Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Проблема научного метода: рационализм.



Представителями рационализма Нового времени являются Рене Декарт, Бенедикт Спиноза и Готфрид Вильгельм Лейб­ниц. Рационалисты утверждают, что всеобщее и необходимое знание невозможно получить из опыта, достоверное знание выводимо только из разума, который является главной позна­вательной способностью человека. В разуме изначально зало­жены всеобщие и необходимые истины, из которых по опреде­ленным логическим правилам выводится все содержание знания. Мышление действует наподобие духовного автомата, который производит истину по заранее установленным прави­лам. На этом основании универсальным философским мето­дом рационалисты считали дедукцию. Если сенсуалисты стол­кнулись с проблемой достоверности индуктивного знания, то рационалисты не могли удовлетворительно ответить на воп­рос, откуда возникают познавательные ошибки, если истины заранее содержатся в уме и выводятся из него дедуктивным способом.

Своеобразным символом идеи познания нового времени был французский мыслитель, создатель алгебры и аналитической геометрии, один из творцов механики, оптики, физиологии Р. Декарт (1596—1650). Его главный труд— “Рассуждения о методе”, главная задача — найти единственно правильный путь познания истины.

При всей несхожести стиля, масштабов теоретических обоб­щений “рационализм” Декарта и “эмпиризм” Бэкона имеют много общего. Одного интересует польза человечества, друго­го — самопознание, один ориентируется на эксперименталь­ное естествознание, другой — на точные науки. Однако под­линным кумиром Бэкона и Декарта является разум. Человеческая индивидуальность сжимается до непростран­ственной точки, человек становится простым носителем позна­вательной активности. Однако сама познавательная актив­ность человека необычайно возвышает его. Союзником человека в деле познания оказывается Бог. Бог — гарант воз­можности постижения истины. Бог санкционирует дальней­шее использование результатов познания в деле преобразова­ния окружающего мира.

Несмотря на дискуссию по вопросам об источнике знания и универсальном методе, рационализм и эмпиризм Нового времени не разделены непреодолимой стеной. Рационалисты не отрицают возможности сенситивного познания, не игнорируют опыт, но лишь утверждают, что достоверное знание невозможно вывести из опыта. Представители эмпиризма не отрицают роли интеллекта в познании, с помощью которого единичные данные органов чувств путем индукции организуются в общие знания, выступая, однако, против идеи врожден­ных истин, из которых выводится все содержание знания.

 

№ 45.

Политические идеи Нового времени и эпохи Просвещения.

В эпоху европейского Возрождения происходит становление ранней буржуазной политической идеологии, направленной против теории и практики феодализма.

Освобождение политической мысли от средневекового религиозного мировоззрения связано с формированием новых методов познания государства, политики, общества. Новизна этой методологии заключалась в изучении конкретных исторических фактов и их обобщении.

Наиболее значительным представителем политической мысли Возрождения является Никколо Макиавелли. Вместо средневекой концепции божественного предопределения он выдвинул идею объективной исторической необходимости и закономерности. Ему принадлежит обоснование политики как опытной науки, свободной от христианской морали. Он ввел новый политический термин - stato - "государство". Государство в теории Макиавелли означает политическое состояние общества, которое есть результат борьбы сословий - аристократии (дворянства) и народа. Важным компонентом государства является политическая власть, выражающаяся в способности правящих лиц принудить управляемых к повиновению. Формы государства Макиавелли рассматривал в зависимости от числа правящих лиц (единовластие, правление немногих и правление всего народа). Он справедливо полагал, что становление форм государства зависит от многих факторов: экономических, военных, территориальных и других. Особое внимание Макиавелли уделял психологическим аспектам политики и формированию правил политического искусства.

