Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Особенности развития СССР в середине 60-х – 70-е годы. От попыток реформ к консервации административно-командной системы. Конституция 1977 года.



Новые лидеры (Л. И. Брежнев - Первый секретарь ЦК КПСС, А. Н. Косыгин - Председатель Совета Министров и М. А. Суслов - член Президиума ЦК КПСС, ответственный за идеологическую сферу) подвергли резкой критике Н. С. Хрущева за нарушение коллегиальности руководства, нежелание считаться с мнением товарищей, возрождение культовой атмосферы, дестабилизацию общей обстановки из-за непродуманных реформ и частой смены кадров.

Вместе с тем, новые советские лидеры не решились отказаться от некоторых перемен, проведенных в середине 50-х гг., в первую очередь, от линии на укрепление международной безопасности, повышение уровня жизни народа и поддержание высоких темпов экономического развития. Эти задачи не могли быть осуществлены без реализации активной внешнеполитической стратегии, хозяйственных реформ.

Внешняя политика СССР. Тенденция к сближению разных типов цивилизаций набирала силу, хотели или нет этого руководители западных стран и СССР. С одной стороны, налаживались и укреплялись отношения СССР с США и западными странами. Советский Союз выступил в качестве важного инициатора политики разрядки, принял участие в Хельсинском процессе. 1 апреля 1975 г. руководители европейских стран, к которым присоединились США и Канада, подписали в Хельсинки Заключительный акт Конференции по безопасности и сотрудничеству в Европе. Был торжественно признан территориальный и политический порядок, установленный после второй мировой войны в Восточной Европе. В обмен на это признание западные участники настояли на включении в Акт, несмотря на сопротивление советской стороны, статей о защите прав человека, свободе информации и передвижения. Все это способствовало тому, что «железный занавес» вокруг СССР продолжал подниматься. Но, с другой стороны, внешнеполитическая стратегия КПСС по-прежнему определялась идеологической конфронтацией, убеждением в невозможности длительного существования социализма и капитализма, а тем более их взаимодействия. Именно поэтому идея мирного существования трактовалась как продолжение и

Одновременно в 60-70-е годы сохранилась и усилилась патерналистская политика нашей страны по отношению к социалистическим государствам. В одних случаях это приводило к ухудшению отношений с ними. В других - искусственно сдерживало процессы обновления, которые наметились в некоторых из данных стран.

Проведение такой внешнеполитической линии не только существенно подрывало международный авторитет, но и непосредственно сказывалось на внутренней жизни страны, тормозило ее включение в общемировой процесс, мешало освоению достижений западного мира в сфере общественного производства, науки и техники.

Советская экономика. Половинчатость, непоследовательность были характерны и для экономического развития СССР, хозяйственного механизма страны в 60-80-х гг. В первые годы продолжалась по инерции реформаторская тенденция, заданная Н. С. Хрущевым. Так, были проведены некоторые, намеченные еще при Хрущеве мероприятия в сельском хозяйстве (гарантирована минимальная заработная плата для работающих в колхозах, снижена норма обязательных поставок, увеличены закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию, введены твердые планы закупок, надбавки за сверхплановую продукцию и пр.).

Серьезным всплеском реформаторства стал сентябрьский (1965 г.) Пленум ЦК партии. На нем по инициативе А. Н. Косыгина была предложена хозяйственная реформа, в основу которой легли идеи крупных советских ученых - В. С. Немчинова, В. В. Новожилова, Л. В. Канторовича, высказанные еще в начале 1960-х гг. Реформа середины 1960-х гг. стала самой крупной за весь послевоенный период попыткой перестройки экономики. В основу реформы были положены идеи хозрасчета и самостоятельности предприятий.

Но и эта реформа не выходила за рамки модернизации существовавшей системы. Л. И. Брежнев отнесся к идее реформы скептически. Между ним и А. Н. Косыгиным наметились разногласия. Л. И. Брежнев выстраивал приоритеты в следующем порядке: сельское хозяйство, тяжелая индустрия, оборона (после 1972 г. к ним добавилось «освоение Сибири»). Он требовал укрепления централизованных начал в руководстве промышленностью и строительством. А. Н. Косыгин отдавал предпочтение легкой промышленности - основе повышения уровня жизни граждан, отстаивал принципы хозрасчета, хозяйственной самостоятельности предприятий. Несмотря на разногласия, документы, открывавшие путь реформе, в октябре 1965 г. были приняты.

2. Причины растущего отставания СССР от развития западных держав

В то же время в СССР по-прежнему осуществлялось расширение воспроизводства индустриальной структуры с упором на традиционные отрасли. Экстенсивный рост, административно-директивное регулирование вели к появлению новых острых проблем. Удалялись источники сырья и энергоносители от постоянных районов их использования. Все дороже обходился стране статус мировой державы: становление и поддержание стратегического паритета, помощь союзникам и странам «третьего мира». Резкое падение темпов сельскохозяйственного производства (VIII пятилетка - 21 проц., IX - 13 проц., X - 9 проц., XI - 6 проц.) осложнило и без того сложную ситуацию с продовольствием. По потреблению мясных, молочных продуктов, овощей СССР значительно отставал от уровня развитых стран. Доля фонда зарплаты в национальном доходе, созданном в промышленности на Западе, составляла 60-80 проц. (в США в 1985 г. - 64 проц.), а в СССР в 1985 г. - 36,5 проц. По уровню потребления на душу населения Советский Союз занимал 77-е место.

