Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Архитектура античности. Ордера.

Уже в архаическую эпоху в греческой архитектуре ясно выявились два стиля, или, как принято говорить, ордера: дорический и ионический. Ордер (что значит строй, порядок) определяет структуру колонн и покоящейся на ней верхней части здания (антаблемента).

Дорический ордер, который можно считать основным в развитии греческой архитектуры, частично восходит к Микенам, а также отражает начало, внесённое дорийским завоевательным потоком. Он характерен для Пелопонесса и греческих поселений в Сицилии и Южной Италии. Происхождение ионического ордера связано с богатыми городами Ионии, где в разных формах ощущается наследие минойского искусства, и влиянием архитектуры стран Передней Азии (Финикии, Ирана).

Одни и те же ордерные части применялись в обоих стилях, но различие в деталях приводило к совершенно разному впечатлению. Дорический ордер своей простотой и геометричностью воплощал идею мужественности, гармонию силы и строгости. Ионический же ордер выражал стремление к декоративности, лёгкости форм, лиричности.

Важнейшей частью ордера была колонна, как основная несущая конструкция. В дорическом ордере колонна не имеет базы и стоит прямо на стилобате. Её массивный ствол сужается кверху, прорезан желобками-каннелюрами и завершается капителью состоящей лишь из круглой подушки-эхины, которая в свою очередь упирается в квадратную плиту-абаку. Соотношение частей в ней основано на точном математическом расчёте.

Фриз дорического ордера разделён триглифами на участки-метопы. Триглифы - участки фриза с тремя вертикальными каннелюрами. Прямоугольные метопы дорического фриза требовали рельефов, изображающих не более двух-трёх фигур, а их чередование позволяло рассказать в эпизодах о каком-нибудь сражении или подвиге мифологического героя.

Дорический карниз имеет простое ступенчатое строение, без дополнительных украшений. Вернее, украшением ему служат его пропорции. Архитрав представляет собой простую гладкую балку. В соотношении ширины карниза, фриза и архитрава, как и в колонне основанном на математическом расчёте, часто используются пропорции "золотого сечения".

Колонна ионического ордера выше и тоньше по своим пропорциям, чем дорическая. Она имеет базу, а эхина капители образует два изящных завитка-волюты. Рёбра каннелюр по бокам стёсаны и имеют дорожки. Ионическая колонна как бы вырастает над базой и распускается вверху, подобно цветку. Соотношение частей в ней тоже основано на математическом расчёте, но этот расчёт не стесняет фантазии, он менее очевиден, чем дорический.

Ионический фриз идёт сплошной полосой и не разделён на отдельные участки, подобно дорическому. По непрерывной горизонтали ионического фриза располагаются вереницы фигур - перед нами опять таки либо сражения, либо охоты, либо культовые процессии.

Карниз и архитрав ионического ордера более декоративны, чем в дорическом, имеют более сложную ступенчатую структуру. Некоторые их части дополнительно украшены простым линейным орнаментом.

По своему строению греческая колонна идеально соответствовала своему назначению, полностью отвечала принципу функциональности, и потому греческие ордеры выдержали испытание временем.

Зодчество и ваяние составляли в Греции единое органическое целое. В замечательном памятнике VI века, сокровищнице в Дельфах, человеческая фигура заменяет ионическую колонну, так что опорой кровли служат статуи девушек-кор. VII—VI века до н. э.—время сложения и укрепления античных рабовладельческих городов-государств, греческих полисов —назы­ваются архаическими (от греческого «архайос» —древний). Уси­ленно строятся и укрепляются города, прокладываются дороги, мосты, водопроводы. Складывается общегреческий рынок, чека­нится монета. В это время уже четко прослеживается социальное неравенство и борьба демоса с аристократами, эвпатридами. Греки быстро расселяются в бассейне Средиземноморья. Из Сицилии, с Апеннинского полуострова, Египта, Северного Причерноморья они ввозят рабов и хлеб, вывозят же в провинции в основном произве­дения художественного ремесла, керамики.

Период архаики —время возникновения греческой письмен­ности (на основе финикийской), медицины, астрономии, истории, географии, математики, натурфилософии, лирической поэзии, те­атра и, конечно, изобразительных искусств. Греки, умело используя достижения прежних культур Вавилона, Египта, создали свое соб­ственное искусство, оказавшее огромное влияние на все последу­ющие этапы европейской культуры.

Зодчие этого периода уже пользовались не деревом и кирпичом на каменной основе, как раньше, а камнем. На главной площади города, где происходили собрания и религиозные празднества, возвышался храм, посвященный обычно божеству — покровителю города.

