Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Наука и культура СССР в 1950-60-х годах. «Шестидесятники».



Особенно заметно «оттепель» проявилась в литературе и ис­кусстве. Восстанавливается доброе имя многих деятелей культу­ры — жертв беззакония: В. Э. Мейерхольда, Б. А. Пильняка, О. Э. Мандельштама, И. Э. Бабеля и др. После долгого переры­ва стали издаваться книги А. А. Ахматовой и М. М. Зощенко. Широкая аудитория получила доступ к произведениям, незаслу­женно замалчиваемым или ранее неизвестным. Публиковались стихи С. А. Есенина, распространявшиеся после его смерти пре­имущественно в списках. В консерваториях и концертных залах зазвучала почти забытая музыка западноевропейских и русских композиторов конца XIX — начала XX в. На художественной вы­ставке в Москве, устроенной в 1962 г., были выставлены карти­ны 20—30-х гг., долгие годы пылившиеся взапасниках.

Оживлению культурной жизни общества способствовало появление новых литературно-художественных журналов: «Юность», «Иностранная литература», «Москва», «Нева», «Со­ветский экран», «Музыкальная жизнь» и др. Второе дыхание об­рели и уже известные журналы, прежде всего «Новый мир» (главный редактор А. Т. Твардовский), превратившийся в трибу­ну всех демократически настроенных творческих сил в стране. Именно там была в 1962 г. напечатана небольшая по объему, но сильная по гуманистическому звучанию повесть бывшего узника ГУЛАГа А. И. Солженицына о судьбе советского политзаклю­ченного — «Один день Ивана Денисовича».

Со второй половины 50-х гг. заметно расширяются междуна­родные связи советской культуры. Был возобновлен Московский кинофестиваль (впервые состоялся в 1935 г.). Высокий авторитет в музыкальном мире приобрел Международный конкурс испол­нителей им. Чайковского, регулярно проводимый в Москве с 1958 г. Открылась возможность ознакомиться с зарубежным ху­дожественным творчеством. Была восстановлена экспозиция Музея изобразительных искусств им. Пушкина, накануне войны переведенная в запасники. Проводились выставки зарубежных собраний: Дрезденской галереи, музеев Индии, Ливана, картин мировых знаменитостей (П. Пикассо и др.).

Активизировалась и научная мысль. С начала 50-х и до кон­ца 60-х гг. почти в 12 раз выросли расходы государства на нау­ку, а численность научных работников увеличилась в шесть раз и составила четвертую часть всех ученых мира. Было открыто много новых исследовательских институтов: электронных управ­ляющих машин, полупроводников, физики высоких давлений, ядерных исследований, электрохимии, радиационной и физико-химической биологии. Закладывались мощные центры по раке­тостроению и изучению космического пространства, где плодо­творно трудились С. П. Королев и другие талантливые конструк­торы. В системе Академии наук СССР возникли учреждения, занимавшиеся биологическими исследованиями в области гене­тики.

Продолжало изменяться территори­альное размещение научных учреждений. В конце 50-х гг. сформировался крупный центр на востоке страны — Сибирское отделение Академии наук СССР. В него вошли Дальневосточный, Западно-Си­бирский и Восточно-Сибирский филиалы АН СССР, институты Красноярска и Са­халина.

Больший простор для научных изысканий получили ученые-гуманитарии. Появляются новые журналы по разным отраслям обществоведения: «Вестник истории мировой культуры», «Миро­вая экономика и международные отношения», «История СССР», «Вопросы истории КПСС», «Новая и новейшая история», «Во­просы языкознания» и др. В научный оборот былавведена часть утаиваемых ранее работ В. И. Ленина, документов К. Маркса и Ф. Энгельса. Историки получили доступ к архивам. Публико­вались документальные источники, исторические исследования по запретным до того темам, воспоминания, статистические материалы. Это способствовало постепенному преодолению ста­линистского догматизма, восстановлению, пусть и частично, правды в отношении исторических событий и репрессированных деятелей партии, государства и армии.