Развитие военной мощи СССР. В 60-х - начале 80-х гг. приоритетным направлением деятельности со­ветского руководства продол­жало оставаться развитие Вооруженных Сил. Мощный военно-промышленный комплекс страны исправно снабжал армию и флот новейшими вида­ми вооружений, которые превосходили по своим характеристи­кам лучшие зарубежные аналоги. Были созданы новые поколе­ния ракетно-ядерного оружия. Вместе с тем, экономические возможности государства рассматривались как второстепенный фактор. Советский Союз оказался втянутым в длительный период гонки вооружений. Такая политика привела к тому, что в отдельные годы на военные расходы тратилось более четверти бюджета страны.

В сферу ВПК втягиваются практически все союзные и автономные республики и регионы СССР. Некоторые из них, например Удмуртия, по производственному профилю становится на 80 проц. военными. В это же время создается система закрытых, строго засекреченных городов военно-промышленной сферы, почти полностью оторванной от внешнего мира. Помимо совершенно секретных номерных городов, таких как Арзамас-16, Челябинск-40, Пенза-19, Красноярск-26, вокруг столицы существуют "обычные" на первый взгляд населенные пункты, въезд в которые иностранцам, тем не менее, запрещен, для поселения в гостиницы необходимы специальные разрешения и т.д. (Красноармейск, Жуковский, Черноголовка, Обнинск и др.).

С середины 1960-х гг. вновь стала увеличиваться численность Вооруженных Сил (с 3300 тыс. человек в 1964 г. до 5300 тыс. человек в 1984 г., в том числе почти 1 миллион военнослужащих проходили военную службу в составе советских групп войск за грани­цей). Мощная военная группировка в 70-е гг. была создана на Дальнем Востоке. Почти 100-тысячный контингент советских войск находился в Афганистане.

В эти годы отчетливо обозначилась тенденция профессионализации военной сферы. В армии и на флоте значительно повысился удельный вес инженеров и техников. Если в 1940 г. инженерно-технические кадры составляли 16,3 проц. всего офицерского корпуса, в 1945 г. – 28,4 проц., то в 1971 г. – до 45 проц., а среди офицеров Ракетных войск стратегического назначения – свыше 75 проц. В некоторых войсковых структурах до половины должностей комплектовались офицерами. Более того, появились подразделения, где военнослужащие срочной службы вообще не использовались. Это потребовало существенных изменений в сфере комплектования офицерского корпуса.

В 1967 г. был принят новый Закон СССР «О всеобщей воинской повинности», в соответствии с которым лица офицерского состава запаса могли быть определены в мирное время на действительную военную службу для использования на офицерских должностях (в добровольном порядке или по призыву на два-три года). Офицерский состав был существенно обновлен: к 1971 г. более 65 проц. офицеров в полковом звене были моложе 30 лет.

В конце 60-х – начале 70-х годов было проведено преобразование средних военных училищ в высшие с четырехлетним сроком обучения. Эта реорганизация носила масштабный характер и охватывала значительное количество учебных заведений. К 1973 г. высшие военные училища составляли более половины всех военно-учебных заведений страны, в них готовились офицеры командного и инженерного профилей для замещения должностей от первичных до батальонного звена. В середине 80-х годов военные училища с четырехлетним сроком обучения обеспечивали более двух третей ежегодного выпуска офицеров с высшим военно-специальным образованием по 425 специальностям.

Важным источником пополнения офицерского корпуса были гражданские высшие и средние учебные заведения, где осуществлялась военная подготовка студентов (курсантов) и учащихся. В 60-80-е годы контингент обучаемых по программам офицеров запаса составлял от 270 тыс. до 710 тыс. человек. При этом количество военно-учетных специальностей, получаемых в гражданских учебных заведениях СССР, увеличилось со 100 в 1960 г. до 265 в 1990 г.

Конституция. Каждый советский лидер стремился разработать собственную конституцию. Не был исключением и Брежнев. 7 октября 1977 г. была принята четвертая за 60 лет конституция страны. В преамбуле нового Основного закона говорилось о том, что в СССР построено развитое социалистическое общество, формулировались его черты в экономике, политической, духовной жизни. Впервые отмечалось, что социальную базу общества составляют не только рабочий класс и крестьянство, но и интеллигенция. Содержался и вывод о советском народе как новой общности людей. Статья шестая официально закрепляла руководящее положение КПСС в жизни общества. Были подчеркнуты и доминирующие позиции Центра в отношениях с республиками.

В числе социальных и экономических прав советских граждан конституция обозначила и ряд новых: право на труд, на бесплатное образование, медицинскую помощь, отдых, пенсионное обеспечение, жилище. В отличие от ситуации 1936 г., сразу после утверждения конституции Верховный Совет принял соответствующие законы, обеспечивавшие реализацию этих важных прав. Были значительно расширены возможности общественных организаций: профсоюзы и комсомол получили право вносить законопроекты на обсуждение Верховного Совета, выдвигать кандидатов в высшие и местные органы власти.

Конституция 1977 г. носила демократический характер. Он усиливался и тем, что впервые в Основной закон страны были внесены важнейшие международные обязательства СССР - основные положения подписанного в Хельсинки в 1975 г. Советским Союзом вместе с другими европейскими странами, с участием США и Канады, Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе.

Однако разрыв между словом и делом, сохранение жесткого партийного диктата во всех сферах жизни общества неизбежно вели к тому, что многие права, записанные в новой конституции, в итоге так и остались лишь на бумаге.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.