Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Русские земли и княжества в начале XII – первой половине XIII вв.: феодальная раздробленность.



Русские земли и княжества в начале XII-первой половине XIII вв. Политическая раздробленность. Татаро-монгольское нашествие

1. Феодальная раздробленность на Руси: предпосылки, причин, сущность и исторические последствия.

2. Особенности политического, социально-экономического развития русских княжеств и земель в XII-XIII вв. Владимиро-Суздальское княжество.

3. Особенности развития Галицко-Волынского княжества.

4. Новгородская боярская республика.

5. Киевское, Черниговское и Смоленское княжества, Полоцко-Минская земля.

6. Татаро-монгольское нашествие и борьба Руси с агрессией немецких и шведских феодалов в XIII веке.

 

1. Феодальная раздробленность на Руси: предпосылки, причин, сущность и исторические последствия.

Время с начала XII до конца XV вв. по традиции называют удельным периодом. И действительно, на основе Киевской Руси сложилось 15 княжеств и земель к середине XII в., около 50 княжеств к началу XIII в., и примерно 250 – в XIV в.

Отечественная наука традиционно определяет начало периода феодальной раздробленности серединой ХII в. — после княжения Владимира Мономаха и Мстислава. Но реально первые проявления раздробленности появляются гораздо раньше после смерти Ярослава Мудрого, когда князья начали затяжную борьбу за киевский и другие значимые престолы. Борьба между потомками Ярослава привела к возникновению системы обособленных княжений, лишь номинально зависимых от Киева. Впоследствии В. Мономаху удалось восстановить относительное единство Руси, и князья, фактически самостоятельные, формально признавали главенство киевского князя. Но со смертью Владимира и продолжавшего его политику Мстислава Русь окончательно распалась на отдельные княжества, вступив в эпоху феодальной раздробленности.

Какие же причины лежали в основе этого явления?

Во-первых в течение ХI в. на Руси постепенно сложилась система перехода престола по старшинству. Старший в роду князь, обыкновенно не приходившийся сыном скончавшемуся киевскому князю, занимал киевский престол, на его княжество переходил следующий по старшинству, чье княжество занималось еще более молодыми и т.д. Эта система была несовершенна и часто давала сбои, т.к. князья нередко стремились закрепить владения за своим прямым потомком, а не передавать их брату, дяде или племяннику. Постепенно княжеские владения обособлялись от Киева правом прямого наследования, а переход на киевское княжение осуществлялось не по праву старшего в роду, а по праву силы и авторитета. Закрепление территорий за определенными ветвями рода Рюриковичей было первой и главнейшей причиной феодальной раздробленности.

Вторая причина — рост боярских вотчин, числа зависимых в них смердов. Развитие боярского землевладения в различных княжествах Руси происходило за счет захватов земель свободных смердов-общинников, их закабаления. Стремясь получить больший прибавочный продукт, бояре увеличивали натуральный оброк и отработки, которые выполняли зависимые смерды. Это делало вотчинников экономически мощными и самостоятельными. Стали складываться мощные хозяйства, владельцы которых стремились стать полновластными хозяевами. Они сами хотели вершить суд в своих владениях, получать с крестьян штрафы-виры и решительно выступали против вмешательства великого князя в дела боярских вотчин.

Бояре стремились увильнуть от участия в многочисленных походах на стороне великого князя, уклониться от службы ему. Это вело к росту конфликтов между боярством на местах и великим киевским князем, к усилению стремления бояр к политической самостоятельности. К этому толкала боярство необходимость своей местной, близкой княжеской власти, которая сумела бы претворить в жизнь юридические нормы “Русской правды”. Реальному осуществлению боярских прав с помощью своих дружинников великий князь уже не мог быстро оказать.

Отсюда нужны были иные масштабы государства, иная структура феодального организма, более приспособленная к нуждам основного, прогрессивного тогда класса феодалов.

Нужно было уменьшить масштабы объединения, приблизить государственную власть к феодалам на местах, поставить рядом с Киевом еще несколько центров.

Третьей причиной феодальной раздробленности явился рост столкновений смердов и горожан с боярством. Последние нуждались в такой силе, которая была способна сломить сопротивление горожан и смердов захватом их земель, закабалением, увеличением поборов. Поэтому местные бояре были вынуждены приглашать в свои земли князя с дружиной. Но, приглашая его к себе, бояре были склонны видеть в нем лишь полицейскую и военную силу, не вмешивающуюся в боярские дела. Князьям и дружине такое приглашение тоже было выгодно. Князь получал постоянное княжение, свою земельную вотчину. Князья и дружина имели возможность получать устойчивую ренту-налог.

Закрепляясь в стольных городах, князья основали свои местные династии: Ольговичи в Чернигове, Изяславичи - на Волыни, Брячиславичи - в Полоцке, Ростиславичи - в Смоленске, Юрьевичи - во Владимиро-Суздальской земле и др. Каждое из новых княжеств полностью удовлетворяло потребности феодалов - из любой столицы ХI века можно было доскакать до границ этого княжества за три дня. В этих условиях нормы “Русской Правды” могли быть подтверждены мечом властителя вполне своевременно.

Прочно обосновавшись в той или иной земле, князь уже по-иному относился к нормам эксплуатации и феодальным поборам, заботясь:

во-первых, о том, чтобы не раздражать то боярство, которое помогло им здесь обосноваться;

во-вторых, о том, чтобы передать свое княжение детям в хорошем хозяйственном виде. В то же время князь, сумевший осесть прочно в той или иной земле, как правило, не удовлетворялся той ролью, которую отводило ему боярство, а стремился сосредоточить в своих руках всю полноту власти, ограничивая права и привилегии бояр. Это неизбежно вело к борьбе между князем и боярами.

Четвертой причиной феодальной раздробленности был рост и усиление городов как новых политических, экономических и культурных центров. Их количество в русских землях достигло 224. Именно на города опиралось местное боярство и князь в борьбе против великого киевского князя. Таким образом, города являлись оплотом децентрализаторских устремлений местных князей и знати.

Города были средоточием разнообразного ремесла: посады широким кольцом окружали его аристократическую часть - кремль; в городах производилось все, что было нужно для хозяйства или войны, все, что украшало быт или служило предметом вывоза. Они были главнейшим (а иногда и единственным) местом торговли округи и средоточием запасов и богатств.

В городах и в непосредственной близости от них развивался еще один элемент феодального средневековья - церковь. Ее позиция в период феодального дробления Киевской Руси приобрела немаловажное значение, В зависимости от своих симпатий или антипатий к князьям, иерархи церкви могли стимулировать процесс распада единого древнерусского государства.

Пятой причиной феодальной, раздробленности следует назвать отсутствие в середине ХП века серьезной внешней угрозы для всей восточнославянской общности. Позднее эта угроза появилась со стороны монголов, но к тому времени процесс обособления княжеств зашел слишком далеко, чтобы его прекратить.

Обращает на себя внимание то обстоятельство, что раньше других в силу географического, а точнее геополитического положения от Киева отделились те земли, которым никогда не угрожала внешняя, в данном случае половецкая опасность. Такими были Новгородская земля и Полоцк. У каждой из них были собственные торговые пути в Западную Европу: это увеличивало их самостоятельность. Вслед за Новгородом и Полоцком обособились Галич, Волынь и Чернигов. Галичу помогало в этом его удаленность от основного театра войны с половцами и близость к Венгрии и Польше, откуда могла прийти поддержка. Отделению Чернигова благоприятствовали его связи с Тмутараканью, Кавказом. Когда появились в степях половцы, то Черниговские князья, более других связанные со степным миром, наладили с ними дружественные отношения, породнились и широко пользовались поддержкой половцев.