В период архаики постепенно была создана продуманная и ясная система архитектурных форм, которая стала основой всего дальней­шего развития греческого зодчества. Греческий храм, хранилище казны и художественных сокровищ, место поклонения главному богу или богам, был центром всей общественной жизни граждан греческого полиса. Как правило, он не подавлял человека своими размерами. Размещение храма в центре акрополя или на городской площади уже определяло его роль в общественной жизни. Простей­ший тип архаического храма — храм в антах, состоящий из одного небольшого помещения — наоса, открытого на восток. Между вы­ступами боковых стен — актами — на фасаде были помещены две колонны. Простиль — более сложный тип храма, на его фасаде уже не две, а четыре колонны. Амфипростиль имел колоннаду как с переднего, так и с заднего фасада, где был вход в сокровищницу. Но основным типом храма явился периптер — храм прямоугольной формы, окруженный со всех сторон колоннадой. Периптер сложил­ся во второй половине VII в. до н. э., и дальнейшая эволюция храмовой архитектуры шла по линии совершенствования его кон­струкций и пропорций.

В основе греческого зодчества уже в архаический период лежала определенная система соотношения, равновесия несомых и несу­щих частей — ордер (от латинского «ордо» — строй, порядок). Первые ордера назывались дорическим и ионическим (по местам их возникновения), затем появился коринфский, близкий к иони­ческому.

Наиболее интенсивно развивалось античное общество в период архаики. За два века совершаются значительные открытия в различных областях науки, техники, общественных отношениях. Определяются морально-этические принципы и эстетические идеалы, не утратившие своей роли в античном мире на всем протяжении его истории. Бурно развивается греческая культура. Именно в эпоху архаики складываются её основные феномены: философия и театр, спортивные состязания и ордерная система в архитектуре. Формируются основные черты греческого общества: чувство спаянности гражданского сообщества и состязательное начало.

 

Чувство коллективизма приводит к развитию общественной архитектуры - строительству храмов богов-покровителей общины. По понятиям античного человека храм является моделью мира, "воплощением храма небесного, где обитали боги". В образе храма земля соединялась с небом: верхняя часть - фронтон - символизировала небесный мир богов, наос (главное помещение храма, содержащее статую божества) - мир земной.

"Идея греческого храма, очевидно, возникла органическим путём из самого существа греческой религии, исторической и повествовательной, мыслившей бога в образе человека. Назначение греческого храма - быть жилищем божества. Греческое слово "наос" означает одновременно храм и жилище….

Греческий храм подобен жилищу человека: его пространство твердо ограниченно и замкнуто, оно служит не для временного шествия, а для постоянного пребывания. Концепция греческого храма возникла не из микенского мегарона, а из более древних традиций элладского жилого дома…Как в конструкции, так и в плане храма греческий архитектор стремился к некоей идеальной норме, к установлению основных неизменных типов" (Б. Р. Виппер).

В области архитектуры древние греки впервые применили стоечно-балочную систему в конструкции здания, определившую отчётливое деление несущих и несомых частей - опоры и груза.

Маленькие, изящные, почти интимные храмики и огромные, величественные, монументальные храмы Древней Греции несли в себе одно и тоже эстетическое начало - ощущение спокойствия и уравновешенности, благородства и одухотворенности. Соразмерные человеку, они облагораживали и возвышали его душу.

Ясные художественные решения античной архитектуры воплотились в своеобразие ордерной системы, лежащей в основе всей античной архитектуры.

Ордер представляет собой систему правил и эстетических норм, которые выражаются в порядке соотношения и расположения колонн и лежащего на них перекрытия (антаблемента). В этой системе противопоставляются несущие (колонны) и несомые части (антаблемент). Основой выразительности ордера является его пропорциональность.

Ордерное здание, как правило, имеет ступенчатый фундамент, на который помещается череда вертикальных опор, несущих на себе тяжесть антаблемента, отражающего конструкцию балочного перекрытия и крыши.

Два первых ордера - дорический и ионический, знакомят нас с двумя разными образными и композиционными системами, начиная с главных частей ордера - колонны, антаблемент, профиль - и заканчивая планом здания.

Дорический храм, воплощая дух гражданственности и героики, несёт в себе идею силы и мужества. Его основные черты - это массивное каменное основание, состоящее из трёх ступеней, приземистые и мощные колонны, помещённые прямо на фундаменте храма, заканчивающиеся простой и строгой капителью.

Капитель дорического ордера состоит из круглой каменной подушки (эхина) и четырёхугольной каменной плиты (абака), принимающей на себя тяжесть антаблемента. Отвесные желобки на колонне - каннелюры придают ей стремление вверх, а относительно небольшое количество (16-20) - устойчивость. Круглая, слегка изогнутая подушка капители словно сплющилась под тяжестью перекрытия, взяв на себя основной груз и зрительно освободив колонну. Антаблемент состоит из трёх частей: архитрава, фриза и карниза; архитрав - балка, которая лежит на колонне, - гладкий; фриз украшают триглифы и метопы (декоративные плиты).