В период буржуазных революций XVII в. в Голландии и Англии формируются политические идеи, которые определили направление развития политической науки эпохи Просвещения. В борьбе с феодально-абсолютистской государственностью, в строгой полемике с ее приверженцами было разработано множество плодотворных концепций и взглядов. Среди них - теория общественного договора и доктрина естественного

Выдающийся вклад в разработку политико-правовой идеологии принадлежит голландскому мыслителю Гуго Гроцию. Ему была свойственна правовая трактовка социально-политических проблем. Гроций стремился показать, что государство и законы имеют своим источником естественное право, или "предписания здравого разума". Он полагал, что человеку, как социальному существу, присуще стремление к общению на основе разумных правил. Гроций рассматривал государство как союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы. По социальному смыслу, государство выступает как соглашение большинства против меньшинства. Действия верховной власти в нем не подчинены никакой другой, она суверенна. Носителем власти выступает одно или несколько лиц. Форма государства не имеет существенного значения, ибо народ может избрать любой образ правления. Вместе с тем, очевидно отрицательное отношение Гроция к тирании и предпочтение монархической и аристократической форм правления.

Итогом идейных исканий эпохи революции в Англии в XVII в. явилась политическая теория Джона Локка. В своих политических трактатах он стремился опровергнуть идею о всесилии политической власти. Единственный законный источник политической власти он обнаруживал в общественном договоре, то есть в соглашении народа на создание политического сообщества. Государственная власть, по Локку, имеет четко определенные обязанности и не может покушаться на неотчуждаемые права граждан (право собственности, свободу мнений и веры). Локк предусматривал особый конституционный механизм, мешающий государству выходить за рамки полномочий. Его важнейшие компоненты - принцип разделения властей и законность. Чтобы не допустить концентрации власти в одних руках, Локк предлагал разъединить законодательную и исполнительную власти и четко регламентировать деятельность государственных органов. Сформулированные им политические принципы стали впоследствии основой буржуазной государственности.

Идеи о "естественном праве" и "общественном договоре" были наиболее полно использованы французскими мыслителями, которые идеологически подготовили французскую революцию 1789-1794 гг.

 

№ 46.

В немецкой классической философии 18-19 вв. происходил сложный процесс радикального пересмотра старой метафизики, парадоксально связанный с реставрацией метафизики как умозрительной картины мира. Определяющую роль в этом процессе сыграла критическая философия Канта. Кант критиковал не метафизику как науку (необходимость и ценность которой он признавал, считая ее завершением культуры человеческого разума), а догматическую метафизику прошлого. Своей задачей он считал изменение метода метафизики и определение собственной сферы ее приложения. Разделяя рассудок и разум, Кант показывает, что некритическое распространение деятельности рассудка за пределы возможного опыта порождает ошибки старой метафизики. Кант предлагает программу построения метафизики как истинной системы (т. е. такой, где каждый отдельный принцип или доказан, или, в качестве гипотезы, приводит к остальным принципам системы как следствиям). В работе «Какие действительные успехи сделала метафизика … он указывает на «два опорных пункта», вокруг которых вращается метафизика: учение об идеальности пространства и времени, указывающее на непознаваемое сверхчувственное, и учение о реальности понятия свободы, указывающее на познаваемое сверхчувственное. Фундаментом обоих пунктов, по Канту, является «понятие разума о безусловном в целокупности всех подчиненных друг другу условий». Задача метафизики — в том, чтобы освободить это понятие от иллюзий, возникших из-за смешения явлений и вещей в себе, и избегнув тем самым антиномии чистого разума, выйти к «сверхчувственному». Истинная метафизика, таким образом, возможна лишь как систематическое знание, выведенное из чистого и «очищенного» от иллюзий разума. Однако Кант не построил такой системы, ограничившись исследованием противоречий, в которые неизбежно впадает разум, пытающийся синтезировать законченную картину мира. Кант ввел разделение метафизики на метафизику природы и метафизику нравов, толкуя последнюю как такую сферу, где противоречия чистого разума находят практическое разрешение. Он также четко размежевал метафизику и естествознание, указав, что предметы этих дисциплин совершенно различны.

На основе кантовских идей (в частности, его учения о творческой роли субъекта в познании) Фихте и ранний Шеллинг построили новый вариант метафизики. Его наиболее специфичной чертой было понимание абсолюта не как неизменной сверхреальности (такова была установка традиционной метафизики), а как сверхэмпирической истории, в которой совпадают процесс и результат. Связав на основе принципа историзма мышление и бытие, метафизику и науку, разум и природу, они истолковали диалектику разума не как теоретический тупик, а как движущую силу развития познания: диалектика, которая у Канта была лишь сигналом антиномии, становится у них неотъемлемым свойством истинного мышления и способом существования самой реальности.