Так постепенно оформилась новая политическая карта Руси со многими центрами. Возникло 14 княжеств, в Новгороде была установлена республиканская форма правления. В каждом княжестве князья правили совместно с боярами. Князья объявляли войны, заключали мир и различные союзы. Что касается великого князя, то он был первым (старшим) среди равных князей.

Исторические последствия

1. Феодальная раздробленность свидетельствовала не о кризисе державы, а о возвышении отдельных центров, способных существовать самостоятельно. Это было временем развития городов, торговли и ремесел, культуры и искусства отдельных русских земель. В конечном счете это подготовило создание единого центра - централизованного Российского государства в ХIV — ХV веках.

2. Прекратились постоянные перемещения князей в поисках более богатого и почетного престола. Правители перестали воспринимать подвластные им города и земли как временные источники людских и материальных ресурсов в политической борьбе.

Князья, передававшие теперь свои владения по наследству, больше пеклись о благополучии городов и вотчин. В этих условиях усобицы, столь частые в конце ХI и начале — ХП вв., хотя и не прекратились вовсе, но приобрели иной характер.

Государственная власть стала обретать более отчетливые очертания, получила возможность своевременно реагировать на кризисные ситуации (вражеские набеги, мятежи и т.п.). Власть стала более эффективной, чем в те времена, когда управление некоторыми землями сводилось к периодическому “кормлению” князей и дружинников или к полюдью.

Отрицательные последствия

Прежде всего в разобщении русских земель, их взаимном ослабления в ходе постоянных усобиц между князьями. Это истощало силы русских князей, подрывало их обороноспособность перед лицом внешней опасности. Вследствие этого, будучи ослабленными внутренними распрями, русские княжества не смогли поодиночке противостоять татарскому нашествию и легко стали жертвами агрессии.

Однако распад Киевской Руси не привел к распаду древнерусской народности, исторически сложившейся языковой, территориальной, экономической и культурной общности. Отсутствие культурной разобщенности, общее религиозное сознание и единство церковной организаций замедляли процессы обособления и создавали предпосылки для возможного будущего воссоединения русских княжеств.

2. Особенности политического, социально-экономического развития русских княжеств и земель в XII-XIII вв. Владимиро-Суздальское княжество.

К началу XIII века Русская земля достигла высокой степени процветания. При отсутствии единого центра, каким раньше был Киев, центрами политической и культурной жизни наряду с ним сделались областные города, столицы больших государственных образований-земель. По имени этих столичных городов и принято обозначать отдельные княжества или земли. Крупнейшими из них стали: Новгородская, Владимиро-Суздальская, Галицко-Волынская, Рязанская и др. земли. Каждая из земель управлялась удельными князьями, которые находились в подчинении у своих старших сородичей, владевших центральными и наиболее значительными городами. Между соперничавшими князьями постоянно возникали ссоры.

Но среди политических наследников Киевской Руси наиболее значительными стали Владимиро-Суздальское княжество, Новгородская боярская республика и Галицко-Волынская земля. В каждой из этих государственных образований сложилась собственная оригинальная политическая традиция. В каждой из них имелись особенности в социально-экономическом развитии.

Владимиро-Суздальская земля. Северо-Восточная Русь в течение долгих веков была одним из самых глухих углов восточнославянских земель. В то время, когда в X-XI вв. Киев, Новгород, Чернигов и другие города Среднего Поднепровья и северо-запада благодаря своему выгодному географическому положению, хозяйственному и политическому развитию, сосредоточению здесь основной части восточнославянского населения стали видными экономическими, политическими, религиозными и культурными центрами, вышли на международную арену, стали основой создания единого государства, в междуречье Оки, Волги, Клязьмы, там, где позднее возникло Владимиро-Суздальское княжество, царили еще первобытные нравы.

Лишь в VIII-IX вв. здесь появилось племя вятичей, передвинувшееся сюда с юго-запада, из района Воронежа. До этого здесь обитали угро-финские, а западнее - балтские племена, которые были основными жителями края. Славянская колонизация этих мест шла по двум направлениям - с юго-запада и запада, из района Среднего Поднепровья и с северо-запада, из новгородских земель, района Белоозера, Ладоги. Здесь пролегала старинная торговая дорога из Новгородской Руси на Волгу; следом за торговцами шли по этой дороге поселенцы, которые вместе с местным племенем вятичей, а также жившими неподалеку кривичами, угро-финнами начали освоение этих мест.

В междуречье Оки, Волги, Клязьмы было немало пригодных для земледелия пахотных земель, особенно в будущей Суздальской Руси; на сотни километров простирались здесь великолепные заливные луга. Умеренный климат давал возможность развивать и земледелие, и скотоводство; густые леса были богаты пушниной, здесь в изобилии росли ягоды, грибы, издавна процветало бортничество, что давало столь ценимые в то время мед и воск. Широкие и спокойно текущие реки, полноводные и глубокие озера изобиловали рыбой. При упорном и систематическом труде эта земля могла вполне накормить, напоить, обуть, согреть человека, дать ему материал для постройки домов, и люди настойчиво осваивали эти неприхотливые места.

К тому же Северо-Восточная Русь почти не знала иноземных нашествий. Сюда не доходили волны яростных нашествий степняков в первом тысячелетии н.э. Позднее сюда не достигал меч предприимчивых балтийских завоевателей - варягов, не добиралась в эти дали и половецкая конница, разбивавшаяся о непроходимые лесные чащи. Жизнь здесь текла не так ярко и динамично, как в Поднепровье, но, зато спокойно и основательно. Позднее Владимиро-Суздальская Русь, держащаяся на отлете, хотя и принимала активное участие в междоусобных битвах XII в., сама редко становилась ареной кровопролитных схваток. Чаще ее князья водили свои дружины на юг, доходили до Чернигова, Переславля, Киева и даже до Владимиро-Галицкой Руси.

Все это содействовало тому, что пусть и в замедленном ритме, но жизнь здесь развивалась, осваивались новые земли, возникали торговые фактории, строились и богатели города; позднее, чем на юге, но также зарождалось вотчинное землевладение.

В XI в. здесь уже стояли крупные городские центры - Ростов, Суздаль, Ярославль, Муром, Рязань. При Владимире Мономахе возникли построенный им и названный в его честь Владимир-на-Клязьме и Переяславль.

К середине XII в. Владимиро-Суздальская Русь обнимала огромные пространства восточнославянских, угро-финских, балтских земель. Ее владения простирались от таежных лесов севера, низовьев Северной Двины, побережья Белого моря до границ с половецкой степью на юге, от верховьев Волги на востоке до смоленских и новгородских земель на западе и северо-западе.

Еще в XI в. земли Ростова и Суздаля с их отсталыми хозяйственными порядками, где преобладали охота и промыслы, с населением, упорно державшимся своих племенных традиций и старых языческих верований, представляли собой постоянный оплот племенного, позднее языческого сепаратизма. И Киеву стоило больших усилий держать в своей узде непокорное племя вятичей, преодолевать сильные восстания, руководимые языческими волхвами. В борьбе с вятичами испытали свои военные таланты и Святослав, и Владимир I, и Ярослав Мудрый, и Владимир Мономах.

Но едва этот северо-восточный угол окончательно вошел в орбиту влияния Киева, как заработали новые центробежные силы, которые как бы вдохнули новую жизнь в стремление Северо-Восточной Руси к обособленной от Киева жизни. Возвышаться Владимиро-Суздальская Русь, которая тогда называлась Ростовским, а позднее Ростово-Суздальским княжеством по названию главных городов этих мест - Ростова и Суздаля, стала при Владимире Мономахе. Сюда он попал на княжение в возрасте 12 лет, посланный своим отцом Всеволодом Ярославичем. С тех пор Ростово-Суздальская земля прочно вошла в состав "отчины" Мономаха и Мономаховичей. В пору трудных испытаний, в пору горьких поражений дети и внуки Мономаха знали, что здесь они всегда найдут помощь, поддержку. Здесь они смогут набраться новых сил для жестоких политических схваток со своими соперниками.

