Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

II. ЭВОЛЮЦИЯ ТАКТИКИ ЛЕНИНА ПО НАЦИОНАЛЬНОМУ ВОПРОСУ



 

Политическая философия Ленина вполне укла­дывалась в схему немецкого философа Ницше – есть избранные личности, которые делают историю, и безмозглое быдло, являющееся навозом истории. Только человек с «волей к власти» может оседлать народ-быдло и использовать его на пути к власти. Ленин был выдающимся представителем таких из­бранных личностей с «волей к власти». Людям та­кой категории чужды все другие цели, кроме тех, что ведут к власти. Если социальные и националь­ные чаяния народа совпадут с их целями восхож­дения к власти, тем лучше для них, но себя они на службу ему, народу, не поставят. Ленин был од­ним из таких. Действуя так, Ленин покорил вели­кую Россию, которую даже не очень хорошо знал. Что же касается ее национальных окраин, их он вообще не знал. Он не бывал ни в Средней Азии, ни на Кавказе, ни даже на Украине. Коммунистический космополит, в жилах которого текла кровь из сме­си как инородцев, так и иностранцев, Ленин был свободен от узкого великорусского шовинизма, а как потомственному дворянину ему никогда не приходилось испытывать на себе социальные нужды народа. Все это я говорю вот к чему: Ленин плохо знал Россию, еще хуже знал жизнь рабочих и кре­стьян, а о нерусских народах империи имел только книжное представление. Все это привело к тому, что созданный им режим в этой стране вот уже более 70 лет держится не доверием ее народов, а тотальным – физическим и духовным – террором чеки­стов. Герцен называл Россию «тюрьмой народов». Вслед за ним это повторял и Ленин. Однако при его наследниках Россия стала «Гулагом народов» с той только разницей, что русский народ терпит в этом Гулаге двойной гнет – политический и социальный, а нерусские народы тройной гнет: политический, со­циальный и национальный.

Стратегический гений Ленина в политике в том ведь и заключается, что свою борьбу за сохранение и расширение этой «тюрьмы народов» Ленин как раз и начал под знаменем, на котором красовались за­жигательные лозунги: «за политические свободы», «за социальное равенство», «за национальное само­определение». Под этими лозунгами Ленин созда­вал свои первые революционно-боевые ячейки в центральной России, но мало успехов имел среди не­русских народов. Польские марксисты действовали самостоятельно, на Кавказе большинство маркси­стов принадлежали к меньшевикам, финны все бы­ли сепаратистами, а среди кавказских мусульман, татар и туркестанцев марксистов вовсе не было, ибо атеистическая философия была абсолютно чуж­да мусульманскому мировоззрению (когда больше­вики пришли к власти они вынуждены были выдви­нуть насквозь лживый лозунг: «коммунизм и ислам не противоречат друг другу», как это делал Кремль в Афганистане). После февральской рево­люции 1917 года и после возвращения Ленина из эмиграции в его взглядах по национальному во­просу произошла значительная эволюция. Эволю­ция касалась не общей стратегии, а тактики в соот­ветствии с изменившимися условиями. Сама эта эволюция национальной тактики Ленина происхо­дила не только на основе учета роста центробежных сил на окраинах, но и в тесной связи с общими задачами быстро меняющейся революционной ситуа­ции в стране. Каждый новый этап в эволюции взгля­дов Ленина в национальном вопросе как бы харак­теризует обострение этой ситуации и рассчитан на приближение срока самой большевистской револю­ции. Тем более щедр Ленин на обещания, целиком подчиненные задачам предстоящей развязки. Обеща­ния эти так далеко идут, что не только со стороны, но и внутри его собственной партии раздаются го­лоса, что Ленин хочет расчленения России и льет во­ду на мельницу сепаратистов. В этой эволюции на­циональной тактики Ленина можно отметить четыре этапа: первый этап, когда Ленин ограничивается сло­весным и условным признанием права на самоопре­деление без его гарантии (со Второго съезда партии 1903 года и до Апрельской конференции 1917 го­да); второй этап,когда Ленин говорит о самоопре­делении с гарантией государственного отделения да­же для Украины (конец апреля до июня); третий этап начался, когда Ленин впервые выдвигает идею федерации на 1-ом съезде Советов в июне 1917 г., за­явив: «Пусть Россия будет союзом свободных рес­публик» (ПСС, т. 32, стр. 286). Проиллюстрируем документально эту ленинскую эволюцию в период после февральской революции. В таком програм­мном документе, как «Апрельские тезисы», Ленин обошел национальный вопрос, потому что ему не ясна была ситуация, которая сложилась на окраи­нах империи после революции. Во время второго этапа в «Проекте платформы пролетарской партии» Ленин говорит уже о гарантии права на отделение: «В национальном вопросе пролетарская партия должна отстаивать провозглашение и немедленное осуществление полной свободы отделения от Рос­сии всех наций и народностей, угнетенных цариз­мом, насильственно присоединенных или насильственно удерживаемых в границах государств (Ленин. «О национально-колониальном вопросе», стр. 441).

