Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Конституционная монархия в России (1905-1917 гг.)



ИЗМЕНЕНИЯ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ (конец XIX — начало XX в.)

Причины кризиса. Проблема коренного обновления всех сфер жизни от экономики до государственного строя вновь встала перед Россией на рубеже веков. Модернизацию предстояло проводить на огромном пространстве, в стране со многими феодальными пережитками и устойчивыми консервативными традициями. Внутренняя политика строилась на великодержавных принципах. Система высших органов власти и управления была призвана укрепить власть императора.

Нарастала социальная напряженность, обусловленная быстрым раз- витием новых экономических форм. Углублялся конфликт между помещичьим и крестьянским секторами экономики. Пореформенная община уже не могла сдержать социальной дифференциации крестьянства. Крепнущая российская буржуазия претендовала на политическую роль в обществе, встречая противодействие дворянства и государственной бюрократии. Главная опора самодержавия — дворянство — теряла монополию на власть.

Оживление и развитие товарно-денежных отношений, формирование рынка товаров, сырья, финансов и рабочей силы потребовали перестройки политической и государственной систем.

В политической сфере выявились сторонники и противники промышленной модернизации и политических реформ (представителем первых стал С.Ю. Витте, вторых — В.К. Плеве).

Экономический курс, разработанный С Ю . Витте для России, включал: жесткую налоговую политику, увеличение косвенных налогов и введение государственной монополии на производство и продажу водки; финансовую реформу (1897) с ограничением эмиссии, конвертируемость и обеспеченность рубля; развитие банковского дела; развитие иностранных инвестиций и продажу государственных облигаций на фондовых рынках (немецком, французском, британском, бельгийском). Росийская модель модернизации экономики включала также широкое развитие железнодорожной сети и крупной промышленности. Банковская система в России стала формироваться после пояления в 1860 г. Государственного банка. В 1864 г. был открыт первый акционер- ный банк, с 1868 г. стало появляться множество коммерческих акционерных банков. Государственный банк, подчинявшийся Министерству финансов, проводил его политику в сфере финансирования торговли и промышленности.

Государство поощряло частное предпринимательство: в 1891 г. был установлен протекционистский таможенный тариф, в 1900—1903 гг. предпринимателям выделены значительные субсидии. Правительство стремилось воздействовать на зарождавшееся рабочее и крестьянское движение. Под эгидой полиции в крупных промышленных центрах создавались общества рабочих, в 1902 г. образовалось Особое совещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности. Эти полугосударственные организации должны были контролировать общественное движение.

Поражение в войне с Японией способствовало нарастанию революционных настроений. После убийства эсерами В.К. Плеве началась «эпоха доверия», провозглашенная новым министром внутренних дел П.Д. Святополк-Мирским. События 9 января 1905 г. прервали этот период. В феврале 1905 г. опубликованы два взаимоисключающих правительственных акта — Указ, разрешавший населению подавать проекты об усовершенствовании государственного устройства, и Манифест, утверждавший незыблемость самодержавия.

Проекты реформ.Совету министров предписывалось принимать и рассматривать любые проекты ре форм. Министру внутренних дел рекомендовалось привлекать избранных от населения людей к участию в предварительной разработке и обсуждению законодательных предположений.
В феврале 1905 г. царь направил на имя министра внутренних дел А.Г. Булыгина рескрипт, предписывающий привлекать народных представителей к участию в предварительном обсуждении и разработке законодательных предположений. При этом не должны были затрагиваться положения Основных законов. В конце мая 1905 г. булыгинская комиссия представила проект нового законодательного органа в Совет министров. Новый орган был назван Государственной думой. Проект обсуждался в июле на совещании высших государственных чиновников под председательством императора.

6 августа 1905 г. царем утверждены акты об учреждении Государственной думы и Положение о выборах в нее. ДЛЯ выборов устанавливалась куриальная система, сочетавшая в себе имущественные и сословные критерии. Правительство для каждой курии устанавливало свои нормы представительства (по куриям земле-владельцев, городской и крестьянской).

Уездный избирательный съезд землевладельцев выбирал выборщиков. Для крестьян устанавливалась четырехстепенная система выборов: сельские сходы, волостные сходы, уездные съезды, уполномоченные от волостей (выборщиков). Выборщики от губерний, избранные куриями, собирались на губерн- ские избирательные собрания. Здесь каждая курия выбирала определен- ное законом число членов Государственной думы. В крупных городах членов Думы выбирали городские избирательные собрания. События осени 1905 г. сорвали выборы в Думу булыгинского образца. По Манифесту 17 октября было обещано создать законодательную Думу с расширенным представительством. Правительственный проект создания законосовещательного «народного представительства» предполагал положить в основу избирательного порядка не сословный, а либеральный имущественный ценз.

По проекту (Закон от 6 августа 1905 г.) Дума представляла нижнюю палату, а функции верхней передавались пленуму Государственного сове- та. За Думой закреплялись законодательная инициатива и право запроса. Законопроект, представленный Думе министром и отвергнутый ее квалифицированным большинством (так же как и в Государственном совете), возвращался на доработку и не мог быть введен в действие указом царя. Такой порядок указывал на предполагающееся ограничение абсолютной власти монарха в сфере законодательства. Созыв Думы на основании Закона от 6 августа 1905 г. предполага- лось осуществить в январе 1906 г. Однако этот Закон так и не вступил в действие.

Правительство пыталось лавировать. Итогом этой политики стал Манифест 17 октября 1905 г., положивший начало буржуазному кон- ституционализму в России.

Переход к конституционной монархии.17 октября 1905 г. объявляется переход страны к новому конституционному строю. Этот переход, по мнению некоторых исследователей (В.В. Леонтович), был значительно облегчен принятием Закона от 6 августа, решившего две проблемы: создание народного представительства как постоянного учреждения и предоставление ему права отклонять законопроекты, не позволяя им приобретать исполнительную силу.

Реакцией на правительственные уступки стало выступление правых сил, выразившееся в погромах. В политической сфере началось формирование партий правительственного лагеря, противостоявшего демократическому и либеральному. В декабре 1905 г. было подавлено вооруженное восстание в Москве. Правительство отказалось от ряда уступок, сделанных в ходе революции (свобода собраний, слова, печати и т.п.). Манифестом 20 февраля 1906 г. Государственный совет был превращен в законодательный орган, верх- нюю палату российского парламента. В ускоренном порядке пересмотре- ны Основные законы Российской империи.

Политико-правовые факторы, которые привели к трансформации государственного и политического строя России, стали проявляться задолго до революционных событий 1905 г. В начале 1898 г. быстро нарастало студенческое движение, поводом для которого стал новый университетский устав 1884 г., значительно ограничивший автономию вузов. Движение приобрело политический характер.