Сюда в свое время Владимир Мономах послал на княжение одного из своих младших сыновей Юрия Владимировича, потом, заключив мир с половцами, женил его на дочери союзного половецкого хана. До поры до времени Юрий, как младший, оставался в тени других своих братьев. Да были властелины на Руси и постарше - его дядья и черниговские Ольговичи.

Но по мере мужания, по мере того, как уходили из жизни старшие князья, голос ростово-суздальского князя звучал на Руси все громче и его претензии на первенство в общерусских делах становились все основательней. И дело было не только в его неуемной жажде власти, стремлении к первенству, не только в его политике захвата чужих земель, за что он и получил прозвище Долгорукого, но и в экономическом, политическом, культурном обособлении огромного края, который все более стремился жить по своей воле. Особенно это относилось к большим и богатым северо-восточным городам. Слов нет, они были меньше, беднее, неказистей, нежели Киев, Чернигов, Галич, но в здешних местах они все более становились средоточием экономической мощи и независимости, предприимчивости и инициативы. Если "старые" города - Ростов и особенно Суздаль были, кроме того, сильны своими боярскими группировками и там князья все более чувствовали себя неуютно, то в новых городах - Владимире, Ярославле они опирались на растущие городские сословия, верхушку купечества, ремесленников, на зависимых от них мелких землевладельцев, получавших землю за службу у великого князя.

В середине XII в. усилиями в основном Юрия Долгорукого Ростово-Суздальское княжество из далекой окраины, которая прежде покорно посылала свои дружины на подмогу киевскому князю, превратилось в обширное независимое княжество, которое проводило активную политику внутри русских земель, расширяло свои внешние границы.

Юрий Долгорукий неустанно воевал с Волжской Булгарией, которая в пору ухудшения отношений пыталась блокировать русскую торговлю на Волжском пути, перекрывала дорогу на Каспий, на Восток. Вел он противоборство с Новгородом за влияние на смежные и пограничные земли. Уже тогда, в XII в., зародилось соперничество Северо-Восточной Руси и Новгорода, которое позднее вылилось в острую борьбу Новгородской аристократической республики с поднимающейся Москвой. В течение долгих лет Юрий Долгорукий упорно боролся также за овладение киевским престолом.

Участвуя в междукняжеских усобицах, воюя с Новгородом, Юрий имел союзника в лице черниговского князя Святослава Ольговича, который был старше ростово-суздальского и ранее него предъявил свои права на киевский престол. Юрий помогал ему войском, сам же предпринял успешный поход на новгородские земли. Святослав не завоевал себе киевского престола, но "повоевал" смоленские земли. А потом оба князя-союзника встретились для переговоров и дружеского пира в пограничном суздальском городке Москве. Юрий Долгорукий пригласил туда, в маленькую крепостицу своего союзника и написал ему: "Приди ко мне, брате, в Москов". 4 апреля 1147 года союзники встретились в Москве. Святослав подарил Юрию охотничьего гепарда, а Юрий отдарился "многими дарами", как отметил летописец. А потом Юрий устроил "обед силен" и пировал со своим союзником. Так в исторических источниках впервые была упомянута Москва. Но не только с этим городом связана деятельность Юрия Долгорукого. Он построил ряд других городов и крепостей. Среди них - Звенигород, Дмитров, Юрьев-Польский, Кснятин.

В конце концов в 50-е годы XII в. Юрий Долгорукий овладел киевским престолом, но вскоре умер в Киеве в 1157 году.

В.Н. Татищев, в руках которого находилось немало старинных русских летописей, не дошедших до нас, так описывал внешность и характер Юрия Долгорукого: "Сей великий князь был роста немалого, толстый, лицем белый, глаза не вельми великий, нос долгий и накривленный, брада малая; великий любитель жен, сладких писч и пития; более всего о веселиах, нежели о разправе (управлении) и воинстве прилежал, но все оное состояло во властии и смотрении вельмож его и любимцев". Известия о пирах в Москве и в Киеве как будто подтверждают эту характеристику, но в то же время нельзя не видеть и ее некоторую односторонность. Юрий Долгорукий был одним из первых крупных государственных деятелей Северо-Восточной Руси, при котором этот край прочно занял ведущее место среди других русских земель. И даже то, что он передоверил все дела своим помощникам и советникам, никак не умаляет его некоторых достоинств: князь умел подбирать людей, которые проводили его политику в жизнь.

В 1157году на престол в Ростово-Суздальском княжестве вступил сын Юрия Долгорукого Андрей Юрьевич (1157- 1174), рожденный от половецкой княжны. Андрей Юрьевич родился около 1120 года, когда еще был жив его дед Владимир Мономах. До тридцати лет князь прожил на севере. Отец отдал ему в удел город Владимир-на-Клязьме, где провел Андрей свои детские и юношеские годы. Он редко бывал на юге, не любил Киева, смутно представлял себе все сложности династической борьбы среди Рюриковичей. Все его помыслы были связаны с севером. Еще при жизни отца, который после овладения Киевом наказал ему жить рядом в Вышгороде, независимый Андрей Юрьевич против воли Юрия уехал на север в свой родной Владимир.

В юности Андрей Юрьевич проделал с отцом не одну военную кампанию на юг и прослыл смелым воином и умелым военачальником. Он любил начинать битву сам, врубаться в ряды врагов. О его личном мужестве ходили легенды.

После смерти Юрия Долгорукого бояре Ростова и Суздаля избрали своим князем Андрея (1157 - 1174), стремясь утвердить в Ростово-Суздальской земле собственную династическую линию и прекратить сложившуюся традицию великих князей посылать в эти земли на княжение то одного, то другого из своих сыновей.

Однако Андрей сразу же спутал все их расчеты. Прежде всего он согнал с других ростово-суздальских столов своих братьев. Среди них был и знаменитый в будущем владимиро-суздальский князь Всеволод Юрьевич Большое Гнездо. Затем Андрей удалил от дел старых бояр Юрия Долгорукого, распустил его поседевшую в боях дружину. Летописец отметил, что Андрей стремился стать "самовластцем" Северо-Восточной Руси.

На кого же опирался Андрей Юрьевич в этой борьбе? Прежде всего на города, городские сословия. Подобные стремления проявили в это время и властелины некоторых других русских земель, например, Роман, а потом Даниил Галицкие. Укреплялась королевская власть и во Франции, Англии, где городское население также начало активно поддерживать королей и выступать против своеволия крупных землевладельцев. Таким образом, действия Андрея Боголюбского лежали в общем русле политического развития европейских стран. Свою резиденцию он перенес из боярских Ростова и Суздаля в молодой город Владимир; близ города в селе Боголюбове он построил великолепный белокаменный дворец, отчего и получил прозвище Боголюбский. С этого времени и можно называть Северо-Восточную Русь Владимиро-Суздальским княжеством, по имени ее главных городов.

В 1169 году вместе со своими союзниками Андрей Боголюбский взял штурмом Киев, выгнал оттуда своего двоюродного племянника Мстислава Изяславича и отдал город на разграбление. Уже этим он показал свое небрежение по отношению к прежней русской столице, всю свою нелюбовь к югу, Андрей не оставил город за собой, а отдал его одному из своих второстепенных родственников, а сам же вернулся во Владимир-на-Клязьме, в свой пригородный белокаменный дворец в Боголюбове. Позднее Андрей предпринял еще один поход на Киев, но неудачно. Воевал он, как и Юрий Долгорукий, и с Волжской Булгарией.

