Мебель как объект творческой деятельности человека отражает условия жизни, обычаи и вкусы создавших ее людей, характеризует уровень развития прикладного искусства и состояния техники, дает нам сведения о материалах и методах производства в данной стране, т. е. является памятником материальной культуры.
1. Виды мебели
Мебель для хранения - По характеру связи с интерьером различают передвижную мебель (отдельно стоящую, секционную) и стационарную (встроенное оборудование в виде пристенных шкафов и шкафных перегородок, имеющих относительно постоянное месторасположение в помещении и устанавливаемых преимущественно по всей его высоте). Исключение составляет стационарная кухонная мебель, высота которой в навесных шкафах может быть различной.
Мебель для сидения- в зависимости от назначения может быть представлена двумя подгруппами: посадочные места, предназначенные для работы, и посадочные места для отдыха. К первой подгруппе относятся обычные стулья и стулья с подлокотниками, а также специальные рабочие сиденья и банкетки. Мебель для сидения, относящаяся ко второй подгруппе (кресла и диваны), предназначена для отдыха. Ее основное назначение - обеспечение удобства путем создания опоры по большей части поверхности тела.
Мебель Для лежания- характеризуется удобством человеческого тела в положении лежа, хотя ряд изделий этой группы используется и для сидения (диван, тахта, кушетка). В связи с этим мебель данной группы можно разделить на две подгруппы: мебель только для лежания (кровать, матрац, койка) и мебель для сидения и лежания
Мебель для работы и приема пищи- Столы обеденные могут проектироваться с постоянной и переменной рабочей плоскостью и высотой, с различной формой крышек в плане (прямоугольной, квадратной, круглой, овальной). Рабочие столы характеризуются размерами и формой рабочей плоскости, устройствами для хранения различных предметов и документов.
Комбинированная мебель выделена в отдельную группу потому, что относящиеся к ней изделия предназначены для выполнения двух функций или более.
Классификация мебели
По эксплуатационным признакам мебель подразделяется на три группы: для жилых зданий (бытовая), административно-общественных зданий и транспорта.
По функциональным признакам
По Конструктивно - технологическим признакам мебель бывает щитовой, рамочной, секционной, разборной или неразборной, складной, трансформируемой и др.
По характеру производства мебель делится на экспериментальную, серийную и массовую.
Стилевые характеристики интерьера.
Классический стиль
XVI век. в классической обстановке: сдержанная, ровная поверхность стен, обтянутых тканью как бы излучает свет, а мебель из дорогой древесины - тепло и достоинство. Классические интерьеры рассчитаны на спокойных и консервативных людей, состоявшихся в жизни, не меняющих интерьер в угоду моде. Классика покупается надолго и передается по наследству. У качественной классической мебели есть интересная черта, как и талантливая живопись, такая мебель со временем возрастает в цене, становясь раритетом. мебель из натурального дерева: ореха, вишни, карельской березы, а ручная работа, резьба, позолота, инкрустация редкими породами дерева, перламутром, бронзой делают такую мебель настоящим произведением искусства.
Современные архитекторы и дизайнеры создают новые высокотехнологичные интерьеры, в которых сохраняются основные черты классического стиля, органично сочетаясь с новыми формами и материалами. Натуральный цвет благородного дерева, традиционного для классики, сочетается в таких интерьерах с блеском стекла и металла в его современных элементах. Пространство такого жилого дома или квартиры ощущается как удивительно целостное, благодаря не только повтору классических форм и единой цветовой гамме, но и точно подобранным натуральным отделочным материалам. Здесь органично совмещаются светлые стены, матовый отблеск паркета из африканского дерева, стеклянные столешницы, зеркала в тонких позолоченных рамах и пастельного цвета шелковые шторы. Это тоже классика, ее осовремененный вариант. Ведь в таких интерьерах сохраняются главные черты классического стиля: благородство и сдержанность, гармоничность и хороший вкус. При всем их разнообразии, изящные и несколько парадные интерьеры в классическом стиле не выглядят как музейные экспонаты, а являются подтверждением высокого социального статуса владельца дома, его респектабельности и платежеспособности.
Барокко
XVII век называют эпохой барокко.