Реформаторские веяния затронули также высшую и среднюю школу. Рост потребностей в специалистах стимулировал значи­тельное увеличение числа вузов, прежде всего в областях зна­ний, непосредственно связанных с передовыми отраслями науки и производства: реактивной техникой, радиолокацией, ядерной энергетикой, электроникой, автоматикой и др. Резко менялось соотношение между различными формами обучения. На первый план вышло вечернее и заочное образование для людей, занятых на производстве. В 1957 г. были введены новые правила приема в вузы. По ним преимущества при поступлении получали лица, имевшие стаж работы не менее двух лет или демобилизованные из рядов Советской Армии. Для такой молодежи создавалась сеть курсов по подготовке к вступительным экзаменам. Наряду с положительными моментами это имело и ряд от­рицательных: снизились уровень подготовки поступающих на первый курс, успеваемость студентов и качество их знаний. Еще более противоречивой была реформа общего среднего образования, предпринятая в 1958 г. под лозунгом борьбы за «укрепление связи школы с жизнью». Вместо семилетнего вводи­лось обязательное восьмилетнее обучение. Полное среднее обра­зование осуществлялось на «политехнической» основе — через соединение обучения в школе с производственным трудом. Два дня в неделю вместо уроков школьники старших классов долж­ны были работать на предприятиях или в сельском хозяйстве. Срок обучения в средней школе увеличивался с 10 до 11 лет, а выпускники, помимо аттестата зрелости, получали свидетель­ство о специальности. Одновременно была упразднена система «трудовых резервов» — военизированных ремесленных и фаб­рично-заводских училищ. Их заменили обычные профессиональ­но-технические училища, куда можно было поступать после VIII класса.


^ 47. Предпосылки и пределы экономических реформ 1965 г. Власть и общество в 1964-1984 гг. Кризис господствующей идеологии.

С 1965 г. стала проводиться хо­зяйственная реформа, задуманная еще при хрущевской админи­страции. В целом она не посягала на директивную экономику, но предусматривала механизм внутренней саморегуляции, матери­альной заинтересованности производителей в результатах и ка­честве труда. Было сокращено число спускаемых сверху обяза­тельных показателей, в распоряжении предприятий оставалась доля прибыли, провозглашался хозрасчет. Одновременно упразд­нялись совнархозы и восстанавливался отраслевой принцип управления промышленностью через министерства.

Реформа затронула и сельское хозяйство. Правительство вновь списало долги с колхозов и совхозов, повысило закупочные цены. Кроме то­го, была установлена надбавка за сверхплановую продажу про­дукции государству. Ощутимо повышалось финансирование аг­рарного сектора экономики.

Эти новации благотворно повлияли на экономическую жизнь страны. Но их эффект оказался кратковременным. Объ­яснялось это двумя главными причинами.

Во-первых, директивная экономика сумела довольно быстро нейтрализовать робкие и непоследовательные меры по реформи­рованию хозяйственного механизма. Как это происходило в про­мышленности.

Во-вторых, исключительно важную, по сути решающую роль в снижении темпов хозяйственного роста играло то обстоятельст­во, что сама директивная экономика, подавившая ростки нового, объективно подошла к пределу своих возможностей.

Причины тому — прежде всего обострившееся противоречие между колоссальными масштабами промышленного потенциала СССР и преобладавшими экстенсивными мето­дами его развития. На каждый новый процент прироста продук­ции приходилось затрачивать все больше и больше средств.

Из-за перемещения сырьевой базы в суровые и труднодоступ­ные районы Севера и Сибири лавинообразно нарастали некогда незначительные затраты на добычу и доставку природных ре­сурсов. Началось сокращение пахотного клина в стране (за 70-е гг. на 1%), что отягощало и без того сложное положение сельского хозяйства. Это было следствием расползания вширь промышленных объектов, занимавших под производственные корпуса и обслуживающую их инфраструктуру плодородные земли, развертывания новых военных полигонов.

И наконец, последнее. Выше уже отмечалось, что директив­ная экономика постоянно «подпитывалась» за счет ресурсов аграрного сектора — жестко централизованного и интегриро­ванного в общехозяйственный механизм. Теперь и здесь обозна­чился предел. Обессилившее за долгие годы нещадной государ­ственной эксплуатации сельское хозяйство приходило во все больший упадок, ограничивая возможности развития промыш­ленности, особенно в выпуске товаров народного потребления.

Нельзя сказать, что правящая элита СССР совсем не видела нарастающий упадок экономики и не предпринимала никаких мер. Однако практически все они лежали в стороне от магист­рального русла уже прочно забытой реформы 1965 г.

^ Структура населения и социальная политика властей.

Со­гласно переписи 1979 г., общая численность населения СССР до­стигла 262,4 млн человек. Причем его прирост произошел глав­ным образом за счет жителей Казахстана и Средней Азии.(Там он был выше общесоюзного в 2—3 раза.) В 60-е гг. численность горожан впервые превысила половину всего населения страны и к 1979 г. равнялась 62%.