Действия Андрея Боголюбского вызывали все большее раздражение среди ростово-суздальского боярства. Их чаша терпения переполнилась, когда по приказу князя был казнен один из родственников его жены, видный боярин Степан Кучка, чьи владения находились в районе Москвы (в отличие от угро-финского, она носила и древнерусское название Кучково). Захватив владения казненного боярина, Андрей приказал построить здесь свой укрепленный замок. Так в Москве появилась первая крепость.

Брат казненного, другие родственники организовали заговор против Андрея Боголюбского. В заговор были вовлечены также его жена и ближайшие слуги - осетин Анбал, дворцовый ключник и слуга еврейского происхождения Ефрем Моизевич.

Накануне заговора Анбал выкрал из спальни меч князя, а в ночь на 29 июня 1174 года заговорщики вошли во дворец и приблизились к княжеским покоям. Однако их обуял страх. Тогда они спустились в подвал, подкрепились там княжеским вином и уже в воинственном и возбужденном состоянии вновь подошли к дверям княжеской спальни. Андрей отозвался на их стук, и, когда заговорщики ответили, что это пришел Прокопий - любимец князя, Андрей Боголюбский понял, что ему грозит беда: из-за двери прозвучал незнакомый голос. Князь приказал постельничему отроку не открывать дверь, а сам тщетно пытался найти меч. В это время заговорщики взломали дверь и ворвались в спальню. Андрей Боголюбский отчаянно сопротивлялся, но силы были неравны. Заговорщики нанесли ему несколько ударов мечами, саблями, кололи его копьями. Решив, что Андрей убит, заговорщики вышли из спальни и уже покидали хоромы, когда вдруг его ключник Анбал услыхал стоны князя. Они вернулись и добили князя внизу у лестницы, куда ему удалось добраться. Затем заговорщики расправились с близкими князю людьми, ограбили его сокровищницу.

На следующее утро весть об убийстве Андрея Боголюбского облетела стольный град. Во Владимире, Боголюбове и окрестных селах начались волнения. Народ поднялся против княжеских посадников, тиунов, сборщиков налогов; нападениям подверглись и дворы богатых землевладельцев и горожан. Лишь через несколько дней бунт утих.

События во Владимиро-Суздальской земле показали, что центр политической власти окончательно переместился с юга на север Руси, что в отдельных русских княжествах-государствах стали крепнуть централизаторские тенденции, которые сопровождались отчаянной борьбой за власть между различными группами верхов населения. Эти процессы осложнялись выступлениями низших слоев городов и деревень, которые боролись против насилий и поборов со стороны князей, бояр, их слуг.

Гибель Андрея Боголюбского не остановила процесса централизации Владимиро-Суздальской Руси. Когда боярство Ростова и Суздаля попыталось посадить на престол племянников Андрея и управлять за их спиной княжеством, поднялись "меньшие люди" Владимира, Суздаля, Переславля, других городов и пригласили на владимиро-суздальский престол Михаила - брата Андрея Боголюбского. Его конечная победа в нелегкой междоусобной борьбе с племянниками означала победу городов и поражение боярских клик.

После смерти Михаила его дело взял в свои руки вновь поддержанный городами третий сын Юрия Долгорукого Всеволод Юрьевич (1176-1212). В 1177 году он, разгромив своих противников в открытом бою близ города Юрьева, овладел владимиро-суздальским престолом. Мятежные бояре были схвачены и заточены в тюрьму, их владения конфискованы. Поддержавшая мятежников Рязань была захвачена, а рязанский князь попал в плен. Всеволод III стал великим князем (вслед за Всеволодом I Ярославичем и Всеволодом II Ольговичем). Он получил прозвище "Большое Гнездо", так как имел восемь сыновей и восемь внуков, не считая потомства женского пола. В своей борьбе с боярством Всеволод Большое Гнездо опирался не только на города, но и на мужающее с каждым годом дворянство (в источниках к ним применяются термины "отроки", "мечники", "вирники", "гриди", "меньшая дружина" и т.д.), социальной чертой которого является служба князю за землю, доходы и другие милости. Эта категория населения существовала и прежде, но теперь она становится все более многочисленной. С увеличением значения великокняжеской власти в некогда заштатном княжестве их роль и влияние также вырастали год от года. Они, по существу, несли всю основную государственную службу: в войске, судопроизводстве, посольских делах, сборе податей и налогов, расправе, дворцовых делах, управлении княжеским хозяйством.

Укрепив свои позиции внутри княжества, Всеволод Большое Гнездо стал оказывать все большее влияние на дела Руси: вмешивался в дела Новгорода, овладел землями в Киевской земле, подчинил полностью своему влиянию Рязанское княжество. Он успешно противоборствовал Волжской Булгарии. Его поход на Волгу 1183 году закончился блестящей победой.

Тяжело заболев в 1212 году, Всеволод Большое Гнездо собрал своих сыновей и завещал престол старшему Константину, сидевшему в то время в Ростове в качестве наместника отца. Но Константин, уже крепко связавший свою судьбу с ростовским боярством, попросил отца оставить его в Ростове и туда перенести престол из Владимира. Поскольку это могло нарушить всю политическую ситуацию в княжестве, Всеволод при поддержке своих соратников и церкви передал престол второму по старшинству сыну Юрию, наказав ему оставаться во Владимире и отсюда управлять всей Северо-Восточной Русью.

Всеволод умер в возрасте 58 лет, "просидев" на великокняжеском престоле 36 лет. Его преемнику Юрию не сразу удалось взять верх над старшим братом. Последовала новая междоусобица, продлившаяся целых шесть лет, и только в 1218 году Юрий Всеволодович (1218 - 1238) сумел овладеть престолом. Тем самым была окончательно нарушена старая официальная традиция наследования власти по старшинству, отныне воля великого князя - "единодержавца" стала сильней, чем былая "старина". В 1220 году его полки одержали победу над мордвой и камскими болгарами. Уже в следующем в 1221 году при впадении Оки в Волгу им была заложена важная в стратегическом отношении крепость Нижний Новгород.

Северо-Восточная Русь сделала еще один шаг к централизации власти. В борьбе за власть Юрий, однако, вынужден был пойти на компромиссы со своими братьями. Владимиро-Суздальская Русь распалась на ряд уделов, где сидели дети Всеволода III. Но процесс централизации был уже необратим. Монголо-татарское нашествие нарушило это естественное развитие политической жизни на Руси и отбросило его назад.

 

Суздальский княжеский дом.

Юрий Владимирович Долгорукий (1149 - 1151, 1155 - 1157)
Андрей Боголюбский (1169 - 1174) Михаил Юрьевич (1174 - 1175) Всеволод "Большое Гнездо" (1176 - 1212)
Константин (1216 - 1219) Юрий II (1212 - 1216, 1219 - 1238) Ярослав II (1238 - 1246) Святослав (1246 - 1247)
Михаил (1247 - 1248) Андрей (1248 - 1252) Александр Невский (1252 - 1263) Ярослав III (1263 - 1272) Василий Костромской (1272 - 1276)

Государство и право Руси в период феодальной раздробленности (ХII – XIV вв.). Владимиро-Суздальское княжество. Ростово-Суздальское (позднее Владимиро-Суздальское) княжество располагалось между средним и нижним течением Оки, с одной стороны, и верхним и средним течением Волги, с другой. В этой области первоначально обитали угро-финские племена: меря, мурома. Слабое развитие этих племен издавна позволила славянам проникнуть в их страну и основать в ней несколько колоний. В VIII – IX веках в междуречье Оки и Волги направляется два основных потока колонизаторов – славян: с запада (кривичи) и юго-запада (вятичи), а также с северо-запада, из новгородских земель. Можно назвать несколько причин славянской колонизации. Во-первых, это относительно благоприятные условия для хозяйственной деятельности: наличие пахотных земель, заливные луга, умеренный климат, леса, богатые пушниной, ягодами и грибами, реки и озера, изобилующие рыбой. Во-вторых, отсутствовала внешняя угроза и внутренние распри. И хотя северо-восточные князья в XII веке и принимали активное участие в княжеских усобицах, однако сами земли Владимиро-Суздальской Руси редко становились ареной этих войн. Благоприятные климатические и географические условия, наличие месторождений железных руд, близость речных торговых путей способствовали тому, что в XII – начале XIII веков Ростово-Суздальская земля переживает экономический подъем. Росло число городов, появляются Владимир, Переяславль-Залесский, Кострома, Тверь, Нижний Новгород. В XI – XII веках здесь складывается крупное княжеское, боярское и церковное землевладение.