Рассматривая истину и бытие как процесс, Гегель создал систему, в которой истина выступает как поступательное развитие разума, а противоречие — как его необходимый момент. Он переосмыслил кантовское различение рассудка и разума и сделал последний носителем истинного познания, а диалектику — методом постижения противоречий и развития понятий. Рассудок, согласно Гегелю, оперируя конечными однозначными определениями, является хотя и необходимым, но недостаточным условием познания. Источник ошибок метафизического метода он видел в ограничении познавательной деятельности лишь сферой рассудка. Таким образом, Гегель впервые противопоставил метафизику и диалектику как два различных метода. Вместе с тем он оценивал свою философию как «истинную» метафизику и традиционно понимал ее как «науку наук». «Человек, — писал Гегель в § 98 «Малой Логики», — как мыслящее существо есть врожденный метафизик. Важно поэтому лишь то, является ли та метафизика, которую применяют, настоящей, а именно: не придерживаются ли вместо конкретной, логической идеи односторонних, фиксированных рассудком определений мысли… В отличие от «дурной» метафизики, истинная метафизика, по Гегелю, есть мышление, которое постигает единство определений в их противоположности, тогда как мышление рассудочное постигает определения в «раздельности и противопоставленности». Особую позицию по отношению к метафизике занимает поздний Шеллинг, чья «положительная» философия, отмежевалась от немецкого трансцендентализма как от «негативного» конструирования идеальных схем. Истинная метафизика должна, по Шеллингу, обратиться к позитивной реальности, данной ,с одной стороны, в Откровении, с другой — в экзистенциальном опыте.

Классическая философия отличалась приверженностью метафизической проблематике, объективизмом, субстанциализмом, беспредпосылочностью философствования, признанием потенциального тождества бытия и мышления, мысли и языка.


47) Родоначальником классической немецкой философии является Иммануил Кант (1724-1804). Философское творчество Канта делится на два периода: докритический (до начала 70-х годов) и критический. В первый период своей деятельности философ занимался исследованием вопросов естествознания и пытался дать их решение с материалистической позиции. Особенно большое значение для науки и философии имела гипотеза Канта о возникновении Солнечной системы из гигантской газовой туманности. С 70-х годов начинается критический период деятельности Канта (работы «Критика чистого разума», «Критика способности суждения», «Критика практического разума»). Он переходит на позиции философского дуализма и на основе критического анализа познавательных способностей человека разрабатывает новый круг проблем. Единство системы взглядов Канта в этот период определяется той связью, которую он придает постановке и решению следующих вопросов: Что я могу знать? Что я могу делать? На что я могу надеяться? Что такое человек? По его мнению, ответ на последний вопрос – является ключевым и его решение приведет к решению всех других вопросов.
Теория познания.Кант осуществляет своего рода «коперниканский переворот» в философии, утверждая в своей работе «Критика чистого разума», что не наши представления сообразуются с познаваемыми вещами, миром, а мир сообразуется с нашими представлениями.
Этика.Мораль – по Канту – самая бытийственная основа человеческого существования, то что делает человека человеком. Она ниоткуда не выводима, а наоборот является единственным оправданием разумного устройства мира.
Эстетика. Исключительная роль искусства состоит в том, чтобы снять, преодолеть разрыв между миром данным нам в чувствах и миром умопостигаемом (вещи в себе). По Канту истина и добро находят себя в красоте.
48) Философская система Гегеля триадична.Она включает в себя философию идеи, философию природы, философию духа. Два важнейших понятия гегелевской философии – абсолютна идея и отчуждение.Принцип, лежащий в основе гегелевского понимания мира –принцип триадичности (тезис – антитезис – синтез). Вот из этих базовых понятий он выстаивает свою философскую систему.
Абсолютная идея – это:
- единственно существующая подлинная реальность;
- первопричина всего окружающего мира, его предметов и явлений;
- Мировой дух, обладающий самосознанием и способностью творить.
Отчуждение(термин, идея, взятые Гегелем у Шеллинга) – Гегель понимает отчуждение, как внешнее проявление абсолютной идеи в природе и истории, как опредмечивание, овнешнение абсолютной идеи.
Абсолютный дух отчуждает себя в виде:
- идеи (её изучает логика);
- природы (её изучает натурфилософия);
- человека (эту форму изучает философия духа);

