Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Развитие промышленности



Промышленность развивалась быстрее сельского хозяйства. Здесь возникало множество новых предприятий. За полвека количество промышленных предприятий умножилось в 7 раз, а число рабочих в 3 раза. Создавались новые отрасли - хлопчатобумажная, сахарная и др. В отдельных отраслях начался промышленный переворот. Увеличивалась доля наемного труда. В то же время развитие сдерживалось и затруднялось крепостным правом, сословными ограничениями, бесправием большинства населения Российской империи.

Мелкая крестьянская и ремесленная промышленность господствовали в изготовлении продукции массового потребления. Она давала свыше 80% продукции всей обрабатывающей промышленности страны. В Центральном промышленном районе, который составляли Московская, Владимирская, Ярославская и еще 7 губерний, возникало все больше промышленных сел, население которых занималось ремесленным производством (Иваново, Кимры). Такие же процессы развивались в Нижегородской губернии (Богородское, Павлово, Балахна).

Крестьяне сбывали свой товар через перекупщиков, но некоторые из них сами организовывали продажу своих изделий. В ряде случаев крестьянское производство приводило к накоплению значительных капиталов, расширению дела. Крестьян, выкупившихся за огромные суммы у помещиков, было относительно немного, но они стали основателями известных предпринимательских династий. Морозовы, Гучковы, Гарелины, Хлудовы и др. составили основу будущего слоя крупных торговцев и промышленников Центра России.

В первой трети XIX в. еще активнее развиваются мануфактуры. Менялась структура мануфактурного производства за счет увеличения числа купеческих и крестьянских предприятий, применявших наемный труд. В целом в промышленности в конце XVIII в. вольнонаемных рабочих насчитывалось не более 1/3, а накануне отмены крепостного права - 87%.

Прежде всего это затронуло текстильное, особенно хлопчатобумажное производство. Здесь уже в начале прошлого века наемными было более 80% работников, а к середине столетия более 95%. Эта отрасль, где подавляющее большинство предприятий принадлежало купцам и бывшим крестьянам, развивалась наиболее динамично.

Тяжелая и некоторые отрасли легкой промышленности практически перестали развиваться. Так, несмотря на покровительственные меры государства: ссуды, заказы, запрет импорта аналогичной продукции и т.д., производство чугуна в течение первых десятилетий XIX в. не увеличивалось. В отраслях, где доминировала дворянская мануфактура, преобладал принудительный труд (в черной металлургии, суконной промышленности - 70-75% рабочих). Высокая стоимость продукции, низкий технический уровень, непроизводительный крепостной труд привели стратегическую отрасль российской промышленности к застою и кризису. Отмена в 1840 г. посессионного права не смогла исправить положение.

Еще менее производительными являлись вотчинные мануфактуры, остававшиеся многочисленными и относительно прибыльными в связи с использованием почти дармового труда крепостных.

Промышленный переворот в России, т.е. систематическое использование техники, вытесняющей ручной труд, начался в легкой промышленности в 1830-е гг. и продолжался, охватывая и другие отрасли, до 1890-х гг. Он приводил и к изменениям в социальной сфере, где формировались новые общественные группы: слой предпринимателей (буржуазия) и наемный рабочий класс (пролетариат).

Прядильными машинами впервые в России была оборудована Александровская Мануфактура в Петербурге в 1798 г. С конце 1820-х годов московские текстильные предприятия стали чаще обзаводится жаккардовыми станами и другой сложной техникой, вывезенной из Франции и Бельгии. С начала 1840-х гг., когда в Англии был разрешен вывоз текстильных станков и оборудования, машинизация текстильного производства стала массовой. К 1861 г. в России насчитывалось 2 млн. механических прядильных веретен, что во много раз увеличило производительность труда.

В металлургии стали внедрять прокатные станы, горячее дутье, пудлингование. Но здесь в условиях принудительного труда модернизация производства проходила медленнее и сложнее.

В 1838 г. была построена первая в России железная дорога между Петербургом и Царским Селом (25 верст), а в 1851 г. открылась первая железная дорога, имевшая экономическое и стратегическое значение Москва - Петербург. В 1815 г. был построен первый пароход.

Формирование класса наемных рабочих шло прежде всего за счет крепостных крестьян-отходников. Их отличали такие черты, как зависимость от помещика, который мог их отозвать в деревню; связь с общиной; наличие земельного надела; двойная эксплуатация - со стороны предпринимателя и помещика; социальное и политическое бесправие. Значительную часть наемных рабочих составляли государственные крестьяне, также связанные с общиной и наделом. Их положение было несколько легче, хотя они платили государству значительные подати.