Приобретая все более «городской» характер, социальная структура советского общества развивалась, казалось, в рамках общемировых тенденций. Однако резким отклонением от них был гипертрофированный рост удельного веса наемных работни­ков, особенно рабочих. Он не только отражал стремление систе­мы «государственного социализма» превратить всех граждан в зависимых от государства работников по найму, лишенных средств производства, но и свидетельствовал об экстенсивном развитии экономики, при котором производственные отрасли по­глощали основные трудовые ресурсы.

По сравнению с нищетой 30-х гг. и первого послевоенного де­сятилетия материальное положение основной части населения улучшилось. Все меньше людей жило в коммуналках и бараках. Обыденными стали телевизоры, радиоприемники, холодильники, телефоны и прочие коммунальные блага. Люди лучше одевались и питались. В квартирах многих из них появились домашние библиотеки.

И все же в социальной сфере постепенно накапливались кри­зисные явления. Почти приостановился и без того медленный подъем жизненного уровня трудящихся, наблюдавшийся в пер­вое десятилетие брежневского правления.

Практически не росли объемы вводимого в строй жилья. «Квартирный вопрос» усугублялся из-за небывалой ранее миг­рации в города крестьян, а также ввоза предприятиями для использования на малоквалифицированных и непопулярных среди коренных горожан работах так называемых «лимитчиков» — людей со стороны, получавших временную прописку и любым путем старавшихся закрепиться в городе.

^ Общественно-политическая жизнь. Культура.Различные слои населения по-своему реагировали на происходившие в СССР процессы, в основном стараясь приспособиться и использовать те возможности, которые предоставляла жизнь.

Правящая элита замыкается в себе, переходит на режим са­мовоспроизводства. Почти прекратилось ее пополнение и обнов­ление за счет функционеров низовых организаций КПСС, тради­ционно выполнявших в советском обществе роль своеобразного «политического инкубатора». И это — при значительном увеличе­нии рядов самой партии в послевоенный период (с 6,8 млн чело­век в 1952 г. до 18,3 млн в 1985 г.), что, помимо прочего, отража­ло растущее в массах стремление активно участвовать в полити­ческой жизни страны. Номенклатура неустанно окружала себя все новыми привилегиями и материальными благами. Началось сращивание ее наиболее коррумпированных групп с «теневой экономикой». Именно с тем временем связаны прогремевшие вскоре скандальные «дела»: «узбекское», «сочинское», «рыбное» и немало других. В них оказались замешанными руководители самого высокого ранга.

Недовольство рабочих и колхозников выражалось главным образом в пассивных и скрытых формах: прогулах, «текучке», низком качестве труда, растущем алкоголизме. Остальные рабо­тали не с полной нагрузкой, хотя при другой организации про­изводства готовы были делать больше и лучше.

В этой ситуации брежневская администрация взяла курс на свертывание либеральных начинаний хрущевской поры. Консер­вативный уклон внутренней политики, определяемый некоторы­ми историками как «неосталинизм», был по сути естественной реакцией номенклатуры на неудачу попыток добиться «обще­ственной гармонии» через успехи в экономике.

Идеологическое обеспечение этого курса покоилось на двух выдвинутых с партийных трибун тезисах:

- о перманентном обострении идеологической борьбы соци­алистической и капиталистической систем;

— о построении в СССР «развитого социалистического обще­ства» (позже дополненного положением о необходимости «совер­шенствования развитого социализма» как главной задаче на обозримое будущее).

Первый из них, созвучный печально известному сталинскому тезису 30-х гг. (обострение классовой борьбы по мере продвиже­ния к социализму), призван был «обосновать» в глазах обще­ственности преследование всех несогласных с партийным дикта­том как проводников «буржуазного влияния» внутри страны. Второй — устранив из политического обихода полностью дискре­дитированный хрущевский лозунг «развернутого строительства коммунизма», дать «теоретическую» базу для нескончаемых про­пагандистских упражнений на тему о «продвинутости» и «зрело­сти» советского общества по отношению к предшествующим эта­пам, о «коренных преимуществах развитого социализма» перед «загнивающим капитализмом».

Власти поспешили законодательно оформить эти «преимуще­ства». В 1977 г. была принята новая Конституция СССР. В ее преамбуле констатировалось, что советское государство, «выпол­нив задачи диктатуры пролетариата, стало общенародным» и в стране построено «развитое социалистическое общество».

