Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Приложения к вопросу 1.



Приложение 1

Справочный материал.

Земский собор на Руси с середины XVI до конца XVII в. - собрание представителей различных слоёв населения Московского государства для решения политических, экономических и административных вопросов. Земский собор существовал в условиях сословно-представительной монархии.

В.О. Ключевский определял земские соборы как «особый тип народного представительства, отличный от западных представительных собраний». В свою очередь С.Ф. Платонов считал земский собор советом всей земли, состоящий из трёх необходимых частей: 1) освященного собора русской церкви с митрополитом, позднее с патриархом во главе; 2) боярской думы; 3) земских людей, представляющих собой различные группы населения и различные местности государства.

Такие собрания созывались для обсуждения важнейших вопросов внутренней и внешней политики Российского государства, также по делам, не терпящим отлагательства, например, на них разбирались вопросы войны и мира (о продолжении Ливонской войны), налогов и сборов, преимущественно для военных нужд.

История земских соборов — это история внутреннего развития общества, эволюции государственного аппарата, формирования общественных отношений, изменения в сословном строе.

Что касается состава земских соборов, то даже в период царствования Михаила Романова, когда деятельность земских соборов была наиболее интенсивная, состав варьировался в зависимости от экстренности и характера решаемых вопросов.

Земские соборы XVI—XVII вв. по вполне объективным причинам не породили устойчивого сословного представительства в России. Российская экономика того периода была ещё недостаточно производительна для развития промышленных и торговых сословий (даже в европейских странах того периода, значительно более сильных в экономическом плане, возобладал абсолютизм). Однако, земские соборы сыграли немалую роль в преодолении кризисов и развитии русского общества в XVI—XVII вв.

Приложение 2

Биография

Михаил Федорович Романов (1596–1645) – первый русский царь династии Романовых (1613–1917).

Родился 12 июля 1596г. в Москве. Сын боярина Фёдора Никитича Романова, митрополита (позднее патриарха Филарета) и Ксении Ивановны Шестовой (позднее – инокиня Марфа). Первые годы жил в Москве. С 1601 по 1608 гг. вместе с родителями подвергся опале Бориса Годунова и жил в ссылке. По возвращении в Москву в 1608 г. попал в плен к полякам, захватившим Кремль. В ноябре 1612 г., после освобождения ополчением Д.Пожарского и К.Минина, уехал в Кострому.

21 февраля 1613 г. в Москве после изгнания интервентов состоялся Великий Земский и Поместный собор, избиравший Михаила Романова царем. Среди претендентов были польский королевич Владислав, шведский принц Карл-Филипп и другие.

Кандидатура Михаила Романова возникла из-за его родства по женской линии с династией Рюриковичей. Его кандидатура устраивал служилое дворянство, которое старалось воспрепятствовать аристократии (боярству) установить в России монархию по польскому образцу.

Романовы были одним из знатнейших родов, поэтому юный Михаил также устраивал и московское боярство, которое надеялось на то, что все вопросы будут решаться совместно с Думой.

Кроме того, нравственный облик Михаила как сына митрополита отвечал интересам церкви и народным представлениям о царе-пастыре, заступнике перед Богом. Он должен был стать символом возвращения к порядку, покою и старине.

13 марта 1613 г. послы Собора прибыли в Кострому. В Ипатьевском монастыре, где Михаил был с матерью, ему сообщили об избрании на престол. Узнав об этом, поляки пытались помешать новому царю прибыть в Москву. Их небольшой отряд отправился в Ипатьевский монастырь с целью убить Михаила, но по дороге они заблудились. Костромской крестьянин Иван Сусанин, согласившись показать дорогу, завел поляков в дремучий лес.

11 июня 1613 г. Михаил Федорович был венчан на царство в Успенском соборе московского Кремля. Торжества длились три дня. По свидетельству ряда современников царь дал крестоцеловальную запись, что обязуется не править без Земского собора и Боярской думы.

Первое время от имени Михаила правили мать царя и бояре Салтыковы. В 1619 г. фактическим правителем страны стал возвратившийся из польского плена и избранный патриархом отец царя, митрополит Филарет (см. приложение 3).

В первые годы после избрания Михаила царем главной задачей было окончание войны с Речью Посполитой и Швецией. В 1617г. был подписан Столбовский мир, по которому Швеция получила крепость Корелу и побережье Финского залива. В 1618г. было заключено Деулинское перемирие с Польшей: Россия уступила ей Смоленск, Чернигов и ряд других городов. В это же время из подчинения России вышла Ногайская Орда, и, хотя правительство Михаила ежегодно посылало в Бахчисарай дорогие подарки, набеги с ее стороны продолжались.

