Глава 1. Жертвоприношения у славян…………………………………….4-7
Глава 2. Моления у славян………………………………………………....7-9
Глава 3. Гадания у славян……………………………………………........9-10
Заключение…………………………………………………………………...11
Список использованной литературы………………………………………..12
Введение
Религиозные верования человека, проистекая из особенностей его миросозерцания и понятия жизни, отражают необходимо в себе постепенное развитие его разумного самосознания и, проникая во все отрасли его семейной и гражданской жизни, являются нам краеугольным камнем не только частных обычаев и нравов домашнего быта, но и общим основным началом его исторических преданий, его народности, просвещения и развития его гражданской и политической жизни.
В нашей жизни куда ни заглянем, в темные ли предания старины или в волшебный мир песен и сказок; в исторические ли скрижали нашей славной родины или в ежедневный быт нашей простонародной жизни; везде встречаем более или менее явственные следы язычества — язычества, не искорененного и не изглаженного десятью веками христианства и образования. Вот что побуждает нас обратить внимание на мифы древних славян, сохранившиеся до сих пор в праздниках и обрядах, суевериях и сказках, песнях и пословицах нашего народа, и исследовать внутреннюю силу этих призраков народной фантазии, охранившую их так долго от забвения времени и от света просвещения и истины.
Жертвоприношения у славян
Сложная тема человеческих жертвоприношений, в родноверии поднимается редко. Нужно обратить внимание на 2 момента. Во-первых, часть родноверов отрицает вообще возможность хоть каких-либо кровавых треб. Во-вторых, те, кто понимает, что кровавые требы были, стараются об этом не говорить. Встала необходимость поговорить о типологии жертвоприношений. Существует 2 вида жертвоприношений, их делят на человеческие жертвоприношения и жертвоприношение животных, растений, пищи. Человеческие жертвоприношения (требы) были повсеместны у язычников. Задабривали богов во время торговли, праздников, просьб. Если говорить о человеческих жертвоприношениях, то можно выделить 3 типа жертвоприношений: добровольное, жертвоприношение христианина, вынужденное жертвоприношение язычников во время кризисных ситуаций. Человеческая жертва самая сильная, поэтому менее распространённая. Человеческие жертвоприношения можно разделить и по типу. Сожжения удостаивались только язычники, христиан могли закалывать. Это связано с представлениями предков о загробном мире. Пленные и христиане не могли удостоиться такого вида жертвоприношения. Человеческие жертвопри-ношения известны многим народом. Славяне не исключение в этом вопросе. Источников, которые описывают человеческое жертвоприношение у славян очень много. Как отмечает Седов В.В. «Древние авторы (Маврикий, Иоанн Эфесский) неоднократно упоминают о многочисленных стадах, которые находились во владении славян. На славянских поселениях найдены небольшие глиняные фигурки животных, которые связаны с ритуалом жертвоприношения, подчеркивающие значение домашних животных в жизни и быте славян». Экономическая основа жизни славянства – земледелие , которая наложила значительный отпечаток на языческие верования. Согласно языческому календарю,большинство обрядовых празднеств показывали определенный цикл сельскохозяйственных работ. Сельскохозяйственные продукты являлись основными языческими жертвоприношениями».С 6 по 10 век есть много свидетельств о человеческих жертвоприношениях. Указывается только о добровольном умерщвлении женщин, после кончины мужа. Об этом писал еще в VI в. Маврикий. Такое добровольное умерщвление славянских женщин Масуди в «Золотых лугах» объясняет тем, что «жены хотели быть сожженными вместе со своими мужьями, чтобы за ними войти в рай». Если Масуди описывают это обрядовое действие как ритуальное сожжение, то в сочинение Ибн-Русте “Дорогие ценности” он описывает этот обряд так: «Если у покойника было три жены и одна из них утверждает, что она особенно любила его, то она приносит к его трупу два столба, их вбивают стоймя в землю, потом кладут третий столб поперёк и привязывают посреди этой перекладины верёвку, женщина становится на скамейку и конец верёвки завязывает вокруг своей шеи». Про особую любовь отмечает и Фадлан: «когда умер вышеупомянутый человек, то сказали его девушкам: кто умрет с ним? Одна из них ответила: я!». На добровольность указывает и Ибн Мискавейх который описывает поход Русов на мусульман. Если погибал кто из Русов то слугу его, если он любил его, согласно их обычаю хоронили вместе. В мировоззрении славян язычников загробный мир значительно лучше явного. Поэтому славяне и умирали в бою не отступая и на костёр за мужем всходили. Это было заложено у них в ментальности. Если смотреть на это с сегодняшней мировоззренческой позиции, то это действие имеет жертвенную окраску. Но предки рассматривали это как уход за супругом в лучшую жизнь, это не рассматривалась как жертва. Лучше это будет отнести к похоронной традиции и вынести за скобки в данной проблеме. В подтверждение наших слов приведём цитату из труда Псевдо-Маврикия: «Жены целомудренны сверх всякой человеческой природы, поэтому многие из них кончину своих мужей почитают собственной смертью и добровольно удушают себя, не считая жизнью существование во вдовстве». Немецкие хронисты и в частности, ТитмарМерзебургский говорит, что у славян гнев богов умилостивляется кровью людей и животных. У Фадлана описан обычай приносить овец и прочий скот в жертву богам для улучшения торговли, а Титмар