Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Декабристская альтернатива



Россию времени правления Николая I (1825— 1855) нередко называют «фасадной империей»: внешний блеск скрывал острые и болезненные проблемы, стоящие перед страной. Их осознанию, поиску корней, выработке решений была подчинена идейная, духовная жизнь русского общества в эти годы. Нет ничего удивительного в том, что спектр предложенных тогда решений оказался чрезвычайно широким. Оформились направления общественной мысли, которые сохранят свое влияние на протяжении всего XIX столетия: официальное (консервативно-монархическое), либеральное (представленное взглядами западников и славянофилов) и революционное (социалистическое).

Консервативно-монархическое направление нашло выражение в знаменитой формуле министра народного просвещения С. С. Уварова: «Православие, самодержавие, народность». Россия, согласно этой теории, — это самобытная страна, основами бытия которой являются самодержавие, единственная форма правления, которую поддерживает русский народ; православие, исконное воплощение его духовности и надежная опора единовластия монарха; народность, неразрывно связующая самодержца и общество. В монархии сосредоточены интересы страны и народа, вот почему необходимы не отказ от самодержавного принципа управления, а его всемерное укрепление, не преобразования, а сохранение существующего порядка, не оглядка на Европу, а борьба с «крамолой».

Независимая общественная мысль развивалась в оппозиции к официальной теории, под жестким давлением власти, всеми силами внедрявшей в общественное сознание «триаду Уварова». Трагическая судьба П. Я. Чаадаева, в «Первом философическом письме» (журнал «Телескоп», 1836) высказавшем горькие, обидные и многими крупными мыслителями (А. С. Пушкиным в их числе) отвергнутые мысли об одиночестве России, «ничего не давшей миру, ничему не научившей его», в этом смысле показательна.

Формой существования либеральных и революционных идей в 30—40-е гг. стали немногочисленные кружки. Именно в них определилась идеология основных течений русского либерализма тех лет — западничества и славянофильства. И западники, и славянофилы отрицали революционные способы переустройства страны, возлагая главные надежды на силу общественного мнения и готовность власти к преобразованиям. В центре споров между ними оказался вопрос об историческом пути России, ее прошлом и будущем.

Западники (Т. Н. Грановский, К. Д. Кавелин, Б. Н. Чичерин и др.) утверждали, что Россия развивается в том же направлении и по тем же законам, что и европейские страны. Она лишь отстает от них, и задача состоит в том, чтобы преодолеть это отставание: отменить крепостное право, ввести конституционные формы правления (Россия должна стать либо конституционной монархией, либо республикой), провести судебную и военную реформы. Идеал для западников — Петр I, решительно двинувший страну на европейский путь, попытавшийся преодолеть ее вековое отставание.

Славянофилы (А. С. Хомяков, Ю. Ф. Самарин, С. Т. и К. С. Аксаковы, И. В. и П. В. Киреевские), напротив, к личности и деятельности Петра I относились весьма критически. Он нарушил исконную самобытность России. В отличие от Европы, допетровская Русь, по их мнению, не знала социальной розни и классовой борьбы. Община обеспечивала гармонию и согласие в обществе, нормой жизни которого было превосходство интересов целого (коллектива, государства) над частными интересами отдельной личности. Духовной основой социальной гармонии являлось православие. Что касается государства, то оно служило интересам общества, не нарушая его независимости в решении важных для него вопросов. Петр I, насильственно сломав сложившийся порядок, самодержавие превратил в деспотизм, утвердил крепостничество со всеми его дикостями, подчинил общество всесильной и алчной бюрократии. Славянофилы считали необходимым отменить крепостничество, восстановить утраченную связь народа и самодержавной власти, возродить Земские соборы, поддержать крестьянскую общину, освободить ее от опеки помещиков и чиновников.