Правительство в конце 1901 г. издало Временные правила о студенческих учреждениях (кассах взаимопомощи, кружках и проч.), пытаясь частично удовлетворить требования студентов. Однако восстановление автономии университетов было осуществлено только летом 1905 г., когда нарастала волна революции.

С 1896 г. в стране увеличивалось число забастовок на фабриках и заводах (в 1901 г. прошло 120 стачек), в 1903 г. проведена всеобщая забастовка. Весной 1902 г. участились крестьянские бунты. В связи с этим правительство создало Особое совещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности, которое ставило перед собой задачи облегчить выход крестьян из общины, поощрить хуторские выделы, предложило считать подворное землевладение личной собственностью. В феврале 1903 г. издан Манифест, в котором обещано отменить круговую поруку в деревне. Вместе с тем в нем заявлялось о сохранении общины и неотчуж- даемости земельных наделов. Еще в апреле 1879 г. в Москве состоялся первый съезд земцев-кон- ституционалистов, выдвинувший требование о создании в стране пред- ставительного органа парламентарного типа. В 1881 г. эти требования были учтены в составленном М.Т. Лорис-Меликовым плане «конституции».

В июне 1902 г. состоялся нелегальный съезд председателей земств, который выработал широкую программу либеральных реформ. В 1903 г. возникает Союз земцев-конституционалистов, на основе которого уже в октябре 1905 г. будет сформирована кадетская партия.

В апреле 1905 г. в Москве прошел первый легальный съезд земств, в июле — объединенный съезд земств и городских дум (прототип будущего Земгора). Либеральная буржуазия получает право легального участия в обсуждении Политических проблем и формировании нарождающейся конституционной государственности,.

В мае 1902 г. проводился первый съезд для разработки вопросов земского самоуправления, в ноябре 1904 г. в Петербурге состоялось совещание земских деятелей, которые подвергли резкой критике бюро- кратическую систему самодержавной монархии и потребовали широких политических прав и свобод.

В ответ на это давление правительство в декабре 1904 г. издало Манифест, в котором обещало ряд уступок: уравнять крестьян в правах с другими сословиями, издать закон об уравнении в правах евреев и раскольников, обеспечить самостоятельность суда, ограничить исключи- тельные законы. В Манифесте были, однако, отвергнуты притязания земцев на вхождение в Государственный совет.

В ноябре 1904 г. состоялся Всероссийский съезд председателей губернских земских управ и земских деятелей, принявший решение о необходимости ввести в России «народное представительство», в задачу которого должны входить «совещания с верховной властью».

Об участии населения в законодательной работе, как о назревшей необходимости, говорилось в записке министра внутренних дел П.Д. Святополк-Мирского на имя императора. Там же предлагалось восстано- вить роль Сената как высшего блюстителя законности, пересмотреть земское и городовое положения, сформировать мелкую земскую единицу (волостное земство), установить режим законности и веротерпимости, сблизить имущественные права крестьян с аналогичными правами других классов населения и т.п. Подчеркивалась незыблемость самодержавия.

Участие общественности в обсуждении государственных дел предлагалось оформить в виде особой группы выборных от земств и городских дум, входящей в состав Государственного совета. Сделанные предложения не были реализованы: политическая ситуация в стране все более обострялась. В ноябре — декабре 1904 г. началась «банкетная кампания», в ходе которой земские радикалы предлагали свои конституционные проекты.

Программа Святополк-Мирского обсуждалась в декабре 1904 г. на совещании высших государственных сановников и князей, которое отвергли большинство реформационных предложений министра.

Итог совещанию подвел декабрьский Манифест (Указ 1904 г.), которым провозглашалось, что крестьянство уравнивается в правах с другими сословиями, вводится государственное страхование рабочих, расширяется компетенция земских и городских учреждений, что будет пересмотрено законодательство о раскольниках и евреях, устранены ограничения печати. Однако предложение об участии выборных от земств и городов в разработке законопроектов было отвергнуто. Документ гото- вился при активном участии С.Ю. Витте. В противовес булыгинскому законопроекту законосовещательной Думы радикальное большинство земских съездов разработало свой проект, названный Основной государственный закон Российского государства. В нем предполагалось перейти ко всеобщему избирательному праву, передать всю власть парламенту, значительно расширить права местного самоуправления и т.п. Однако конституционные уступки, сделанные правительством в ок- тябре 1905 г., были обусловлены усилением революционного движения, а не воздействием либеральных идей и программ, утрачивающих силу.

Летом 1904 г. был убит министр внутренних дел В.К. Плеве, с осени 1904 г. началась «эпоха доверия» (новый министр П.Д. Святополк-Мирский вернул из ссылки земских оппозиционных деятелей, разрешил проводить земские совещания). Печать начала обсуждать коренные политические реформы. Расстрел демонстрации 9 января 1905 г. и пораже- ние в войне с Японией углубили революционный кризис. Летом 1905 г. образовалось большое число профессиональных союзов, часть которых объединилась в Союз Союзов, выставивший политические требования: демократические преобразования и созыв Учредительного собрания. В Москве образовался Всероссийский крестьянский союз, находившийся под сильным влиянием эсеров, по стране про- катилась волна аграрных беспорядков. В Петербурге создан Совет рабочих депутатов для руководства стачечным движением, осенью 1905 г. переросшим во всеобщую забастовку.

На пути к конституционному строительству в России важнейшими вехами стали Манифест 17 октября 1905 г., провозгласивший введение гражданских свобод и организацию законодательного органа (Государственной думы), ограничивавшего монархическую власть, и Основные законы от 23 апреля 1906 г., определившие двухпалатную парламентар- ную систему, но сохранившие весьма широкие пределы императорской власти. В Основных законах отмечалось, что император осуществлял законодательную власть вместе с Думой и Государственным советом, но без императорского утверждения ни один закон не приобретал силы.

Государственный совет преобразован в феврале 1906 г., а в апреле ему был придан государственно-правовой статус второй парламентской палаты. Новая структура Совета состояла из общего собрания, двух департаментов, двух присутствий и канцелярии.

Деятельность Совета министров и местное самоуправление.С января 1905 г. Совет министров стал действовать на организационных началах 1861 г. В октябре 1905 г. произошла его реорганизация — Совет министров стал постоянно действующим органом. Акт, которым было осуществлено преоб- разование, назывался «О мерах к укреплению единства в деятельности министерств и главных управлений». Совет министров превращался в высшее правительственное учреждение, на которое возлагались задачи по направлению действий ведомств в сфере законодательства и государственного управления. Совет министров не был кабинетом в «английском» смысле этого понятия. Отдельные министры назначались непосредственно императором, были ответственны перед ним, выступали как независимые перед Советом главы отдельных ведомств. Совет министров играл роль координационного центра и не был органом, осуществлявшим политическую программу, одобренную его членами. Все законопроекты и административные распоряжения до того, как они передавались царю, должны были рассматриваться в Совете министров, некоторые законопроекты Совет министров мог обсуждать неза- висимо от законодательных палат (Думы и Государственного совета). Часть их поступала непосредственно на утверждение императора (ст. И Основных законов) в качестве актов верховного управления, часть принимала форму чрезвычайных указов (ст. 87 Основных законов).

