Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ГЛАВА 5. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЕННОЙ РЕФОРМЫ



Первым шагом в подготовке военной реформы стал ввод «Главных правил и мнений об обязанностях и духе военного звания» в 1862 г.

Одна из первых реформ - реорганизация центрального военного управления и создание местных органов управления в виде военных округов.

Основным недостатком существовавшей в то время системы военного управления являлась чрезмерная централизация, мешавшая возможности на местах проявлять какую-либо самостоятельность и инициативу в решении даже мелких вопросов. Центральное управление Военного министерства к началу реорганизации включало в себя следующие департаменты:

· инспекторский, ведавший личным составом и внутренним устройством войск, исключая артиллерийские и инженерные части, не подчинявшиеся военному министру;

· Генеральный штаб, занимавшийся вопросами дислокации, размещения войск, разработкой дислокационных карт, маршрутов;

· провиантский, осуществляющий снабжение армии; комиссариатский, в ведении которого было денежное и вещевое снабжение армии, а также устройство госпиталей и их снабжение;

· медицинский департамент ведал вопросами медицинского и ветеринарного обслуживания [1, c. 134].

Для более стабильного и быстрого развития были проведены реформы.

Эти реформы заключались в следующем:

- сокращение численности армии на 40 %;

- создание сети военных и юнкерских училищ, куда принимались представители всех сословий;

- усовершенствование системы военного управления, введение военных округов (1864 г.), создание Главного штаба;

- создание гласных и состязательных военных судов, военной прокуратуры;

- отмена телесных наказаний (за исключением розг для особых «оштрафованных») в армии [1, c. 141];

- введение всеобщей воинской повинности в 1874 г. вместо рекрутского набора и сокращение сроков службы.

По новому закону призывались все молодые люди, достигшие 21 года. Однако правительство каждый год определяло необходимое число новобранцев, и по жребию брало из призывников только это число, хотя обычно на службу призывалось не более 20-25% призывников.

Призыву не подлежали: 1) единственный сын у родителей; 2) единственный кормилец в семье; 3) если старший брат призывника отбывает или отбыл службу.

Взятые на службу числятся в ней: в сухопутных войсках - 15 лет, в том числе 6 лет в строю и 9 лет в запасе; во флоте - 7 лет действительной службы и 3 года в запасе.

Для получивших начальное образование срок действительной службы сократился до 4-х лет, окончивших городскую школу - до 3-х лет, гимназию - до полутора лет, а имевших высшее образование - до полугода [1, c. 143].

ГЛАВА 6. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЦЕНЗУРНОЙ РЕФОРМЫ

В 1865 г. была проведена цензурная реформа. Старая система, которая требовала предварительного цензурного просмотра любой печатной продукции, препятствовала нормальной журнально-газетной деятельности, ориентированной на получение прибыли, делала невозможным издание ежедневных газет, сообщающих свежие новости и рассчитанных на массового читателя.

Разработка цензурной реформы велась комиссией Д.А. Оболенского, которая полностью отвергала любые предложения общественных деятелей.

Это было новшеством, так как ещё по цензурному уставу 1826 г. за цензурой должен был следить верховный цензурный комитет. Он следил: 1) за науками и воспитанием юношества; 2) за нравами и внутренней безопасностью; 3) за направлением общественного мнения. Цензура того времени запрещала говорить не только прямо, но и косвенно в печати не только о правительстве, но даже о властях, т.е. обо всей администрации, чтобы не пострадало от того должное к ним почтение, чтобы не ослабли чувства преданности, верности и добровольного подчинения [1, c. 155].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, во второй половине XIX в. в Российской империи были проведены судебная реформа, реформа земского и городского самоуправления, военная реформа, цензурная и финансовая реформы.

Представляется, что предпосылкой вышеуказанных реформ послужила крестьянская реформа, повлекшая за собой преобразование всех сторон государственной и общественной жизни.

На наш взгляд, наиболее значимые изменения произошли в судебной сфере, так как благодаря этой реформе в общественную и хозяйственную жизнь страны были внесены совершенно новые, давно ожидавшиеся принципы: полное отделение судебной власти от административной и обвинительной, публичность и гласность суда, независимость судей, адвокатура и состязательный порядок судопроизводства.

Менее значимые изменения имели место в финансовой сфере в связи с тем, что и сами люди и государство были попросту не готовы что либо изменять.

Очевидно, что реформы 1860-1870-х гг. стали значительным шагом на пути общественного развития. Вся их совокупность знаменовала переход российского общества в новое качество. Впервые за несколько десятилетий в обществе появилась основа для деятельности, на которой могли объединить усилия все прогрессивные силы

20) . Гражданская война в США 1861-65.

Причины и итоги.

