Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

II. МУСУЛЬМАНСКИЕ НАРОДЫ В РОССИИ И СССР



 

Исламская революция в Иране и героическое со­противление мусульманского Афганистана против советской сверхдержавы повысили интерес также и к мусульманским народам СССР. Происходящая сейчас схватка между исламом и коммунизмом в Афганистане, продолжающаяся политическая, стра­тегическая и энергетическая конфронтация великих держав в мусульманском регионе (Афганистан, Иран и Арабский Восток) может привести в движе­ние со временем и советский мусульманский Во­сток. Кремль старается, продолжая бороться против ислама в СССР, вводить советских мусульман в свою экспансионистскую игру на Среднем и Ближ­нем Востоке якобы для «защиты» тамошних му­сульманских народов против американцев. Но это не только фальшивая и коварная игра, но и одно­временно игра с огнем. В случае возникновения военной конфронтации в этом регионе между Аме­рикой и Советским Союзом нынешняя ставка Крем­ля на «мусульманский патриотизм» его подданных может обернуться катастрофой для него же. В вы­сокой степени ненадежными являются мусульман­ские народы СССР и в случае серьезного политиче­ского и революционного кризиса внутри страны, о чем свидетельствует живучесть идеологии басма­чества в Туркестане и мюридизма на Кавказе, осно­ванной на догмах ислама. Характерно также, что все диссиденты, репрессированные из среды мусульман, обвинялись в перепечатке и распространении Кора­на. Сказанное делает необходимым уделить спе­циальное внимание догматам ислама, истории му­сульманских народов СССР и настоящему положе­нию ислама в СССР.

Ислам – религия великих завоевателей словом и мечом – превратился со временем в религию за­воеванных и порабощенных колониальных народов Азии и Африки. Как раз на этих двух континентах, где европейский колонизатор шествовал по сле­дам арабских завоевателей, он хотя физически и покорил мусульманские народы, но никогда не смог покорить их духовно. Попытки миссионеров из метрополий вернуть обратно в христианство хо­тя бы те народы, которые до их покорения арабами проповедовали христианство, оказались, в основ­ном, тщетными. Один известный советский восто­ковед замечает в отношении стран Арабского Во­стока: «В этих ранее христианских странах в сред­ние века большинство коренного населения пере­шло в ислам, но никогда не наблюдалось случаев принятия христианства мусульманами» (Е.А. Бе­ляев, «Мусульманское сектантство», Москва, 1957 г., стр. 152).

Неспециалисту трудно понять, а тем более пра­вильно оценить, тот величайший успех, который вы­пал на долю ислама, родившегося в средние века в том же регионе, где уже несколько веков господ­ствовали такие мировые религии, как иудейство и христианство. Гораздо легче объяснить успех ислама в новое и новейшее время, когда он стал религией колониальных народов. Ислам в отличие от хри­стианства воплощает в себе не только вероучение («Дин»), но и государственное учение («Шариат»). Здесь и Божье и кесарево было сосредоточено в одном верховном суверене – сначала в Магомете, а потом в халифах. Отсюда ислам, будучи верой, ста­новится одновременно и движущей национально-политической силой сначала в арабских завоева­тельных войнах, а потом в освободительном дви­жении колониальных народов (басмачество в Тур­кестане, мюридизм на Кавказе).

Что же касается догматов ислама, то существу­ет теория, что ислам – всего-навсего синтез эле­ментов христианства, иудейства и языческих веро­ваний арабских племен. Если он действительно является каким-то синтезом, то надо его признать гениальным синтезом, призванным удовлетворить духовную потребность той части человечества, которая осталась вне сферы влияния существую­щих мировых религий.

Догматы и моральная философия ислама («ислам» – «вручение себя Богу») изложены в священной книге мусульман («мусульманин» «преданный») – в Коране («Коран» – это «чте­ние») , который представляет собою сборник про­поведей Магомета (род. 570, умер 8 июня 632 г.), внушенных ему Богом через ангела Джабраила (Гавриила). Коран собран уже после смерти Ма­гомета его непосредственными учениками. Основ­ная догма ислама, хотя ее нет в Коране, гласит: «Нет Бога, кроме Бога и Магомет его пророк» (значение этой догмы становится понятным, если иметь в виду, что в священном доисламском хра­ме Кааба в Мекке было собрано до 360 идолов, которым покланялись разные арабские племена). Она противопоставляла себя также и христиан­ской догме о Боге в трех лицах («Троице»). Вступительная сура Корана – «Фатих» – которая у мусульман играет роль христианского «Отче наш», гласит: «Во имя Господа Милосердного, Милостивого! Хвала Богу, Господу миров, Милосердному, Милостивому Владыке дня суда. Воисти­ну Тебе мы поклоняемся и у Тебя мы просим за­щиты. Наставь нас на путь правый, на путь тех, к кому Ты был милостив, на кого нет гнева, и кто не заблуждается». С формулы «Во имя Господа Мило­сердного, Милостивого», которая по-арабски звучит так: «Бисмиллахир рахманир рахим» – начинается каждая из 114 сур Корана. Обрядовых предписаний мусульманину четыре: 1) пятикратная молитва в день, 2) соблюдение поста (лунный месяц Рамазан), 3) «закат» (платить в пользу сирот и бедных 2,5% от своего дохода) и 4) при материальной возможно­сти совершить раз в жизни паломничество в Мек­ку. Морально-этические обязанности, которые воз­лагает Коран на своих последователей, один немец­кий комментатор Корана сводит к следующим ше­сти главным принципам: 1) уважение жизни челове­ка, 2) верность и порядочность, 3) доброта и пре­данная благодарность родителям, 4) помощь сопле­менникам и единоверцам в их нужде, 5) верность долгу, 6) великодушие к зависимым от тебя («DerKoran», Munchen, GoldmannVerlag, 1959, стр. 12-13). В четвертой суре Корана сказано, что все хо­рошее, совершаемое человеком, – от Аллаха, а все плохое – от него самого. Блаженства рая, которые ожидают правоверного мусульманина, Коран опи­сывает с необыкновенным пафосом и красочностью. Коран освобождает человека от страха в борьбе за правое дело.