Правительство стремилось путем проведения правовых реформ прекратить революционное брожение: для рассмотрения в Думе был подго- товлен большой пакет законопроектов (в день их тогда поступало более 100). Многие из проектов носили определенно либеральный характер. Так Министерство юстиции готовило проекты законов об условном осуждении, защите на стадии предварительного следствия и т.п. Однако большинство проектов подвергались существенным изменениям в самой Думе или Государственном совете.

Целый ряд важных мероприятий был проведен правительством П.А. Столыпина в форме указов и не дожидаясь созыва Думы — о равноправии крестьян, о выходе из общины, о передаче Крестьянскому банку ряда земель и т.п.

Не стал законом проект, по которому предполагалось выделение земствам казенных средств (с одобрения губернатора, губернского совета и Совета по делам местного хозяйства) в случаях, когда им для выполнения своих задач не хватало собственных и бюджетных средств. Подготовленный при участии Столыпина проект был отвергнут Министерством финансов.

В ноябре 1906 г. правительство запрещает лицам, состоящим на государственной службе участвовать в политических партиях, проявляю- щих стремление к борьбе с правительством. Особым циркуляром прави- тельства давалось разъяснение губернаторам, что «политическая партия может быть запрещена, если цель ее, будучи по форме легальной, недо-статочно ясна». Этими актами правительство достаточно опредленно выразило свою политическую позицию — «либеральный консерватизм». Эта позиция отразилась и на тактических приемах правительственной политики в Думе — балансировании между двумя думскими фракциями — октябристов и кадетов.

Одной из важнейших функций Совета министров было исполнение государственного бюджета, утверждаемого Думой. Совет министров руководил составлением смет бюджета, открывал кредиты министерствам и проч.

Некоторые ведомства могли обращаться для «высочайшего рассмотрения» своих дел непосредственно к императору, минуя Совет министров (Министерство внутренних дел, военное, морское, удельное ведомства, Комитет финансов и др.). Председатель Совета министров и министры назначались царем и были ответственны перед ним.

Функции упраздненного в апреле 1906 г. Комитета министров частично передавались Совету министров, частично Государственному совету. Министры были ответственны только перед царем и им же назна- чались, правительство еще не приобрело характера «буржуазного кабинета». Происходила достаточно частая смена председателей Совета ми- нистров: с октября 1905 по апрель 1906 г. — Витте, с апреля по июль 1906 г. — Горемыкин, с июня 1906 по сентябрь 1911 г. — Столыпин, с сентября 1911 по январь 1914 г. — Коковцев, с января 1914 г. по январь 1916 г. — Горемыкин.

В период революции оживилась деятельность первого и второго департаментов Сената, а в связи со столыпинской аграрной реформой — деятельность аграрного департамента. Вместе с тем Сенат все более и более подчинялся Министерству юстиции. Происходили перемены в положении отдельных ведомств. Объединение ведомств с другими министерствами привело к появлению Совета государственной обороны. Департамент полиции и отделения жандармерии фактически не подчинялись Министерству внутренних дел. Роль полиции заметно возросла: такая структура, как четвертое делопроизводство, осуществляла надзор за рабочим движением и легальными организациями. В 1906 г. в составе Корпуса жандармов создано Управление полицейской стражи. Тогда же было создано Главное управление по делам печати.

Аграрная реформа осуществлялась Комитетом по землеустройству в составе Главного управления землеустройства и земледелия. Здесь же действовало Переселенческое управление. В октябре 1905 г. было учреждено Министерство торговли и промышленности, в которое вошел Страховой совет.

Система местного управления также подверглась определенным изменениям. При охранных отделениях Министерства внутренних дел открывались регистрационные конторы, происходила децентрализация органов политического сыска, создавались окраинные отделения и упразднялись районные охранные отделения. Цензурные органы преобразовывались в местные комитеты по печати, для регистрации образовывавшихся обществ создавались специальные присутствия.

С 1906 г. каждое губернское земское собрание получило право выбирать по одному члену Государственного совета. С 1912 г. уездные земские собрания вновь стали выбирать мировых судей фактически упраздненных в 1889 г. Мировые суды восстанавливались в апреле 1912 г., тогда же ликвидировался институт земских начальников.

Представительные органы на местах все чаще заменяли чиновничьи комитеты: появились биржевые комитеты, различные советы, стали про- водиться профессиональные и региональные съезды, избиравшие свои бюро. С 1911 г. широкое распространение получили землеустроительные комиссии — административно-судебные учреждения по делам о землеустройстве.

СУДЕБНАЯ РЕФОРМА.В 1912 г. на основе проекта комиссии Государственной думы (подготовленному депутатами-кадетами во главе с И.В. Гессеном) принимается закон «о местном суде». Особенностью местного суда являлась его сословность. Для устранения этого недостатка требовалось упразднить волостные суды и судебные функции земских начальников, заменить их общим всесослов- ным судом. Предлагался принцип выборности местных судей, ограниченный некоторыми цензами (образовательный, имущественный). Реформа местной юстиции предполагала заменить существующее многообразие местных судебных органов (волостной суд, земские участковые начальники, городские судьи, выборные и назначаемые мировые судьи) единой судебной инстанцией — мировым судом, действующим на началах выборности.

Обсуждение проекта началось в Думе летом 1907 г. По проекту Министерства юстиции должность мирового судьи должна быть выборной, выборы проводятся земскими начальниками и городскими думами.

Думский проект предполагал правительственное назначение судей, однако сама Дума склонилась к выборному принципу. Депутаты полагали, что развитие демократии в стране приведет к созданию всесословных органов, которые и будут избирать мировых судей.

По министерскому проекту предполагалось связать мировые суды с общими судами (в частности, в вопросе об организации апелляционной инстанции, куда наряду с мировыми судьями должны войти судьи окружного уездного суда). Обсуждение проекта было прервано роспуском Думы 3 июня 1907 г.

Новое обсуждение началось в октябре 1909 г. Теперь оно непосредственно связывалось с проблемой ликвидации волостных судов. В защиту волостного суда выступили депутаты от крестьян, однако большинством был поддержан проект о восстановлении мирового суда.

В мае 1910 г. комиссия Государственного совета пришла к выводу о необходимости сохранения волостного суда. В качестве апелляционной инстанции для него предлагалось учредить верхний сельский суд под председательством мирового суда.

Окончательно закон о местном суде был принят при постатейном голосовании III Думой в июне 1912 г. Сложилась следующая система: волостные суды, сохраняя свой сословный крестьянский характер, вводились в общую систему судебных установлений в качестве низшей инстанции местного суда. Они множеством нитей связывались с мировыми судами.