 

Ионический храм, воплощая спокойствие, величие духа и строгое изящество, несёт в себе идею женственности. Его основные черты: колонна спокойно вырастает из основания благодаря мягкому профилю базы, связывающеё её со ступенями храма. Стройный ствол колонны имеет 24 каннелюры, усиливающие движению вверх особую интенсивную. Капитель состоит из двух замыкающих колонну завитков - волют. Они придают колонне ощущение лёгкости, отгораживая её от тяжёлого антаблемента и лишая её впечатления сильной опоры, несущей тяжесть перекрытия. Пробегающий без перерыва сплошной неукрашенный (или покрытой вереницей скульптурных изображений) фриз ионического храма делает антаблемент лёгкой декоративной частью здания.

Ордер был общей системой правил, никак не исключающей индивидуальности творческого решения в вопросах соотношения храма с ландшафтом, с другими сооружениями.

Каменное основание дорического храма —периптера — обыч­но трехступенчатое, называемое стереобатом, с его верхней сту­пенькой — стилобатом — служило как бы постаментом храма. В наос, из которого, собственно, и состоял храм, вел вход со стороны главного фасада (в некоторых храмах был еще опистодом —поме­щение позади наоса с выходом в сторону заднего фасада). Наос освещался или через двери, или через световые люки в потолке. Дорические колонны архаического периода не имели базы и созда­вали впечатление приземистых и мощных. Ствол их прорезали желобки — каннелюры, на высоте одной трети ствол утолщался (это утолщение носит название энтазиса), капитель колонны состо­яла из эхина — круглой каменной подушки, и абака — квадратной плиты, на которую опиралось перекрытие, так называемый антаб­лемент. Антаблемент складывался из архитрава — балки, лежащей непосредственно на колоннах, фриза и карниза. Архитрав дориче­ского ордера — гладкий. Фриз дорического ордера делится на прямоугольные плиты — метопы и триглифы, имеющие на плоско­сти три вертикальных желобка. Антаблемент завершался карнизом. Двускатная крыша, покрытая черепицей или мраморными плитка­ми, на переднем и заднем фасадах образовывала треугольники, так называемые фронтоны. Фронтоны и метопы заполнялись скульп­турой. Скульптурными украшениями (акротериями) завершались углы крыши и ее щипец (который в русской архитектуре называется коньком). Классическим примером дорического ордера может слу­жить храм Посейдона в Пестуме (Италия, VI в. до н. э.).

Капитель ионического ордера, сложившегося к концу VII в. до н. э. имела эхин из двух изящных завитков — волют. Архитрав ионического ордера разделен по горизонтали на три полосы, отчего кажется более легким, чем гладкий дорический. Фриз идет по антаблементу сплошной лентой. Его характер более легкий, изящ­ный, «женственный». Фриз был часто раскрашен, детали золоти­лись. В ионической колонне энтазис менее заметен, чем в дориче­ской, или вовсе отсутствует. Карниз богато декорирован. Уже в эпоху классики сложился коринфский ордер, колонны которого более стройные, чем ионические, и завершаются пышной капи­телью, составленной из стилизованных листьев аканфа. Изобрете­ние коринфской капители приписывают золотых дел мастеру Каллимаху, который сделал ее сначала из металла. Пример коринфского ордера — храм Аполлона в Бассах (ок. 430 г. до н. э.). Но следует отметить, что греки употребляли коринфский ордер реже, чем дорический и ионический.

Греческие храмы архаического периода подкрашивались: тим­паны (т. е. само поле) фронтонов и триглифы —обычно синим, метопы —красным. Раскрашивалась и скульптура. Краска подчер­кивала архитектонику здания, усиливала праздничность образа. Белый с цветными деталями храм, для которого греческие зодчие всегда умели найти удачное расположение на холме, на возвыше­нии, легко «читался» силуэтом на фоне неба.

Дорический ордер явился выражением самых передовых худо­жественных идей времени, и строгий тип периптера продолжал развиваться и совершенствоваться в эпоху классики как ведущий тип храма.

 

Дорический ордер один из трех греческих архитектурных ордеров. При возведении храмов и колоннад греки обычно использовали три разновидности сочетания несущих и несомых частей здания. В греческом дорическом ордере колонны не имеют баз, неглубокие каннелюры перерезаны канавкой шейки под капителью, имеющей форму круглой подушки; фриз состоит из чередующихся триглифов и метоп. Римский дорический ордер отличается от греческого наличием баз у колонн и более стройными пропорциями последних. Дорический ордер сформировался на Пелопоннесе и в Греции в 7 в. до н.э.

