Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Конкуренция и типы рыночных структур



Вопросы к итоговой аттестации

По дисциплине «Теория отраслевых рынков»

1. Отрасль и отраслевая структура промышленности

2. Граница отрасли. Соотношение категорий «отрасль промышленности» и «рынок»

3. Понятие рынка, его функции

4. Конкуренция и типы рыночных структур

5. Размер предприятия и факторы его определяющие

6. Создание теории фирмы

7. Основные виды фирм и концепции их поведения

8. Цели фирм

9. Показатели концентрации продавцов на рынке

10. Входные отраслевые барьеры

11. Наличие и высота входных барьеров

12. Стратегические входные барьеры

13. Нестратегические входные барьеры

14. Показатели рыночной власти

15. Количественная структура рынка: число продавцов, их рыночные доли и показатели концентрации

16. Качественная структура рынка: барьеры входа (выхода) на рынок.

17. Классическая теория олигополии.

18. Расширение основных моделей.

19. Многопериодные модели ценообразования

20. Сговор между фирмами

21. Понятие дифференциации

22. Пространственная конкуренция – линейный город

23. Модель кругового города

24. Информационная дифференциация продуктов и реклама

25. Вертикальная дифференциация

26. Условия и типы ценовой дискриминации

27. Совершенная ценовая дискриминация

28. Ценовая дискриминация второй степени

29. Ценовая дискриминация на нескольких рынках (третья степень дискриминации)

30. Практическое ценообразование

31. Теория инвестиций

32. Инвестиционные расходы на исследования, разработки и инновации

33. Статическая модель инноваций

34. Динамическая модель инноваций

35. Слияния фирм и фондовый рынок

36. Основные виды слияний и поглощений

37. Чистая теория слияний

38. Аллокативные поглощения (оспариваемые)

39. Управленческие поглощения

40. Стяжательные поглощения

41. Конгломеративные слияния

42. Экономические функции государства и методы государственного воздействия

43. Естественная монополия. Регулирование ее деятельности

44. Антимонопольная политика государства

МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР

Понятие рынка и отрасли

Рынок - базовое понятие теории организации отраслевых рынков, т.к. именно на рынке взаимодействуют фирмы, что является объектом исследования этой теории. Хотя в современной экономической литературе и встречается множество определений рынка, но их суть, в принципе одна, рынок – есть совокупность экономических отношений производителей (предложение) и потребителей (спрос).

Один из важных вопросов - осоотношении рынка и отрасли. Отраслью является совокупность предприятий, выпускающих товары, являющиеся близкими субститутами в производстве (производятся близкие товары, используя близкие ресурсы и близкие технологии). Рынки же объединяют товары, являющиеся субститутами с точки зрения покупателей.

Выделяют несколько типов границ рынка:продуктовые границы, отражающие степень взаимозаменяемости товаров; временные границы, позволяющие проводить сравнительный анализ развития рынков во времени; локальные границы,ограничивающие рассматриваемые рынки в рамках какой-либо территории.

Важным системным признаком является географическое место функционирования рынка, т. е. территория, которую он охватывает своими действиями. Региональный рынок и его подсистемы ограничены рамками определенною территориально-экономического и административно-географического образования. Региональное деление в известной мере условно, поскольку границы рынка не всегда совпадают с административными или природно-географическими. Большей частью региональные рынки связаны между собой, хотя столь же часто между собой конкурируют.

Рынок выполняет ряд функций: информационную, посредническую, ценообразующую, регулирующую, распределительную, санирующую.

Конкуренция и типы рыночных структур

В отечественной и зарубежной литературе присутствует три основных подхода к определению конкуренции:

1) как состязательность на рынке (отечественная литература);

2) как элемент рыночного механизма, уравновешивающий спрос и предложение (классическая экономическая теория);

3) как критерий, по которому определяется тип отраслевого рынка (современная теория морфологии рынка).

Существует масса подходов к классификации видов конкуренции. Чаще всего, ее определяют как функциональную, видовую, предметную. Существуют и другие подходы к классификации видов конкуренции: добросовестная - недобросовестная; ценовая - неценовая; внутриотраслевая - межотраслевая; эффективная; действенная. В экономике принято также разделять конкуренцию по ее методам на ценовую и неценовую, или конкуренцию на основе цены и конкуренцию на основе качества (потребительной стоимости).

В основу классификации рынков могут быть положены различные критерии. Наиболее распространенный критерий - число участников рынка. Э. Чемберлин предложил использовать для классификации рынков два критерия: 1) взаимозаменяемость товаров, предлагаемых разными предприятиями (коэффициент ценовой перекрестной эластичности спроса на товары, предлагаемые потребителям); и 2) взаимозависимость этих предприятий (коэффициент объемной или количественной перекрестной эластичности; чем выше этот коэффициент, тем более жесткая взаимозависимость предприятий). Дж. Бейн добавил третий критерий - условие входа на рынок (Е), которое определяется относительным превышением действительной цены товара (PL) его конкурентной цены, равной средним общим затратам длительного периода (Pc). Чем выше Е, тем привлекательнее рынок, тем вероятнее вход на рынок. В случае монополии, как правило Е>0, но вход на рынок блокирован.

На практике используют понятия совершенной и несовершенной конкуренции.

Совершенная конкуренция – состязание экономических субъектов на товарном рынке, при котором ни у одного из них нет достаточно большой доли рынка, чтобы оказать влияние на цену продукта. Так как модель совершенной конкуренции является теоретической абстракцией, то все реально существующие рынки в той или иной степени несовершенны.

Несовершенная конкуренция - рынок двух или более продавцов, обладающих некоторым (ограниченным) контролем над ценой и конкурирующих между собой за продажи. В теории выделяют различные виды рынков с несовершенной конкуренцией (по степени убывания конкурентности): монополистическая конкуренция, олигополия, монополия.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.