В Конституции было расширено определение социальной ба­зы советского строя: наряду с рабочим классом и колхозным крестьянством в нее теперь допускалась «народная интеллиген­ция». Конституция содержала положения о всеобщем среднем образовании, о бесплатном обра­зовании и медицинском обслуживании, о праве на труд, от­дых, пенсионное обеспечение и жилище. Как и прежде, торжест­венно провозглашались основные демократические свободы: со­вести, слова, собраний, демонстраций и т. п.

На практике же брежневская администрация еще с 1966 г. перешла к открытым гонениям на инакомыслящих. Одни были насильственно высланы за границу (писатель А. И. Солже­ницын), другие поплатились за критику коммунистического ре­жима заключением в лагеря, в психбольницы или, как академик А. Д. Сахаров, ссылкой.

Ужесточались цензура, идеологический контроль над деяте­льностью творческой и научной интеллигенции. Многие талант­ливые писатели и поэты были лишены возможности публиковать свои произведения. Оставались на полках фильмы признанных в мире режиссеров, запрещались театральные спектакли. Серьез­ные притеснения испытывали ученые-гуманитарии, чьи научные концепции расходились с установками партийного руководства. В частности, в исторической науке было свернуто направле­ние, изучавшее проблемы революции 1917 г. (П. В. Волобуев, К. Н. Тарковский, М. Я. Гефтер и др.). Одновременно затихла критика «культа личности», прекратилась реабилитация жертв сталинских репрессий. Вынуждены были уехать за рубеж вид­ные деятели отечественной культуры: И. А. Бродский, Ю. А. Лю­бимов, В. Е. Максимов, В. П. Некрасов и др.

За внешним благополучием в сфере народного образования и науки скрывалось все более серьезное отставание от требо­ваний времени, научно-технического прогресса. Внедрение самых передовых разработок отечественных ученых, даже в таких щедро финансируемых отраслях, как военная промышленность и космонавтика, сковывалось техническими возможностями со­ветской экономики.

 

48. Основные направления внешнеполитической деятельности в 1970 - начале 1980-х гг. Достижение стратегического парите­та, «разрядка». Введение войск в Афганистан

^ Брежневская дипломатия.На фоне провальной внутренней политики внешнеполитическая деятельность брежневской адми­нистрации воспринимается как довольно динамичная и резуль­тативная (во всяком случае, до конца 70-х гг.).

Активно развивались отношения в рамках «социалистическо­го содружества». В 1971 г. по линии СЭВ была принята ком­плексная программа социально-экономической интеграции, кото­рая по-прежнему базировалась в основном на промышленном потенциале и ресурсах СССР. Постепенно нормализуются отно­шения с Китаем, крайне обострившиеся в конце 60-х гг.— вплоть до вооруженных конфликтов на амурском острове Даманский и в ряде других приграничных районов. Коммунистическое руководство Северного Вьетнама с помощью СССР и его союз­ников вынудило покинуть полуостров американские экспедици­онные войска, сражавшиеся на стороне южновьетнамского ре­жима, и объединило в 1976 г. две части страны.

В 1979 г. вспыхнула война между Китаем и Вьетнамом из-за спорных территорий, вскоре благополучно закончившаяся благо­даря вмешательству СССР на стороне Ханоя. Через год начался перманентный политический кризис в Польше.

Что касается мировых систем социализма и капитализма, то они на рубеже 60—70-х гг. вступили в новую полосу взаимоотно­шений, получившую название «разрядка международной напря­женности». Она была вызвана к жизни рядом глобальных по своему значению факторов:

— Советский Союз к тому времени добился ценой гигантских затрат сил и материальных ресурсов военно-стратегического па­ритета с США, что несколько ослабило позиции воинственных сил в правящих кругах западных государств. Все более широко осознавался тот факт, что в ядерной войне не может быть побе­дителей;

— становилась невозможной и широкомасштабная «обычная война». Практически неизбежное в этом случае разрушение атомных реакторов, а их в мире насчитывалось свыше 20 тыс., привело бы к результатам, сопоставимым с ядерной войной;

— углублялась взаимная заинтересованность как капитали­стических, так и социалистических стран в развитии экономиче­ских связей. Запад переживал тогда острый энергетический кри­зис и надеялся смягчить его за счет крупных поставок нефти и газа из СССР. Советское же правительство стремилось расши­рить доступ к передовым западным технологиям и обеспечить мощную валютную подпитку собственных экономических про­грамм.