Чтобы вывести Россию из политической изоляции, была сделана безуспешная попытка женить молодого царя сначала на датской принцессе, затем на шведской. Получив в обоих случаях отказы, Михаила женили на Марии Долгоруковой, но этот брак оказался бездетным. Второй брак в 1625г., с Евдокией Стрешневой (1608–1645гг.), принес Михаилу 7 дочерей и 2-х сыновей.

Важнейшей задачей внешней политики России в 1620–1630-е гг. была борьба за воссоединение западнорусских, белорусских и украинских земель в едином Русском государстве. Первая попытка решить эту задачу в ходе войны за Смоленск (1632–1634гг.), начавшейся после смерти польского короля Сигизмунда и в связи с притязаниями его сына Владислава на русский престол, закончилась неудачно. После нее по приказу Михаила Федоровича в России развернулось строительство Большой засечной черты, крепостей Белгородской и Симбирской черты. В 1620–1640-х гг. были установлены дипломатические отношения с Голландией, Австрией, Данией, Турцией, Персией.

В 1637г. царь Михаил ввел срок поимки беглых крестьян до 9 лет, а в 1641г. увеличил его еще на год. Вывезенных же другими владельцами крестьян разрешалось искать до 15 лет. Все это свидетельствовало о нарастании крепостнических тенденций в законодательстве о земле и крестьянах.

В его правление было начато создание регулярных воинских частей (1630-е гг.), «полков нового строя», рядовой состав которых составляли вольные люди и беспоместные дети боярские, офицерами были иностранные военные специалисты. Под конец царствования Михаила Федоровича возникли кавалерийские драгунские полки для охраны границ.

Москва при Михаиле Романове была восстановлена от последствий интервенции. В Кремле в 1624 г. появилась Филаретовская звонница (мастер Б.Огурцов), над Фроловской (Спасской) башней был сооружен каменный шатер и установлены часы с боем (мастер Х.Головеев). С 1633 г. в Свибловой башне Кремля установлены машины для подачи воды из Москвы-реки (получила наименование Водовзводной). В 1635–1937гг. на месте парадных покоев был выстроен Теремной дворец, заново расписаны все кремлевские соборы, в том числе Успенский, церковь Ризоположения. В Москве появились предприятия по обучению бархатному и камчатному делу – Бархатный двор, центром текстильного производства стала Кадашевская слобода с государевым Хамовным двором на левом берегу Москвы-реки, за Новодевичьим монастырем. Народное предание сохранило память о Михаиле как большом любителе цветов: при нем в Россию были впервые завезены садовые розы.

В Зарядье, на территории двора бояр Романовых, Михаил повелел основать мужской Знаменский монастырь. К этому времени он уже сильно болел и не мог ходить. Умер он 13 февраля 1645г. в Москве, погребен в Архангельском соборе Кремля.

Приложение 3

Биография

Филарет

(в миру Федор Никитич Романов) (ок. 1554/1555–1633) - патриарх Московский и всея Руси, церковный и государственный деятель, одна из ведущих политических фигур Смутного времени, отец первого царя из рода Романовых.

Сын боярина, упоминается в 1586г. как наместник нижегородский. Женившись на дочери костромского дворянина Ксении Шестовой, имел от нее 6 детей, в том числе сына Михаила. В годы правления Федора Иоановича сделал блестящую придворную карьеру; молва даже прочила его в преемники покойного царя. Возвышение рода Романовых крайне обеспокоило Бориса Годунова, поэтому после избрания последнего на престол, Федора Никитича в 1601г. постригли в монахи и сослали под строгий надзор в Антониево-Сийский монастырь близ Архангельска.

При Лжедмитрии I судьба Филарета круто изменилась: он был не только освобожден, но и возведен в сан митрополита Ростовского в 1605г. При Лжедмитрии II, «тушинском воре», его в 1608г. схватили в ростовской церкви и, сорвав святительские одежды, повезли в стан самозванца в Тушино. Однако, самозванец проявил к нему «родственное» уважение (Филарет был племянником, а «вор» провозгласил себя «сыном» Ивана Грозного) и повелел быть «нареченным» (т.е. временно назначенным до соборного посвящения) патриархом Московским и всея Руси.