Апелляционной инстанцией для них являлся верхний сельский суд. Он состоял из мирового судьи и двух председателей волостных судов.Кассационной инстанцией становился мировой съезд. Мировые судьи избирались сроком на три года уездными земскими собраниями и городскими думами, они по-прежнему делились на участковых, почетных и добавочных. Апелляционной инстанцией устанавли- вались мировые съезды, председатели которых назначались императором, кассационной инстанцией — Сенат. По сравнению с уставами 1864 г. подсудность мировых судов была значительно расширена.

АГРАРНЫЕ ПРОЕКТЫ.С 1904 г. по инициативе С.Ю. Витте началась разработка аграрных реформ. В проекте предполагалось установить порядок принудительного отчуждения (за вознаграждение) частновладельческих земель. Проект обсуждался в январе 1906 г. на заседании Совета министров, однако правительство признало частную собственность неприкосновенной. Проходивший в мае 1906 г. Съезд уполномоченных дворянских обществ также признал недопустимым принудительное отчуждение помещичьих земель.

В январе 1906 г. выкупные платежи крестьян были уменьшены вдвое, с января 1907 г. их уплата прекращалась вовсе. Крестьянский поземельный банк устанавливал более льготные условия для получения ссуд малоземельными крестьянами.

В то же время (май 1906 г.) кадетская фракция I Государственной думы внесла законопроект, в котором предполагалось наделение крестьян землей из фондов казенных, удельных, кабинетных, монастырских и церковных земель. Предлагалось также частичное отчуждение за выкуп («по справедливой оценке») помещичьей земли.

Другой проект был представлен фракцией трудовиков. В нем пред- лагалось отчуждение частновладельческих (в том числе помещичьих) земель, размеры которых превышают «трудовую норму», введение уравнительного землевладения, также по «трудовой норме». Более радикаль- ным предложением фракции было полное уничтожение частной собствен- ности на землю, объявление ее собственностью населения России («про- ект 33-х»). (Эти идеи получат свое развитие позже — в проектах эсеровской партии и даже в первых аграрных преобразованиях советской власти — Декрет о земле и проч.)

Ширилось кооперативное движение. Еще в 1895 г. было принято Положение об учреждении мелкого кредита, предусматривавшее создание кредитных и ссудно-сберегательных товариществ, волостных банков и касс. В 1897 г. принят Примерный устав потребительских кооперативных обществ, а в 1898 г. — уставы сельскохозяйственных обществ и товариществ. В 1908 г. в Москве состоялся первый кооперативный съезд, в 1912 г. в Петербурге — съезд представителей кредитной и сельскохозяйственной кооперации. Закладывались организационные и правовые основы новой общест- венной и государственной системы, монархия из самодержавной превращалась в буржуазную.

ЗЕМСКОЕ ДВИЖЕНИЕ.Земское движение стало базой для формирования либеральных и демократических политических партий России. Политические тенденции земских органов проявились с самого их возникновения. В 1865 г. Петербургское земское собрание настаивало на создании центрального земского учреждения, в 1867 г. потребовало участия земства в законодательной работе. В 1867 г. правительственный Сенат возложил на губернаторов контроль за личным составом земских органов, а Государственный совет запретил публикацию земских отчетов.

Ограничение деятельности земских органов правительством не давало значительных результатов — движение усиливалось и ширилось. Земские органы проводили свои территориальные съезды, на которых формулировали политические требования. В 1879 г. проходил крупный земский съезд в Москве, образовавший «Общество земского союза и самоуправления» — Земский союз. Земства настаивали на включении их в сеть государственных учреждений.

В 1881 г. (после убийства Александра II) Земский союз сформулировал свои основные политические принципы: отрицание правительствен- ного и революционного террора, децентрализация государственного управления, центральное народное представительство (Государственная дума), упразднение самодержавия.

Органом, проводившим в жизнь взгляды земцев, стало Вольное экономическое общество (активизировавшееся в 1895 г.), с 1897 г. земское влияние выходит за пределы земских организаций.

С 1900 г. земская оппозиция, не обращая внимания на правительственные учреждения, регулярно проводит свои съезды. Начались переговоры о создании тайной оппозиционной организации, в 1902 г. возник Союз Освобождения, на основе которого позже организована партия кадетов.

В 1903 г. в Москве состоялся съезд земских конституционалистов, выразивший основные политические устремления либеральной буржуазии. В 1904 г. «Союз Освобождения» уже вполне гласно сформулировал свои требования: уничтожение самодержавия и установление конституционного режима, право наций на самоопределение, демократические политические реформы. Был подан адрес императору, где выражались конституционные пожелания. Одновременно принято решение образовать «Союз Союзов», который должен был установить организационные связи с центральными органами всех левых политических партий.

В 1905 г. земское движение еще более активизировалось. Выдвинуты требования о замене самодержавия «свободно-демократическим стро- ем», предоставлении прав и свобод, недоверии правительственным учреждениям. В мае 1905 г. в Москве образовался «Союз Союзов». Все проходившие съезды требовали создать представительный центральный орган — Государственную думу, избираемую путем всеобщего, равного и тайного голосования.

ЛИБЕРАЛЬНАЯ ОППОЗИЦИЯ.В 1903 г. вокруг журнала «Освобождение» стали группироваться либеральные круги, поставившие своей целью борьбу с самодержавием. В программу движения были включены вопросы экономического и финансового характера, децентрализации и переустройства местного самоуправления, рабочий вопрос и аграрные преобразования, административные реформы и т.п. Предполагалось создать комиссию из представителей различных об- щественных организаций для подготовки избирательного закона в Учре- дительное собрание, которое подготовит конституцию страны. При этом программа не настаивала на устранении монархии и провозглашении республики.
Тактика «Союза Освобождения» формулировалась следующим образом: не штурм, а блокада. В октябре 1904 г. либералы приняли участие в совещании оппозиционных и революционных организаций. Движение все более склонялось влево: «Союз Освобождения» начал поддерживать политические выступления студентов, аграрные беспорядки, стремление национальных окраин к автономии и даже оправдывать революционный террор. Вместе с тем значительная часть либеральной буржуазии продолжала двигаться путем эволюционного, реформистского преобразования существующего строя. Основу для создания конституционного строя они видели в земских учреждениях. С назначением на пост министра внутренних дел князя Святополк-Мирского правительство начало осуществлять либеральный курс преоб- разований (осень 1904 г.). Земские учреждения стали рассчитывать на сотрудничество с правительством. Бюро земских собраний в сентябре 1904 г. приняло решение созвать земский съезд. На съезде были сформулированы следующие преобразо- вания либеральной оппозиции: неприкосновенность личности, свобода вероисповеданий и печати, политическое равноправие граждан, предоставление крестьянам равных с другими личных прав, расширение полномочий органов местного самоуправления, создание органа народного представительства, в который необходимо избрать представителей народа для взаимодействия с государственной властью.

