Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Развитие социокультурной компетентности как педагогическая проблема



Развитие социокультурной компетентности учащегося в процессе изучения музыкально-поэтического фольклора

Содержание

Введение

Глава I. Теоретические основы развития социокультурной компетентности учащегося в процессе изучения музыкально-поэтического фольклора на уроке английского языка

1.1. Развитие социокультурной компетентности учащегося как педагогическая проблема

1.2. Специфика музыкально-поэтического фольклора

1.3. Анализ методического опыта использования музыкально-поэтического фольклора в развитии социокультурной компетентности учащегося на уроке английского языка

Глава II. Опытно-практическая работа по развитию социокультурной компетентности учащегося посредством изучения музыкально-поэтического фольклора на уроке английского языка

2.1. Роль УМК «Spotlight» в развитии социокультурной компетентности учащихся 5,7,8 классов

2.2. Комплекс упражнений с музыкально-поэтическим фольклором, направленный на развитие социокультурной компетентности учащихся на уроках английского языка

2.3. Методические рекомендации по развитию социокультурной компетентности учащегося в процессе изучения музыкально-поэтического фольклора на уроках английского языка

Заключение

Литература

Приложение

Введение

Основным положением современной методики является максимальная адекватность условий, способствующих образованию коммуникативных навыков на иностранном языке, условием употребления речевых средств иностранного языка в общении. Обучение языку с самого начала должно идти в условиях реального общения или как можно точнее имитировать эти условия. Поэтому нельзя недооценивать огромную методическую и практическую ценность использования музыкально-поэтического фольклора в процессе обучения английскому языку в качестве развития социокультурной компетентности учащихся.

Музыкально-поэтический фольклор используется в процессе обучения иностранному языку очень давно, и сейчас его использование на уроках английского языка помогает учащимся овладеть с начальной ступени не только аспектами языка, а именно: произношением, грамматикой, лексикой, но и важнейшим видом речевой деятельности - говорением. Также с помощью музыкально-поэтического фольклора учащиеся могут познакомиться с обычаями и традициями народа изучаемого языка.

Проблема использования музыкально-поэтического фольклора на уроке английского языка является актуальной, поскольку внедрение музыкально-поэтического фольклора позволяет сформировать гармонично развитую личность, способную познавать мир и имеющую хорошие навыки эффективного взаимодействия с другими людьми. Язык является важным средством регуляции людей в различных сферах жизнедеятельности, что требует повышенного внимания к музыкально-поэтическому фольклору на уроках английского языка. Внедрение музыкально-поэтического фольклора в уроки способствуют эффективному пользованию языком, как в устной, так и в письменной речи, в повседневном общении обуславливает коммуникативную направленность преподавания. Именно в процессе общения происходит становление школьника как личности, рост его самосознания, формирование познавательных способностей, нравственное, умственное и речевое развитие. Поэтому основной задачей общеобразовательной школы, с учетом стремительно формирующейся культурно-речевой среды, становится формирование коммуникативной компетентности учащихся.

Особое значение в этой связи приобретает использование музыкально-поэтического фольклора в условиях конкретной речевой ситуации. Данная проблема обусловлена рядомпротиворечий:

1. между потребностью общества в личности, обладающей коммуникативной компетентностью, и недостаточным использованием на уроке музыкально-поэтического фольклора;

2. между необходимостью введения дополнительного факультативного курса по изучению музыкально-поэтического фольклора и перегруженностью школьных программ.

Актуальность проблемы, выделенные в процессе исследования противоречия, определили выбор темы дипломной работы: «Развитие социокультурной компетентности учащегося в процессе изучения музыкально-поэтического фольклора».

Цель работы: разработать комплекс упражнений с опорой на языковые и дидактические особенности музыкально-поэтического фольклора, направленный на развитие социокультурной компетентности учащегося.

Объект: процесс обучения английскому языку.

Предмет: развитие социокультурной компетентности учащегося в процессе изучения музыкально-поэтического фольклора.

Гипотеза: Музыкально-поэтический фольклор будет эффективным средством развития социокультурной компетентности учащегося,если:

- при отборе иноязычного содержания обучения учитываются интересы и возрастные особенности школьников;

- используется проблемная подача материала, упражнения на рефлексию и на развитие самооценки;

- отбираются такие аутентичные материалы, которые апеллируют к личному опыту учащихся, к их чувствам и эмоциям.

Достижение цели обусловлено рядом задач:

1. Охарактеризовать развитие социокультурной компетентности учащегося как педагогическую проблему.

2. Выявить специфику музыкально-поэтического фольклора.

3. Проанализировать УМК «Spotlight» с точки зрения формирования социокультурной компетентности учащегося.

4. Подобрать комплекс упражнений с музыкально-поэтическим фольклором, направленный на развитие социокультурной компетентности учащегося

5. Разработать методические рекомендации по использованию музыкально-поэтического фольклора на уроке английского языка как средства развития социокультурной компетентности учащегося.