«Разрядка» в Европе началась с первым в послевоенной истории государственным визитом в СССР летом 1966 г. одно­го из западных лидеров — президента Франции Ш. де Голля. Традиционные связи двух стран укрепило соглашение о прин­ципах сотрудничества между СССР и Францией, подписанное в 1971 г. Л. И. Брежневым и новым президентом Франции Ж. Помпиду.

В 1970 г. был заключен договор Советского Союза с Федера­тивной Республикой Германией, где к власти после долгого правления блока консервативных партий ХДС/ХСС пришло со­циал-демократическое правительство канцлера В. Брандта. ФРГ официально отказалась от требований к Москве вернуть ей Восточную Пруссию, ставшую с 1945 г. Калининградской областью РСФСР. В обмен канцлер добился от Л. И. Брежнева со­гласия не препятствовать мирному объединению двух госу­дарств на немецкой земле, если для этого возникнут в будущем соответствующие условия.

Путем установления в 1971 г. четырехстороннего соглашения СССР, США, Англии и Франции отчасти разрешился спорный западноберлинский вопрос. Великие державы заявили, что За­падный Берлин не принадлежит ФРГ и последняя должна свер­нуть там политическую деятельность.

Важнейшим событием 70-х гг. явилось возобновление совет­ско-американских встреч на высшем уровне. В ходе их были до­стигнуты первые соглашения об ограничениях в наращивании стратегических вооружений (в 1971 г.— по ОСВ-1, в 1978 г.— по ОСВ-2) и подземных испытаний ядерных зарядов. Был также за­ключен договор по противоракетной обороне (ПРО). Согласно ему, каждая из сторон могла иметь право на оборудование од­ной зоны ПРО в жизненно важных районах.

В 1975 г. в Хельсинки состоялось Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе лидеров тридцати трех европейских стран, США и Канады. Подписанные там документы утвержда­ли основные принципы во взаимоотношениях государств-участ­ников: суверенное равенство государств, их территориальная це­лостность, нерушимость границ, мирное урегулирование споров, невмешательство во внутренние дела, уважение прав человека, равноправие народов, взаимовыгодное сотрудничество, добросо­вестное выполнение обязательств по международному праву. (Позднее участники Совещания учредили на постоянной основе Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе —ОБСЕ.)

В целом полоса «разрядки» принесла неоднозначные плоды. Значительно окрепли и расширились политические, экономиче­ские и культурные связи между странами Запада и Востока. Однако в те годы так и не удалось пе­реломить тенденцию к гонке вооружений.

К началу 80-х гг. СССР, оказывавший странам «третьего мира» колоссальную (исчисляемую многими десятками милли­ардов долларов) экономическую и военную помощь, существенно расширил там сферу своего влияния. В Афганистане, Анголе, Лаосе, Сомали, Эфиопии и в ряде других государств утвержда­ются просоветские правительства. Но здесь СССР ожидал и крупнейший внешнеполитический провал.

В целях удержания своих позиций в Афганистане Москва в 1979 г. приняла решение о введении туда «ограниченного кон­тингента советских войск» (около 200 тыс. человек). СССР оказал­ся втянутым в кровопролитную войну, развернувшуюся в малень­кой азиатской стране с патриархально-родовым укладом жизни.

Вооруженное вмешательство Советского Союза во внутрен­ние дела Афганистана было крайне болезненно воспринято в мире (его осудило подавляющее большинство членов ООН) и повлекло за собой новое резкое обострение отношений между капиталистическими и социалистическими государствами. Вашингтон приступил к разработке про­граммы «звездных войн» (размещение оружия в космосе). Опера­тивно было сформулировано и идеологическое обеспечение по­добных милитаристских действий — доктрина «ограниченной ядерной войны», предусматривавшая нанесение первого обезо­руживающего удара по пусковым установкам ракет и органам управления потенциального противника.

Адекватный ответ на новый виток наращивания новейших во­оружений одряхлевшая советская система «государственного со­циализма» дать не могла. Для непредвзятых аналитиков было ясно, что СССР уже задыхается в безостановочной гонке за ядерным и технологическим паритетом.

«Новое политическое мышление» Горбачева.Придя к власти, горбачевская администрация подтвердила традиционные прио­ритеты СССР в сфере международных отношений. Но уже на ру­беже 1987—1988 гг. в них вносятся принципиальные коррективы в духе провозглашенного к тому времени М. С. Горбачевым «но­вого политического мышления».