В 1610г. Филарет возглавил посольство, направившееся из Москвы под Смоленск для переговоров с поляками о приглашении на русский престол королевича Владислава. Когда переговоры зашли в тупик из-за нежелания Филарета согласиться на передачу Смоленска королю Сигизмунду, он был увезен отступавшими поляками на запад и пробыл долгое время в плену, проживая у гетмана Л.И.Сапеги. В это время в 1613г. его сына Михаила на Земском соборе избрали царем.

Лишь после заключения Деулинского мира в 1619г. пленника удалось вернуть в Москву. Вскоре после своего приезда Филарет был соборно посвящен в патриархи. Ему был также дарован и титул «великого государя», равноценный царскому титулу. Он стал соправителем своего сына, фактически верховным правителем. Впервые на Руси высшая светская и церковная власть оказалась сосредоточенной в руках одного лица. При патриархе Филарете были составлены новые писцовые книги, в Москву были призваны выборные люди с мест, укреплялось земское управление. Всевластие Филарета позволило ему создать в 1625г. особую патриаршую область, целиком подчиненную первосвятителю и включавшую в себя значительную часть северных, центральных и южных земель.

В церковных делах Филарет обратил особое внимание на печатание богослужебных книг, в правке которых участвовал и сам патриарх, написавший также ряд церковных уставов и поучений. Скончался патриарх Филарет 1 (11) октября 1633г.

Приложение 4

Биография

Алексей Михайлович Романов (1629–1676) – русский царь (с 1645г.), второй представитель династии Романовых на российском престоле, сын царя Михаила Федоровича Романова.

Родился 19 марта 1629г. в Москве. Мать – Е.Л.Стрешнева – была дочерью незнатного дворянина. Воспитывался под надзором боярина Б.И.Морозова. С пяти лет стал обучаться грамоте по букварю, в семь лет – письму, в девять – церковному пению. Очень любил читать, имел собственную детскую библиотеку.

Духовная атмосфера раннего детства и отрочества, углубленное чтение церковных книг развили в царевиче Алексее православное благочестие. До конца жизни Алексей Михайлович был искренне верующим человеком, строго соблюдал не только великие, но и обычные посты. Именно в годы его правления Россия стала считаться истинно православным царством, куда из иных земель свозились православные церковные реликвии, спасенные от «иноверцев»-мусульман.

В 16 лет, потеряв вначале отца, а вскоре и мать, Алексей Михайлович вступил на престол, женившись на Марии Ильиничне Милославской. До самой ее смерти царь был примерным семьянином, нажил с нею 13 детей (в том числе будущих царей Федора и Ивана, а также царевну-правительницу Софью).

Первые годы правления Алексея Михайловича были ознаменованы созывом немногочисленной Боярской думы (около 70 человек, из которых действительное влияние имели около 20 приближенных бояр). Финансовая политика правительства Алексея Михайловича была ориентирована на увеличение налогов и пополнение за их счет казны. Установление в 1645г. высокой пошлины на соль привело к народным волнениям, вошедшими в историю как «соляной бунт». Алексей Михайлович был вынужден ее отменить.

В обстановке бурных социальных волнений для урегулирования положения в сфере налогообложения и управления был созван Земский собор. Под руководством Н.Одоевского, Ф.Волконского и С.Прозоровского было составлено Соборное уложение, в котором были закреплены новые основы законодательства России. Его Алексей Михайлович подписал в начале 1649г. Этот документ утверждал принцип централизованного государства с авторитарной властью царя. Там, где сохранялись выборные должности, они подчинялись представителям царя на местах (воеводам). Закрепленная Соборным уложением отмена «урочных лет» для сыска беглых крестьян укрепила позиции дворян. Существенно изменилось и положение посадских низов: все городские слободы были отныне «поверстаны в тягло» – то есть должны были нести полное налоговое бремя. В Соборном уложении был отменен «Юрьев день», что привело к окончательному закрепощению крестьян.

Ответом на эти изменения в системе налогообложения были восстания 1650г. в Пскове и Новгороде. Их подавлением руководил новгородский митрополит Никон (см. приложение 13), чем заслужил царское доверие. В 1652 г. Никон был посвящен в патриархи.

Годы правления Алексея Михайловича вошли в русскую историю и другими примерами активного государственного реформирования. По распоряжению самодержца были учреждены новые центральные приказы (Тайных дел 1648г., Монастырский I648г., Малороссийский 1649г., Рейтарский 1651г., Счетный 1657г., Литовский 1656г., Хлебный 1663г.). При нем было продолжено реформирование русской армии – введение наемных «полков нового строя».