В дорическом ордере заметно утончающиеся кверху колонны не имеют базы и ставятся прямо на каменное основание. Неглубокие желобки (каннелюры) проходят вдоль всего ствола колонны, подчеркивая ее вертикальную устремленность. Чуть ниже капители – самое узкое место ствола колонны – шейка, представляющая собой прорезающее каннелюры кольцо. Капитель состоит из расположенного над шейкой подушкообразного эхина и положенной на нее квадратной в плане плиты – абака. Архитрав – горизонтальную балку – нижний элемент трехчастного антаблемента, оставляли без украшений, чтобы яснее была выражена его работа в конструкции. Над архитравом находился фриз; его положение отвечало уровню балок, на которых лежала кровля храма. В дорическом ордере фриз образован чередованием триглифов – плит, соответствовавших торцам поперечных балок, и метоп – тонких каменных плит, занимающих промежутки между ними и не участвующих в работе конструкции; метопы принято было украшать скульптурными рельефами. Антаблемент был увенчан карнизом, нависающим над нижними частями здания подобно тому, как деревянная кровля всегда делалась нависающей над постройкой, чтобы во время дождя вода не попадала на стены и внутрь помещения. Над горизонтальным карнизом треугольное завершение – фронтон. Каждый элемент архитектуры храма выполняет свою роль, что подчеркивалось с помощью цвета (горизонтальные и вертикальные элементы иногда окрашивались в красный и синий цвета).

 

 

Ионический ордер — один из трёх древнегреческих архитектурных ордеров. От более раннего дорического ордера отличается большей лёгкостью пропорций и декором всех его частей. Отличительной чертой ионического ордера является способ оформления капители, которая выполняется в виде двух противоположно расположенных волют. Ионический ордер во времена античности считался «женским» ордером, за счет своей утончённости, изысканности и дополнениями разнообразными украшениями.

Возник в середине VI века до н. э. в Ионии на северо-западном побережье Малой Азии у Эгейского моря. Распространился по территории Древней Греции в V веке до н. э.

Первым из больших ионических храмов был храм Геры на Самосе, построенный приблизительно в 570—560 годах до н. э. архитектором Роикосом и вскоре разрушенный в результате землетрясения.

Наиболее выразительным представителем ионического ордера стал храм Артемиды Эфесской, признанный одним из «Семи чудес света».

Ионический ордер существует в двух основных вариантах: малоазийском и аттическом. Основным считается малоазийский, первоначально сложившийся без фриза.

Колонна ионического ордера, в отличие от дорического делится на три части: основание, ствол и капитель. База часто сама опиралась на квадратную в плане плиту — плинт. Выпуклые элементы базы — полувалы, или торусы, украшались орнаментальной порезкой или горизонтальными желобками, по смыслу аналогичными каннелюрам. Скоции — вогнутые элементы — обычно оставались гладкими.

Капитель отличают так называемые волюты — сдвоенные спиральные орнаменты, вылепленные на эхине. Волюты выглядят как завитки со стороны фасада, по боковым сторонам капители волюты соединяются между собой валами, называемыми балюстры. Своим видом балюстры напоминают свиток. Первоначально волюты лежали в одной плоскости, затем их стали строить в четырёх плоскостях. Эта особенность сделала ионический ордер более устойчивым к критическим взглядам, высказывавшемся в IV веке до н. э., чем дорический ордер. Последний предполагал, что эхин должен одинаково читаться с любой стороны. Эхин в ионическом ордере располагается под подушкой и между волютами, как бы выходя из под волют. Эхин и абака чаще всего украшались богатой порезкой, более мелкой у абаки и крупной, в виде иоников, у эхина; они называются овы и представляют собой орнамент из яйцеобразных элементов, чередующихся обычно с листьями и стрелками.

После недолгого раннего экспериментирования число каннелюр на стержне колонны было установлено в 24. Эта стандартизация позволила сохранять пропорцию каннелюры к диаметру колонны вне зависимости от масштаба, даже когда высота колонны была завышена. В плане каннелюры представляли собой половину окружности или эллипса, причем борозды разделялись между собой полосками цилиндрической образующей ствола, то есть дорожками. Расстояние между каннелюрами, в отличие от римской архитектуры, было очень маленьким, в результате чего они легко повреждались. Благодаря более глубоким бороздам и выраженным граням дорожек, ионический ордер выделялся своей игрой светотени, в отличие от дорического ордера.

Ионическая колонна всегда более стройна, чем дорическая: её высота в период архаики равнялась восьми диаметрам (1:8), а позднее превышала девять диаметров (1:9). Утончение ствола кверху также было меньше, чем например в дорическом ордере. Греческие зодчие расставляли колонны очень широко, стремясь таким образом к получению ощущения легкости и изящества. Аттический появился гораздо позже, как следствие модификации первоначального малоазийского.