Владимиро-Суздальское княжество расценивается как классический образец русского княжества периода феодальной раздробленности. К этому есть ряд оснований. Во-первых, оно занимало огромную территорию северо-восточных земель – от Северной Двины до Оки и от истоков Волги до впадения Оки в Волгу. Владимиро-Суздальская Русь стала со временем центром, вокруг которого объединялись русские земли, складывалось Русское централизованное государство. На территории Владимиро-Суздальского княжества образовалась Москва, ставшая со временем столицей великого государства.

Во-вторых, именно во Владимиро-Суздальское княжество перешел из Киева великокняжеский титул. Все владимиро-суздальские князья, потомки Мономаха – от Юрия Долгорукого (1125 –1157) вплоть до Даниила Московского (1276 – 1303) – носили великокняжеский титул. Это ставило Владимиро-Суздальское княжество в центральное положение по сравнению с другими русскими княжествами периода феодальной раздробленности.

В-третьих, во Владимир была перенесена митрополичья кафедра. После разорения Батыем Киева в 1240 г. на смену митрополиту – греку Иосифу константинопольский патриарх поставил в 1246 г. в качестве главы русской православной церкви русского по происхождению митрополита Кирилла. В своих разъездах по епархиям Кирилл явно отдавал предпочтение Северо-Восточной Руси. А уже следующий за ним митрополит Максим в 1299 г., «не терпя насилья татарского», покинул митрополию в Киеве. В 1300 г. он уже окончательно «седе в Володимере и со всем клиром своим». Максим первым из митрополитов присвоил себе титул митрополита «всея Руси».

Ростов Великий и Суздаль – два древнейших русских города, первый из которых упоминается в летописи под 862 г., второй – под 1024 г. Эти важные северо-восточные русские центры издревле давались великими киевскими князьями в уделы своим сыновьям. Владимир Мономах основал в 1108 г. г. Владимир на Клязьме и дал его в удел семнадцатилетнему сыну Андрею. Город вошел в состав Ростово-Суздальского княжества, великокняжеский престол которого занимал старший брат Андрея – Юрий Владимирович Долгорукий. После смерти Юрия Долгорукого его сын Андрей Боголюбский (1157 – 1174) перенес столицу из Ростова во Владимир. С тех пор и берет свое начало Владимиро-Суздальское княжество.

Следует сказать, что Владимиро-Суздальское княжество недолгое время сохраняло единство и целостность. Вскоре после своего возвышения при великом князе Всеволоде Юрьевиче Большое Гнездо (1176 –1212) оно стало дробиться на мелкие княжества. В начале ХШ в. от него отделилось Ростовское княжество, в 70-х годах того же века при младшем сыне Александра Ярославича Невского (1252 – 1263) – Данииле – самостоятельным стало Московское княжество.

Общественно-политический строй. Экономическое состояние Владимиро-Суздальского княжества достигло своего расцвета во второй половине XII – начале XIII в. при великих князьях Андрее Боголюбском и Всеволоде Большое Гнездо. Могущество Владимиро-Суздальской Руси символизировали два великолепных храма, воздвигнутых во Владимире во второй половине XII в., – Успенский и Дмитриевский соборы, а также церковь Покрова на Нерли, построенная на восточных подступах ко Владимиру. Воздвижение подобных архитектурных сооружений было возможно лишь при наличии хорошо налаженного хозяйства.

Русские люди, переселившиеся с юга, размещались на земле, которую издавна заселяли финские племена. Однако они не вытесняли древнее население края, в основном мирно уживались с ним. Дело облегчалось тем, что у финских племен не было своих городов, а славяне строили города-крепости. Всего в XII – начале XIII в. было возведено около ста городов, ставших центрами более высокой культуры.

В общественном развитии Руси достаточно отчетливо проявляется иерархическая структура феодального землевладения и, соответственно, сеньориально-вассальные отношения внутри класса феодалов. Владимиро-Суздальское княжество представляло собой раннефеодальную монархию с сильной великокняжеской властью. Уже первый ростово-суздальский князь – Юрий Долгорукий – характеризуется как сильный монарх, сумевший покорить в 1154 г. Киев, где он посадил своего сына Андрея, бежавшего, правда, оттуда через год. В 1169 г. Андрей Боголюбский вновь завоевал Киев, но не остался на киевском престоле, а вернулся во Владимир. Он сумел подчинить ростовских бояр, за что получил в русских летописях характеристику «самовластца» Владимиро-Суздальской земли.

После смерти Всеволода Большое Гнездо Владимиро-Суздальское княжество стало дробиться на ряд более мелких, однако владимирский стол на протяжении XIII–XIV вв. все же традиционно расценивался как великокняжеский, первейший престол даже в пору монголо-татарского ига. Монголо-татары оставили нетронутыми внутреннее государственное устройство и право русского народа, в том числе и родовой порядок преемства великокняжеской власти.

Иерархическая структура во Владимиро-Суздальском княжестве мало отличалась от киевской. Главным сюзереном был великий князь — осуществляющий верховную власть и являющийся собственником всей земли данного княжества.

Особенностью общественного строя Владимирской земли являлось то, что феодальные отношения здесь начались складываться позже, чем в других землях. Поэтому позиции местных бояр были слабее, чем феодальной знати, сформировавшейся из княжеской дружины.

Исключение составляло сильное местное ростовское боярство. Боярами называли только верхушку феодальной знати, остальные носили название "слуг вольных". И те и другие являлись вассалами своих князей, и по их зову должны были прибыть со своими ополчениями. Бояре, будучи вассалами князя, имели своих вассалов - средних и мелких феодалов. Великий князь раздавал вотчины, иммунитентные грамоты и обязан был решать спорные вопросы между феодалами, защищать их от притеснений соседей. Его вассалы за это должны были выполнять определенные обязанности: нести военную службу и осуществлять управление землями в качестве наместников, волостелей и доводчиков. Иногда бояре оказывали материальную помощь великому князю.

В XII-XIII вв. широкое распространение получили так называемые иммунитеты. Иммунитет — это предоставление землевладельцу специальной грамоты (иммунитеты грамоты), в соответствии с которой он осуществлял в своей вотчине самостоятельное управление и судопроизводство. Он одновременно нес ответственность за выполнение крестьянами государственных повинностей.

Со временем владелец иммунитетной грамоты становился государем и подчинялся князю лишь формально.

Также в этот период сформировался еще один разряд слуг — дворян. Эта социальная группа образовалась из дворцовых людей, выполнявших определенные обязанности по управлению княжеским хозяйством. Со временем дворяне начали нести военную службу при князе. Дворяне, в отличии от бояр, не имели права переходить от одного князя к другому.

В памятниках истории упоминаются также "дети боярские" — это или измельчавшие боярские фамилии или младшие княжеские и боярские дружинники.

Система формирования вооруженных сил, ополчения и феодальных дружин, также была построена по иерархической структуре. Она давала реальную власть феодалам в отношении зависимого крестьянства. Великий князь владимирский опирался в своей деятельности на дружину, при помощи которой создавалось военное могущество княжества. Из дружины, как и в киевские времена, формировался Совет при князе. Совет сосредоточивал бразды правления всем Владимиро-Суздальским княжеством, в него входили наместники-дружинники, управлявшие городами. В Совет входили и представители духовенства, а после перенесения митрополичьей кафедры во Владимир – сам митрополит.