В начале декабря 1904 г. Святополк-Мирский поручил разработать законопроект, в котором излагалась программа либеральных реформ. В частности, в нем предусматривалось привлечение избранных народных представителей к законодательной деятельности. В значительной мере проект закона был обусловлен положениями либеральной программы, выработанной земским съездом.

Комитет министров должен был разработать основные начала законопроектов о реформах, окончательная и подробная разработка их поручалась особым совещательным комитетам, назначаемым царем.

Особый совещательный комитет, которому поручалось готовить законы об изменении основ правления, должен был рассмотреть вопрос о преобразовании Сената и административной юстиции. Параллельно работали совещания по пересмотру чрезвычайных законов, вопросам печaти, религиозным делам.

Вопрос об отношении государства и Церкви, рассматривавшийся вначале в Комитете министров, был передан на рассмотрение Синода. Члены Синода постановили созвать всероссийский Собор и решить вопрос о восстановлении патриаршества. Несмотря на поддержку председателя Комитета министров С Ю . Витте, подготовка законопроектов продвигалась с трудом. Этой работе препятствовала также позиция радикального крыла земского движения, отказывавшегося от сотрудничества с государственной властью. Обострение политического кризиса продолжалось. Расстрел рабочей демонстрации 9 января 1905 г., крестьянские бунты и погромы, пораже- ние в войне с Японией, волна террористических актов дестабилизировали ситуацию. На этой волне радикализировалось и либеральное движение. Много- численные земские собрания обращались к царю, требуя созыва народного представительства.

В феврале 1905 г. прошел второй земский съезд, на котором началась разработка плана для созыва народного представительства, порученная организационному бюро земских съездов. Внутри земского движения наметился раскол: одна часть земцев надеялась на союз с правительственной властью, другая поворачивала в сторону революции. Внутри земского движения выявились серьезные разногласия: кон- ституционный строй или народное представительство с законосовеща- тельными функциями, всеобщие выборы или цензовое голосование, учредительное собрание или пожалование конституции сверху? В дискуссиях на апрельском и майском (1905) земских съездах победу одержало ради- кальное крыло движения. Большинство участников земских съездов отвергало сотрудничество с правительством в деле осуществления государственных реформ.

В июне 1905 г. на очередном съезде был одобрен проект конституции, противопоставленный правительственному (булыгинскому). Многие участники предлагали бойкотировать Думу с законосовещательными (а не законодательными) полномочиями. Было принято обращение к народу с призывом оказывать властям пассивное сопротивление. Настаивали на введении всеобщего избирательного права и отказе от цензовой избирательной системы, повторявшей принципы выборов в органы мест- ного самоуправления (земства и городские органы). Организационно многие участники земских съездов примыкали к Союзу Союзов, ставше- му центром либеральной и демократической оппозиции.

КАДЕТЫ:ЛЕВЫЙ ЦЕНТР.В сентябре 1905 г. проходит съезд земских и городских деятелей, который наметил программу партии, получившей название конституционно-демократической.

Программа партии конституционных демократов была утверждена на учредительном съезде в октябре 1905 г. Ее государственно-политические положения сводились к следующему: сформировать двухпалатный пар- ламент, вторая палата которого состояла бы из представителей органов местного самоуправления. Парламент обязан санкционировать любой законодательный акт и бюджет. В области судоустройства должны быть восстановлены принципы уставов 1864 г., упразднено административное вмешательство в судебные дела, отменена смертная казнь. В финансовой области партия выступала за отмену выкупных платежей для крестьян и развитие прямого обложения, отчуждение (за плату) государственных и частновладельческих земель и наделение ими нуждающихся, развитие аренды земли. В области трудовых отношений отстаивалось право на забастовку, выборные (от рабочих) инспекции труда, 8-часовой рабочий день, запрет ночного и сверхурочного труда, государственное страхова- ние, уголовная ответственность за нарушение законов о труде; посредничество в спорах через примирительные комиссии, включающие предпринимателей и рабочих.

Предлагалось обеспечить безземельных крестьян землями, выкупаемыми государством у частных лиц. На крестьян должно было распространяться законодательство о труде, за его применением должна сле- дить сельскохозяйственная инспекция.

Умеренно-прогрессистская партия, близкая к кадетам в области государственной системы, настаивала на «неприкосновенности верхов- ной власти государя» и ответственности министров перед представителями народа. В области государственного устройства она выступала за цельность государства при самостоятельности местного самоуправления, против автономии и федерации. В области труда — против установления 8-часового дня, введение которого могло бы ослабить конкуренцию рос- сийской экономики перед Западом. Всероссийский торгово-промышленный союз выступал за единую империю с конституционным монархом и Кабинетом министров, опирающимся на большинство Думы (английская конституционная модель). Политической целью союза провозглашалось «экономическое содружество торгово-промышленных классов, представительство этого содружества во всех общественных организациях, Государственной думе и правительственных учреждениях».

ОКТЯБРИСТЫ:ПРАВЫЙ ЦЕНТР.Союз 17 октября полностью базировался на принципах Манифеста 17 октября. Его кредо — «сильная власть выведет страну из хаоса». Союз выступал за сохранение единого и неделимого (унитарного) Российского государства, конституционную монархию с народным представительством, основанным на общем избирательном праве. Монархия, самодержавие признавались умиротворяющим, стабилизирую- щим фактором. В аграрном вопросе Союз ратовал за отмену исключительных положений и административной опеки над крестьянством, создание земельного фонда из государственных и удельных земель, включение общинных земель в гражданский оборот. В области рабочего законодательства — социальное обеспечение и страхование, регулируемые законом стачки. В сфере местного управления — создание бессословного земства в качестве мелкой территориальной единицы, выборное начало в местной юстиции, невмешательство администрации. В сфере промыш- ленности предлагалось освободить предпринимательство от правительственной опеки (идея «чистого либерализма»).

Партия правового порядка настаивала на сильной власти и единстве России. Автономия территорий отвергалась, но провозглашалось равноправие всех граждан России. Крестьянский вопрос решался через облегчение налогообложения, наделение крестьян землей (с компенсацией владельцев), поощрение перехода от общинного владения к личному. В сфере рабочей — «забота о возможном сокращении рабочего дня и страховании».

Партия монархистов-конституционалистов (царистов) исходила из идей: «царь — отец народа, Россия без царя немыслима», «к данному положению вещей привело олигархическое правление мини- стров». Крестьянский вопрос предлагалось решить переводом землепользования из общинного в подворное и реорганизацией крестьянского банка. Партия выступала против идеи образования государственного земельного фонда. Образование предлагалось перестроить на корпоративных началах, поощряя национализм, организацию землячеств, проведение судов чести. Антисемитизм программы проявился в указании на «опасность политических взглядов еврейства». Политическая установка была сформулирована в положении: «Всеобщее, равное, прямое и тайное избирательное право невозможно на заре парламентаризма».

