Человек знал, что его жизнь зависит от природы, поэтому и обожествлял ее. Он обожествлял все природные стихии (огонь, воду, землю, воздух), считал их одушевленными. Люди верили, что при помощи определенных заклинаний, «заповедных» слов и действий можно владеть светлыми и темными силами, господствовавшими над ними. В своей тени человек видел нечто живое, как бы часть самого себя; точно так же он смотрел на свое изображение и даже на имя. По мнению язычников, такие явления, как дождь, град, молния, гром, ураганы, землетрясения, происходят не сами по себе, они думали, что ими кто-то управляет. Поэтому и просили славяне заступничества у солнца, луны, звезд, духов лесов, морей, рек, искали у них поддержки.
Магические Заговоры (присушки, отсухи,шептания, заклинания, наговоры, обереги, слова) направлены на исполнение какой-либо воли – доброй или злой.
Гадания помогают получить сведения о будущем. Гадающие очень часто прибегают еще к одному магическому средству – обращаются к силе растений: трав и деревьев. Целители, знахари и колдуны составляли чародейские травники, в которых описывалась сила и предназначение каждой используемой травы, а также способы ее сбора и применения.
Гадания
Раньше человек обладал даром предвидения, жизнь в обществе по разным причинам вынудила его отказаться от многих своих умений или модифицировать их, придав им «более цивилизованную» форму. Так из удивительного дара предвидения, интуиции, «шестого чувства» сформировалось гадание. В язычестве гадание составляли одно из главных обрядов богослужения. Гадания могли быть общественными и уединенными. Уединенные гадания находили отражение в художественной литературе XVIII – ХХ веков. Писатели и поэты включали их в свои произведения с различными целями (В.Жуковский, Л.Толстой, В.Брюсов и др.). Гадания основывались на наблюдении за поведением животных и птиц; Свинья чешется – к теплу, а визжит (ревет) – к ненастью; Если куры не прячутся от дождя, то он будет продолжителен; Черная и пестрая корова впереди стада – к ненастью, белая и рыжая – к вёдру; Если убить змею и повесить на березу, пойдет дождь; Ворон каркает – к несчастию, ворона – к ненастию; Кости пасхального ягненка (поросенка) зарывают на ниве, чтобы градом не било), растений (Хорошо рябина цветет – к урожаю льна; Поздний листопад – на тяжелый год; К ненастью соль волгнет; По весу первого куриного яйца весной заключают об урожае; Если утиральник из-под пирога, брошенный застреху, не скатится, то будет хороший урожай).Для распознавания будущего обращались к нечистой силе, умершим, такое гадание традиционно считалось опасным, а с точки зрения христианской церкви, - грешным. Большая часть таких гаданий проходила в дни, когда души умерших свободно бродят по земле, а нечистая сила активизируется. Обычно это Святки, Троица, Пасха. Для установления контакта с нечистой силой положено было снять с себя крест, распустить все узлы на одежде и пояса. Девушки расплетали косы и оставались простоволосыми, очень часто – босыми и в одной рубашке. К месту гадания нужно было идти тайком, не произнося ни слова. Места для гадания тоже выбирали «нечистые»: баню, овин, хлев, заброшенный дом, кладбище, перекресток дорог, ворота – те места, где должна обитать нечистая сила или же пространство, служащее переходом между миром живых и миром мертвых. Чтобы обезопасить себя,гадающий очерчивал вокруг себя круг, зажмуривался, не имел права обернуться.
«Знаком» могли быть сновидения, звуки и случайно услышанные слова, формы вылитого воска, олова или белка, поведение животных, отражение в зеркале или в какой-либо гладкой поверхности, четное или нечетное количество предметов и др.Толкование было традиционным для той или иной местности, определялось символикой предмета, использующегося в гадании (хлеб, зерно – удача, богатство; уголь, зола – болезнь; земля-смерть; кольцо,венок – замужество и др.) и волей трактовки гадающего или людей, его окружающих.
Заключение
Принесение в жертву богам людей было широко распространено у народов всего мира и играло существенную роль во многих религиях. Сведения о таких жертвах есть в письменных источниках и подтверждаются археологическими находками. Религиозные верования человека, проистекая из особенностей его миросозерцания и понятия жизни, отражают необходимо в себе постепенное развитие его разумного самосознания и, проникая во все отрасли его семейной и гражданской жизни, являются нам краеугольным камнем не только частных обычаев и нравов домашнего быта, но и общим основным началом его исторических преданий, его народности, просвещения и развития его гражданской и политической жизни.
Список использованной литературы
1.http://slawianie.narod.ru/
2.http://slaviy.ru/
3.http://www.bibliotekar.ru/
4.http://pravoslavni.ucoz.ru/
5.http://schools.keldysh.ru/
6.Флоринский Т.Д. Лекции по славянскому языкознанию, ч. 1, Киев, 1895, ч. 2, СПБ, 1896. – С. 20-25
7.Кондрашов Н. А. Славянские языки. - М., 1986. - С. 96-106
8.Винокур Г. О. Избранные работы по русскому языку. - М., 1959. - С. 11-110
9.Энциклопедия обрядов и обычаев.- С. 12-16
10. Минералов Ю . И. Введение в славянскую филологию. С. 50-52