Методологическая основа. Проблема развития социокультурной компетентности учащихся отражена в работах таких авторов, какО.Е. Романовская, Е.В. Высоцкая, С.Ф. Гебель, А.Н. Джуринский, О.С. Новикова, И.В. Песков, В. В. Сафонова.

База и сроки исследования: МАОУ «СОШ № 39 с углубленным изучением химии» г. Оренбурга с 9 января по 15 февраля 2014 года.

Глава I

 

 

Развитие социокультурной компетентности как педагогическая проблема

В современный период нового социально-исторического поворота в жизнедеятельности людей, когда общество поглощено проблемами неосвоенных рыночных отношений, нестабильностью экономики, политическими сложностями, разрушаются социальные связи и нравственные устои. Это ведёт к регрессу гуманности, нетерпимости и ожесточению людей, дезинтеграции внутреннего мира личности, вакууму духовности.

Основной целью обучения иностранному языку является развитие разносторонней личности учащегося в неразрывной связи с преподаванием культуры страны изучаемого языка, содействия развитию желания «участвовать в межкультурной коммуникации и самостоятельно совершенствоваться в овладеваемой деятельности».

Одно из ведущих мест в современных психолого-педагогических исследованиях занимает проблема развития социокультурной компетентности учащихся в процессе обучения иностранному языку. Решение данной проблемы представлено в работах ряда авторов: Б.С. Гершунского, А.А. Леонтьева, Р.К. Миньяр-Белоручева, С.Г. Терминасовой.

В последние 10 лет происходит активизация сотрудничества нашей страны со странами дальнего зарубежья. Особенно бурно развиваются экономические и политические отношения. Их плодотворное развитие немыслимо без знания культуры иной страны. Готовность жить в поликультурном мире требует владения социокультурной компетентностью. Учащимся необходимы для перспективной деятельности фоновые и предметные знания языка, иметь представления о реалиях иностранного языка и знать их, а также быть знакомыми с традициями и обычаями другой страны. Это поможет ему в будущем компетентно вести свои дела, общаться с партнёрами чужой страны, не испытывая дискомфорта и языкового комплекса.

Иностранный язык имеет значительное воспитательное значение. Одним из ведущих принципов воспитания становится принцип культуросообразности, который предполагает, «что воспитание основывается на общечеловеческих ценностях, строится в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры и региональными традициями, …». Иностранный язык путём сравнения оттеняет особенности своей национальной культуры [18].

Привлечение материалов культуры резко повышает мотивацию учения, что чрезвычайно важно, т.к. научение без мотивации неэффективно. Приобщение к материалам культуры содействует пробуждению познавательной мотивации, т.е. школьники не только осваивают программный материал, но и знакомятся с неизвестными фактами культуры, что, несомненно, вызывает их интерес.

Привлечение культуроведческих компонентов при обучении иностранным языкам абсолютно необходимо для достижения основной практической цели – развития способности к общению на изучаемом языке. Соответственно основная цель обучения иностранному языку может быть достигнута только при адекватном развитии социокультурной компетентности учащихся [5].

Придерживаясь мнения Зимней И.А., компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним [15]. А компетентность – это владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

Одной из основных целей обучения языкам является коммуникативное и социокультурное развитие личности. Социокультурная компетенция является инструментом воспитания международно-ориентированной личности, осознающей взаимозависимость и целостность мира, необходимость межкультурного сотрудничества в решении глобальных проблем человечества.

Анализ любого аутентичного материала дает массу примеров, ценных как в практическом, так и в развивающем и воспитательном планах. Язык отражает особенности жизни людей. Изучая многообразие планов выражения, можно многое понять и узнать о культуре различных стран изучаемого языка. А это подводит нас к необходимости развития социокультурной компетентности[30].

Социокультурное развитие включает формирование культуры восприятия аутентичных текстов (художественных, газетно-журнальных, рекламно-справочных, эпистолярных), развитие у школьников представлений о диалоге культур, ознакомление школьников с культурой стран изучаемого языка.

Цель обучения, как известно, определяет его содержание, которое должно обязательно включать социокультурный компонент. Он играет существенную роль в формировании личности ребёнка, желающего и способного участвовать в межкультурном диалоге. Главная задача - выбор соответствующих учебных пособий, совершенствование своих языковых знаний, поиск и использование необходимого дополнительного разнообразного аутентичного языкового и страноведческого материала, без чего невозможен социокультурный подход в обучении английскому языку. Для этого в своей работе постоянно нужно применять методические материалы из Англии, новинки методической литературы. Всё это помогает в работе по использованию социокультурного компонента в преподавании английского языка и наполнению новым социокультурным содержанием УМК [23].

Социокультурная компетентность является комплексным явлением и включает в себя набор компонентов, относящихся к различным категориям. Можно выделить следующие компоненты:

-лингвострановедческий – лексические единицы с социально – культурной семантикой и умение их применять в ситуациях межкультурного общения (например, приветствие, обращение, прощание в устной и письменной речи).

-cоциолингвистический компонент – языковые особенности социальных слоёв, представителей разных поколений, полов, общественных групп, диалектов (фоновые знания, реалии, предметные знания).