ЧЕРНОСОТЕНЦЫ.В мае 1906 г. состоялся первый съезд уполномоченных дворянских обществ, на кото- ром был избран Постоянный совет объединенных дворянских обществ со своим уставом. Он стал координационным центром для политических дворянских организаций и движений.
Лозунгом правых партий стал призыв «Православие, самодержавие, народность». «Русская народность как собирательница земли Русской и устроительница Русского государства есть народность державная, господствующая и первенствующая». Все народности делились на дружественные и враждебные русскому народу. Ограничения предлагалось распространить на финнов, поляков, кавказцев и евреев.

Весной 1905 г. появилось большое число национально-патриотических союзов, обществ, братств, дружин и лиг. В ноябре 1905 г. возник Союз русского народа, объединивший ряд других черносотенных орга- низаций. Союз располагал местными органами и возглавлялся Главным советом. Его деятельность поддерживали государственные и церковные органы.

В промышленных центрах действовали черносотенные рабочие организации, например «Патриотическое содружество рабочих», ставившее своей целью «борьбу мирными и законными средствами со всеми видами несправедливого, незаконного и нечестного отношения как работодателей к рабочим и труду, так и рабочих к работодателям и труду». Самодержавную монархию черносотенцы признавали единственно приемлемой формой правления для России. Социалистические партии в России образовывались на основе народнической и марксистской идеологии.

СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТЫ.В 1898 г. представители Союза борьбы за освобождение рабочего класса, групп «Рабочей газеты» и «Бунда» провели съезд в Минске, провозгласив образование Российской социал-демократической рабочей партии. На II съезде партии, в 1903 г., произошел ее раскол на «большевиков» и «меньшевиков», тогда же были приняты программа и устав партии.
В революцию 1905 г. РСДРП вступила со своей программой политического и государственного переустройства. Самодержавие признавалось пережитком и злейшим противником народа. Предлагалось сформировать законодательное однопалатное собрание на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права, создать выборные суды, заменить войска всеобщим вооружением народа, отделить Церковь от го- сударства. Партия предлагала установить прогрессивный подоходный налог, восьмичасовой рабочий день, установить уголовную ответствен- ность предпринимателя за нарушение охраны труда, запретить штрафы на производстве, установить промысловые суды (из рабочих и предпринимателей).Для крестьян предлагалось отменить выкупные платежи, разрешить отчуждение земли крестьянами, возвратить крестьянам выплаченные ими деньги за счет монастырских, дворцовых земель и обложения нало- гом помещичьих земель. Предусматривалась конфискация церковных, монастырских, удельных и частновладельческих земель с передачей их в распоряжение выборных органов местного самоуправления (муниципализация земли). Предъявлялось требование разрешить судам снижать уплачиваемую крестьянами арендную плату. В политической сфере провозглашались свержение самодержавия и передача власти Учредительному собранию.

ЭСЕРЫ И БЛИЗКИЕ ИМ ПАРТИИ.В 1901 г. на политическую арену выходит Партия социалистов-революционеров, считавшая себя идейной преемницей рево- люционной партии «Народная воля». «Социализация земли» — лозунг партии, террор — метод ее деятельности. Установкой партии стала идея, что «развившийся механизм государства парализует производительные силы деревни». Предполагалось, что процесс преобразования России будет идти «под руководством несоциалистических сил».
В политической сфере эсеры настаивали на демократической республике с широкой автономией областей или всеобщим избирательным правом и заменой армии ополчением, в области производства — на установ- лении минимума заработной платы и государственном страховании, в сфере аграрной — на социализации земли, т.е. передаче ее в общинное владение и распоряжение. Этому должно было способствовать расшире- ние прав общины на экспроприацию частных земель, конфискация двор- цовых и монастырских земель, развитие кооперации и общественных служб (образование, медицина). Партия предупреждала: «Рабочий класс против того "государственного социализма", который является отчасти системой полумер для усыпления рабочего класса, отчасти же своеобразным государственным капитализмом, сосредоточивая различ- ные отрасли производства и торговли в руках правящей бюрократии ради ее фискальных и политических целей». Целями партии были борьба с самодержавием и созыв Земского собора (Учредительного собрания).

Эсеры настаивали на федеративной форме государственного устройства, на широком использовании законодательного референдума.

Близкая к эсерам Народно-социалистическая партия провозглашала необходимость создать народное государство, в котором будет проведено обобществление всех средств производства и учреждено соци- алистическое общественное распределение. Предполагалось ввести самоуправление с широкими правами, учредить однопалатное народное представительство и выборный суд.

Между эсерами и кадетами стояла Радикальная партия, желавшая вместе с социалистами «проводить принцип демократии в чистом виде», предлагая выборы однопалатного парламента и создание «Соединенных штатов России» (политическая и административная автономия). В рабочем вопросе предлагалось предоставить трудящимся право надзирать за условиями труда и обеспечивать минимум социальных программ, в аграр- ном вопросе — безвозмездная экспроприация государственных, удель- ных и монастырских земель и возмездная — частновладельческих, установление максимального размера частных земель. Армия должна форми- роваться на принципах милиционной системы. Политическая цель — созыв Учредительного собрания.

Еще правее стояла Партия свободомыслящих, настаивавшая на проведении «гуманных и общеклассовых реформ», единении всех партий. В качестве государственной модели она выдвигала «представительный образ правления с монархом», предлагала ограничивать избирательное право цензом оседлости, ввести автономию у «неразвитых народов». В судебной сфере — возврат к положениям реформы 1864 г., в финансовой — попытка сгладить неравенство в распределении доходов. В про- изводственной сфере партия настаивала на ограничении монополий (трестов и синдикатов), на посредничестве между рабочими и предпри- нимателями в бюро и третейских судах.

Аграрная программа предусматривала экспроприацию частновла- дельческих земель на основе выкупа и безвозмездную экспроприацию удельных и монастырских земель, образование государственного фонда этих земель, из которого они распределяются в аренду. Община сохраняется там, где ее существование выгодно для крестьян. При этом следует развивать систему мелкого кредита. В политической области партия считала, что «крестьянство и массы в России чужды республиканской идее», так же как и «идее всякой диктатуры». Политическими целями партии являлись проведение своих депутатов в парламент и пропаганда своих идей.

32. ОФОРМЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОЙ МОНАРХИИ В РОССИИ. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА

Революция 1905 г. привела к превращению неограниченной самодержавной власти в конституционную монархию. Однако пережитки неограниченного самодержавия сохранились во многих областях жизни. При обсуждении в апреле 1906 г. проекта Основных законов Российской империи, в которых был определен характер царской власти, Николай II с неохотой согласился на исключение термина «неограниченная».

Система представительных учреждений вводилась в России рядом государственных актов, начиная с Манифеста 6 августа 1905 г. и кончая Основными государственными законами от 23 апреля 1906 г.