Обосновать новый тезис в национальной поли­тике партии Ленин поручил Сталину на Всерос­сийской партийной конференции (24-29 апреля 1917 г.). Сталин с этой задачей явно не справился, если судить по бурным прениям и веским возраже­ниям, которые вызвал доклад. Поэтому пришлось выступить самому Ленину с большой и, как обычно, погромной речью против противников «расчлене­ния» России. Наиболее ярко развивал аргументы против Ленина его давний критик по национальному вопросу Пятаков, который вообще не признавал никакого «самоопределения». Пятаков, как и его большевистские сторонники, думал, что задача боль­шевиков не расчленять будущую социалистическую Россию, а присоединять к ней все новые и новые государства. Наша конечная цель – утверждали оп­позиционеры по национальному вопросу, – победа мировой социалистической революции. Так почему же мы должны лицемерить, признавая право на само­определение и выход из будущей социалистической России всех нерусских наций и народностей? Наобо­рот, говорил Пятаков, социализм не знает государ­ственных границ – поэтому наш лозунг «прочь вся­кие границы». Пятаков точно сформулировал зата­енную стратегическую цель самого Ленина, но, так открыто заявляя о ней на всю многонациональную Россию, Пятаков и его сторонники наносили более чувствительные, чем это могли делать сепаратисты, удары по сложной и весьма тонкой тактической иг­ре Ленина и по его стараниям выдавать данную так­тику в национальном вопросе за истинную нацио­нальную программу большевиков. По тем же такти­ческим соображениям Ленин был лишен возможности прямо заявить, как это делали его незадачливые ученики, что его конечная цель та же самая, но к ней ведет не прямая столбовая дорога, а бесконечные извилины и переулки со многими тупиками в вели­кой империи с ее беспримерной мозаикой нацио­нальностей. К нашей цели ведет только сокрытие на­ших стратегических замыслов, умелое и терпеливое лавирование в их осуществлении – таков смысл ле­нинских возражений Пятакову. Но не смея это ска­зать вслух даже своим ученикам, Ленин ограничи­вается следующим заявлением: «То, что говорил здесь товарищ Пятаков, есть невероятная путаница... Метод социалистической революции под лозунгом «прочь границы» – это просто каша... Мы к сепа­ратистскому движению равнодушны, нейтральны. Если Финляндия, если Польша, Украина отделяют­ся от России, в этом ничего худого нет. Что тут ху­дого? Кто это скажет, тот шовинист» (стр. 444-445). В результате дискуссии была принята резолю­ция Ленина, в которой говорилось: «За всеми на­циями, входящими в состав России, должно быть признано право на свободное отделение и на образо­вание самостоятельного государства. Отрицание та­кого права и непринятие мер, гарантирующих его практическую осуществимость, равносильно под­держке политики захватов и аннексий» (стр. 447). Но тем нациям, которые останутся в новой Рос­сии, резолюция по-прежнему обещает только «об­ластную автономию», а не федерацию. Результаты голосования показали, что более одной трети делега­тов конференции состояли из тех людей, которых Ленин в своей речи называл шовинистами, ибо из 90 делегатов против Ленина голосовали 16 делега­тов, а 18 делегатов воздержались. Последующие ме­сяцы третьего этапа после Апрельской конференции Ленин посвятил более близкому изучению положения дел на национальных окраинах как через инфор­мацию из прессы, так и путем встреч с национальны­ми кадрами. Такое изучение подсказало ему новую идею, с помощью которой он хотел завоевать симпа­тию нерусских кадров. Идея эта – перенесение ак­цента с признания права на самоопределение наро­дов на право их отделения от России. В начале ок­тября 1917 г. он пишет: «Вместо слова самоопреде­ление, много раз подававшего повод к кривотол­кам, я ставлю совершенно точное понятие: ''право на свободное отделение... '' Завоевав власть, мы безус­ловно тотчас признали бы это право и за Финлян­дией, и за Украиной, и за Арменией и за всякой уг­нетавшейся царизмом народностью» (стр. 458). Од­нако и тут Ленин не теряет из виду своей основной цели – сохранения в составе будущей России всех народов, входивших в состав старой Российской Империи. Но к этому, говорит Ленин, нет иного пу­ти, как признание права на отделение. Ленин так и пишет: «Мы, со своей стороны, вовсе отделения не хотим. Мы хотим как можно более крупного госу­дарства... Мы хотим свободного соединения и по­тому мы обязаны признать свободу отделения» (стр. 458-459).

