Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Жертвоприношения у славян



Языческий культ: жертвоприношения, моления, гадания

Реферат выполнила

Студентка 1 курса, группы Р-Б

очного отделения

по дисциплине:

«Устное народное творчество»

Направление подготовки

«филология (русский язык и литература)»

Тарасевич Людмила Валентиновна

Преподаватель

Жукова Наталья Дмитриевна

 

 

г. Симферополь,2015

Содержание:

Введение………………………………………………………………………3

Глава 1. Жертвоприношения у славян…………………………………….4-7

Глава 2. Моления у славян………………………………………………....7-9

Глава 3. Гадания у славян……………………………………………........9-10

Заключение…………………………………………………………………...11

Список использованной литературы………………………………………..12

 

 


Введение

Религиозные верования человека, проистекая из особенностей его миросозерцания и понятия жизни, отражают необходимо в себе постепенное развитие его разумного самосознания и, проникая во все отрасли его семейной и гражданской жизни, являются нам краеугольным камнем не только частных обычаев и нравов домашнего быта, но и общим основным началом его исторических преданий, его народности, просвещения и развития его гражданской и политической жизни.

В нашей жизни куда ни заглянем, в темные ли предания старины или в волшебный мир песен и сказок; в исторические ли скрижали нашей славной родины или в ежедневный быт нашей простонародной жизни; везде встречаем более или менее явственные следы язычества — язычества, не искорененного и не изглаженного десятью веками христианства и образования. Вот что побуждает нас обратить внимание на мифы древних славян, сохранившиеся до сих пор в праздниках и обрядах, суевериях и сказках, песнях и пословицах нашего народа, и исследовать внутреннюю силу этих призраков народной фантазии, охранившую их так долго от забвения времени и от света просвещения и истины.

 

 