До перенесения митрополичьей кафедры во Владимир во Владимиро-Суздальском княжестве было несколько епархий, возглавлявшихся архиепископами или епископами. Кандидаты в епископы избирались на соборах высшего духовенства при участии великого князя и посвящались в сан митрополитами. Епархии делились на округа во главе с церковными десятниками. Низшую единицу церковной организации составляли приходы во главе со священниками. К «черному» духовенству принадлежали монахи и монахини во главе с настоятелями монастырей. Монастыри часто основывались князьями, летописцы с любовью отзывались о таких князьях, как Юрий Долгорукий, Всеволод Большое Гнездо и др. Монастыри в Северо-Восточной Руси появились уже в XI в, как, например, Авраамиевский монастырь в Ростове Великом, и по сей день изумляющий нас своим величием и красотой.

Духовенство во всех русских землях было организовано по правилам Номоканона и по церковным уставам первых христианских князей – Владимира Святого и Ярослава Мудрого. И даже монголо-татары, разрушив русские города и превратив Русь в подчиненное государство, сохранили тем не менее организацию православной церкви. Так легче было управлять покоренным народом. Привилегии церкви оформлялись ярлыками, выдаваемыми ханами. Древнейший из дошедших до нас – ярлык хана Менгу-Темира (1266 –1267). Согласно ханским ярлыкам гарантировались неприкосновенность веры, богослужения и канонов русской церкви, подсудность духовенства и других церковных лиц церковным судам, за исключением дел о разбое и убийстве, освобождение от податей, повинностей и пошлин.

Типичной чертой периода феодальной раздробленности была дворцово-вотчинная система управления. Центром этой системы был княжеский двор, а управление княжескими землями и государством не было разграничено. Дворцовые чины (дворецкий, конюший, сокольничий, чашничий и др.) выполняли общегосударственные обязанности, управляя определенными территориями, осуществляя сбор налогов и податей.

Великокняжеским дворцом управлял дворецкий или дворский, который являлся вторым по значению лицом в государственном аппарате. Ипатьевская летопись упоминает в 1175 г. о тиунах, мечниках и детских, которые также относились к числу княжеских чиновников. Очевидно, что Владимиро-Суздальское княжество унаследовало от Киевской Руси дворцово-вотчинную систему управления.

Городское население состояло из торгово-ремесленных верхов, стремившихся освободиться от боярского влияния и поддерживавших великокняжескую власть, "лучших" людей - верхнего слоя городского населения и "молодших" или "черных" людей, которыми называли нижние слои торгово-ремесленного люда города.

Местное управление было сосредоточено в руках наместников, посаженных в городах, и волостелей – в сельской местности. Органы управления вершили и суд в подведомственных землях. Как упоминает об этом Ипатьевская летопись, посадники «многу тяготу людем сим створиша продажами и вирами».

Крестьяне постепенно попадали под власть феодалов, общинные земли переходили во владение феодалов и Церкови. Для Владимирской земли это было особенно характерно. Основной формой крестьянской повинности был оброк.

"Страдники" или "страдные люди" составляли особую группу, образовавшуюся из посаженных на землю холопов, которые трудились на землях в феодальных хозяйствах.

Во Владимирской земле постепенно перестали употреблять термин смерд, закуп, изгой, общими названиями сельского населения применяются термины: сироты, христиане, а затем и крестьяне.

Правовая система. К сожалению, до нас не дошли источники права Владимиро-Суздальского княжества, но нет сомнения, что в нем действовали общенациональные законодательные своды Киевской Руси. Правовая система состояла из источников светского права и церковно-правовых источников. Светское право было представлено Русской Правдой, которая дошла до нас в большом количестве списков, составленных во Владимиро-Суздальском княжестве в XIII – XIV вв., что свидетельствует о ее широком распространении в Северо-восточной Руси. Церковное право представляли общерусские уставы первых христианских князей – Устав кн. Владимира о десятинах, церковных судах и людях церковных, а также Устав кн. Ярослава о церковных судах. Эти источники права дошли также в большом количестве списков, составленных во Владимиро-Суздальском княжестве.

Вероятно, великие князья владимирские конкретизировали общие положения этих уставов применительно к конкретным епархиям, но нет сомнения, что общие положения этих законодательных сводов были незыблемыми. Особое значение они приобрели после перенесения митрополичьей кафедры во Владимир.

Межгосударственные отношения регулировались договорами и грамотами ("доконченное", "ряд", "крестное целование").

В целом, правовые вопросы в период феодальной раздробленности решались на основе "Русской правды", обычного права, различных договоров , грамот, уставов и т.п.

1. Особенности развития Галицко-Волынского княжества.

Галичина и Волынь. Галицко-Волынское княжество, с его плодородными почвами, мягким климатом, степным пространством, перемежающимся с реками и лесными массивами, было центром высокоразвитого земледелия и скотоводства. На этой земле активно развивалось промысловое хозяйство. Следствием дальнейшего углубления общественного разделения труда было развитие ремесла, что вело к росту городов. Крупнейшими городами Галицко-Волынского княжества были Владимир-Волынский, Перемышль, Теребовль, Галич, Берестье, Холм.

Галичина была расположена в восточных предгорьях Карпат, в верховьях рек (Днестра, впадающего в Черное море, и Прута, впадающего в Дунай неподалеку от его устья). Поначалу Галичину населяли племена дулебов, тиверцев и белых хорватов. На востоке Галичина граничила с Волынью - лесной холмистой местностью, которую также населяли дулебы и белые хорваты. К востоку от Волыни находилось Киевское княжество.

В отличие от Волыни, имеющей лишь одного чужеземного соседа на севере, - литовцев, Галичина на своих западных и северных рубежах была вынуждена отражать постоянные набеги воинственных венгров и поляков.

Оба княжества имели удачное расположение. Также большой удачей для обоих княжеств было их расположение: горы и холмы, леса и овраги делали их труднодоступными для южных соседей – степных кочевников.

Оба княжества, особенно Галичина, были густо заселены. Через эти земли проходили торговые пути в Западную Европу. Водный путь из Балтийского моря в Черное море проходил по рекам Висла - Западный Буг - Днестр, сухопутные торговые пути вели в страны Юго-Восточной Европы. По Дунаю шел сухопутный торговый путь со странами Востока. В местах важнейших стратегических пересечений этих путей возникали многочисленные города. Кроме того, в Галичине располагались большие месторождения соли - важного товара. Вся Русь зависела от галицкой соли.

На Галицко-Волынской земле рано сложилось крупное княжеское и боярское землевладение. До 980-990 г.г., до того времени, когда Владимир Великий присоединил эти земли к своим владениям, их контролировали поляки. На Волыни Владимир основал город и назвал его своим именем. Со временем Владимир-Волынский стал достойной столицей нового княжества. А в Галичине политический центр переместился из Перемышля в город Галич, возникший близ карпатских соляных шахт

Поначалу Галичина и Волынь были вотчиной киевских князей, а затем перешли к их прямым потомкам. Галичиной правили Ростиславичи – потомки внука Ярослава Мудрого, а Волынью -- Мстиславичи, ведущие свое происхождение от сына Владимира Мономаха. И хотя историки, как правило, рассматривают Галицко-Волынское княжество как нечто единое, это все же были не только различные, но и не слишком похожие друг на друга политические образования XII--XIII вв.

Пожалуй, самое впечатляющее различие состояло в природе и характере правящей элиты. Галицкие бояре были, несомненно, самыми богатыми, могущественными и своенравными боярами на Руси. Влияние их на политическую жизнь Галичины было беспредельным.