Особое внимание Алексея Михайловича всегда обращал на внешнеполитические отношения. Крупным достижением русской дипломатии во времена его правления было воссоединение Украины с Россией.

Казацкий сотник Богдан Хмельницкий поднял Украину против засилья поляков. На Земском соборе 1653г. казаки Хмельницкого были приняты в российское подданство. 8 января 1654г. Переяславская Рада утвердила присоединение ряда украинских земель к России. В мае 1654г. началась русско-польская война. Русские войска выступили в поход и заняли Смоленск. Весной 1655г. по распоряжению царя война была продолжена. Были заняты Вильно, Ковно и Гродно. Много лет спустя, во время заключительных мирных переговоров с Польшей в деревне Андрусове (1667г.) это событие приобрело международное признание.

Опасаясь усиления Швеции, в июле 1656г. Россия объявила ей войну и двинула войско в Ливонию. После ряда успешных походов (взятие Динаурга, Кокенгузена, Дерпта), русским войскам все же пришлось отступить и заключить невыгодный мир со шведами в Кардиссе.

Успешно велась при Алексее Михайловиче и борьба с турками и татарами за безопасность южных границ России. С конца 1640-х гг. велось освоение Сибири, были основаны города – Нерчинск (1656г.), Иркутск (1659г.), Селенгинск (1666г.).

В экономической политике правительство Алексея Михайловича поощряло промышленную деятельность, покровительствовало отечественной торговле. Этим целям служили Таможенный (1663г.) и Новоторговый (1667г.) уставы, содействовавшие росту внешней торговли на основах протекционизма и меркантилизма. Однако просчеты в финансовой политике вызвали недовольство населения, переросшее в 1662 г. в «Медный бунт». Бунт был подавлен стрельцами, а медные деньги – отменены.

Но не случайно современники назвали тридцатилетие правления Алексея Михайловича «бунташным веком». Вскоре после Медного бунта в Соловецком монастыре (см. приложение 15) вспыхнуло восстание недовольных церковными реформами (1666г.). Усиление крепостного гнета было причиной и мощного крестьянского движения под предводительством донского казака Степана Разина (см. приложение 11) (1670–1671гг.).

После смерти М.И.Милославской Алексей Михайлович женился в 1671г. на Н.К.Нарышкиной, родившей ему будущего императора Петра I. Умер Алексей Михайлович 30 января 1676г., передав престол по завещанию старшему сыну Федору Алексеевичу.

Приложение 5

Биография

Федор Алексеевич Романов (1661–1682) – старший сын царя Алексея Михайловича «Тишайшего» и Марии Ильиничны Милославской, русский царь с 1676г., один из наиболее образованных правителей России.

Родился 30 мая 1661г. в Москве. С детства был слабым и болезненным, но уже в 12 лет был официально объявлен наследником престола. Первым учителем его был подъячий Посольского приказа Памфил Белянинов, затем его сменил Симеон Полоцкий (приложение 6), ставший его духовным наставником. Он обучил его польскому, древнегреческому языкам и латыни, привил уважение и интерес к западному быту. Федор Алексеевич хорошо разбирался в живописи и церковной музыке, сочинял стихи, сделал стихотворный перевод псалмов для «Псалтири» С.Полоцкого.

18 июня 1676 г., после смерти отца, Федор Алексеевич был венчан на царство в Успенском соборе Кремля. Поначалу страной пыталась руководить мачеха, Наталья Нарышкина, которую удалось устранить от дел родственникам Федора, направив ее вместе с сыном Петром (будущим Петром I) в «добровольную ссылку» в подмосковное село Преображенское. Друзья и родственники молодого царя, имевшие на него влияние, энергично принялись создавать дееспособное правительство. Именно их влиянием можно объяснить перенесение при Федоре центра тяжести в принятии государственных решений в Боярскую Думу, число членов которой при нем возросло с 66 до 99.

В 1678–1679гг. правительством Федора была проведена перепись населения, отменен указ Алексея Михайловича о невыдаче беглых, записавшихся в ратную службу, введено подворное обложение, что сразу же пополнило казну, но усилило крепостной гнет. В 1679–1680гг. была сделана попытка смягчить на западный манер уголовные наказания, в частности, было отменено отрубание рук за воровство.