Революционное направление общественной мысли в ">с< 30-е гг. развивалось под влиянием идей декабри^'ов (кружки братьев Крицких, Н. П. Сун-гурова и др.). Н 40-е гг. характер революционной мысли изменился. Все большую популярность приобретали социалистические учения. В Россию проникали учения европейских социалистов-утопистов А. Сен-Симона, Р. Оуэна, Ш. Фурье. Особенно значительной популярностью пользовались идеи Фурье (кружок М. В. Петрашевского, разгромленный правительством в 1849г.; среди его членов были Ф. М. Достоевский, М. Е. Салтыков-Щедрин и др.). Глубокое влияние этих учений испытал и А. И. Герцен, увлекавшийся также теориями западников. Соединяя представления о том, что Россия должна идти по европейскому пути, с критическим отношением к капиталистическим порядкам, Герцен пришел к выводу, что именно России предстоит проложить путь к справедливому общественному строю — к социализму. В начале 50-х гг., находясь в эмиграции, он разработал теорию «русского», или «общинного», социализма. Герцен полагал, что Россия обладает преимуществом перед европейскими странами — крестьянской общиной, которая легко и органично воспримет идеи социализма. В общине с ее совместным землепользованием, традициями самоуправления и взаимопомощи он видел «ячейку социализма». Отмена крепостного права, наделение крестьян землей, считал Герцен, приведут Россию к социализму.

19. Внешняя политика России в первой половине XIX в. Отечественная война

1812 г и ее международные последствия.

 

12 июня 1812г. более чем 400-тысячная армия Наполеона перешла Неман и вторглась в Россию. Началась Отечественная война 1812 г. Она явилась следствием тех событий, которыми была охвачена Европа с конца XVIII в. Они определялись противоборством стремившейся к мировому господству наполеоновской Франции и антинаполеоновской коалиции, в разные годы включавшей в себя Англию, Австрию, Пруссию, Россию. В 1807 г. Александром I и Наполеоном был подписан Тильзитский мирный договор, по которому Россия присоединилась к континентальной блокаде, обязавшись прервать торговые отношения с Англией. Участие в континентальной блокаде противоречило экономическим интересам России и вызывало недовольство дворянства и купечества. Что касается Наполеона, то он понимал, что успешная война против России позволит ему не только расправиться с Англией, но и добиться главной цели — господства в Европе и в мире.

Стратегический замысел французского императора состоял в том, чтобы в ряде приграничных сражений разбить поодиночке русские армии, овладеть Москвой, заставить Александра I капитулировать и тем самым вывести Россию из войны.

Русское командование начало разработку генерального плана военных действий в 1810 г. На западных рубежах России были сосредоточены три армии: 1-я армия под командованием М. Б. Барклая де Толли прикрывала петербургское направление; 2-я армия под командованием П. И. Багратиона стояла на московском направлении; 3-я армия под командованием А, П. Тормасова — на киевском (общая численность 214 тыс. солдат). Замысел состоял в том, чтобы, уклонившись от генерального сражения, отступить и вынудить Наполеона растягивать тылы, удаляться от складов и баз. Ослабив «великую армию», русское командование планировало перейти затем в контрнаступление. Следует отметить, что данный план был одобрен лишь весной 1812 г. и не имел полной поддержки (в частности, против него выступал ряд влиятельных генералов, придерживавшихся мнения о необходимости дать Наполеону сражение вблизи границы).

События первых полутора месяцев развивались по сценарию, близкому к стратегическому плану русского командования. Наполеон стремительно продвигался в глубь России, 1-я и 2-я армии под командованием Барклая де Толли и Багратиона, маневрируя и запутывая противника, отступали. 22 июня обе армии соединились в Смоленске. Здесь было дано первое крупное сражение, Наполеону, понесшему значительные потери, удалось взять город. 6 августа Барклай де Толли приказал продолжить отступление. Предложение Наполеона о заключении мира, сделанное из Смоленска, было Александром I отвергнуто.