Влияние этой аристократии было настолько огромным, что Галичину часто считают идеальным образцом олигархического правления на Руси. По сравнению с республиканским Новгородом и абсолютистскими Владимиром и Москвой, политическое устройство Галичины представляло собой третий вариант развития киевской политической системы.

По мнению историков, уникальная роль галицких бояр во многом объясняется особенностями их происхождения. В отличие от других княжеств, где боярами, как правило, становились княжеские дружинники и их потомки, галицкая аристократия, по всей вероятности, происходила в основном из местной племенной знати. Так что свои имения галицкие бояре получали не от князя, как бояре иных земель, а путем узурпации общинных владений. Очевидно, уже первые Рюриковичи, придя в Галичину, натолкнулись на круговую оборону местной знати, которая не собиралась поступаться собственными интересами.

Некоторые другие историки к этому объяснению прибавляют следующее. По крайней мере, четыре поколения Ростиславичей, утверждают они, счастливо правили этой страной, и бояре имели предостаточно времени и возможностей для устройства собственных дел. К тому же многие из них торговали солью, а это давало немалую прибыль, укрепляя и без того солидное боярское состояние. В итоге богатейшие из галицких бояр так крепко стояли на ногах, что даже могли позволить себе содержать собственные боевые дружины, состоявшие из мелких феодалов. Наконец, из-за удаленного расположения Галичины от Киева, великие князья даже в лучшие свои времена не имели особых возможностей для вмешательства в галицкие дела. В то время как соседство с Польшей и Угорщиной давало галицким боярам не только вдохновляющие примеры власти и господства аристократии, но и возможность обращаться к чужеземцам за помощью против собственных особо строптивых князей.

В противоположность галицким, волынские бояре были более простого склада. Большая их часть пришла на Волынь в составе дружин тех князей, назначение или смещение которых целиком зависело от воли Киева. Отсюда, с Волыни, Киев не казался таким далеким, каким представлялся жителям Галичины, и влияние его было гораздо более ощутимым. Волынские бояре, как это и водилось по всей Руси, наделялись землями за верную службу князю. Зависимая от княжеских милостей, волынская знать была более лояльной, нежели галицкая. На волынских бояр князья могли положиться. Вот почему, когда дело дошло до объединения двух княжеств, больше шансов на это оказалось не у галицких князей, а именно у волынских.

До середины XII века галицкая земля была разделена на мелкие княжества. В 1141 году перемышльский князь Владимир объединил их, перенеся столицу в Галич. Наивысшего могущества галицкое княжество достигло при сыне Ярославе Осмысле (1151-1187г.г.), получившим это прозвище за высокую образованность и знание восьми иностранных языков. Ярослав Осмысл обладал непререкаемым авторитетом, как во внутренних делах, так и в международных. О его могуществе метко сказал автор "Слова о полку Игореве".

Феодальные междоусобицы. После смерти Осмысла галицкая земля стала ареной долгой междоусобной борьбы князей с местным боярством. Длительность и сложность ее объясняется относительной слабостью галицких князей, землевладение которых отставало по своим размерам от боярского. Огромные вотчины галицких бояр и многочисленные слуги - вассалы позволяли им вести борьбу с неугодными им князьями, так как последние, имея меньшую вотчину, не могли из-за нехватки земель увеличивать количество служилых людей, своих сторонников, на которых опирались в борьбе с боярством.

По иному дело обстояло в Волынской земле, ставшей в середине XII века родовым владением потомков Изяслава Мстиславича. Здесь рано сложилась мощная княжеская вотчина. Увеличивая за счет раздач земель число служилых людей, волынские князья начали борьбу с боярством за объединение галицких и волынских земель, усилие своей власти. В 1189г. волынский князь Роман Мстиславич объединил Галицкую и Волынскую земли. В 1203 году он занял Киев. Под властью Романа Мстиславича объединились Южная и Юго-Западная Русь. Период его правления отмечен усилением позиций Галицко-Волынского княжества внутри русских земель и на международной арене. В 1205 году Роман Мстиславич погиб в Польше, что привело к ослаблению княжеской власти в Галицко - Волынском княжестве и его распаду. Галицкое боярство начало длительную и разорительную феодальную войну, длившуюся около 30 лет. Бояре заключили договор с венгерскими и польскими феодалами, которые захватили Галицкую землю и часть Волыни. Началась национально - освободительная борьба против польских и венгерских захватчиков. Эта борьба послужила основой для консолидации сил в Юго-Западной Руси. Князь Данило Романович, опираясь на горожан и своих служилых людей, сумел укрепить свою власть, сломить боярскую оппозицию, утвердиться на Волыни, а в 1238 году сумел взять город Галич и вновь объединить галицкие и волынские земли.

Когда в князь Данило 1238 г. с триумфом вступил в Галич, его радостно встретили горожане. Галицкие бояре были вынуждены просить прощения у Данило за измену. Победа Данило над мятежным и могущественным галицким боярством означала объединение Галицкой земли с Волынской. В борьбе против феодальной оппозиции княжеская власть опиралась на дружину, городские верхи и мелкое боярство. Народ, больше всего страдавший от феодальных «котор» (свар), решительно поддерживал объединительную политику Данило. Развивая военный успех, галицко-волынское войско продвинулось на восток и в 1239 г. овладело Киевом.

Надвигалась гроза с Востока. Узнав о приближении орд Батыя, Данило Романович вместе с сыном Львом едет в Венгрию и стремится заключить оборонительный союз с королем Белой IV. Однако дипломатическая миссия Данило окончилась неудачно. Бела IV не стал помогать ему, надеясь, что Венгрию кочевники обойдут стороной. Не найдя поддержки у венгерских феодалов, Данило выехал в Польшу, так как на Волыни уже хозяйничали завоеватели.

Вскоре после того как орды Батыя, пройдя через южнорусские земли, вторглись в Польшу и Венгрию, Данило Романович вернулся на Волынь. Смерть и разрушения встретили его на земле отцов. Страшная картина уничтожения варварами населения городов Волынского княжества описана галицкими летописцами.

Вновь подняли головы мятежные галицкие и волынские бояре. Когда Данило прибыл к Дорогичину, феодалы не впустили его в город. Галичина вновь вышла из-под контроля великого князя: власть в Галиче захватил богач Доброслав, «судьич, попов внук», как пренебрежительно называет его галицкий летописец. В то же время давний враг Романовичей боярин Григорий Васильевич засел в Перемышле.

Господство бояр и «неродовитых» людей в Галичине было неслыханным в то время нарушением феодальной иерархии. Но самое главное, они еще больше разоряли страну, и без того опустошенную завоевателя-ми. Доброслав Судьич, как настоящий князь, раздавал волости, и не только галицким, но и черниговским боярам. Это вызывало возмущение народа.

Между тем, не прекращалась борьба боярских группировок во главе с Григорием и Доброславом. Это, в конечном счете, заставило каждую из них искать поддержки у Данило Романовича. Воспользовавшись благоприятным моментом, когда Григорий и Доброслав приехали к нему на третейский суд, он бросил обоих в тюрьму. Так Данило вернул себе Галич. Народ приветствовал возвращение князя в Галич, но феодалы не прекратили борьбы против центральной власти.

В 1243 г. ставленник боярской оппозиции Ростислав вновь ненадолго захватил Галич. Изгнанный Данилом и Васильком, он получил поддержку и помощь у венгерского короля Белы IV и польского князя Болеслава Стыдливого. Но Данило и Василько в союзе с мазовецким князем Конрадом организовали поход на Польшу. Волынские и галицкие полки действовали на широком фронте от Люблина до Вислы и Сана. Кампания окончилась тем, что Данило молниеносным маршем на Люблин вывел польского короля из игры.

Дело постепенно шло к решительному столкновению Данило Романовича с Ростиславом, которого поддерживала также часть галицкого и черниговского боярства. Зато на стороне Данило были дружинники, мелкое боярство, городские верхи. Князя поддержал и трудовой народ Галичины и Волыни, страдавший от междоусобиц и произвола феодалов которые истребляли и разоряли своих подданных.