Поворот в советской дипломатии диктовался насущной по­требностью придать свежий импульс внешней политике СССР, зашедшей по многим серьезным позициям в тупик (реальная опасность очередного и вконец разорительного для страны витка «холодной войны», бремя безвозмездной «интернациональной помо­щи» всякого рода революционным и антиимпериалистическим силам, бесперспективная война в Афганистане и др.).

Основные принципы «нового политического мышления» сво­дились к следующему:

— отказ от фундаментального вывода о расколе современно­го мира на две противоположные общественно-политические си­стемы (социалистическую и капиталистическую), признание его единым и взаимозависимым;

— объявление в качестве универсального способа решения международных вопросов не баланса сил двух систем, а баланса их интересов;

— отказ от принципа пролетарского (социалистического) ин­тернационализма и признание приоритета общечеловеческих ценностей над любыми другими (классовыми, национальными, идеологическими).

Реализация этого курса по одним направлениям имела поло­жительные последствия, по другим — обернулась внешнеполити­ческими провалами СССР.

Характерной чертой нового этапа советской дипломатии бы­ли ежегодные встречи М. С. Горбачева с президентами США Р. Рейганом, а затем Д. Бушем. Заключенные с США договоры об уничтожении ракет средней и меньшей дальности (декабрь 1987 г.) и об ограничении стратегических наступательных воору­жений (июль 1991 г.— соглашение об ОСНВ-1) положили начало тенденции к сокращению ядерного оружия в мире — правда, в немалой степени за счет ракетного потенциала СССР.

Одновременно продвинулись вперед многолетние переговоры по снижению уровня обычных вооружений. В ноябре 1990 г. бы­ло подписано соглашение об их значительном сокращении в Ев­ропе.

Новые внешнеполитические подходы СССР позитивно про­явили себя в деле ликвидации ряда очагов международной на­пряженности, локальных вооруженных конфликтов. За май 1988 — февраль 1989 г. был осуществлен вывод советских войск из Афганистана, после чего II съезд народных депутатов СССР признал «необъявленную войну» против соседней страны грубой политической ошибкой. За нее запла­тили жизнями свыше 15 тыс. солдат и офицеров Советской Армии.

Закрепляется поворот в лучшую сторону в советско-китай­ских отношениях. Пекин выдвигал в качестве условий для этого вывод советских воинских контингентов из Афганистана и Мон­голии, а вьетнамских — из Камбоджи. После их выполнения Мо­сквой и визита М. С. Горбачева в Китай весной 1989 г. между двумя великими державами была восстановлена приграничная торговля, подписана серия важных соглашений о политическом, экономическом и культурном сотрудничестве.

Ухудшение экономического положения Советского Союза, заметно обострившееся из-за обвального снижения поставок по линии бывшего СЭВ, побудило горбачевскую администрацию об­ратиться в 1990—1991 гг. зафинансовой и материальной под­держкой к ведущим державам мира, так называемой «семерке» (США, Канада, Великобритания, Германия, Франция, Италия, Япония).

В эти годы Запад оказал СССР гуманитарную помощь про­довольствием и медикаментами (правда, она в основном осела в номенклатурных кругах или прилипла к рукам дельцов кор­румпированной товаропроводящей сети). Серьезной же финансо­вой помощи не последовало, хотя «семерка» и Международный валютный фонд обещали ее М. С. Горбачеву. Они все больше склонялись к поддержке отдельных союзных республик, поощ­ряя их сепаратизм, и все меньше верили в политическую дееспо­собность Президента СССР.

Крушение Советского Союза вывело США в разряд единст­венной сверхдержавы мира. В декабре 1991 г. американский президент поздравил свой народ с победой в «холодной войне».


^ 49. Политические и экономические реформы в условиях пере­стройки. Распад СССР.

Реформы, предложенные Горбачевым, получили название — «пере­стройка». В экономике обозначились две основные тенденции обновле­ния: расширение самостоятельности госпредприятий и возрождение ча­стного сектора. Закон о госпредприятиях 1987 г. обеспечивал хозяйст­венную самостоятельность и самофинансирование (хозрасчет). Однако государство продолжало спускать планы, определять номенклатуру продукции, уровень цен и налогообложения. Рынок не работал. Эконо­мическая свобода обернулась падением уровня жизни. В тяжелом по­ложении оказался частный сектор на селе. Нарастал кризис. Требова­лись реформы, велись дискуссии об их направлениях и темпах. В мае 1990 г. обнародована программа перехода к рыночной экономике, пре­дусматривавшая государственное регулирование. В противовес ей ака­демик Шаталин, Явлинский выдвинули проект «500 дней», который предусматривал создание основы для полноценного рынка, приватиза­цию производства, формирование частной собственности, стабилиза­цию финансов. Эта программа получила поддержку Ельцина и россий­ских парламентариев, Горбачев и союзное правительство программу отвергли. Обострился конфликт между Ельциным и Горбачевым.