Малоазийский ионический ордер. Малоазийская база почти не расширяется книзу, она отличается сложностью своей прорисовки. Её основу составляют две части: основание, близкое по форме к цилиндру, и торус. Иногда к ним добавлялось еще одно основание базы, кроме плинта, которое состояло из трех элементов в виде двойного валика каждый, разделявшихся двумя скоциями. Такая база встречается чаще всего.

Антаблемент такой разновидности ионического ордера состоит из двух частей: архитрава и карниза. Архитрав зрительно выглядит легче дорического, за счет того, что небольшие горизонтальные уступы разделяют его на три гладкие, нависающие друг над другом полосы — фасции. Между архитравом и карнизом располагается пояс «сухариков». Венчающая часть — сима — украшалась очень богатой орнаментальной прорисовкой.

Кровля малоазийского варианта чаще всего была плоской, что соответствовало основным архитектурно-строительным традициям региона.

Аттический ионический ордер.Возникновение данного варианта ионического ордера было связано со строительством важнейших сооружений греческой культуры, например, ансамбля афинского Акрополя. Сильное влияние на процесс становления аттического ионического ордера оказал опыт традиций работы зодчих Аттики.

Аттическая база расширяется книзу, обозначая тем самым передачу давления от колонны на основание. База состоит из двух торусов, разделенных скоцией, причем именно форма скоции определяет расширение базы. Плинт в базе не считается обязательным элементом.

Антаблемент состоит не из двух частей, как в малоазийском варианте, а из трех, как в дорическом ордере. Отличие аттического антаблемента заключается в том что фриз не разделён на триглифы и метопы, а огибает здание сплошной неразделённой полосой, гладкой или украшенной скульптурным рельефом.

Колонны аттического ионического ордера в целом не отличаются от малоазийского варианта. В небольших храмах существуют портики в которых колонны заменены статуями девушек. Но это лишь подвид аттических колонн.

Кровля по своему устройству не отличается от дорического ордера.

 

 

Коринфский ордер, характерным признаком которого является капитель в виде корзины с листьями, обязан своей известностью римлянам, у которых он получил чрезвычайно широкое применение. У греков же он играл весьма второстепенную роль и рассматривается лишь как более роскошный вариант ионийского ордера.

Даже в то время, когда коринфский ордер уже завоевал себе особое положение в римском искусстве, Витрувий едва признает за ним право на самостоятельное существование и по общему характеру пропорций объединяет его с ионийским ордером. «Пропорции коринфского ордера, – говорит он, – отличаются от ионийского лишь большей высотой капители». И в представлении греков эти два ордера казались настолько однородными, что древнейшая из известных нам коринфских капителей дошла до нас в одном смешанном антаблементе с ионийскими капителями.

Такое знаменательное сочетание существовало в храме Фигалии, возведенном Иктином через несколько лет после Парфенона. Целла была выдержана в ионийском ордере, но центральная колонна в ее глубине выделялась среди всех остальных своей коринфской капителью. По-видимому, капитель A была уцелевшим архаическим обломком, вновь употребленным при постройке нового храма, подобно метопам древнего храма в Селинунте, которые с таким благоговением были вделаны во вновь выстроенный храм.

Витрувий рассказывает, что первая коринфская капитель была произведением золотых дел мастера Каллимаха, творца золотой лампы, освещавшей в Эрехфейоне святилище Минервы, – мастера, жившего в Коринфе около 400 г.

Однако капитель Фигалии, использованная в V в. как готовый материал, доказывает, что элементы ее существовали намного раньше указываемого этой легендой времени. Как гипотезу, мы рискуем высказать предположение, что прототипом этого лиственного ордера являлась египетская капитель с украшением из пальмовых листьев, мотивы которой пользовались таким успехом в первые времена сношений Египта с греческим миром.

Во всяком случае, несомненно, что этот тип капители существовал задолго до Каллимаха, и роль этого художника могла заключаться лишь в том, что зачаткам коринфского убранства он придал определенные и законченные формы, т.е. сделал для коринфского ордера то, что Херсифрон для ионийского.

Общий видкапители - подражание металлической модели. По словам Витрувия, идея коринфской капители могла зародиться у ее творца при виде куста аканфа, листья которого охватывали корзину с дарами, поставленную на надгробную плиту.

Единственной интересной подробностью этой легенды является упоминание в ней имени золотых дел мастера; и, действительно, примитивная коринфская капитель – подлинное произведение ювелирного искусства.

По замечанию Шипье, формы ее соответствуют скорее приемам работы по металлу, исполненной выбиванием, чем резцу скульптора: ее листва, так глубоко вырезанная, слишком хрупка для мрамора. Если же представить себе, что листья, покрывающие эту корзину, сделаны из чеканной бронзы, то ее форма станет вполне понятна. Каждый лист чеканился отдельно и ставился в ряд, прикрепленный к корзине обручем C, охватывающим ее кругом.