Гражданская война в США (война Севера и Юга; англ. American Civil War) 1861—1865 годов — война между аболиционистскими штатами Севера и 11 рабовладельческими штатами Юга.

Боевые действия начались с обстрела форта Самтер 12 апреля 1861 года и завершились сдачей остатков армии южан под командованием генерала К. Смита 26 мая 1865 года. В ходе войны произошло около 2 тыс. сражений. В данной войне граждан США погибло больше, чем в любой другой из войн, в которых участвовали США.
Причины войны
В первой половине XIX века в США сложились две системы — рабство на юге страны и капитализм на севере. Это были две абсолютно разные социально-экономические системы, сосуществовавшие в одном государстве. Ситуация усугублялась тем, что, несмотря на стабильный прирост населения и рост экономического развития, США являлись федеративной страной. Каждый штат жил своей политической и экономической жизнью, интеграционные процессы протекали медленно. Поэтому Юг, где было распространено рабство и аграрная система хозяйствования, и промышленный Север выделились в два отдельных экономических района.

На Север США стремились предприниматели и основная масса эмигрантов. В этом регионе сосредотачивались предприятия машиностроения, металлообработки, лёгкой промышленности. Здесь основной рабочей силой были многочисленные эмигранты из других стран, которые работали на фабриках, заводах и других предприятиях. Рабочих рук на Севере было достаточно, демографическая ситуация здесь была стабильной и уровень жизни достаточным. Совершенно противоположная ситуация сложилась на Юге. США в ходе Американо-мексиканской войны получили огромные территории на юге, где было большое количество свободных земель. На этих землях обосновались плантаторы, получившие огромные земельные наделы. Именно поэтому в отличие от Севера Юг стал аграрным регионом. Однако на Юге была одна большая проблема: не хватало рабочих рук. В своём большинстве эмигранты ехали на Север, поэтому из Африки, начиная ещё с XVII века, завозились рабы-негры. К началу сецессии 1/4 часть белого населения Юга являлась рабовладельцами.

Юг являлся аграрным «придатком» США, здесь выращивались такие культуры, как табак, сахарный тростник, хлопок и рис. Север нуждался в сырье с Юга, особенно в хлопке, а Юг — в машинах Севера. Поэтому долгое время два разных экономических региона сосуществовали в одной стране.

Несмотря на все различия между регионами, на Юге проводились те же общественные изменения, что и на Севере. На Севере проводилась гибкая налоговая политика, деньги из бюджетов штатов выделялись на благотворительность, правительство в определённой мере старалось улучшить условия проживания черного населения. Однако на консервативном и замкнутом Юге не проводились меры по эмансипации женщин и уравнению негров в правах с белыми. Большую роль в мировоззрении южан сыграла так называемая «верхушка» — зажиточные рабовладельцы, имевшие в частной собственности крупные земельные наделы. Эта «верхушка» играла определённую роль в политике южных штатов, так как была заинтересована в сохранении своего господствующего положения.
Предпосылки Гражданской войны
Важнейшим событием истории США второй половины XIX в. была гражданская война, которая явилась результатом непримиримого противоречия между системой наемного труда, утвердившейся на Севере, и системой рабства на Юге. Кризис в отношениях между Севером и Югом, углублявшийся на протяжении нескольких десятилетий, обострился в 50-х годах и получил разрешение в гражданской войне.

* Гражданская война осталась самой кровопролитной в истории США (на всех фронтах Второй мировой войны, несмотря на её всемирный масштаб и на разрушительность оружия XX века, потери американцев были меньше).[5]
* Потери северян составили почти 360 тыс. человек убитыми и умершими от ран и более 275 тыс. ранеными. Конфедераты потеряли, соответственно, 258 тыс. и около 137 тыс. человек.
* Только военные расходы правительства США достигли 3 млрд долларов. Война продемонстрировала новые возможности военной техники, оказала влияние на развитие военного искусства. Она завершилась победой Союза.
* Запрещение рабства было закреплено 13-й поправкой к Конституции США, вступившей в силу 18 декабря 1865 (рабство в восставших штатах было отменено еще в 1863 указом президента о провозглашение эмансипации).
* В стране были созданы условия для ускоренного развития промышленного и сельскохозяйственного производства, освоения западных земель, укрепления внутреннего рынка. Власть в стране перешла к буржуазии северо-восточных штатов. Война не разрешила все стоявшие перед страной проблемы. Некоторые из них нашли решение в ходе Реконструкции Юга, продолжавшейся до 1877. Другие, в том числе предоставление черному населению равных прав с белыми, оставались неразрешенными многие десятилетия.