Благодаря строительству оборонительных сооружений на юге России (Дикое поле) появилась возможность широкого наделения дворян землей. В 1681г. было введено воеводское и местное приказное управление – важная подготовительная мера для губернской реформы Петра I.

Главной из внутриполитических реформ стало уничтожение на Земском соборе 1682г. местничества – правил, по которым каждый получал чины в согласии с местом, какое занимали в государственном аппарате предки назначаемого. Одновременно были сожжены разрядные книги с перечнями должностей как «главные виновники» местнических споров и претензий. Взамен разрядных было приказано завести Родословную книгу. В нее вписывали всех родовитых и знатных людей, но уже без указания их места в Думе.

При Федоре готовился проект о введении в России чинов – прообраз петровской Табели о рангах, который должен был разделить гражданскую и военную власти.

Получивший основы светского образования, Федор Алексеевич был противником вмешательства церкви в светские дела, поэтому при нем была увеличена норма сборов с церковных имений. В годы его правления велось строительство не только дворцовых церквей, но и светских зданий (приказов, палат), были разбиты новые сады, создана первая общая система канализации Кремля.

Понимавший необходимость распространения знаний, Федор приглашал иноземцев для преподавания в Москве, был одним из инициаторов создания Славяно-греко-латинской академии (см. приложение 7), хотя сама академия была открыта позже, в 1687г.

Во внешней политике царь Федор пытался возвратить России выход к Балтийскому морю, утраченный в годы Ливонской войны. Гораздо больше внимания, чем Алексей Михайлович, он уделял полкам «нового строя», укомплектованным и обучаемым на западный манер. Однако решению «балтийской задачи» мешали набеги крымских и татар и турок с юга. Поэтому крупной внешнеполитической акцией Федора Алексеевича стала успешная русско-турецкая война 1676-1681гг., закончившаяся Бахчисарайским мирным договором, закрепившим объединение Левобережной Украины с Россией. Киев Россия получила еще ранее по договору с Польшей 1678г. в обмен на Невель, Себеж и Велиж. Во время войны 1676–1681гг. на юге страны была создана Изюмская засечная черта (400 верст), позднее соединенная с Белгородской.

Частная жизнь царя была несчастливой. Первый брак с Агафьей Грушецкой закончился неудачно: через год после свадьбы царица умерла в родах вместе с новорожденным сыном. 14 февраля 1682г. Федора женили на Марфе Апраксиной, но через два месяца после свадьбы, 27 апреля царь скоропостижно скончался в Москве на 21-м году жизни, не оставив наследника. Федора Алексеевича похоронили в Архангельском соборе Московского Кремля. Царями были провозглашены два его брата – Иван Алексеевич и Петр Алексеевичи.

Приложение 6

Биография

Симеон Полоцкий (в миру Самуил Емельянович Петровский-Ситнианович) (1628–1680), церковный деятель, богослов и писатель. Принял монашеский постриг с именем Симеона. Преподавал в братской школе в Полоцке, где познакомился с Алексеем Михайловичем при посещении царем этого города в 1656г. По прибытии в 1666г. в Москву жил в Заиконоспасском монастыре, обучая там государевых подьячих. Выдвинулся не столько за счет глубокого благочестия или исключительной учености, сколько благодаря умению выражать религиозные проблемы времени с «публицистической» остротой и риторикой.

Выступил по поручению Собора 1666г. против «раскольников». С 1667г. занимался воспитанием царских детей, написал для них несколько сочинений, в том числе сборник нравоучительных стихов «Вертоград многоцветный».

Симеон Полоцкий был одним из главных авторов проекта академии для преподавания «наук гражданских и духовных», разработанного при царе Федоре Алексеевиче. Скончался в Москве 25 августа (4 сентября) 1680г., погребен в Заиконоспасском монастыре, на месте построенной здесь позже Славяно-греко-латинской академии (см. приложение 7).

Приложение 7

Справочный материал

Славяно-греко-латинская академия – первое высшее учебное заведение в России, существовавшее в Москве с 1687 по 1814гг.

Инициаторами создания Академии были педагог, просветитель и поэт Симеон Полоцкий (см. приложение 6) (1629–1680) и его ученик Сильвестр Медведев (см. приложение 8) (1641–1691). За два года до своей смерти Симеон Полоцкий написал «Академическую привилею» (Учредительную грамоту), в которой выдвигалась идея создания Академии, определялись ее будущие права и содержание обучения.