Патетика скульптурных и живописных композиций, множество украшений, переизбыток декора отвечали пышной барочной архитектуре. В произведениях барокко - бурный, учащенный ритм биения самой жизни, эмоциональный порыв. Искусство барокко поражает зрителя своими динамическими эффектами. Особенно это видно в архитектуре. В барокко нет почти ни одной четкой горизонтальной линии. Все построено не на спокойных плоскостях, а на динамических углах, быстрых диагоналях, резких пересечениях. Архитектурные формы барокко противоположны строгой геометрии. Центрическое сменяется протяженным, круг - овалом, квадрат - прямоугольником, четкость ясных, уравновешенных пропорций - многоголосием архитектурных объемов.
Рококо
Рококо - стиль загородных вилл и дворцов, зародился в среде французской аристократии в первой половине XVIII века. Плоскость стены разбивалась зеркалами и декоративными панно в ассиметричном причудливом обрамлении, состоящим из завитков - ни одной прямой линии, ни одного прямого угла. Искусство рококо строилось на асимметрии. Каждую вещь рококо наряжает, покрывает гирляндами завитков, инкрустациями, узорами. Стены особняков знати и богатой буржуазии, выстроенных в классицистическом духе со строгими ордерными формами, внутри разбиты нишами, обильно украшены шелковыми обоями, декоративными тканями, живописью, лепниной.
Модерн
Модерн ( новейший, современный ) - стиль в искусстве, архитектуре и дизайне концаXIX - начала XX века. Основной принцип стиля модерн - динамическое равновесие, воплощенное в обтекаемых гибких формах. Мебель в стиле модерн проста и функциональна. Корпусная мебель различного назначения - шкафы, комоды, полки - могла быть прямоугольной, но с обязательным "эстетством": матовым остеклением, изящной фурнитурой. В изгибах подлокотников и рисунке ножек мягкой мебели также прослеживался намек на гнутые линии, зачастую каркасы повторяли переплетение ветвей растений, формы тел животных или насекомых. Отделочные материалы - обои, текстиль, щедро украшались изображениями стилизованных цветов, листьев, птиц, насекомых. Эти тенденции также нашли отражение в архитектурной форме, деталях зданий, орнаменте. Линии орнамента таили напряженность духовно-эмоционального и символического смысла. Прообразом форм и орнаментов в системе модерна служили как природные формы, так и черты стилей прошлого, подвергавшиеся радикальному переосмыслению благодаря стилизации.
Конструктивизм
начало ХХ века. Конструктивизм выделяется отсутствием лепного декора. Широко используются встроенные ниши, подсветки.Мебель в стиле Конструктивизм отличается мобильностью и функциональностью. Стиль Конструктивизм в интерьере вполне лаконичный и ясный, но не лишенный непредсказуемости и ярких художественных решений.
Ар-деко
второй четверти XX века. Для него характерно сочетание монументальных утяжеленных форм с изощренным украшательством. Ар-деко сочетал элементы стиля модерн, кубизма и экспрессионизма, выразительные особенности технического дизайна. Производители мебели в стиле ар-деко используют для изготовления и декора предметов обстановки алюминий, нержавеющую сталь, слоновую кость, эбеновое дерево, дорогое стекло, инкрустации по дереву, кожи экзотических животных – зебры, крокодила, ящериц. Произведения мастеров кубизма, постимпрессионизма – необходимые детали в интерьере данного стиля. Стены представляют собой ненавязчивый фон для изысканной мебели и скульптуры, поэтому обои с рисунком практически не используются. Чаще всего в интерьерах присутствуют покрашенные однотонной краской стены с ярким трафаретным бордюром из геометрических фигур - окружностей, треугольников, прямоугольников, зигзагов. Один из самых популярных узоров 30-х годов - так называемый египетский полукруг, символизирующий восходящее солнце. Цвет в ар-деко в основном мягкий, пастельный для стен и темный, почти черный для мебели. Яркие сочные цвета – оранжевый, зеленый, красный в основном присутствуют в орнаментах.