-cоциально–психологический – владение социо - и культурнообусловленными сценариями, национально-специфическими моделями поведения с использованием коммуникативной техники, принятой в данной культуре.

-культурологический компонент – социокультурный, историко-культурный, этнокультурный фон (знание традиций, обычаев народа изучаемого языка) [8].

Привлечение культуроведческих компонентов при обучении иностранным языкам абсолютно необходимо для достижения основной практической цели – развития способности к общению на изучаемом языке.

Самым эффективным средством развития социокультурной компетентности является пребывание в стране изучаемого языка, погружение в саму атмосферу культуры, традиций, обычаев и социальных норм страны [33].

Ввиду того, что учащиеся не имеют такой возможности, необходим поиск эффективных путей и способов развития социокультурной компетентности вне языковой среды.

Главным социокультурным компонентом содержания обучения является учебный текст. В качестве учебного текста используются тематические, страноведческие, художественные тексты, диалоги и полилоги, стихи, песни, письма, ситуативные клише, интервью, аудиотексты бесед с носителями языка, пословицы и поговорки. Важно, чтобы текст был аутентичным, соответствовал интересам и возрасту учащихся и был максимально приближен к естественной ситуации [32].

Приближенные к реальным условиям иноязычного общения ситуации создаются на уроках посредством парной или групповой работы. Для осуществления такого общения постоянно нужно учить учащихся технике общения - как начать беседу, поддержать её, вступить в неё, в случае необходимости - дополнить, уточнить, запросить информацию, согласиться или не согласиться с высказыванием и т.д. На начальном и среднем этапах проводить для этого ролевые игры, инсценирование и диалогизацию текстов, используя при этом героев учебника, в которых воплощены типичные черты национального характера и которые действуют в типичных обстоятельствах своей родной социокультурной среды.

Включение детей в учебную деятельность с помощью ролевых игр, даёт возможность познакомиться с менталитетом англичан и развивает положительную мотивацию изучения английского языка. Именно во время этих игр учащиеся учатся культуре общения: как сделать покупки, как приветствовать, как поздравить друзей, родных, знакомых, как обратиться с вопросом для получения информации.

Говоря о социокультурном компоненте в содержании обучения английскому языку, важно выделить и культурный компонент. Это знание социальных реалий, основ модели поведения в стандартной ситуации, важных исторических событий, крупнейших деятелей литературы и искусства. Для этого на уроке используют тематические тексты, знакомящие учащихся с реалиями английской жизни. Часть информации представлена в виде картин, книг, методических разработок с иллюстрациями; другая - прагматическими материалами, представляющими собой утилитарные аутентичные материалы (анкеты-опросники, театральные и другие программки, билеты проездные и входные, этикетки, карты, схемы-планы, чеки, открытки, рекламные проспекты по туризму, отдыху, покупкам). По своей доступной обиходности они весьма значимы для приобщения учащихся к чужой среде обитания и языка [9].

Одним из эффективных путей развития социокультурной компетентности учащихся являются аудиотексты, записанные в реальных ситуациях иноязычного общения или начитанные носителями языка. Они представляют учащимся не только звучащую английскую речь в оригинале, но и вводят в традиционные сферы общения представителей другой культуры, дают представление о манере общения, об особенностях языка.

Социокультурный компонент играет существенную роль в формировании личности ребёнка ещё и потому, что даёт возможность сравнить наследие культуры английского народа с культурными ценностями своей страны, что способствует развитию общей культуры языка [29].

Реализация социокультурного подхода осуществляется при проведении традиционных английских праздников: Хеллоуин (Halloween), Рождество (Christmas), Пасха (Easter) - с разучиванием песен и стихов, демонстрацией и изготовлением национальных атрибутов к празднику.

Ещё одним способом развития социокультурной компетентности учащихся является использование видеоматериалов. Видеофильмы - это своего рода культурные портреты страны. Благодаря им, учащиеся могут воочию увидеть ландшафты и достопримечательности страны, наблюдать процесс праздника, обряда, модели поведения людей в повседневной жизни, например, в кафе и в магазине, на вокзале и на дне рождения, поиск и аренда квартиры, приёме у врача и т.д.

Немало важным способом является и использования музыкально-поэтического фольклора, так как с его помощью можно узнать о привычках, быте и культуре народа. В нашей работе мы рассмотрели музыкально-поэтический фольклор как способ развития социокультурной компетентности. Так как музыкально-поэтический фольклор является неотъемлемым атрибутом народного фольклора, и в свою очередь, атрибутом культуры данного народа, несут в себе отражение жизни той нации, к которой они принадлежат, это образ мыслей и характер народа.

Таким образом, основываясь на песне, а так же поэтических текстах, можно начать какую-либо исследовательскую работу, написание проекта. Работа над песней, либо поэтическим текстом, несомненно, обогатит учащихся сведениями страноведческого характера, поможет приобщить их к культуре страны изучаемого языка и тем самым окажет огромное влияние на развитие социокультурной компетентности учащихся.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.