говорит, что гнев богов умилостивляется кровью людей. Ноостаётсянепонятным, кровь тоже использовалась как треба. Было в обряде именно умерщвление, или просто описывалась клятва кровью. Первые реальные упоминания о человеческих жертвоприношениях, встречаются у Гельмольда в «Славянской хронике». По Гельмольду, славяне приносят богам своим жертвы волами и овцами, а многие и людьми-христианами, кровь которых доставляет особенное наслаждение их богам. Свянтовиту ежегодно приносят в жертву человека-христианина, на которого укажет жребий. Особенно увеличивалось число христиан, принесенных в жертву, при восстаниях славян, когда в 1066 г. ободриты принесли в жертву епископа Иоанна и многих священников: «Епископу Иоанну, схваченному с другими христианами в Магнополе, то есть в Микилинбурге, жизнь была сохранена для торжества. За свою приверженность Христу он был избит палками, а потом его водили на поругание по всем славянским городам, а когда невозможно было заставить его отречься от имени Христова, варвары отрубили ему руки и ноги, а тело выбросили на дорогу, голову отсекли и, воткнув на копье, принесли ее в жертву богу Редегасту в знак победы. Все это происходило в столице славян, Ретре, в четвертые иды ноября». Жертвоприношение христианина нельзя рассматривать как собственно жертвоприношение, так как шла идеологическая война между язычниками и христианами. То что противостояние было, говорят многие летописи. Но рассматривать христиан – славян как способ умилостивить богов, как не жертвоприношение, мы не можем. Отношение к военнопленным было двоякое. Многие отмечают, что славяне уводят пленных в свои земли и зас-тавляли отработать плен и давали выбор остаться с ними или уйти на родину. Свидетельства Льва Диакона говорят о наличии другого обряда: «воины князя Святослава после битвы собрали своих мертвецов и сожгли их, заколов при этом множество пленных, мужчин, а также женщин. Совершив эту кровавую жертву, они задушили нескольких младенцев и петухов, топя их в водах Истра». Вода у славян издревле считалась путём на тот свет. Поэтому покойников топили в болотах. Таким образом, Святослав совершил ритуальную казнь. Хотя это несколько не оправдывает его действие. Описывая предательство мусульман Ибн Мискавейх отмечает: «Русы пустили в ход мечи свои и убили много людей, что их числа не сосчитать». В повести временных лет есть свидетельства и человеческих жертвоприношениях, которые характеризуются как ритуальное умерщвления. Цель жертвоприношения умилостивить богов и послать урожай. Велецкая Н.Н. считает, что таким способом волхвы «отправляли своих представителей на тот свет для предотвращения неурожая». Также существовали другие причины для жертвоприношений в «Слове о маловерии» Серапиона (XIII в.) говорится о том, что его современники сжигали огнем неповинных людей при бедственных событиях жизни — неурожае, холоде. Нужно полагать, что сжигали уже не язычники.По мнению многих учёных (Афанасьев, Топоров) отголоски древнего обычая человеческих жертвоприношений у восточных и южных славян сохранялись почти до современности. Они прослеживаются в трансформированном виде, когда вместо человека на тот свет могли отправить чучело или куклу, устраивали инсценировку такой жертвы во время праздника. Подтверждает человеческие жертвоприношения археология. Много ритуальных ям и колодцев, которые находят в капищах возле Звенигорода. Был найден скорченный скелет подростка и кругом него уложены разрубленные на части туши коров, их наиболее мясные и съедобные части (позвонки с ребрами, бедренные кости) и четыре коровьи челюсти. В земляной пол был воткнут наконечник стрелы. Это сооружение принадлежит к типу жертвенных ям, широко известных в славянских землях. В нем нет признаков жилых или хозяйственных помещений, что указывает на жертвоприношение, а не на обряд похорон. Другой скорченный скелет на городище Звенигород найден в колодце, который расположен на террасе в южной части святилища. Скелет принадлежал мужчине лет 30-35, череп которого на темени пробит острым орудием. Рядом со скелетом лежал топор и оковка деревянной лопаты, а также обломки посуды XII в. Возможно, что около убитого положены орудия, при помощи которых было совершено жертвоприношение. Так кости и части тела могли быть принесены на капище из походов. Волхв отправлял в мир иной то, что осталось от воина. Так же тела могу быть похоронены на капище в честь уважения. Существовало множество похоронных обычаем: захоронение в позе эмбриона и трупосожжении, трупосожжении с закапывание в землю и трупоположения. Жертвоприношение у славян было уже с 6 века, а к 10 веку это уже было ближе к изуверству. В Звенигороде находили трупы детей и младенцев, отдельные части тела а также многое другое, что позволяет однозначно утверждать, что человеческие жертвоприношения у славян имелись. Так же много костей найдено возле Храмы Аркона. В местах человеческих жертвоприношений очень часто находили крестики, а в Звенигороде было найдено даже кадило. Это говорит о том, что скорее всего, в жертву приносили христиан. Но далеко не все типы и виды жертвоприношений, были насильственными. Ритуалы жертвоприношений всё же бытовали и у западных и у южных и у восточных славян,но они совершенно не говорит об их чрезмерной жестокости или новизне обрядов. Жертвоприношения известны практически у всех индоевропейцев. Жертвоприношения были нор-мой для языческого мира, по оставшимся свидетельствам можно говорить, что они не были распространены повсеместно.