Целью создания Академии Симеон считал подготовку образованных людей для государственного и церковного аппаратов. В Академии должны были обучать славянскому, греческому, латинскому, польскому языкам и богословию. Также в программу обучения должны были войти «семь свободных искусств»: грамматика, пиитика с риторикой, диалектика, музыка, астрономия, геометрия и философия. Учителя и ученики Академии должны были быть подсудными, по замыслу Полоцкого, только ректору и патриарху (прообраз университетской автономии). Обучение в Академии должно было быть бесплатным, ученики – обеспечиваться стипендиями, а престарелые учителя – пенсиями.

В 1682г. через два года после смерти Полоцкого, «Привилея» была принята к утверждению царем Федором Алексеевичем (см. приложение 5). В 1685г. идея создания Академии получила благословение Святейшего Патриарха Московского и всея России Иоакима. Первыми преподавателями Академии стали два известных греческих богослова – братья Иоаким и Софроний Лихуды, прибывшие в Москву с рекомендательной грамотой от Восточных Патриархов. Занятия они начали в 1685г. в древнем московском Богоявленском монастыре. В конце 1686г. по патриаршему указу было начато строительство специального здания для Академии в монастыре Всемилостивого Спаса, известного под названием «Заиконоспасского» (по месту его нахождения – «за иконным рядом»). В 1687г. туда переместились братья Лихуды со своими учениками. Этот год и принято считать годом открытия Академии.

В то время Академия именовалась «Греческими» или «Спасскими школами», и объединяла три класса – низший, средний и высший, в которых сначала обучалось 104 человека, а через два года уже 182. Братья Лихуды сами составляли учебники по всем предметам, следуя образцам учебных книг европейских университетов. В учебный материал были включены труды Аристотеля, Демокрита, Кампанеллы, примеры из литературных произведений и богословских текстов.

Социальный состав учащихся был пестрым: от сына кабального человека, конюха или купца до сыновей столичной знати (князей Одоевских, Голициных). Этим Академия разительно отличалась от других образовательных учреждений, придерживавшихся сословного принципа обучения. Но стипендии у обучающихся были разные: княжеские дети получали в месяц по золотому, а простые – по полтине.

Ученики старших классов были учителями у младших, помогая тем самым основному преподавательскому составу.

Начало XVIII столетия – время петровских реформ – ознаменовало новый этап в жизни Академии: возросло число учащихся и их наставников, увеличилась библиотека. В 1701г. Петр I придал школе статус государственной академии. По характеру образования академия приближалась к западноевропейским университетам, выпуская не только богословов, но и специалистов для государственной службы – переводчиков, медиков, работников типографий, преподавателей, причем не только для России, но и для других славянских стран.

В 1708г. и 1710г. были изданы два указа, предписывавшие детям духовенства учиться в «школах греческих и латинских»: только окончив их, они могли рассчитывать на получение духовного чина.

Дворяне в XVIII в. не слишком жаловали Академию, т.к. в ней училось много простонародья. В Академии учился и великий русский ученый М.В.Ломоносова.

Однако, начиная со второй четверти XVIII в. в Академии усилился богословский уклон, а с открытием в 1755г. Московского университета и вовсе стала превращаться в богословское учреждение. В 1814г. Академия была преобразована в Московскую духовную академию, изменилось и место ее нахождения. Решением Святейшего Синода Академия была переведена из Москвы (где принадлежавшие ей помещения значительно пострадали во время пожара 1812г.), в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру.

Из стен Славяно-греко-латинской академии вышли многие видные деятели русской культуры XVII–XVIII вв.: ученый-энциклопедист Михаил Ломоносов, переводчик, автор ряда учебников по грамматике и русской истории Федор Поликарпов, первый русский доктор медицины Петр Постников, математик Леонтий Магницкий, этнограф и географ Степан Крашенинников, архитектор Василий Баженов и др.

В настоящее время в здании Славяно-греко-латинской академии располагаются факультеты Российского государственного гуманитарного университета.

Приложение 8

Биография

Сильвестр Медведев (в миру Симеон Агафонникович) (1641– 1691) – русский духовный писатель, просветитель, переводчик, педагог, первый русский библиограф.

Ревностный ученик и последователь Симеона Полоцкого. В 1660-х гг. сопровождал боярина А.Л.Ордина-Нащокина в Курляндию, а потом в Андрусово; присутствовал при заключении мира с Польшей. В 1674г. принял постриг в Путивле. В 1677г. вернулся в Москву, так как был назначен справщиком и книгохранителем Московского печатного двора. Вместе с Симеоном Полоцким участвовал в создании славяно-греко-латинской академии. Принимал участие в исправлении церковных книг на закате церковного раскола.