Четвертый этап в развитии национальной поли­тики Ленина был уже этапом начала истории нового типа колониальной империи, когда Ленин, захватив власть 25 октября 1917 г., объявил о создании Рос­сийской Советской Социалистической Республики, куда он пригласил вступить все народы бывшей Рос­сийской Империи. В первом же правительственном акте Совнаркома от 2 ноября 1917 г. – «Деклара­ции прав народов России» говорилось о «равенстве и суверенности» народов России, о праве этих наро­дов «на свободное самоопределение вплоть до отде­ления и образования своих самостоятельных государств». В составе первого советского правительст­ва Ленин учредил и специальный наркомат по делам национальностей во главе со Сталиным. Учитывая исключительную важность сохранения в составе Рос­сии мусульманских народов Татарии, Башкирии, Туркестана, Кавказа и Крыма, Совнарком выступил 20 ноября 1917 г. с «Обращением» к ним за подпи­сями председателя Совнаркома Ленина и наркома по делам национальностей Сталина. В документе го­ворилось: «Мы обращаемся к вам, трудящиеся и обездоленные мусульмане России и Востока. Му­сульмане России, татары Поволжья и Крыма, кирги­зы и сарты Сибири и Туркестана, турки и татары За­кавказья, чеченцы и горцы Кавказа, все те, мечети и молельни которых разрушались, верования и обы­чаи которых попирались царями России. Отныне ва­ши верования и обычаи, ваши национальные и куль­турные учреждения объявляются свободными и не­прикосновенными. Устраивайте свою национальную жизнь свободно и беспрепятственно. Вы имеете право на это. Вы сами должны быть хозяевами ва­шей страны. Вы сами должны устроить свою жизнь по образу своему и подобию». («Документы внеш­ней политики СССР», 1957, часть 1, стр. 34-35).

Но когда мусульманские народы Башкирии, Та­тарии, Туркестана, Крыма и Кавказа в полном со­гласии с этим «Обращением» объявили почти одно­временно в первой половине 1918 г. о создании своих независимых мусульманских государств, то Ленин вернул их силой обратно в состав России.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.