По первоначальному проекту (6 августа 1905 г..) Государственная дума предполагалась как «законосовещательное установление», избирае- мое на основе цензового представительства от трех курий. Обострение политической ситуации вскоре потребовало пересмотра проекта.

17 октября 1905 г. принят Манифест об усовершенствовании государственного порядка, провозгласивший: 1) свободу совести, слова, собраний и союзов; 2) привлечение к выборам широких слоев населения; 3) обязательный порядок утверждения Государственной думой всех из- даваемых законов.

В стране возникли и легализовались многочисленные политические партии, в своих программах формулировавшие требования и пути поли- тического преобразования строя: Р С Д Р П , эсеры, Радикальная партия, Партия свободомыслящих, конституционных демократов, Умеренно- прогрессистская партия, Торгово-промышленный союз, Союз 17 октяб- ря, Партия правового порядка, Партия монархистов-конституционалис- тов, Союз русского народа, Союз Михаила-архангела и др.

ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО.В ноябре 1905 г. в Совете министров обсуждался проект избирательного закона, большинство высказалось за сохранение куриальной системы и двухсту- пенчатой системы выборов. Было отклонено предложение об особом представительстве рабочих.
Но уже 11 декабря 1905 г., после разгрома вооруженного восстания в Москве, издан Указ об изменении Положения о выборах в Государст- венную думу, которым значительно расширился круг избирателей. Практически все мужское население страны в возрасте старше 25 лет,кроме солдат, студентов, поденных рабочих и части кочевников, получило избирательные права. Право выборов не было прямым и оставалось неравным для избирателей разных категорий (курий).

Для контроля за ходом выборов создавались губернские и городские комиссии по делам о выборах, в которых председательствовали чиновники Министерства юстиции (председатели окружных судов, уездные члены окружных судов и т.п.). В составе Министерства внутренних дел создавалось делопроизводство по выборам в Думу, которое руководило деятельностью комиссий.

Депутаты избирались избирательными собраниями, состоящими из выборщиков от каждой губернии и ряда крупных городов. Выборщики избирались четырьмя отдельными куриями избирателей: землевладельцами, городскими жителями, крестьянами и рабочими.

Землевладельцы с полным земельным цензом (150 десятин) непосредственно участвовали в уездных съездах землевладельцев, голо- совавших за выборщиков от губернии. Мелкие землевладельцы выбирали уполномоченных в уездный съезд по одному на каждый пол- ный ценз.

Городское население малых городов голосовало за выборщиков в губернские избирательные собрания, крупные города имели собственные избирательные собрания, наравне с губернскими.

Крестьянские выборы были четырехступенчатыми: сначала выбирали представителей на волостной сход, затем — на уездный съезд уполномоченных от волостей, на съезде избирались выборщики в губернское избирательное собрание.

Рабочие выбирали съезд своих уполномоченных, на котором избира- лись выборщики на избирательное собрание губерний или крупных городов. Представительство от горожан и рабочих было трехступенчатым.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА. февраля 1906 г. вышел акт об учреждении Государственной думы, в котором определялась ее компетенция: предварительная разработка и обсуждение законодательных предложений, утверждение государственного бюджета, обсуждение вопросов о строительстве железных дорог и учреждении акционерных обществ. Дума избиралась на пять лет. Депутаты Думы были неподотчетны избирателям, их отстранение могло осуществляться Сенатом. Дума могла распускаться досрочно по решению императора. С законодательной инициативой в Думу могли входить министры, комиссии депутатов и Государственный совет.

ГОС СОВЕТ.Одновременно с актом об учреждении Думы принято новое Положение о Государственном совете, который был реформирован и стал верхней палатой, обладавшей теми же правами, что и Дума. Все законопроекты, принятые Думой, должны были затем поступать в Государственный совет и лишь в случае принятия их Советом представляться на утверждение императору. Половину реформированного Государственного совета составляли выборные члены, половину — члены «по высочайшему на- значению», председатель и вице-председатель ежегодно назначались императором.
В избираемую часть Совета входили представители от духовенства, Академии наук и университетов, земских собраний, от дворянских обществ, торговли и промышленности (всего 98 членов). Такое же число членов ежегодно назначалось императором во вторую часть Совета из высших государственных сановников. Одно и то же лицо не могло быть одновременно членом Государственной думы и Государственного совета.

В конце 1905 — начале 1906 г. появился ряд Временных правил: «О повременных изданиях», «Для непериодической печати», «Об обще- ствах и союзах», «О собраниях», действовавшие до 1917 г.

РАЗРАБОТКА КОНСТИТУЦИИ .Государственной канцелярией и Советом министров был подготовлен текст неоднократно упоминавшихся Основных государственных законов, утвержденный императором Николаем II 23 апреля 1906 г.
19 октября 1905 г. председателем Совета министров был назначен Витте. Кабинет вначале не собирался составлять новые Основные зако- ны. Однако вскоре стало ясно, что старые законы (в редакции 1832 г.) не могут существовать параллельно с Манифестом 17 октября.

Издать Основные законы предполагалось до созыва Государственной думы. Тем самым власть надеялась сохранить широкие правомочия, приняв консервативную конституцию и не вводя парламентаризм в России.

Подготовленный специальной комиссией проект Основных законов в феврале был передан в Совет министров. В конце марта он поступил царю, который созвал Особое совещание (под своим председательством) для окончательной доработки. Это Особое совещание выполнило роль, которую должен был выполнять Государственный совет.

Принятие Основных законов и перестройка центрального управления на началах «законности» и «привлечения общественности», потребовали пересмотра принципов местного управления и самоуправления. В декларации правительства (март 1906 г.) провозглашались: расширение компетенции органов местного самоуправления, их распростране- ние на новые территории, создание мелкой земской единицы (поселковое, волостное управление), расширение избирательных прав и их основание не на земельном, а на налоговом цензе. Заявлялось об упразднении института земских начальников, сосредоточении всех кассационных функций в Сенате, пересмотр налогового и рабочего законодательства, упорядочение крестьянского землепользования и землеустройства.

В новой редакции Основных законов старое определение 1832 г. «император российский есть монарх самодержавный и неограниченный» было заменено новым: «Императору Всероссийскому принадлежит вер- ховная самодержавная власть... повиноваться власти его не только на страх, но и на совесть». Термин «неограниченный» был исключен, но все основные прерогативы императорской власти сохранились.

Неопределенность формулировки дала основания для правых и левых фракций Думы по-разному оценивать характер нового государственного строя: первые подчеркивали «волю монарха» и «самодержавие», вторые — «волю народа» и «конституцию».

Законодательная власть закреплялась за Государственной думой и Государственным советом. Любой закон нуждался в одобрении обоих органов и в утверждении императором. В случае прекращения или перерыва деятельности Думы и Государственного совета «при чрезвычайных обстоятельствах» законопроекты могли обсуждаться в Совете министров и утверждаться императором в форме указов. Действие указа носило временный характер и подлежало утверждению в Думе и Совете в тече- ние двух месяцев после возобновления их работы.