 

21) Объединение Германии

Объединению Германии предшествовал глубокий соци­ально-экономический и политический кризис в ГДР, кото­рый назревал в течение последних 4 лет и привел к стре­мительным темпам объединения ГДР и ФРГ в течение од­ного года, с октября 1989 г. по октябрь 1990 г., когда на по­литической карте Европы появилось новое объединенное го­сударство Германии с 78 млн. населением.

Сверхцентрализованная система управления выявила полную неспособность обеспечить динамичное развитие эко­номики ГДР. Начались перебои с поставкой промышленных товаров, росла инфляция. Немцы рвались в обеспеченную Западную Германию. Все настойчивее звучавшие требова­ния открытия границ, сопровождавшиеся массовыми демон­страциями, стали началом революционных перемен в стра­не.

В мае 1989 г. после открытия венгерско-австрийской границы началось бегство восточных немцев через Венгрию за границу, что грозило обезлюдить страну. В результате этих событий после бессменного 18-летнего правления был снят со своего поста Председатель Государственного совета и Генеральный секретарь СЕПГ Э. Хоннекер. Самая массо­вая в истории начавшихся мирных революций в Восточной Европе демонстрация в ГДР, в начале ноября 1989 г., в ко­торой приняли участие 1 млн. человек, привела к удовлетворению требования об открытии границы. В результате правительство полностью потеряло контроль над толпами "экскурсантов", что окончательно размыло экономику ГДР, и без того ослабленную в это время.

Тогда же на повестку дня встает новое, более ради­кальное требование - объединение с ФРГ. Ответом на эти массовые требования, в условиях полного невмешательства Москвы в немецкие события, стало выступление канцлера ФРГ Гельмута Коля в западногерманском бундестаге с про­граммой из 10 пунктов, посвященной развитию отношений между обоими германскими государствами.

Осуществление программы оговаривалось рядом усло­вий: если в ГДР будут в обязательном порядке решены и необратимо начаты "принципиальные перемены политиче­ской и экономической системы". Это означало достижение государственным руководством ГДР с оппозиционными груп­пами соглашения об изменении конституции, о новом демо­кратическом законе о выборах с участием несоциалистиче­ских партий и пр.

Условия денежной реформы стали сокрушительным ударом по и без того расшатанной экономике ГДР, привели к росту задолженности ее предприятий, на которых была крайне низкая, по сравнению с западногерманской, произ­водительность труда. В целях снижения накала оппозици­онных настроений в ГДР были повышены размеры пенсий, частично погашен дефицит ее государственного бюджета, создан специальный фонд помощи экономики ГДР и пр.

Следующим важным шагом на пути достижения гер­манского единства стал договор между ГДР и ФРГ, подпи­санный в августе 1990 г., согласно которому в целях дости­жения правовой унификации создавалась "единая избира­тельная территория", на которой все выборы должны были проходить по избирательным законам и правилам, приня­тым в ФРГ.

Уже 23 августа 1990 г. Народная палата ГДР принима­ет решение о присоединении к ФРГ. 31 августа договор об объединении был подписан обеими сторонами. 13 сентября на одном из последних заседаний он был ратифицирован Народной палатой ГДР, а затем бундестагом и бундесратом ФРГ. Согласно этому политическому договору 5 воссоздан­ных восточногерманских земель с 3 октября 1990 г. должны были быть включены в состав ФРГ.

В договоре были закреплены также признание зе­мельной реформы, осуществленной еще в годы правле­ния советской военной администрации, и предоставление жителям ГДР права пользоваться благами системы соци­ального обеспечения ФРГ. При этом особо оговаривалось, что вся собственность, конфискованная в период оккупации Советской Армии с мая 1945 г. по 1949 г., возврату не подлежит.

Вместе с тем стороны соглашались с настоятельной необходимостью возвращения частной собственности преж­ним владельцам за счет "реорганизации общественного иму­щества", при этом возможность компенсации за потерян­ную собственность признавалась лишь в случае невозмож­ности ее возврата. Остались, однако, нерешенными такие вопросы, как порядок оказания финансового и экономиче­ского содействия развитию новых земель. Вставали пробле­мы и с разгосударствлением "народных предприятий" ГДР, ибо не были выработаны соответствующие нормы, регули­рующие деятельность ведомства по опеке над ними, о спо­собах компенсации за национализированное в свое время имущество и пр.

При подписании и последующей ратификации Догово­ра об объединении Германии от 31 августа 1990 г. вообще не вносились предложения о разработке новой конституции. Между тем дебаты по этому вопросу, предшествующие объ­единению, не были праздными. Речь шла о том, будут ли восточные и западные немцы равноценными гражданами но­вого государства, а основа их объединения равноправной.

