарушителя.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.