Проект Основных законов предоставлял возможность правительству проводить важнейшие решения в единолично утвержденных императoром актах «верховного управления», имевших фактическую силу закона.

ПРИНЦИП РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕ ПО ОСН ГОС ЗАКОНАМ.23 апреля 1906 г. вступили в силу Основные государственные законы (изменение которых могло осуществляться только по инициативе императора, но не Думы или Совета). В Основных законах были сформулированы гражданские права и свободы (неприкосновенность жилища и собственности, перемещения, выбора профессии, слова, печати, собра- ний, создания союзов и объединений, вероисповедания и т.п.).

В гл. 1 дана формулировка верховной власти: «Императору Всероссийскому принадлежит верховная самодержавная власть». Власть управления также принадлежала императору «во всем ее объеме», но законодательную власть император осуществлял «в единении с Государственным советом и Государственной думой», и никакой новый закон не мог быть принят без их одобрения и вступить в силу без одобрения императора.

Однако ст. 87 Основных законов предоставляла возможность императору по представлению Совета министров принимать указы законодательного характера в случаях, когда имелась такая необходимость, а сессия Думы и Совета прерывалась. Но после открытия законодательной сессии в течение двух месяцев такой указ должен был вноситься на одобрение Думы, иначе он автоматически прекращал свое действие.

Не подлежали обсуждению Государственной думой и Государственным советом вопросы об исключении или сокращении платежей по госу- дарственным долгам, о кредитах Министерству двора, о государственных займах.

Срок деятельности Думы определялся в пять лет, указом царя она могла быть распущена досрочно, в этом случае назначались выборы и сроки созыва Дума нового состава. Продолжительность ежегодных сес- сий и сроки перерыва в работе Думы определялись указами императора.

В компетенцию Думы входили: вопросы, требующие издания зако- нов и утверждения штатов, обсуждение и утверждение бюджета, заслу- шивание отчетов государственного контролера по исполнению бюджета, дела о строительстве государственных железных дорог, об учреждении акционерных компаний. В начале 1906 г. были изданы бюджетные пра- вила, по которым бюджет мог исполняться даже при отказе Думы от его утверждения, что резко ограничивало бюджетные права Думы.

Основные государственные законы предоставляли царю право на абсолютное вето. Однако Дума могла вновь возвращаться к обсуждению вопроса, отклоняемого царем, тем самым оказывая на него давление. Депутаты имели право запроса к министрам, что давало возможность Думе публично обсуждать действия исполнительной власти и требовать ответов от правительства. По результатам этих ответов Дума выносила суждения. Чтобы избежать потока запросов (как это было в Первой Думе), Вторая Дума создала специальную комиссию для отбора запросов. Обе палаты (Дума и Государственный совет) получали право утверждать, отклонять или перерабатывать законопроекты, представляемые правительством, они же пользовались правом законодательной инициативы (кроме изменения Основных законов, осуществляемого по иници- ативе царя. Распространение права законодательной инициативы Думы на Основные законы могло, по мнению Витте, превратить ее в Учреди- тельное собрание). В случае чрезвычайных обстоятельств правительство имело право в промежутках между сессиями Думы и с одобрения царя издавать указы, приравниваемые к законам (ст. 87). (Это положение было заимствовано из австрийской конституции.) Эти указы, однако, не могли касаться изменений ни в Основных законах, ни в статусе Думы или Государственного совета.

Исполнительная власть полностью оставалась за царем (в этом выра- зился дуалистический принцип Конституции), министры были ответственны не перед народным представительством (Думой), а перед монархом.

В целом Основные законы закрепляли принцип разделения властей, стремясь обеспечить компромисс между монархией и новыми общественными силами и закрыть путь антиконституционным (революционным и консервативным) тенденциям. Радикалы настаивали на ликвидации верхней палаты, создании ответственного перед парламентом правительства, отрицали право царя жаловать конституцию. Консерваторы требовали от властей жесткого сокращения конституционных прав, видели в любом реформационном движении опасность революции.

ПЕРВАЯ ДУМА.Весной 1906 г. Дума начала работу. Источник будущих коллизий был заложен в са- мом устройстве российской Конституции, давшей Государственному совету одинаковые законодательные права с Думой. Наполовину состоявший из высших чиновников, Государственный совет был консерватив- ным органом, постоянно сдерживавшим либеральные порывы Государ- ственной думы (в своем адресе царю депутаты первой Думы потребовали отмены исключительных законов, принудительного отчуждения частновладельческих земель, полной амнистии политзаключенным, от- мены смертной казни и проч.). Государственный совет, например, затор- мозил распространение Закона о земском самоуправлении на окраин- ные губернии, воспрепятствовал созданию волостных земских учреждений.
Наиболее острым был конфликт между Думой и правительством при обсуждении аграрного вопроса. Правительство доказывало, что проекты кадетов и трудовиков дают крестьянам лишь небольшую прирезку земли, но неизбежное при этом разрушение культурных (помещичьих) хозяйств причинит большие убытки экономике. В июне 1906 г. правительство обратилось к населению с сообщением по аграрному вопросу, в котором отвергался принцип принудительного отчуждения. Дума, со своей сторо- ны, заявила, что она не отступит от этого принципа, требовала отставки правительства.

Правительство решило не уступать Думе по двум вопросам. Оно возражало против решения аграрного вопроса путем экспроприации по- местий и перехода от дуалистической монархии к парламентарному строю. В свою очередь Дума отказывалась сотрудничать с правительством. Она превращалась в центр революционных идей, распространявшихся по всей стране (на что указывали отчеты губернаторов). В качестве компромиссного решения предлагалось сформировать коалиционное правительство, в которое должны были войти лидеры думских фракций (кадеты). Когда этот план был отклонен, роспуск Думы стал неизбежным. Правительство, усмотрев в действиях Думы признаки «незаконности», 8 июня распустило Думу. Первая Дума просуществовала 72 дня.

ВТОРАЯ ДУМА.Выборы во вторую Думу дали еще больший перевес левым партиям, чем в первой Думе. В феврале 1907г. Дума начала работу, наметились попытки ее сотрудничества с правительством (даже эсеры объявили, что на время деятельности Думы прекращают свою террористическую деятельность). Премьер-министр П.А. Столыпин сообщил о мерах, принятых в период между первой и второй Думами. В соответствии со ст. 87 Основ- ных законов правительство провело: Закон о военно-полевых судах — август 1906г. (он не был представлен на утверждение Думы, и его действие прекратилось весной 1907 г., но на его основании были казнены около 700человек); Указ об уравнении крестьян в правах с другими сословиями от 5 октября 1906 г., Указ о праве крестьян закреплять за собои

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.