Политические реформы должны были возродить роль Советов — как органа народовластия, предполагалось сохранить ведущую роль об­новленной партии.

I съезд народных депутатов открылся в Москве 25.05.89 г. Дискус­сии велись практически по всем вопросам. Создаются депутатские группы: сторонники радикальных реформ объединились в Межрегио­нальную группу, сторонники единства всех республик СССР создали группу «Союз». Горбачев избран Председателем Верховного Совета СССР, сосредоточив в руках государственную и политическую власть.

Вскоре встал вопрос о разделении партийных и государственных функций. Являясь Генеральным секретарем, Горбачев не мог достойно и объективно руководить Верховным Советом, балансируя между пред­ставителями нарождающихся групп и партий. Стране стал необходим президент. Законная власть, не зависящая от партийных органов, давала возможность последовательно проводить реформы без оглядки на ин­триги аппарата.

В марте 1990 г. III съезд Советов избрал Горбачева Президентом СССР. Съезд отменил 6-ю статью Конституции СССР о руководящей роли партии. Партия коммунистов все больше и больше становилась препятствием к обновлению общества.

Необходимость нового федерального договора полностью осознана в стране только к 1990 г.

Национальные движения в разных формах завоевывали все больше сторонников. «Парад суверенитетов», требования полной независимости, начатые Литвой в марте 1990 г., охватили почти все республики, входив­шие в СССР. Обостряются международные конфликты (Нагорный Кара­бах, Приднестровье и т д.), ухудшается экономическое положение.

17.03.91 г. в девяти республиках прошел референдум о судьбе СССР, 3/4 голосовавших высказались за сохранение Союза. 23.04.91 г. в Ново-Огореве представители 9 республик и Горбачев как Президент СССР подписали соглашение о скорейшем заключении нового союзно­го договора. Преобладали две тенденции — сторонники конфедератив­ного и федеративного устройства. 19.06.91 г. в РСФСР прошли всена­родные выборы президента России, которым стал Ельцин.

На 20 августа 1991 г. было запланировано подписание в Москве но­вого союзного договора.

19 августа 1991 г. в стране было объявлено о болезни Горбачева и о создании Государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП) во главе с вице-президентом Янаевым. Было заявлено острем­лении предотвратить развал Союза, восстановить порядок в стране.

Массовое сопротивление возглавило руководство России во главе с Ельциным. 21 августа путчисты арестованы, Горбачев вернулся в Мо­скву из Крыма. Попытка государственного переворота резко ускорила распад СССР, привела к утрате Горбачевым авторитета и власти, к за­метному усилению популярности и авторитета Ельцина.

После путча 8 республик заявили о полной независимости, а три прибалтийские республики добились признания СССР. Деятельность КПСС была запрещена. Горбачев попытался предложить новый вариант союзного договора, но было уже поздно. 08,09.91 г. в Беловежской Пу­ще (под Брестом) руководители Белоруссии, России и Украины подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). Провозглашено прекращение существования СССР как субъекта международного права. Три государства приглашали все бывшие союз­ные республики вступить в СНГ.

25.12.91т. Горбачев объявил о сложении с себя функций президента в связи с исчезновением государства. 26 декабря Совет республик юри­дически закрепил факт прекращения существования СССР.

Процесс становления Российской Федерации (1991-1993 гг.) был трудным и противоречивым. В стране произошли значительные изме­нения: всенародно избранный президент, многопартийность, появилась частная собственность и т.д., при этом продолжала действовать Кон­ституция РСФСР 1978 г.

Конституционный кризис привел к столкновению между сторонни­ками Верховного Совета во главе с Хасбулатовым и сторонниками Ель­цина. Победа Президента над Верховным Советом привела к политиче­ским переменам в государстве:

1) была принята новая Конституция РФ 12 декабря 1993 года;

2) создан двухпалатный парламент Федеральное Собрание: нижняя палата — Госдума (450 мест на основе всеобщего избирательного пра­ва) и верхняя палата — Совет Федерации (по два представителя от 89 субъектов государства).