Приложение 9

Справочный материал

Соборное Уложение – памятник русского права XVII в., первый в русской истории свод законов Русского государства, принятый Земским собором в 1649г.

От предшествующих Судебников 1497г. и 1550г. Соборное Уложение отличается широтой охвата различных сторон действительности своего времени. Помимо судопроизводства и процессуального права, оно содержало законы, связанные с экономикой, формами землевладения, положением господствующих и зависимых слоев населения, государственно-политическим строем. Построение Соборного Уложения также отлично от Судебников. Оно состоит из 25 глав, разделенных на 967 статей. Статьи и главы размещены на положенных друг за другом «внахлест» листах бумаги, склеенных в свиток. Длина свитка – 309 метров. В настоящее время Уложение хранится в Российском Государственном архиве древних рукописей.

Инициаторами появлениями нового законодательного кодекса были московские дворяне и верхи посада, обратившиеся 10 июня 1648 к царю Алексею Михайловичу (см. приложение 4)с челобитной и просившие навести порядок в суде и составить новую Уложенную книгу.

Составление и редактирование текста Уложения было закончено к 29 января 1649г., а затем он был передан Печатному двору для изготовления 1200 экземпляров. Таким образом, Уложение стало первым законодательным актом в истории России, который был напечатан сразу же после его обсуждения.

В главе 1 впервые в истории светского законодательства церковь была взята под охрану и защиту государства, за хулу на церковь и веру полагалась смертная казнь.

Главы 2 и 3 определяли статус царя как самодержавного и наследного монарха, не только действия, но и преступные умыслы против которого жестоко наказывались. В этих статьях было разработано понятие государственного преступления как действия против личности царя, царской власти и ее агентов. За действия «скопом и заговором» против царя, бояр, воевод полагалась смерть без пощады. Тяжким преступлением объявлялось недонесение. Узаконивался политический сыск, в практике которого стали широко применяться доносы и пытки. Здесь же вводилась статья, обязывавшая детей доносить на родителей, если речь шла об интересах государства. Таким образом, вмешательство в частную сферу приобрело узаконенный характер.

Главы 4 и 5 осуждали на смертную казнь тех, кто фабрикует фальшивые деньги. За это им полагалось лить в горло расплавленный металл.

Главы 6 и 7 излагали принципы строения войска и систему наказаний за воинские проступки.

В главе 8 говорилось о специальном налоге для обязательного выкупа всех пленных в случае войн.

Глава 9 перечисляла права и обязанности «мытных изб» (таможен), ставившихся на мостах и переездах, где проезжали купцы.

Глава 10 – самая большая в Уложении (287 статей) регламентировала порядок следствия и судопроизводства, определяла порядок и сроки сыска преступников. В ней указывались размеры судебных пошлин и штрафов, впервые были четко разграничены преступления умышленные (преднамеренные) и непредумышленные, регулировались отношения собственности (спорные имущественные дела). За одно и тоже преступление боярину могло быть предписано моральное наказание, лишающее его чести, а простолюдину – наказание кнутом. Обесчещение человека «без роду, без племени» оценивалось штрафом в 1 рубль, крестьянина – в 2 рубля, человека привилегированного сословия – от 70 до 100 рублей. Предусматривалось применение пыток при допросе и жестокие наказания. В то же время Уложение выдвигало тезис обеспечения беспристрастности и объективности рассмотрения дел, вводило институт отвода судей и их ответственность за оправдание виноватых или обвинение невиновных, а также за взятки.

Глава 11 законодательно оформляла крепостное право и устанавливала вечную потомственную крепостную зависимость крестьян, бессрочный сыск беглых крестьян, а за их укрывательство – штраф в 10 рублей. Эта статья отменяла судебное представительство крестьян в имущественных спорах, поскольку имущество крестьянина стало отныне рассматриваться как собственность помещика.

В главе 12 подчеркивалась подконтрольность патриаршего суда светскому.

Глава 13 запрещала духовным людям приобретать вотчины, а все духовное сословие объявлялось подсудным монастырскому приказу. Тем самым был нанесен удар по самостоятельности и богатству церкви, ограничен церковный иммунитет.

В главе 14 подробно оговаривались те случаи, когда крестное целование было формой клятвы в правдивости слов

В главе 15 утверждалась невозможность пересмотра старых дел по новому закону.