Жертвоприношения у славян

Сложная тема человеческих жертвоприношений, в родноверии поднимается редко. Нужно обратить внимание на 2 момента. Во-первых, часть родноверов отрицает вообще возможность хоть каких-либо кровавых треб. Во-вторых, те, кто понимает, что кровавые требы были, стараются об этом не говорить. Встала необходимость поговорить о типологии жертвоприношений. Существует 2 вида жертвоприношений, их делят на человеческие жертвоприношения и жертвоприношение животных, растений, пищи. Человеческие жертвоприношения (требы) были повсеместны у язычников. Задабривали богов во время торговли, праздников, просьб. Если говорить о человеческих жертвоприношениях, то можно выделить 3 типа жертвоприношений: добровольное, жертвоприношение христианина, вынужденное жертвоприношение язычников во время кризисных ситуаций. Человеческая жертва самая сильная, поэтому менее распространённая. Человеческие жертвоприношения можно разделить и по типу. Сожжения удостаивались только язычники, христиан могли закалывать. Это связано с представлениями предков о загробном мире. Пленные и христиане не могли удостоиться такого вида жертвоприношения. Человеческие жертвопри-ношения известны многим народом. Славяне не исключение в этом вопросе. Источников, которые описывают человеческое жертвоприношение у славян очень много. Как отмечает Седов В.В. «Древние авторы (Маврикий, Иоанн Эфесский) неоднократно упоминают о многочисленных стадах, которые находились во владении славян. На славянских поселениях найдены небольшие глиняные фигурки животных, которые связаны с ритуалом жертвоприношения, подчеркивающие значение домашних животных в жизни и быте славян». Экономическая основа жизни славянства – земледелие , которая наложила значительный отпечаток на языческие верования. Согласно языческому календарю,большинство обрядовых празднеств показывали определенный цикл сельскохозяйственных работ. Сельскохозяйственные продукты являлись основными языческими жертвоприношениями».С 6 по 10 век есть много свидетельств о человеческих жертвоприношениях. Указывается только о добровольном умерщвлении женщин, после кончины мужа. Об этом писал еще в VI в. Маврикий. Такое добровольное умерщвление славянских женщин Масуди в «Золотых лугах» объясняет тем, что «жены хотели быть сожженными вместе со своими мужьями, чтобы за ними войти в рай». Если Масуди описывают это обрядовое действие как ритуальное сожжение, то в сочинение Ибн-Русте “Дорогие ценности” он описывает этот обряд так: «Если у покойника было три жены и одна из них утверждает, что она особенно любила его, то она приносит к его трупу два столба, их вбивают стоймя в землю, потом кладут третий столб поперёк и привязывают посреди этой перекладины верёвку, женщина становится на скамейку и конец верёвки завязывает вокруг своей шеи». Про особую любовь отмечает и Фадлан: «когда умер вышеупомянутый человек, то сказали его девушкам: кто умрет с ним? Одна из них ответила: я!». На добровольность указывает и Ибн Мискавейх который описывает поход Русов на мусульман. Если погибал кто из Русов то слугу его, если он любил его, согласно их обычаю хоронили вместе. В мировоззрении славян язычников загробный мир значительно лучше явного. Поэтому славяне и умирали в бою не отступая и на костёр за мужем всходили. Это было заложено у них в ментальности. Если смотреть на это с сегодняшней мировоззренческой позиции, то это действие имеет жертвенную окраску. Но предки рассматривали это как уход за супругом в лучшую жизнь, это не рассматривалась как жертва. Лучше это будет отнести к похоронной традиции и вынести за скобки в данной проблеме. В подтверждение наших слов приведём цитату из труда Псевдо-Маврикия: «Жены целомудренны сверх всякой человеческой природы, поэтому многие из них кончину своих мужей почитают собственной смертью и добровольно удушают себя, не считая жизнью существование во вдовстве». Немецкие хронисты и в частности, ТитмарМерзебургский говорит, что у славян гнев богов умилостивляется кровью людей и животных. У Фадлана описан обычай приносить овец и прочий скот в жертву богам для улучшения торговли, а Титмар говорит, что гнев богов умилостивляется кровью людей. Ноостаётсянепонятным, кровь тоже использовалась как треба. Было в обряде именно умерщвление, или просто описывалась клятва кровью. Первые реальные упоминания о человеческих жертвоприношениях, встречаются у Гельмольда в «Славянской хронике». По Гельмольду, славяне приносят богам своим жертвы волами и овцами, а многие и людьми-христианами, кровь которых доставляет особенное наслаждение их богам. Свянтовиту ежегодно приносят в жертву человека-христианина, на которого укажет жребий. Особенно увеличивалось число христиан, принесенных в жертву, при восстаниях славян, когда в 1066 г. ободриты принесли в жертву епископа Иоанна и многих священников: «Епископу Иоанну, схваченному с другими христианами в Магнополе, то есть в Микилинбурге, жизнь была сохранена для торжества. За свою приверженность Христу он был избит палками, а потом его водили на поругание по всем славянским городам, а когда невозможно было заставить его отречься от имени Христова, варвары отрубили ему руки и ноги, а тело выбросили на дорогу, голову отсекли и, воткнув на копье, принесли ее в жертву богу Редегасту в знак победы. Все это происходило в столице славян, Ретре, в четвертые иды ноября». Жертвоприношение христианина нельзя рассматривать как собственно жертвоприношение, так как шла идеологическая война между язычниками и христианами. То что противостояние было, говорят многие летописи. Но рассматривать христиан – славян как способ умилостивить богов, как не жертвоприношение, мы не можем. Отношение к военнопленным было двоякое. Многие отмечают, что славяне уводят пленных в свои земли и зас-тавляли отработать плен и давали выбор остаться с ними или уйти на родину. Свидетельства Льва Диакона говорят о наличии другого обряда: «воины князя Святослава после битвы собрали своих мертвецов и сожгли их, заколов при этом множество пленных, мужчин, а также женщин. Совершив эту кровавую жертву, они задушили нескольких младенцев и петухов, топя их в водах Истра». Вода у славян издревле считалась путём на тот свет. Поэтому покойников топили в болотах. Таким образом, Святослав совершил ритуальную казнь. Хотя это несколько не оправдывает его действие. Описывая предательство мусульман Ибн Мискавейх отмечает: «Русы пустили в ход мечи свои и убили много людей, что их числа не сосчитать». В повести временных лет есть свидетельства и человеческих жертвоприношениях, которые характеризуются как ритуальное умерщвления. Цель жертвоприношения умилостивить богов и послать урожай. Велецкая Н.Н. считает, что таким способом волхвы «отправляли своих представителей на тот свет для предотвращения неурожая». Также существовали другие причины для жертвоприношений в «Слове о маловерии» Серапиона (XIII в.) говорится о том, что его современники сжигали огнем неповинных людей при бедственных событиях жизни — неурожае, холоде. Нужно полагать, что сжигали уже не язычники.По мнению многих учёных (Афанасьев, Топоров) отголоски древнего обычая человеческих жертвоприношений у восточных и южных славян сохранялись почти до современности. Они прослеживаются в трансформированном виде, когда вместо человека на тот свет могли отправить чучело или куклу, устраивали инсценировку такой жертвы во время праздника. Подтверждает человеческие жертвоприношения археология. Много ритуальных ям и колодцев, которые находят в капищах возле Звенигорода. Был найден скорченный скелет подростка и кругом него уложены разрубленные на части туши коров, их наиболее мясные и съедобные части (позвонки с ребрами, бедренные кости) и четыре коровьи челюсти. В земляной пол был воткнут наконечник стрелы. Это сооружение принадлежит к типу жертвенных ям, широко известных в славянских землях. В нем нет признаков жилых или хозяйственных помещений, что указывает на жертвоприношение, а не на обряд похорон. Другой скорченный скелет на городище Звенигород найден в колодце, который расположен на террасе в южной части святилища. Скелет принадлежал мужчине лет 30-35, череп которого на темени пробит острым орудием. Рядом со скелетом лежал топор и оковка деревянной лопаты, а также обломки посуды XII в. Возможно, что около убитого положены орудия, при помощи которых было совершено жертвоприношение. Так кости и части тела могли быть принесены на капище из походов. Волхв отправлял в мир иной то, что осталось от воина. Так же тела могу быть похоронены на капище в честь уважения. Существовало множество похоронных обычаем: захоронение в позе эмбриона и трупосожжении, трупосожжении с закапывание в землю и трупоположения. Жертвоприношение у славян было уже с 6 века, а к 10 веку это уже было ближе к изуверству. В Звенигороде находили трупы детей и младенцев, отдельные части тела а также многое другое, что позволяет однозначно утверждать, что человеческие жертвоприношения у славян имелись. Так же много костей найдено возле Храмы Аркона. В местах человеческих жертвоприношений очень часто находили крестики, а в Звенигороде было найдено даже кадило. Это говорит о том, что скорее всего, в жертву приносили христиан. Но далеко не все типы и виды жертвоприношений, были насильственными. Ритуалы жертвоприношений всё же бытовали и у западных и у южных и у восточных славян,но они совершенно не говорит об их чрезмерной жестокости или новизне обрядов. Жертвоприношения известны практически у всех индоевропейцев. Жертвоприношения были нор-мой для языческого мира, по оставшимся свидетельствам можно говорить, что они не были распространены повсеместно.