Российская буржуазия первой половины XIX в. была преимущественно торговой (купцы и "торгующие крестьяне"). Промышленная буржуазия формировалась медленно и была относительно немногочисленной. Ряд династий крупных фабрикантов (Морозовы, Гучковы, Рябушинские, Гарелины) вышел из крепостных и государственных крестьян. Подавляющее большинство владельцев промышленных предприятий составляли хозяева мелких и мельчайших заведений.

Особенности промышленного переворота в России заключались в том, что он:

начался позже, чем в Англии (и передовых стран Европы в целом);

имел высокие темпы развития и происходил почти вдвое быстрее, чем в Англии;

носил вторичный характер, т.к. характеризовался использованием технических изобретений и организационного опыта стран Запада;

затрагивал лишь отдельные отрасли, отличался слабым развитием машиностроения;

первую фазу своего развития (30-50-е гг.) прошел в условиях крепостного права.

Важно отметить, что на первом этапе промышленный переворот в нашей стране проходил по той же схеме, что и в Англии. Прежде всего он затронул текстильную промышленность, где, в результате, ускорилось накопление капиталов для дальнейшего развития.

Торговля и транспорт

Внутренняя торговля быстро росла на основе расширения продажи продукции сельского хозяйства и крестьянских промыслов, а также - крупной текстильной промышленности.

Формы организации торговли также развивались. В ряде регионов (Центр - особенно Москва, Северо-Запад, некоторые крупные города других районов страны) росла постоянная торговля в магазинах, гостиных дворах, лавках, рядах. Некоторые села и городки превращались в постоянные торговые центры (Балахна, Моршанск и др.).

Получила развитие биржевая торговля (Петербургская, Одесская, Варшавская, Московская биржи).

В провинции и на окраинах увеличивались старые и возникали новые ярмарки (в Тифлисе, Тюмени, Кишиневе), число которых к середине века превышало 4 тыс. Лидировала по-прежнему ярмарка, перенесенная в 1817 г. из Макарьева в Нижний Новгород. Ее оборот составлял более 40 млн. руб.

Наиболее массовой была торговля в разнос в городах и сельской местности.

Внешняя торговля к середине прошлого века составляла около 20% внутреннего товарооборота. Темпы ее роста отставали от внутреннего рынка. За полвека внешнеторговый оборот вырос в 2 раза. Кроме того, застой и потеря темпов развития в горной и ряде других отраслей промышленности привели к большому сокращению вывоза промышленных товаров, который составлял лишь 10% всего экспорта. В основном он был направлен в страны Азии, отстававшие от России в промышленном развитии - Иран (Персию), Китай, Турцию. Поэтому все большее значение приобретал экспорт сельскохозяйственной продукции и сырья (лен, сало, лес, пенька, во второй четверти века - зерно). Однако кризисные явления в аграрном секторе, а также колебания цен на мировом рынке не давали возможности значительно увеличить вывоз хлеба.

Импорт был меньше, главным образом ввозились промышленные товары (хлопок, пряжа, ткани, сахар, машины). Чтобы защитить российских предпринимателей от иностранной конкуренции, правительство использовало таможенный протекционизм. В первой половине XIX в. он имел запретительный характер по отношению к ввозу многих товаров. Основным торговым партнером оставалась Англия, куда ввозилось свыше 70% российского экспорта льна, пеньки, сала.

С развитием торговли и всероссийского рынка все большее значение приобретала транспортная система. В первой половине прошлого века основными видами транспорта были водный и гужевой.

Север и Северо-Запад страны с Центром и Поволжьем соединяли каналы. Кроме построенной в XVIII в. Вышневолоцкой системы каналов, в начале века начали действовать Мариинская и Тихвинская. По каналам ходили различные типы судов, в том числе большие и малые баржи, передвигаемые ватагами бурлаков. Все чаще использовались пароходы, которых к середине столетия насчитывалось свыше 330.

В южных районах, а также зимой по всей территории России использовался гужевой транспорт.

Финансы

К началу XIX в. бумажный рубль серьезно обесценился. После “наполеоновских” войн и вынужденного участия России в “континентальной блокаде” Англии его курс упал еще больше. В 1810 г. 1 рубль ассигнациями оценивался в 19 коп. серебром.