В русском обществе между тем нарастало раздражение, шли разговоры об измене. В армии разрастался конфликт между Барклаем де Толли и Багратионом, призывавшим остановить отступление и дать Наполеону генеральное сражение. В этой обстановке Александр I пошел навстречу требованиям общества и назначил главнокомандующим генерала М. И. Кутузова, соратника А. В. Суворова, опытного полководца. Это назначение отражало то важнейшее обстоятельство, которое становилось все более очевидным: война с Наполеоном приобретала всенарод ный, отечественный характер.

Кутузов принял трудное решение. Отступление было прекращено, армия начала подготовку к генеральному сражению. Оно состоялось 26 августа (7 сентября) в 110 км от Москвы у села Бородино. Битва продолжалась в течение всего дня. Силы были примерно равны, как примерно равными оказались и потери (около 44 тыс. солдат потеряли русские, около 60 тыс. — французы). Погибли почти 80 русских и французских генералов, смертельное ранение получил Багратион. К вечеру оба командующих объявили о победе, наутро битва должна была быть возобновлена, но Кутузов, получив сведения о потерях, приказал отступить.

Кто же победил при Бородине? Оставляя в стороне военные аспекты (целей не добились ни Кутузов, ни Наполеон), отметим: русская армия одержала моральную и политическую победу. Как писал генерал А. П. Ермолов, «французская армия расшиблась о русскую армию». Это очень точное определение: французы потеряли уверенность в окончательном исходе войны, занервничали, начали утрачивать стратегическую инициативу.

Кутузов понимал это лучше других. 1 сентября на военном совете в Филях он принял поразившее многих решение об оставлении без боя Москвы. Наполеон вошел в пустой, покинутый жителями огромный город. В тот же день начался пожар, спаливший три четверти древней столицы. Наполеон оказался буквально запертым в древней Москве. Вокруг нее полыхало пламя партизанской войны, возникшей стихийно (в историю вошли имена крестьян В. Кожиной, Г. Курина и др.), но затем возглавленной кадровыми офицерами армии (Д. Давыдов, А. Фигнер). «Дубина народной войны» (Л. Н. Толстой) больно била по французам. Растянутые тылы, опасная удаленность от основных баз тревожили Наполеона. Трижды обращался он с мирными предложениями и трижды получал отказ.

Военная инициатива была в руках Кутузова. Уйдя из Москвы, он совершил блистательный тару тинский маневр, внезапно изменив направление движения и встав в 80 км от Москвы у села Тарутино. Пути на Калугу, Брянск, Тулу, главные военно-сырьевые базы России, Наполеону были закрыты. В Тарутино собирались новые силы, шла подготовка к дальнейшим боевым действиям. Наполеон понимал, что оставаться в Москве и бессмысленно, и опасно. В начале октября французская армия покинула город. По какой дороге отступать, где и когда принимать сражения — теперь все это прославленному полководцу диктовали русские генералы. Бой под Малоярославцем заставил его отступать по разоренной Смоленской дороге. Отступление «великой армии» стало трагедией для нее и триумфом — для России. Сражение при реке Березине поставило победную точку в истории Отечественной войны. Наполеон тайно бежал из России. 25 декабря 1812 г. Александр I в специальном манифесте объявил об изгнании неприятеля.

Начался заграничный поход русской армии, завершившийся вступлением союзников в Париж (март 1814) и отречением императора Наполеона от власти.

Отечественная война 1812 г. занимает особое место в истории России. Победа над Наполеоном относится к числу тех редких событий, которые оказывают решающее влияние на формирование национального самосознания народа, помогают ему осознать свое предназначение, пробуждают в нем гордость и историческую ответственность за судьбы Отечества, чувство человеческого достоинства, которое определяется не сословной принадлежностью, а личными достоинствами. «Детьми двенадцатого года» называли себя декабристы. В годы Великой Отечественной войны роман Л. Н. Толстого «Война и мир» напоминал о мужестве, стойкости, патриотическом долге, о том, что победа является порождением необъяснимого «чувства, которое есть во мне, в нем, в каждом солдате».

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.