а затем через мышление и деятельность человека , закономерный ход истории возвращается к самому себе, т. е. происходит круговорот Абсолютного духа по схеме: Мировой дух – отчуждение – окружающий мир и человек – мышление и деятельность человека – реализация духом самого себя через мышление и деятельность человека – возвращение Абсолютного духа к самому себе.Высшая точка развития Мирового духа – это Абсолют, проявляющийся в искусстве, религии, философии.

49) Диалектико-материалистическая философия Карла Маркса и Фридриха Энгельса

Диалектико-материалистическая философия, основы которой заложили Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895), вобрала в себя существенные достижения предшествующей философской мысли, начиная с идейного наследия философов Древней Греции и кончая трудами мыслителей 18 - начала 19 веков.

Исследователи биографии К. Маркса и Ф. Энгельса отмечают, что большое влияние на формирование их философских взглядов оказали Гегель и Фейербах. Однако созданная Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом философская теория существенно отличается от всех предшествующих учений прежде всего тем, что в ней очень тесно связаны между собой философские идеи с политико-экономической и научно-социальной сторонами мировоззрения. Эта целостность, взаимообоснованность составных частей мировоззрения (философии, политэкономии, теории социализма) во многом объясняет то влияние, которое оказало учение Карла Маркса и Фридриха Энгельса на развитие общественных процессов в мире. Большое влияние на формирование новой философии оказали важные научные открытия в области естествознания, сделанные в 19 веке, которые позволили обосновать диалектико-материалистический подход к объяснению развития природы. Все эти и многие другие открытия в естествознании имели большое значение для формирования диалектического материализма.
– Общекультурная функция: Цицерон: «Культура духа есть философия».

 

50) Одним из наиболее влиятельных направлений буржуазного философского мышления является позитивизм. Как самостоятельное течение позитивизм оформился уже в 30-е годы XIX в. Понятие “позитивизм” обозначает призыв философам отказаться от метафизических абстракций, т. к. метафизические объяснения, считают позитивисты, теоретически неосуществимыми и практически бесполезными, и обратиться к исследованию позитивного знания. Позитивизму противостоит интуиционизм (учение об интуиции как самом главном и самом надежном источнике познания).

В центре внимания позитивистов неизменно находился вопрос о взаимоотношении философии и науки. Главный тезис позитивизма состоит в том, что все подлинное, положительное («позитивное») знание о действительности может быть получено лишь в виде результатов отдельных специальных наук или их «синтетического» объединения и что философия как особая наука, претендующая на содержательное исследование особой сферы реальности, не имеет права на существование.

Первая историческая форма позитивизма.

В 30— 40-е годы XIX в., во Франции возникла философская школа, которая тоже претендовала на создание «научной философии» и заявила о решительном разрыве с прежней философской («метафизической») традицией (о «революции в философии»). Этой школой и был позитивизм, основанный О. Контом

Конт высказал убеждение в способности науки к бесконечному развитию и в неограниченности предметной области, к которой применимы научные методы мышления.

Вторая историческая форма позитивизма.

В результате попыток отказаться от контовско-спенсеровской ориентации и вместе с тем сохранить основную позитивистскую направленность — резкое размежевание областей науки и философской «метафизики» — возникает вторая историческая форма позитивизма — махизм, эмпириокритицизм (Э. Мах, Р., Авенариус и др.).

Эмпириокритицизм (философская система “чистого опыта”, критический эмпиризм, который стремиться ограничить философию изложением данных опыта при полном исключении всякой метафизики с целью выработки и естественного понятия о мире). Данная стадия сохраняет основную установку позитивизма на описание позитивного, опытного знания. Его представители настаивают на необходимости борьбы в науке с засильем метафизических подходов, на изъятие из науки таких понятий, как “субстанция”, “причинность”, “материальное”,“идеальное”.