Столь же естественно из металлических полос, скрученных в виде спирали, образуются и волюты. Просветы же (прорези) волют, которые так трудно выполнить в камне, представляются тогда просто вырезками, исполненными грабштихелем.

Таким образом, стоит только допустить, что формы коринфской капители скопированы с металлической модели, и все кажущиеся несогласованности находят удовлетворительное объяснение.

Эта гипотеза также как будто подтверждается обычаем покрывать капители металлическими украшениями, – обычаем, распространенным вплоть до эпохи Римской империи. От Плиния мы узнаем, что в римском Пантеоне существовали капители с украшениями из бронзы, а в Пальмире и Джераке встречаются колонны, гладкие корзины которых были обернуты в металлическую листву.

 

Тосканский ордер, один из пяти римских архитектурных ордеров. Название связано с архитектурой этрусков (тусков). В греческой системе ордеров отсутствует, хотя похож на более простой в деталях греческий дорический ордер, с которым его сближают формы и пропорции. Фриз тосканского ордера лишен триглифов и метоп. Отсутствуют мутулы под выносной плитой карниза. Стволы колонн, обладающие большей толщиной, чем дорические – гладкие, без каннелюр. Предельно простые базы состоят только из плинта и торуса. Высота колонны обычно соответствовала семи ее нижним диаметрам.

 

Композитный ордер (итал. composito от лат. compositus — составной, сложный, выдуманный) — другие названия: «рим­ский», или «сложный ордер» (см. капи­тель; ордер). Древние римляне в стрем­лении к пышности, помпезности, тор­жественности архитектуры, предпо­читая всем другим наиболее декоратив­ный из греческих ордеров — коринф­ский, решили усложнить и его. Взяв за основу колокол коринфской капители, вместо третьего, верхнего ряда листьев аканта они поместили по углам че­тыре волюты ионической капители. Римляне также усложняли капитель диковинными скульптурны­ми деталями с изображениями грифо­нов, кентавров, гиппокампов. Поэтому если коринфская капитель напоминает букет, корзину с листьями, то компо­зитную можно назвать соединением бестиария («зверинца») и ботанического сада в одной корзине (рис. 571). Древнеримский архитектор Витрувий (I в. н. э.; см. Триада Витрувия) еще не выделял «композитный ордер». Но в эпоху Ита­льянского Возрождения С. Серлио, а за­тем Дж. Виньола в «Правиле пяти орде­ров архитектуры» (1562) включают его в числе пяти основных классических ор­деров как самый пышный и декоратив­ный. В трактате Виньолы композитный ордер по пропорци­ям идентичен коринфскому, отличается только капителью и антаблементом. В дальнейшем композитный ордер чаще использовался в архитектуре стилей Барокко, Необарокко и «неоренессанса».

Ордерная система.

Одним из важнейших достижений греческой архитектуры античного периода является создание ордерных систем, зданий, в которых достигнуто единство функционально-технических сторон и художественной формы каменной стоечно-балочной конструкции.Ордер представляет собой совокупность архитектурных форм, придающих определенную стилевую характеристику всему сооружению, благодаря тектоническому единству. Формы основных частей античного ордера были созданы в результате художественного осмысления конструктивно целесообразной стоечно-балочной системы. При этом древние греки исключительно большое внимание уделяли пропорциям частей здания и художественной корректировке их положения в пространстве, вводя оптические поправки в расчете на зрительное восприятие здания издали. К таким относятся незначительный наклон верха колонн внутрь, утолщение их диаметра ниже центра тяжести и др.

Греческие зодчие создали три архитектурных ордера: дорический, ионический и коринфский. Материалом для ордеров в ранний период храмового строительства служило дерево . Балочное перекрытие ряда колонн, называемое антаблементом, состоит из трех частей: архитрава, фриза и карниза. Колоннады в античной архитектуре имели двойное назначение. С художественной стороны они придавали сооружению торжественность и величие. Вместе с тем колоннада греческого храма имела большое практическое значение: воспринимала нагрузки от крыши; окружая храм, она защищала стены от дождя. Важную композиционную роль в храмах этого типа играл украшенный скульптурами фронтон — треугольная плоскость между скатами крыши и архитравом.

 

 

 

Рис.23 Покрытие храма дорического ордера (раннего)

 

 

Дорический ордер.

В раннем дорическом ордере ствол колонны был гладким, вытесанным из каменного блока. Позже стволы колонн стали украшать каннелюрами — продольными выемками (по 20—24), которые выявляют объемность колонны. Сверху она заканчивалась уширением — капителью. Низ дорической капители называют эхином, а основную часть (рис. 22) квадратную в плане,— абакой.

