Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Специфика музыкально-поэтического фольклора



Использование образцов англоязычной поэзии может быть одним из эффективных средств достижения таких основных целей обучения предмету иностранного языка, как практическая, общеобразовательная и развивающая.

В силу того, что язык поэтического произведения не архаичен, его синтаксис, а также стиль, в основном, прост (речь идет о специально подобранных по этим параметрам стихотворениях), он содержит аутентичный языковой материал, максимально приближенный к разговорно-литературной речи. Кроме того, при чтении стихотворения учащийся видит осознанное исполнение лексики для передачи мысли автора и знакомится с различными функциями языка в общении.

Использование поэзии способствует развитию основных коммуникативных умений чтения, аудирования, говорения, причем последнее чаще всего выступает в форме обсуждения содержания поэтического произведения, которое может вызвать настоящую дискуссию в группе, поскольку проблемы, затрагиваемые в поэтических произведениях универсальны, носят жизненный характер, не всегда предполагают однозначное решение. Знакомство с лучшими образцами англоязычной поэзии, видами стихотворных метров (ямб, хорей), а также с вариантами перевода стихов на родной язык способствует развитию лингвострановедческой и культурной компетентности обучаемого, т.е. достижению общеобразовательной цели обучения.

Специфика поэзии помогает ученику овладеть эмоционально-ценностным опытом общения. Учитель глубже узнает своего ученика, получает его психологический портрет. Таким образом, использование поэзии имеет развивающее значение, к тому же оно помогает обеспечить не только языковую атмосферу на уроке, но и психологический контакт [24].

Итак, поэзия может быть использована как образец аутентичной разговорно-литературной речи для достижения ведущих целей обучения и для развития творческих способностей учащихся.

Однако, эффективность использования образов поэзии в значительной степени зависит от правильно организованной последовательности работы с ними и выбора упражнений, стимулирующих мыслительную деятельность обучающихся и способствующих развитию у них мотивации [21].

В своей статье Н.П. Дьяченко отмечает, что приемы работы над поэтическим текстом могут быть разными и зависеть как от этапа обучения, так и от той цели, которую ставит перед собой учитель. При этом одновременно могут быть реализованы многие задачи, такие, как обучение грамматике, фонетике, лексике и переводу. Чтение стихов, их декламация и перевод делают занятия иностранным языком более содержательными, мотивационно направленными и повышают интерес к изучению предмета [8].

Важно определить последовательность действий при работе над стихотворением с условием его запоминания:

1. Интонационно-фонетическое предъявление поэтического текста учителем. Учитель должен четко, выразительно прочитать стихотворение.

2. Снятие лексико-грамматических трудностей. Лексику, трудную для понимания, нужно записать предварительно на доске, разъяснив значения слов с помощью иллюстраций или перевода. Необходимо делать это в той последовательности, в которой они следуют.

3. Проверка понимания текста посредством вопросов. Учитель должен следить за тем, чтобы в ответах учащихся звучали трудные слова, записанные на доске.

4. Интонационно - фонетическая отработка стихотворения. Первую строчку читает учитель, вторую - ученики, затем наоборот. Стихотворение прочитывается учащимися по цепочке.

5. Хоровая отработка текста с соблюдением стихотворного ритма.

6. Заучивание стихотворения с письменной опорой, которая в процессе работы изменяется. Если стихотворение записано на доске, стирается по одному слову в каждой строке, но вместе с учениками проговариваются все строчки полностью. Этот процесс повторяется 3 раза. Каждый раз стирается новое слово, и вся строчка воспроизводится с опорой на оставшиеся слова сначала с учителем, а затем самостоятельно учащимися.

7. Воспроизведение поэтического текста. 3-4 ученика читают стихотворение наизусть по очереди. На дом дается задание выучить стихотворение, подготовить его перевод, а также проиллюстрировать его содержание. Рисунок поможет ученику прочитать наизусть как английский, так и свой вариант стихотворения на русском языке.

Интенсивному запоминанию поэтического текста способствует использование визуальной опоры в виде иллюстраций, картинок, рисунков.