В 1244 г. Ростислав, выпросив у своего тестя Белы IV «угор много», двинулся на Перемышль, разбил небольшое войско, находившееся там, но при появлении главных сил Данило был вынужден отступить в Венгрию. Через год Ростислав вновь вторгся в Галичину во главе венгерских, польских и русских (выставленных непокорными Данилоу боя-рами) полков. Его войско овладело Перемышлем и осадило город Ярослав, расположенный в Западной Галичине. Пока Ростислав вместе с венгерским воеводой (баном) Фильнием вел осаду Ярослава, на выручку городу поспешили Данило и Василько Романович во главе «воев» своих, основную массу которых составлял народ.

17 августа 1245 г. под Ярославом произошла генеральная битва. Данило Романович проявил себя как талантливый полководец. Обойдя врага с фланга, он ударил в тыл войску Ростислава и разгромил венгерский рыцарский полк Фильния. Венгры побежали, за ними пустились польские и другие отряды Ростислава. Победа галицко-волынских дружин была полной. В плен попали почти все вражеские военачальники, и лишь Ростиславу удалось бежать в Краков. Данило приказал казнить жестокого угнетателя Галичины венгерского бана Фильния и многих боярских предводителей.

Битва под Ярославом подвела черту под сорокалетней борьбой галицко-волынских князей против боярской олигархии. Победа Данило Романовича объясняется тем, что он опирался на мелкое служилое боярство, зажиточных купцов, ремесленников, а главное, его поддержали горожане и широкие слои сельского населения, недовольные боярским произволом. Оппозиция государственной власти в Галицко-Волынском княжестве была побеждена, но не искоренена окончательно. Борьба с боярством продолжалась и в дальнейшем. Однако после битвы под Ярославом государство могло уже решительно и открыто подавлять боярские выступления, для чего раньше не хватало сил.

После решающей победы под Ярославлем в 1245 г. Данило подчинил себе всю Галичину. Также Данило, кроме Галичины, принадлежала и часть Волыни: земли Дорогичинская, Белзская и Холмская. Василько держал Владимир вместе с большей частью Волыни, которую Данило отдал во владение брату. Но этот раздел земель между Романовичами следует считать формальным, поскольку братья фактически были соправителями. Правда, Данило, благодаря своим выдающимся государственным, дипломатическим и военным способностям был первым в слаженном дуэте Романовичей.

Несмотря на это, оба княжества продолжали существовать как единое целое под руководством более сильного старшего брата. Подобно своему отцу, Данило стремился заручиться поддержкой горожан и крестьян против боярской знати. Он основал множество городов, в том числе в 1256 г. – Львов, названный в честь Данилова сына Льва. Старые города укреплялись, новые заселялись ремесленниками и купцами из Германии, Польши, а также из городов Руси. Кроме того, после падения Киева сюда перебрались большие армянская и еврейская общины. Галицкие города были многонациональны со времени их основания, такими они и остались до наших дней. В деревнях же князь пытался защитить крестьян от боярского произвола, направляя туда специальных чиновников. В армии были созданы крестьянские полки.

Экономический и культурный подъем Галицко-Волынского княжества в годы правления Данило Романовича был прерван нашествием Батыя.

Вскоре после Ярославской битвы, осенью 1245 г., хан Батый обратился к Данило с требованием: «Дай Галич!», т. е. Галицкую землю. О Волыни пока что умалчивалось. Как рассказывает галицкая летопись, Данило, посоветовавшись с братом, лично поехал в ставку к хану.

Борьба с монголо-татарами. Завоевание Руси отсталыми в экономическом и социальном отношении кочевниками искусственно задержало эволюцию товарно-денежных отношений, на долгое время законсервировало натуральный способ ведения хозяйства. Этому способствовало и разрушение врагом центров ремесла и торговли – городов – носителей экономического прогресса. Множество древнерусских городов было не только разрушено, но и опустошено: часть населения завоеватели перебили, многих ремесленников увели в плен. Набеги и грабительские поборы вражеских орд во второй половине XIII в. наносили большой вред сельскому хозяйству Юго-Западной Руси, а это препятствовало восстановлению экономических связей между городом и деревней.

Ордынское завоевание привело к усилению феодального гнета на Руси.

Местные князья и крупные феодалы выступали проводниками ордынской политики. Их, в свою очередь, поддерживали ханы, помогая в подавлении антифеодальных выступлений.

Ордынские правители облагали покоренное население южнорусских земель множеством налогов и повинностей. Однако вплоть до 1340 года, до момента своего распада, Галицко-Волынское княжество было единственным государственным образованием Руси, которое не платило дань ордынскому хану. Ордынское иго впоследствии стало одной из причин того, что южнорусские земли в середине XIV в. оказались под властью польских, литовских и молдавских феодалов.

В 1241 г. монголо-татары прошли насквозь Волынь и Галичину, хотя и не принесли им столь непоправимых бед, как другим землям Руси. Однако успехи Романовичей не оставили монголо-татар равнодушными. Вскоре после победы под Ярославом Данило получил грозный приказ явиться к ханскому двору. Ему пришлось подчиниться. В 1246 г. Данило отправился на Волгу, в Сарай-Бату – столицу Батыя. Князя хорошо встретили и, что гораздо важнее, хорошо проводили: во всяком случае, он вышел от хана живым. Впрочем, и выкуп за свою жизнь он дал немалый – признание монгольского владычества. При этом Батый всячески пытался унизить князя. Так, подавая ему чашу кислого кумыса, хан заметил: «Привыкай, князь, - теперь ты один из нас».

Однако ханская столица находилась довольно далеко от Волыни и Галичины от ханской столицы, так что наводить свои порядки в княжестве Данилы (вроде того, как это делалось в северо-восточных, ближайших к Орде княжествах) хану было затруднительно. И все обязанности галичан и волынян перед новыми повелителями, по сути, свелись к тому, что во время набегов монголо-татар на Польшу и Литву они находились в обозе их разудалой конницы. Во всем же прочем влияние Орды в Галичине и на Волыни поначалу было настолько слабым, что Данило даже имел возможность проводить вполне самостоятельную внешнюю политику, подчас открыто направленную на то, чтобы избавиться от унизительной зависимости.

Успешное завершение поездки Данило к Батыю повысило авторитет князя в Европе. Венгерский король Бела IV, накануне нашествия кочевников не пожелавший помочь Данило, уже в 1246 г. обратился к нему с предложением о союзе, который должен был быть скреплен браком Льва, сына Данило, с Констанцией, дочерью короля. Галицкий летописец объясняет дипломатический шаг короля страхом перед Данилом.

Сам Бела IV в письме к папе Иннокентию IV мотивировал брак своей дочери со Львом Даниловичем необходимостью совместных действий против Орды. У Белы IV была и другая причина искать союза с Данилом. Весной 1246 г. венгерский король начал войну с Австрией и нуждался в сильном союзнике. Поэтому Бела IV оставил намерение посадить в Галичине своего зятя Ростислава, сделав его наместником вначале Славонии, а затем и Мачвы – земли, расположенной между реками Дунаем, Дриной, Савой и Моравой. Так сошел с политической арены давний враг Романовичей, представитель черниговской династии и лидер феодальной оппозиции в Галичине.

Данило настороженно отнесся к предложению венгерского короля. Но стратегические соображения понуждали галицко-волынского князя к примирению с Венгрией, ибо он вынашивал мечту создать единый фронт европейских держав против Орды. Переговоры с Белой IV окончились заключением союза и женитьбой Льва Даниловича на венгерской королевне. В лице венгерского короля Данило приобрел пусть и ненадежного, но все же союзника в неминуемой борьбе против пораб

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.