На стадии махизма позитивизм ставит в центр внимания такие проблемы: природа познания, опыта, проблема субъекта и объекта, характер категорий «вещь», «субстанция», природа основных «элементов» действительности, взаимоотношение физического и психического и т. д.

«Третья историческая форма позитивизма», неопозитивизм, возникает в 20-е годы ХХ в. Идейным ядром явился Венский философский кружок, который предложил программу развития научной философии. В него входили М. Шлик, Р. Карнап, Г. Фейгель, О. Нейрат, Э. Нагель, А. Айер, Ф. Франк, Л. Витгенштейн. Философия неопозитивизма (или логический позитивизм) развивается как аналитическая философия, которая в свою очередь разрабатывается в двух направлениях: логический анализ философии и лингвистическая философия. Основной принцип неопозитивизма - принцип верификации, т. е. сравнение всех положений науки с фактами опыта.

52) Герменевтика- направление в философии, которое исследу­ет теорию и практику истолкования, интерпретации, понима­ния. Свое название герменевтика получила от имени древнегре­ческого бога Гермеса, который был посредником между богами и людьми - истолковывал волю богов людям и доносил поже­лания людей богам.

Основные вопросы герменевтики:

как возможно понимание?

• как устроено бытие, существо которого состоит в понимании? Главная идея герменевтики: существовать - значит быть по­нятым. Предметом исследования,как правило, является текст.Как научный метод герменевтика формируется с развитием филологии и других гуманитарных наук.

 

53) Неотомизм - философское направление обновленного томизма, то есть философии Фомы Аквинского, философа XIII века. В неотомизме возрождаются основные категории философии Ф.Аквинского, такие как бытие, сущее, существование, акт и потенция, форма и материя. Новую философию, начиная с эпохи Возрождения, неотомизм рассматривает в качестве непрерывной цепи отклонений, ошибок и заблуждений, поэтому ставит задачу возрождения духа средневековой философии. На этом пути представители неотомизма видят преодоление хаоса современной жизни, обретения ясности, возрождения духовных ценностей. В частности, наука уводит современного человека от понимания значения нравственных и религиозных идеалов. Человек излишне уверовал в науку, в то время как в соответствии с неотомизмом, наука не в состоянии и не должна решать вопросы о конечных причинах бытия и смысла человеческого существования. Она изучает вторичные причины и внешнюю (функциональную) связь явлений. Особое значение неотомизм придает понятию личности. Личность не может существовать вне свободы, самосознания, проявлений духовного творчества.

 

54) Постмодернизм и постмодерн - два связанных между собой понятия. И все же они не тождественны друг другу.
Постмодерн выражает состояние культуры, характерное для последней трети 20 - начала 21 вв., характеризующееся отказом от большинства мотивов эпохи модернизма и несущую серьезную трансформацию, коснувшуюся почти всех сторон жизни общества. Постмодерн - это то, что после модерна; в самом этом понятии не выделяется каких-либо определенных целей и идеалов. Поэтому часто говорят о постмодерне как о явлении, еще не устоявшемся в своих собственных интенциях, о явлении переходном, нестабильном, влекущим к неким новым, более определенным состояниям культуры. Иногда ситуацию постмодерна квалифицируют как историческую модификацию развития культуры модернизма - как своего рода «передышку» в дерзком стремлении человеческого духа к обновлению, за которой последует новый этап модернистских порывов. Постмодернизм - это совокупность воззрений и манифестируемых явлений в современном искусстве и современной философии, отстаивающих определенную совокупность идей нового мироощущения, «новой чувствительности», опровергающей многие установки европейской культуры Нового времени, и прежде всего рационализм («логоцентризм»). Эти идеи и манифестации как бы концентрированно соответствуют более широкой действительности постмодерна. Как и всякий другой «-изм», постмодернизм до крайности обостряет тезисы оппозиционности «проекту модернизма» («проекту просвещения»).

 

№ 54.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.