Часто, особенно на младшем этапе, урок начинается с фонетической зарядки. Вместо отдельных слов и словосочетаний, содержащих тот или иной звук, учитель может предложить классу специально отобранные стихи и рифмовки. Затем в течение 2-3 уроков следует повторять стихотворение или рифмовку, корректировать произношение звуков. Данный вид работы можно включать в урок на разных этапах, он служит своеобразным отдыхом для детей [8].

Также можно специально подобрать стихи и рифмовки, в которых встречаются либо новое, незнакомое учащимся слово, либо лексические единицы, которые нужно повторить и хорошо закрепить в памяти учащихся.

Особенно важную роль играет этот вид работы при изучении грамматики. Надо стремиться к тому, чтобы учащиеся повторяли выученные рифмовки в течение всего учебного года, при этом рифмовки должны быть связаны с темой урока. Время от времени можно проводить конкурсы: кто знает рифмовок больше и может объяснить, какие грамматические формы в них представлены.

Некоторые стихи и рифмовки помогают воспитывать у школьников нравственные качества, культуру поведения, уважительное отношение друг к другу и людям, их окружающим, настойчивость и терпение в преодолении трудностей; напоминают школьникам о правилах поведения.

Ученикам нравится этот вид работы. Заучивание небольших по объему стихотворений и рифмовок не требует от них больших усилий и служит эффективным средством усвоения языкового материала [6].

Включая песни в содержание обучения иностранному языку и используя на уроках и во внеурочной деятельности, необходимо помнить, что песня является произведением не только поэтического, но и музыкального творчества. Важно наличие равноценного внимания, как к поэтическому, так и к музыкальному компонентам песни. Очень важно, чтобы в содержание обучения включались произведения, которые обладают богатым образовательным и воспитательно-развивающим потенциалом. Естественно, это связано с проблемой отбора таких произведений. С этой целью О.Е. Романовской были разработаны критерии отбора музыкально-поэтических произведений, следование которым может оказать значительную помощь учителю иностранного языка при выборе той или иной песни. Предлагаемые критерии могут быть применимы к отбору любого песенного материала, поскольку в этих критериях находит отражение как текстовый, так и музыкальный компоненты произведения [22].

Критерии отбора музыкально-поэтического фольклора:

Музыкальный компонент:

• соответствие физиологическим особенностям голосового аппарата учащихся;
• яркая и запоминающаяся мелодия;

• наличие четкого ритма, облегчающего воспроизведение песни;

• соответствие этапу обучения.

Поэтический компонент:

• художественная ценность произведения;

• соответствие психическим особенностям учащихся;

• доступность языкового материала;

• наличие социокультурной информации;

• возможность использования при обучении различным аспектам языка и видам речевой деятельности;

• воспитательная ценность.

Согласно этим критериям, музыкальный компонентпесни предполагает обязательное соблюдение специфических вокальных требований, без которого исполнение песни не доставит радости учащимся, и не будет служить целям развития и воспитания. К таким требованиям следует отнести требования к соответствию исполняемого вокального произведения физиологическим особенностям голосового аппарата учащихся. Игнорирование этих требований приводит к нечистому интонированию, замедляет развитие не только музыкального слуха учащихся, но и речевого, развитие которого очень важно для процесса овладения иностранным языком.

Яркая и запоминающаяся мелодия является не менее существенным фактором, который следует учитывать при выборе песни. Мелодию, одно из основных средств музыкальной выразительности, называют «душой» музыки. Являясь важнейшей основой музыкального произведения, главным носителем содержания музыки, мелодия способна воплотить самые различные образы и состояния: печаль, радость, смятение, гнев и т.д. и вызвать чувственно-эмоциональное сопереживание у учащихся, являясь при этом основным мотивационно-побудительным стимулом при работе с песней.

Что касается объема музыкального произведения и его метроритмических особенностей, данные характеристики песни должны соответствовать возрастным особенностям учащихся и не представлять особой трудности для исполнения.

Требования к поэтическому компоненту песни предусматривает в первую очередь соблюдение критерия художественной ценности произведения. Следует отметить, что песенный материал, используемый в практике обучения иностранным языкам, составляют различные вокальные произведения, но не все они являются подлинно творческими, художественными. Однако учитель должен понимать, что автор любого вокального произведения, включаемого в содержание урока, является не только его создателем, но и участником развития эмоциональной и когнитивной сфер учащегося. Он выступает как носитель ценностных ориентаций, которые воплощаются в произведении, доносятся до школьника и начинают влиять на его сознание изнутри, управляя поступками, эмоциями, реакциями, формируют его отношение к миру в целом, к социуму, к самому себе.