Консерватизм
консерватизм остается актуальным во все времена. Консерватизму соответствуют древесина и натуральные материалы. Интерьер этого стиля выглядит солидно и респектабельно, каждая вещь на своем месте. Шкафы с одеждой, книгами, посудой всегда содержатся в идеальном порядке – обязательном элементе консерватизма. Цветовая гамма не имеет ярких и пестрых оттенков, только темные и теплые, особенно теплый коричневый – вот цвета такого стиля. Мебель делают обычно из древесины натурального цвета, чаще из темного дуба, шторы на окна – традиционного покроя, удобные и красивые. Квартиру украшают картины в солидных рамках, но не с позолотой, книги, фарфор, бронзовые скульптуры. В интерьере должен быть настоящий антиквариат, а не подделка. Украшениями могут быть и доставшиеся от предков серебряные подсвечники и подстаканники, старый тонкостенный хрусталь. На потолке висят люстры с матовыми стеклянными и тонкими плафонами. Для освещения также подходят настольные лампы и торшеры с мягким светом. На полу – паркет и ковры из натуральной шерсти.
Поп-арт
Поп арт - направление в современном искусстве 20 века, ставшее популярным в 50-60 годы. Стены могут быть различных цветов, равно как и текстиль - сочетание не сочетаемого - вполне в духе поп арта. В качестве декора можно использовать практически любое проявление современной поп-культуры - от дорогостоящих настоящих объектов современного искусства, до самодельных панно из подставок для пива. Комиксы. изображения звезд, логотипы известных брендов - все это будет смотреться уместно в интерьере в стиле поп арт.
Минимализм
В конце 1980-х - начале 1990-х. В минималистском интерьере могут использоваться аксессуары, но в умеренном количестве.Чтобы выдержить стиль, эти предметы должны быть правильной геометрической формы, выполненные в духе неопластицизма или экспрессионизма. Наличие в минималистском интерьере картин в старинных резных рамах, комнатных фонтанчиков причудливых форм и других подобных элементов украшения интерьера исключены.
Простота форм относится и к оформлению рамок для картин, фотографий , а также зеркал.
Кантри
Используется текстиль яркий, даже пестрый. Приоритет опять же за натуральным тканями - ситцем, шерстью, льном. В оформлении стен, полов и окон также могут использоваться комбинированные ткани или ткани со схожей фактурой, но различные по рисунку. При оформлении окон надо отказаться от сложных драпировок, их вполне компенсируют рисунок и фактура ткани - простые занавеси с минимумом складок. Особенно ценятся в «кантри» изделия ручной работы - вышитые полотенца и салфетки, лоскутные одеяла, плетеные коврики "из бабушкиного сундука".
Китч
Для интерьеров в стиле китч характерны сентиментальность, патетика, крикливость цвета, избыток декора, нарочитый эклектизм, подделки под дорогие материалы.
Хай-тек
В мебели и аксессуарах стиля хай-тек применяются технизированные формы предметов и материалы, связанные с техникой: нержавеющая сталь и хромированные поверхности, гнутые металлические трубы, вращающиеся сидения. Повсеместно используются мобильные перегородки, позволяющие менять планировку внутреннего пространства. Технологический дизайн наличествует повсеместно: в отделке стен и потолков, дверей, окон, лестниц. Минимум декора в интерьере стиля хай-тек компенсируется значимостью материала тех или иных элементов: игра света на стекле, блеск хрома и нержавеющей стали несут определенную декоративную нагрузку. Соединение в одном интерьере противостоящих тенденций в конкретной реальности принимает форму техницизма и функционализма с экспрессионизмом: нагромождение форм, массивные извивающиеся трубопроводы, гипертрофированные конструкции - преобладает обыденное, выведенное в ранг сверхграндиозного. Существование и жизнеспособность хай-тека показывает невозможность измерения и создания языка современного интерьера без обратной связи с техникой.
Манга
С развитием индустрии аниме и манга в той же Японии развивалось производство так называемой сопутствующей продукции — любых товаров с портретами персонажей или эпизодов из мультфильмов или комиксов. Таким образом стиль манга проник в интерьеры. Произошло это в конце 70 х годов XX века, то есть практически одновременно с ростом популярности аниме и манга в Японии. Фанаты хотели не только читать любимые истории в виде комиксов или смотреть их по телевизору, но и каждый день жить в окружении дорогих сердцу персонажей.