В девятой суре читаем: «Скажи: “Не постигнет нас никогда ничто, кроме того, что начертал нам Аллах”». Коран освобождает человека и от боязни смерти. В той же суре сказано: «Достояние ближней жизни в сравнении с будущей – ничтожно». Средне­вековый мусульманский философ так комменти­рует учение Корана о смысле смерти: «Смерть – исчезновение материи, а не души... Смерть лишь пе­ремена состояния. Душа начинает жить самостоя­тельно, пока она находилась в теле, она держала рукой, смотрела глазами, слушала ушами, но суть вещей познавала она, и только она». Эту филосо­фию смысла жизни и смерти по исламу выдающийся советский ученый узбек Талиб Саидбаев, данными которого я пользуюсь, охарактеризовал в словах: «Немаловажную роль в выполнении исламом компенсаторской функции в обществе сыграло и учение его о цели и смысле земной жизни как подготов­ке к потусторонней жизни. Человек, по исламу – 'пилигрим', для которого цель путешествия, есте­ственно, куда важнее, чем превратности пути» (Т.С. Саидбаев, «Ислам и общество», М. 1978, стр. 57). Никто из богословов как христианских, так и мусульманских не оспаривает влияния иудей­ства и христианства на оформление учения ислама. Коран признает божественное происхождение Биб­лии и Евангелия. Признает посланниками Бога -Адама, Ноя (по-арабски Нух), Авраама (Ибрагим), Моисея (Муса), Иисуса Христа (Исаал-Масих, то есть Мессия). В Коране присутствует культ Христа, но считают его не Богом, а пророком Бога, како­вым себя считал и Магомет. Коран по существу воспроизводит рассказ Евангелий о непорочном за­чатии Девой Марией. Ислам утверждает, что Маго­мет – тот самый Параклет, пришествие которого предсказывал Иисус Христос (в Евангелии от Иоанна).

После смерти Магомета произошел раскол в исламе. Он был вызван не догматическими, а динас­тическими расхождениями из-за спора о наследнике Магомета. Рассказывают, что Магомет хотел, чтобы его наследником и первым халифом стал его зять Али с тем, чтобы положить начало династии по родственной линии. Однако окружение Магомета при­знало лучшим установление принципа выборности и выбран был не Али (впрочем, самый выдающий­ся полководец Магомета), а Абубекир. Отсюда и раскол на «суннитов» («правоверных» от всей «общины»), сторонников Абубекира, и на «шии­тов» («сектантов» от «части общины»), сторонни­ков Али. В середине VIIIвека шиизм стал осо­бым течением в исламе на основе нового догмата: заместитель пророка – халиф – не может быть избираем людьми. Поэтому все халифаты от Абу­бекира, Омара, Османа, Омейядских и Аббассидских являются для шиитов незаконными. Шииты признают Коран, Магомета и сунну кроме тех ее частей, где рассказывается о противниках Али, но шииты имеют и свое, отличное от суннитского, священное предание: шииты восприняли в частности от своих старых верований учение об отсутствии божественного предопределения и о свободе воли. Раскол не помешал, однако, триумфальному ше­ствию ислама по земле. Едва прошло сто лет после смерти Магомета, как ислам с невероятной бы­стротой, силой оружия, распространяется по Сирии, Персии, Средней Азии, Кавказу, Египту, по Север­ной Африке и почти всему Пиренейскому полуост­рову в начале VIIIвека. Даже после падения центра­лизованной власти халифата ислам покорил Кон­стантинополь, водрузив луну на храме Святой Софии (1453 год). В начале XVIи в конце XVIIвека турки дважды пытались, оба раза неудачно, овладеть даже Веной. Это был уже конец исламской экспансии в сторону Европы. Отныне ислам стре­мится в незавоеванные христианством страны Аф­рики и Азии – вплоть до Филиппинских островов, куда ислам проник через Индонезию в XIV-XVвв. Но история любит парадоксы. Чем больше преуспевал ислам, на этот раз не мечом, а словом, среди афро-азиатских народов, тем интенсивнее шел дру­гой параллельный процесс – колонизация этих на­родов великими и даже средними державами Ев­ропы.

Последний халифат – Османская империя – после неудачной для нее войны с Россией в 1877-78 гг. настолько ослабела, что европейские державы постепенно начали захватывать ее отдельные провин­ции с их мусульманскими народами, а после Первой мировой войны вообще разделили между собою арабские страны.

От великой мусульманской империи уцелела одна лишь Турция, объявившая себя чисто нацио­нальным государством и республикой. Отныне су­веренитетом пользовались три мусульманских наро­да: Турция, Персия и Афганистан.

Вторая мировая война и ее последствия приве­ли к крушению всех мировых империй, кроме советской. Европейские культурные державы, одни добровольно, другие вынужденно, признали нацио­нальную независимость их бывших колоний. Так образовалось 33 новых мусульманских государства в Азии и Африке. Вместе со старыми тремя мусуль­манскими государствами теперь в мире имеется 36 независимых государств с большинством мусуль­манского населения в них.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.