 

 

 

Рис.24 Элементы дорического ордера:

1 – эхин; 2 – абака; 3 – архитрав; 4 – триглиф; 5 – метопа; 6 – слезник; 7 – карнизная плита

 

Архитрав,или главная нижняя балка, представлял собой гладкий каменный блок; фриз (средняя часть) антаблемента украшен триглифами — каменными дощечками с тройными вырезами, которые имитируют торцы деревянных балок. Между триглифами размещались метопы — плиты из керамики или камня с рельефными украшениями. Простой и строгий дорический ордер художественно отображал суровый образ жизни греков, их выносливость, физическую силу и мужество. Из деталей этого ордера были построены в V в. до н. э. храмы Зевса в Олимпии, Посейдона в Пестуме и Парфенон в Афинах. В V—IV вв. до н. э. в Греции были сооружены наиболее значительные памятники античного зодчества, в том числе главные сооружения Афинского акрополя — Парфенон, Эрехтейон и Пропилеи.

Рис.25. Эрехтейон.

 

Рис.26. Парфенон. Художник Василий Поленов.

 

На рис. 24 показан общий вид храма Парфенон сооруженного в 447—437 гг. до н. э. зодчими Иктином и Калликратом под художественным руководством скульптора Фидия — близкого друга правителя Афин Перикла. Архитектура Парфенона является вершиной развития всего греческого зодчества. В его тектоническом строе наиболее полно отражено оптимистическое мировоззрение греков, высоко ценивших гармонический порядок во всем, умеренность, уравновешенность и глубоко осмысленную рациональность. В чистоте же пропорций и линий, округлых форм и словно живых фигурах богов на фронтонах отражен уровень художественного мышления зодчих и скульпторов периода высшего расцвета рабовладельческой демократии

 

в Афинах. Рис. 27 –28. Основные характеристики ордеров по Виньоле и Палладио. Дорический ордео

 

Рис. 29. Основные характеристики ордеров по Виньоле и Палладио. Дорический ордер

Ионический ордер (рис. 29, а) отличается от дорического колоннами меньшей толщины, завершаемыми тонко проработанными капителями, украшенными завитками или волютами.

Рис.30 Греческий ионический ордер

 

Рис.31 Греческие ордера а – ионический; б - коринфский

В стволах колонн вытесывали каннелюры меньшей ширины и глубины, чем на дорических колоннах. Фриз ионического ордера обычно гладкий, карниз внизу имеет зубчики. Примером здания ионического ордера может служить храм Эрехтейон, построенный через 20 лет после Парфенона невдалеке от него. В этом храме привлекает внимание гармония, масштаб частей, вполне сомасштабный человеку, и введение в композицию портика Кор объемной человеческой скульптуры и цвета.

 

 

КОРИНФСКИЙ ОРДЕР (см. Коринф; ордер) — один из классических ордеров античной архитектуры наряду с дорическим, ионическим и композитным. По теории В. Скамоцци (1615), коринфский ордер является самым стройным и легким, согласно Витрувию (см. «Три ада Витрувия») и канонизировавшему его систему Дж.Виньоле (1562). Пропорции коринфского ордера совпадают с пропорциями ионического (самым пышным и декоративным является композитный ордер древних римлян). Поэтому коринфский ордер чаще считают модификацией ионического. Коринфский ордер отличается прежде всего необычной капителью, воспроизводящей мо­тив корзины (или калафа — колокола) с листьями аканта.

Коринфский ордернаиболее легкий по пропорциям в сравнении с дорическим, отличается декоративным богатством. Капитель этого ордера имеет формы волют, как бы поддерживаемых двумя рядами акантовых листьев. На поверхности колонны имеются 24 каннелюры, которые в отличие от желобков ионической колонны внизу и вверху заканчиваются закруглениями. Антаблемент ордера, имеющий сходство с ионическим, более развит и расчленен. Фриз коринфского ордера обычно украшен рельефным орнаментом. Декоративные элементы этого ордера применялись для выражения идеи торжества и праздничности. Формы колонн и другие элементы корифского ордера широко применялись в измененном виде в зодчестве Древнего Рима, в XIV—XIX вв. в архитектуре Ренессанса, барокко и классицизма. Здания, построенные с использованием ордера, отличающиеся изяществом форм, создают впечатление торжественности. Однако есть много примеров гипертрофированного использования коринфского ордера.