Познавательная ценность произведения определяется наличием в нем этих компонентов, их соотношением с действительностью, а также степенью его идейно-философской насыщенности, благодаря чему возможны интерпретация значения имеющихся в произведении образов и анализ средств их художественного воплощения. Следование этому критерию может помочь в отборе ценного в художественном отношении музыкального материала, который будет способствовать не только формированию поликультурной компетентности учащихся, но и их общему развитию и воспитанию, формируя при этом эстетический вкус. Критерий художественности предполагает также в поэтическом тексте песни наличие различных средств художественной образности, с помощью которых раскрывается основное смысловое содержание песни, показываются душевные переживания героев. Безусловно, наличие стилистических фигур усиливает художественную выразительность поэтического текста, эмоциональность его звучания, благодаря чему у учащихся создаются яркие зрительные образы.

Поэтический текст песни должен быть доступен по эмоционально-образному содержанию, представлять интерес для учащихся, затрагивать их чувства, стимулировать фантазию. Учет фактора возрастных особенностей и потребностей учащихся играет немаловажную роль при отборе музыкально-поэтического произведения.

Однако успех реализации заложенного в песне образовательного потенциала во многом зависит от умения учителя методически грамотно организовать работу с ней. Практика показывает, что в своем большинстве при работе с песней основное внимание уделяется ее поэтическому компоненту – тексту, и в меньшей степени музыкальному компоненту. Это проявляется, как правило, в снятии лексических и фонетических трудностей и последующем дословном переводе текста песни. Завершает работу формальное исполнение песни учащимися под аудиозапись. Происходит, по сути, игнорирование музыкального компонента песни. В результате того, что большинство учащихся не могут воспроизвести мелодию без аудио-сопровождения, песня не оказывается «присвоенной» ими, у школьников не возникает желания ее спеть вне урока. Не имеет места пролонгированное дидактическое воздействие музыкально-поэтического произведения, так как не происходит «сближения» учащихся с автором песни.

Однако при разумном сочетании приемов работы с музыкально-поэтическим произведением возможна полноценная реализация всего богатого потенциала песни.

Для того чтобы работа над песней не носила формальный характер, а представляла собой определенную технологию, направленную на раскрытие ее богатого потенциала и комплексное решение задач обучения, развития и воспитания учащихся, учителю достаточно овладеть алгоритмом работы с музыкально-поэтическим произведением.

О.Е. Романовская предлагает следующий алгоритм работы с музыкально-поэтическим произведением:

1. Презентация песни.

а) вступительная беседа учителя о песне;

б) предъявление песни;

в) выявление эмоционального отклика учащихся на песню;
г) проверка понимания основного содержания и характера песни.
2. Работа с поэтическим компонентом с целью раскрытия содержания и смысла:
а) комментарий лексических и грамматических средств поэтического текста песни;
б) проверка понимания текста песни;

в) анализ поэтического текста песни;

г) проверка полного понимания содержания песни.

3. Фонетическая отработка текста песни на уровне:

а) слов, словосочетаний, синтагм;

б) фраз;

в) куплета, припева.

4. Работа с музыкальным компонентом с целью развития музыкальной и певческой культуры учащихся:

а) прослушивание песни и выявление средств музыкальной выразительности;
б) выполнение упражнений на распевание;

в) разучивание первого куплета, припева;

г) разучивание всей песни.

5. Выразительное исполнение песни.

6. Выполнение серии упражнений для развития языковой, речевой и социокультурной компетенции на материале песни [22].

Таким образом, музыкально-поэтический фольклор призван не только затрагивать чувства учащихся, вызывать эмоциональное сопереживание, но и иметь педагогическую направленность – воспитывать нравственное и эстетическое отношение к окружающей действительности. Так же, музыкально-поэтический фольклор способствует обучению основным видам речевой деятельности и позволяет использовать нешаблонные, творческие типы упражнений. При этом происходит достижение цели обучения.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.