Продолжается укрепление вертикали власти. С этой целью страна была поделена на федеративные административные округа, главы кото­рых непосредственно подчиняются Президенту страны.

Принята масштабная программа по укреплению и модернизации армии. Государство ведет решительную борьбу со всем возрастающим терроризмом и проявлениями экстремизма. Процесс этот долгий и трудный.


^ 50. Социально-экономическое развитие страны с августа 1991 г.

Еще в 1991 г., став президентом РФ, Ельцин провозгласил курс на радикальное реформирование общества. Было заявлено, что через 6-8 месяцев после начала реформ наступит существенное улучшение жиз­ни. Суть радикально-либеральных взглядов заключалась в форсирован­ном переходе от прежней командно-административной экономики к рыночной путем «прыжка». Ключевой фигурой в проведении реформ стал глава правительства экономист Гайдар. Суть реформ: либерализа­ция цен, торговли, создание конкуренции для товаропроизводителей (1-й этап).

2-й этап — приватизация — все граждане страны получили прива­тизационные чеки, которые давали право на определенную часть госу­дарственную имущества в сумме 10 тыс. рублей в ценах на конец 1991 г. Ваучеры можно было вкладывать в инвестиционные фонды, продавать, покупать. Лица и группы лиц, скупившие большое количе­ство ваучеров, могли стать собственниками крупных государственных предприятий. Завершающим этапом было приобретение предприятий или акций предприятий уже не на ваучеры, а на деньги.

В результате приватизации не был создан «средний класс» собст­венников, а появился класс крупных собственников-олигархов, что привело к резкому расслоению и обнищанию общества. В ходе эконо­мических реформ выработались два основных подхода к перспективам преобразования:

1) радикально-реформаторский— частная собственность, свобод­ный рынок товаров и услуг в течение небольшого периода времени;

2) эволюционный — медленное, осторожное преобразование эконо­мики с сохранением рычагов регулирования с помощью государства.

Сторонники первого группировались вокруг Ельцина, второго — вокруг председателя Верховного Совета Хасбулатова, это привело к конфликту двух ветвей власти— исполнительной и законодательной, завершившемуся политическим кризисом в октябре 1993 года—- «рас­стрел Белого дома». Победа президента над Верховным Советом приве­ла к политическим переменам в обществе:

1) принята новая Конституция 12 декабря 1993 г.;

2) создан двухпалатный парламент - Федеральное Собрание.

Эти события положили начало стабилизации общества. После распада СССР на постсоветском пространстве продолжали обост­ряться этнополитические конфликты. Наибольшую опасность для единства России представляли события в Чечне. Сепаратистские на­строения, насильственный роспуск Верховного Совета Чечено-Ингушской республики, захват радио, телецентра вооруженными людьми генерала Дудаева, избранного президентом Чеченской рес­публики, провозглашение независимости заставили руководство России ввести чрезвычайное положение на этой территории. Рос­сийские войска столкнулись с упорным и искусно организованным сопротивлением чеченских боевиков. Чеченская проблема по-прежнему является главной.

В 1996 г. Ельцин вновь побеждает на президентских выборах. Соци­ально-экономические, политические проблемы по-прежнему давили на страну. Благодаря продаже ценных бумаг государственного займа за рубежом и внутри страны, а также ряду других мер, инфляция была не­значительной. Развивался мелкий и средний бизнес. Экономика страны была уже тесно связана с мировой. Кризис на рынках юго-восточных стран, трудности с выплатами внешних займов привели к финансовому кризису 1998 г. и вызвали правительственный кризис (смена правитель­ства: Черномырдин, Примаков, Степашин, Путин).

За последнее десятилетие XX в. в России произошли коренные из­менения:

1) широкое отношение получили арендные отношения;

2) частная собственность стала доминирующей;

3) формируется «средний класс»;

4) значительная часть общества уже не ориентируется на про­шлое;

5) сложилась многопартийная система.

Но трудности по-прежнему значимы: 1) треть населения страны жи­вет ниже прожиточного минимума; 2) внешние долги; 3) конфликт в Чечне; 4) армия старого образца и т.д.

Поэтому новый президент предпринял ряд мер по укреплению вертикали власти. Наметился рост экономики, сельского хозяйства, повышаются размеры минимального уровня зарплаты, пенсии, идет обслуживание внешнего долга, страна прекратила жизнь в долг от за­падных инвестиций. Как показывает социологическое исследование, жители России положительно относятся к деятельности нынешнего президента.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.