 

Относительно происхождения такой капители существует красивая легенда, сообщенная Витрувием. Древнегреческий мастер Каллимах, прогуливаясь в окрестностях Коринфа, набрел на могильный холм бедной девушки, который украшала ивовая плетеная корзина с дарами, накрытая сверху плитой. Сквозь прутья корзины со временем проросли листья аканта и образовали нечто вроде букета. Каллимаху настолько понравился этот мотив, что он его зарисовал, а вернувшись в мастерскую, сделал подобную капитель из бронзы (). Мастер Каллимах действительно работал в Коринфе ок. 400 г. до н. э. Он автор золотой лампы, находившейся в святилище Афин в храме Эрехфейон Афинского Акрополя. За мастерство бронзового литья Каллимах получил прозвание «плавильщик», а за применение бурава в скульптуре — «искрошитель искусства» (см. фризура). Характер рисунка листьев коринфской капители мало подходит для хрупкого мрамора (в сохранившихся капителях, они, как правило, обломаны) (рис). Но та же форма технологична при горячей ковке металла. Это косвенно подтверждает рассказ Витрувия. Возможно, что прототипом «этого лиственного ор­дера являлась египетская капитель с украшением из пальмовых листьев... формы ее соответствуют скорее приемам работы по металлу... Если же представить себе, что листья, покрывающие эту корзину, сделаны из чеканной бронзы, то ее форма станет вполне понятна»[1]. Известна и смешанная техника изготовления мраморной капители с накладными де­коративными листьями из позолоченной бронзы. Теоретик архитектуры А.Некрасов, напротив, категорично за­являет, что история о Каллимахе — позднейшая выдумка, а мотив аканта коринфской капители имеет не декоративное, а тектоническое значение[2]. Примирением обеих версий — поэтической (изобразительной) и конструктивной (тектонической) — может служить первая из найденных в руинах храма Аполлона в Бассах (Фигалии) коринфская капитель, созданная Иктином ок. 410 г. до н. э. после его работы над возведением Парфенона Афинского Акрополя. Капитель Иктина утрачена в XIX в., сохранились только сделанные с нее рисунки. Она венчала одинокую колонну торцовой стены в интерьере храма с колоннами ионического ордера (что само по себе показательно) (см. т. 1, рис. 514, 516). Предполагают также, что эта капитель была уцелевшим архаическим обломком, использованным архитек­тором для украшения нового храма. В этом случае ее возраст много старше легенды о мастере Каллимахе. По канону Витрувия, пропорции коринфского ордера отличаются от ионического толь­ко более высокой капителью. Классической капителью коринфского ордера считается капитель памятника Лисикрата в Афинах (см. рис. 402). Колокол капители имеет правильную цилиндри­ческую форму. Вверху — тонкая профилированная абака, похожая на полочку с вогнутыми сторонами и скошенными углами. Вокруг колокола, или «вазы ка­пители», в два яруса располагаются акантовые листья, по восьми в каждом ряду. Между листьями верхнего ряда виднеются восемь стебельков, называемых «кавликулами» (лат. culiculus — стебелек), они заканчиваются листьями — «каликс» (лат. от греч. calyx — цветочная чашечка), из которых, в свою очередь, выходят четыре сдвоенные волюты, оформляющие верхние углы капители под абакой. Волюты иногда называют хеликами (лат. от греч. helica — завиток) либо кавликулами. Помимо угловых завитков, другие, по два с каждой стороны, обращенные симметрично вовнутрь, друг к другу, несут цветок, розетку, отмечающую центр бокового фасада капители посередине абаки. Особенный тип — без волют, но с остро­конечными пальмовыми листьями над нижним рядом акантовых — представляет собой капитель Башни ветров в Афинах (две двери башни были оформлены портиками, опирающимися на колонны коринфского ордера. Портики не сохранились). В капители Башни ветров усматривают египетское влияние (рис. 605). Коринфский ордер, как наиболее пышный и декоративный, получает наибольшее распространение в относительно позднюю, эллинистическую эпоху. Особенно этот ордер полюбили римляне, почти всегда использовавшие его в своих постройках. Ствол (фуст) коринфской колонны, как и у ионической, украшен каннелюрами, разделенными дорожками. Архитрав, фриз и карниз идентичны ионическим, но мо­гут нести и дополнительные декоративные детали. База коринфской колонны может иметь, в отличие от аттической, два валика — торуса и две выкружки — трохилуса. Древние греки соотносили утонченность коринфского ордера с бур­ным, страстным фригийским ладом му­зыки. Существуют и производные этимо­логические значения (греч. Korynthos — «пучок сжатых колосьев»; phrygos — вязанка хвороста для очага). Пропорции коринфской колонны соответствуют музыкальному интервалу кварты (4:3), или энгармоническому строю. Сплош­ной ряд тесно поставленных и поднятых на постаменты, коринфских колонн в грандиозных сооружениях Древнего Рима производит мощное впечатление. Архитекторы Барокко также предпочитали пышную коринфскую капитель всем другим. Характерно, что в относительно поздних памятниках влияние металлического прототипа капители сказывается меньше и такие коринфские капители кажутся естественно выросшими из мрамора

РИС. 32. Капитель коринфского ордера. Мрамор.

 

   

РИС. 33. Каллимах, рисующий коринфскую капитель. Гравюра из «Истории архитектуры» (Лондон, 1664)

РИС. 34. Капитель коринфского ордера. . Капитель Башни ветров

в Афинах. Середина I в. до н. э

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.