Моления у славян
Славянам присуща была идея богов, высших существ, идея бесов, злых существ, которые причиняют беды и несчастия людям. Этих богов и бесов славяне ощущали в явлениях окружающей природы и воззрении. Лежало начало религиозного культа, который состоял у славян в молениях, обетах и жертвах. Славяне признавали одного бога — создателя молнии .Славяне приносили жертву богу, думая, что так спасутся от смерти. Почитали они реки, нимф и некоторых других божеств, приносят им различные жертвы. Многие славяне приносили жертвы не существующим богам: «иной называет реку богиней и требу творит, иной творит требу на студенце, ища от него дождя, веруют в Перуна, Велеса, Хорса; огню молятся и называют его Сварожичем, молятся роду и роженицам, кладут им требу-тризну: караваи, хлеб, сыры, мед, кур; приносят жертвы бесам, болотам и колодцам, считают богами солнце, месяц, землю и воду, зверей и гадов, веруют во встречу, в птичий грай и другую бесовскую кобь». По свидетельству КосьмыПражского, чешское простонародье в XI веке также почитало студенцы-колодцы, огни, святые боры, деревья и камни и приносило им кровавые жертвы. Гельмольд, писавший в XII веке, говорит о почитании рощ, источников и даже камней как о всеобщем обычае прибалтийских славян. Культ леса и воды был исконно славянским у наших предков . Исконно славянскими являются и имена главных богов у русских славян: Перун, бог молнии и грома, Даждь-бог и Велес, олицетворявшие разные функции бога солнца как небесного светила, как источника жизни на земле, человеческой и животной, Сварожич — это бог огня. Эти имена сохранились и у западных славян, частью в названиях божеств (Сварожич), частью в личной и географической номенклатуре. У восточных славян так же, как у западных, ставились изображения богов, их идолы, перед которыми они и совершали свои моления и требы. Об этом утверждают и арабские писатели (Ибн-Фадлан), а также наша летопись. По рассказу летописи, при Игоре в Киеве стоял идол Перуна, перед которым приносила клятву некрещеная Русь. При Владимире в Киеве стояли идолы Перуна, Хорса, Даждь-бога и Стрибога; в Ростове стоял идол скотьего бога — Велеса. Идолы стояли под открытым небом и на возвышенных местах; каких-либо хором для них — храмов — не было. Моления и требы совершались всеми, кто того хотел; особого класса жрецов еще не было. Впрочем, были особые люди, которые считали себя в близости с богами. То были вещие люди, знавшие и предрекавшие будущее. Из общей прародины принесли восточные славяне и свои верования в загробную жизнь. В могилах славян вместе с костями или пеплом сожженного покойника находятся различные предметы хозяйственного обихода: нож, огниво, кремни для высекания огня, железные орудия, деревянная или глиняная посуда. Погребая покойника или его прах, славяне убеждены были, что жизнь его будет так или иначе продолжаться и в могиле, что домашние вещи ему понадобятся. Представлением о загробном существовании объясняется и обычай справлять тризну на могиле покойника, которого услаждали пиром — яствами, питиями и песнями в его честь. Почет покойникам воздавался и в другое время, в расцвет весны, когда по верованию славян душа умерших выходила из могил погулять и повеселиться вместе с живыми на , названных заимствованным у жителей римской империи словом «русалиям (rosalia, праздник роз), вследствие чего и души умерших стали называться русалками. Особым почетом пользовалась душа умершего родоначальника, дедушки домового, щура, которая пребывала в доме и продолжала печься об его благосостоянии. Эту душу славянин звал на помощь всякий раз, как его постигала какая-нибудь беда. Таков смысл известного заклинания: чур меня, чур меня. Наряду с представлениями о продолжении существования в могилах религиозная мысль славян возвышалась до представления иного мира — рая, страны тепла, света, зеленых садов, куда удалялись души умерших, чтобы облегчить им этот переход, и существовал обряд сожжения трупов.