 

Моления у славян

Славянам присуща была идея богов, высших существ, идея бесов, злых существ, которые причиняют беды и несчастия людям. Этих богов и бесов славяне ощущали в явлениях окружающей природы и воззрении. Лежало начало религиозного культа, который состоял у славян в молениях, обетах и жертвах. Славяне признавали одного бога — создателя молнии .Славяне приносили жертву богу, думая, что так спасутся от смерти. Почитали они реки, нимф и некоторых других божеств, приносят им различные жертвы. Многие славяне приносили жертвы не существующим богам: «иной называет реку богиней и требу творит, иной творит требу на студенце, ища от него дождя, веруют в Перуна, Велеса, Хорса; огню молятся и называют его Сварожичем, молятся роду и роженицам, кладут им требу-тризну: караваи, хлеб, сыры, мед, кур; приносят жертвы бесам, болотам и колодцам, считают богами солнце, месяц, землю и воду, зверей и гадов, веруют во встречу, в птичий грай и другую бесовскую кобь». По свидетельству КосьмыПражского, чешское простонародье в XI веке также почитало студенцы-колодцы, огни, святые боры, деревья и камни и приносило им кровавые жертвы. Гельмольд, писавший в XII веке, говорит о почитании рощ, источников и даже камней как о всеобщем обычае прибалтийских славян. Культ леса и воды был исконно славянским у наших предков . Исконно славянскими являются и имена главных богов у русских славян: Перун, бог молнии и грома, Даждь-бог и Велес, олицетворявшие разные функции бога солнца как небесного светила, как источника жизни на земле, человеческой и животной, Сварожич — это бог огня. Эти имена сохранились и у западных славян, частью в названиях божеств (Сварожич), частью в личной и географической номенклатуре. У восточных славян так же, как у западных, ставились изображения богов, их идолы, перед которыми они и совершали свои моления и требы. Об этом утверждают и арабские писатели (Ибн-Фадлан), а также наша летопись. По рассказу летописи, при Игоре в Киеве стоял идол Перуна, перед которым приносила клятву некрещеная Русь. При Владимире в Киеве стояли идолы Перуна, Хорса, Даждь-бога и Стрибога; в Ростове стоял идол скотьего бога — Велеса. Идолы стояли под открытым небом и на возвышенных местах; каких-либо хором для них — храмов — не было. Моления и требы совершались всеми, кто того хотел; особого класса жрецов еще не было. Впрочем, были особые люди, которые считали себя в близости с богами. То были вещие люди, знавшие и предрекавшие будущее. Из общей прародины принесли восточные славяне и свои верования в загробную жизнь. В могилах славян вместе с костями или пеплом сожженного покойника находятся различные предметы хозяйственного обихода: нож, огниво, кремни для высекания огня, железные орудия, деревянная или глиняная посуда. Погребая покойника или его прах, славяне убеждены были, что жизнь его будет так или иначе продолжаться и в могиле, что домашние вещи ему понадобятся. Представлением о загробном существовании объясняется и обычай справлять тризну на могиле покойника, которого услаждали пиром — яствами, питиями и песнями в его честь. Почет покойникам воздавался и в другое время, в расцвет весны, когда по верованию славян душа умерших выходила из могил погулять и повеселиться вместе с живыми на , названных заимствованным у жителей римской империи словом «русалиям (rosalia, праздник роз), вследствие чего и души умерших стали называться русалками. Особым почетом пользовалась душа умершего родоначальника, дедушки домового, щура, которая пребывала в доме и продолжала печься об его благосостоянии. Эту душу славянин звал на помощь всякий раз, как его постигала какая-нибудь беда. Таков смысл известного заклинания: чур меня, чур меня. Наряду с представлениями о продолжении существования в могилах религиозная мысль славян возвышалась до представления иного мира — рая, страны тепла, света, зеленых садов, куда удалялись души умерших, чтобы облегчить им этот переход, и существовал обряд сожжения трупов.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.