Усилиями М.М. Сперанского и министра финансов Д.А. Гурьева была намечена реформа денежной системы, запрещено хождение разменной иностранной монеты, повышены сборы и подати в реальных ценах, но в условиях войн 1812-1814 гг. это не принесло значительных результатов.

Лишь министру финансов Е.Ф. Канкрину (1823-1844) удалось в конце концов ввести финансовую систему, основанную на серебре. В 1840-х гг. ассигнации были заменены государственными кредитными билетами, обменивавшимися на серебро в пропорции 1:1. Денежное обращение стабилизировалось, укрепился государственный кредит, что способствовало экономическому развитию страны, подорванному лишь Крымской войной.

Основные итоги

Основным содержанием социально-экономического развития этого периода было нараставшее разложение крепостнической системы хозяйствования и постепенное формирование капиталистических отношений, прежде всего в промышленности и торговле, и в незначительной мере - в сельском хозяйстве.

В этот период экономика Россия не стояла на месте. Несколько выросло сельскохозяйственное производство. Динамично развивались торговля и промышленность.

Результатом экономического развития стали изменения социальной структуры: начали формироваться наемный рабочий класс и слой предпринимателей, выросло городское население (5,7 млн. чел. - 8% всего населения).

В то же время крепостное право и сословный строй затрудняли социальное расслоение крестьян, оформление новых социальных групп, значительным оставалось количество помещичьих крестьян (21 млн. чел.).

Первая половина прошлого века представляла собой начальную фазу переходного периода, когда одновременно сосуществовали позднее крепостничество и зарождавшийся капитализм. Причем развитие капиталистических рыночных отношений приводило к деформации крепостничества и началу его постепенного вытеснения, а крепостной строй воздействовал на формы капиталистических отношений.

Иван 3

Годы жизни: 1440-1505. Годы правления: 1462-1505

 

Иван III – старший сын великого князя Московского Василия II Темного и великой княгини Марии Ярославны, дочери серпуховского князя.

 

На двенадцатом году жизни Иван сочетался браком с Марией Борисовной, тверской княжной, на восемнадцатом году уже имел сына Ивана по прозвищу Молодой. В 1456 г., когда Ивану было 16 лет, Василий II Темный назначил его своим соправителем, а в 22 года он стал великим князем Московским.

 

Еще отроком Иван участвовал в походах против татар (1448, 1454, 1459 гг.), многое повидал и к моменту вступления на престол в 1462 г. Иван III имел уже сложившийся характер, был готов принимать важные государственные решения. У него был холодный, рассудительный ум, крутой нрав, железная воля, отличался особым властолюбием. Характером Иван III был скрытным, осторожным и к намеченной цели устремлялся не быстро, а ждал случая, избирал время, двигаясь к ней размеренными шагами.

 

Внешне Иван был красив, худощав, высок и немного сутуловат, за что получил прозвище «Горбатый».

 

Начало правления Иван III ознаменовал выпуском золотых монет, на которых были отчеканены имена великого князя Ивана III и его сына Ивана Молодого, наследника престола.

 

Первая жена Ивана III умерла рано, и великий князь вступил во второй брак с племянницей последнего византийского императора Константина XI, Зоей (Софьей) Палеолог. Их венчание прошло в Москве 12 ноября 1472 г. Она сразу же включилась в политическую деятельность, активно помогая мужу. При Софье он стал более суровым и жестоким, требовательным и властолюбивым, требовал полного повиновения и карал за ослушание, за что Ивана III первым из царей назвали Грозным.

 

В 1490 г. неожиданно умер сын Ивана III от первого брака, Иван Молодой. От него остался сын Дмитрий. Перед великим князем встал вопрос, кому наследовать престол: сыну Василию от Софьи или внуку Дмитрию.

 

Вскоре был раскрыт заговор против Дмитрия, организаторы которого были казнены, а Василий взят под стражу. 4 февраля 1498 Иван III венчал внука на царство. Это было первое коронование на Руси.

 

В январе 1499 г. был раскрыт заговор против Софьи и Василия. Иван III охладел к внуку и помирился с женой и сыном. В 1502 г. царь наложил на Дмитрия опалу, а Василий был объявлен великим князем всея Руси.

 

Великий государь решил женить Василия на датской принцессе, но датский король уклонился от предложения. Боясь не успеть до своей смерти найти зарубежную невесту, Иван III выбрал Соломонию, дочь незначительного русского сановника. Брак состоялся 4 сентября 1505 г., а 27 октября этого же года Иван III Великий умер.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.