Создатели Основного закона ФРГ 1949 г. рассматрива­ли себя в качестве представителей всего населения бывшей Германии, создавших его, как указано в преамбуле, в целях сохранения национального и государственного единства, и за тех немцев, "которым было отказано в сотрудничестве". Основной закон содержал призыв ко всему германскому народу "путем свободного самоопределения осуществлять до конца единство и свободу Германии". Статья 146 подчер­кивала переходный характер Основного закона, предпола­гая прекращение его действия "в день, когда вступит в дей­ствие Конституция, принятая свободным волеизъявлением немецкого народа".

После объединения была образована Конституционная комиссия, чтобы приспособить Основной закон к новым ус­ловиям единого государства путем поправок, которые долж­ны были вноситься восточными землями до 1993 г. Вноси­лись в основном поправки, реализация которых была или невозможной, или неприемлемой для ФРГ. Например, о га­рантиях полной занятости, или права на жилье, о призна­нии большего значения такой формы непосредственной де­мократии, как референдум, и пр.

Статья 1 договора устанавливала незыблемость границ Германии, в первую очередь ее западных границ с Поль­шей, ст. 2-3 посвящались запрету производства, владения и распоряжения ФРГ оружием массового уничтожения. В соответствии с договором Германия должна была сократить свои вооруженные силы до согласованного предела и строго придерживаться требования, чтобы с ее земли "исходил только мир". В ст. 4-5 говорилось о временном пребывании советских войск на территории ГДР - до 1994 г. и о других военных аспектах в связи с признанием полного суверени­тета ФРГ во внутренних и внешних делах.

Трудности объединительного процесса выявились очень скоро, как и политические, экономические, соци­ально-психологические различия Запада и Востока Гер­мании, которые оказались более стойкими, чем предпо­лагалось ранее.

Восстановление хозяйственной жизни, которая деся­тилетиями формировалась в ГДР на основе затратной экономики, требовало колоссальных денежных вливаний, приведших к повышению подоходного налога в ФРГ на 5%, цен на нефтепродукты и пр., что не встретило понимания, особенно у западных немцев. Бюджет федерации предпо­лагалось пополнить за счет приватизации "народных предприятий" ГДР. Закон о приватизации и реорганизации об­щественного имущества был принят еще в ГДР 17 июля 1990 г.

Реализация этого закона была возложена на одну из крупнейших холдинговых компаний, которая к концу 1991 г. стала организацией, выступающей как доверенное лицо и формальный владелец 14 тысяч предприятий, расположен­ных на территории ГДР с числом занятых в 7 млн. чело­век. Непосредственно эту деятельность выполнял Попечи­тельский совет компании, который был подчинен мини­стерству финансов и стал де-факто в ФРГ федеральным министерством структурных преобразований промышлен­ности Востока. Его функции все время усложнялись (при отсутствии их нормативной основы). Сначала он должен был решать задачи приватизации "народных предприятий" (при этом преследовалась цель получения инвестиций, со­хранения рабочих мест, а также устранения вреда, нанесенного окружающей среде), затем - задачи санации, повышения производительности труда, выпуска дешевой продукции.

ГДР не знала безработицы, в объединенной Германии она стала повсеместным явлением, особенно больно ударившей по Востоку за счет сокращения штатов, ликвидации нерентабельных предприятий, из-за более слабой дисцип­лины труда и пр.

К моменту подписания договора об объединении в быв­шей ГДР уже насчитывалось 600 тыс. безработных, 1,8 млн. человек были частично заняты. Ежедневно число потеряв­ших работу увеличивалось на 30-40 тыс. человек. В 1992 г. из числа работающих в 1989 г. восточных немцев потеряли работу 45%. Только в одном Берлине в 1993 г. было зареги­стрировано 250 тыс. безработных.

Задачи снижения уровня безработицы и повышения производительности труда, широкой модернизации восточ­ных предприятий были поставлены на первом же объеди­ненном заседании бундестага в октябре 1990 г. Безработицу удалось снизить только благодаря введению неполного рабочего дня, предоставлению права на более ранний уход на пенсию, путем создания новых рабочих мест, обществ заня­тости, привлечения финансовых средств федерации на пе­реобучение, переквалификацию рабочих и пр. В ФРГ прак­тиковались и другие, более жесткие меры: предоставление в безотказный наем рабочей силы, занятой на предприяти­ях восточных земель, западным фирмам, досрочное уволь­нение на пенсию, особенно женщин-матерей, пользующих­ся семейными пособиями, и пр.

Не могло решить проблему жилья, трудоустройства эмигрантов и специально созданное ведомство по делам ино­странных беженцев, штат которого был значительно увели­чен в этом же году. Все это повлекло за собой взрыв наси­лия со стороны германских расистов, так называемых бри­тоголовых, направленного против эмигрантов. В ходе после­довавших за этими событиями тысячных антирасистских демонстраций правительство ФРГ не без оснований стало обвиняться в том, что оно не проводит должной борьбы с правыми экстремистами.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.