Главы 16 и 17 регламентировали уже произошедшее сближение двух форм землевладения – поместной и вотчинной (окончательное стирание различий между ними произошло в начале 18 столетия). В этих главах устанавливались нормы поместных «дач» (то есть земельных пожалований) по чинам, запрещалась продажа поместных земель вотчинникам и продажа вотчинных земель духовенству. Важным решением, сблизившим правовое положение земельных собственников и собственниц, было узаконение наследования поместий женами и детьми (в том числе – дочерьми) феодалов.

Глава 18 подробно расписывала, какая пошлина должна взиматься за приложение печати к документу.

Глава 19 изменяла положение городского населения. Она провозглашала ликвидацию так называемых «белых» частновладельческих слобод в городах (эти слободы принадлежали патриарху, монастырям, боярам и думным людям и веками были свободными от налогообложения). Теперь же все они облагались налогом. Объявлялся массовый сыск беглых посадских людей: все посадское население навечно прикреплялось к посадам и государеву тяглу. Как и крепостные крестьяне, посадские люди не могли теперь самовольно покинуть место жительства или сменить род занятий, им разрешалось заниматься торговлей.

Главы 20, 21 и 22 представляли собой подробно разработанный уголовный кодекс – основу для деятельности Разбойного приказа.

Заканчивали Уложение главы 23 «О стрельцах», 24 «Об атаманах и казаках» и глава 25 О корчмах. Поскольку распространение кабаков и развитие «питейного дела» приобрело в России XVII в. невиданный размах, государственная власть вводила строгие наказания за укрытие доходов питейными заведениями.

Принятие Соборного Уложения было важнейшей вехой в истории русского законотворчества. Впоследствии оно неоднократно пополнялось новыми статьями. При Екатерине II были попытки создания новое Уложение (в 1760-е гг. работала специальная Уложенная Комиссия), однако новый кодекс законов тогда так и не был создан. В течение почти двух веков Уложение сохраняло значение основного кодекса законов России – вплоть до введения в действие Полного собрания законов Российской империи в 1835г.

Приложение 10

Справочный материал

Крестьянская война под предводительством Степана Разина (1670–1671) (Война под рук. Степана Разина) – протестное движение крестьян, холопов, казаков и городских низов XVII в. В дореволюционной русской историографии называлось «бунтом», в советской получило название Второй крестьянской войны (после Восстания под руководством И.И.Болотникова).

К предпосылкам восстания относят:

  • окончательное оформление крепостного права (Соборное Уложение 1649г.);
  • ухудшение жизни социальных низов в связи с русско-польской войной и денежной реформой 1662г.;
  • идейный и духовной кризис общества, усугубленный реформой патриарха Никона и церковным расколом;
  • стремление власти ограничить казачью вольницу и интегрировать ее в государственную систему.

Во второй половине 60-х гг. XVII в. на Дону обострилась обстановка в связи с ростом рядов бедного казачества, не получавшего, в отличие от богатых казаков, жалованья от государства и доли в дележе рыбной добычи. Предвестником социального взрыва было восстание 1666г. под руководством казачьего атамана Василия Уса, сумевшего дойти с Дона до Тулы, где к нему примкнули казаки и беглые холопы окружающих уездов.

Весной 1667г. около Царицына появился отряд в шестьсот человек «голытьбы» (бедноты) во главе с «домовитым» (зажиточным) казаком Зимовейского городка С.Т.Разиным (см. приложение 8). Приведя казаков с Дона на Волгу, он начал «поход за зипунами» (т.е. за добычей), грабя караваны судов с казенным товаром. После зимовки в Яицком городке (современный Уральск), казаки совершили набеги на владения иранского шаха – Баку, Дербент и др., обретя опыт ведения войны. Возвращение казаков в августе 1669г. с богатой добычей укрепило славу Разина как удачливого атамана.

Воевода И.С.Прозоровский, прибывший в Астрахань, выполняя приказ царя, не пустил разинцев в Астрахань. Но жители города впустили казаков, приветствуя удачливого атамана залпами пушек единственного корабля «Орел».

К бесстрашному атаману потянулись тысячи казаков. В созданном им на донском острове городке Кагальник началась подготовка к походу уже не «за зипунами», а против бояр. Стараясь показать широту и щедрость души, сторонники Разина раздавали и продавали за бесценок награбленное. В агитационных «прелестных листах» (см. приложение 9) (от слова прельщать, т.е. привлекать) Разин обещал «освободить всех от ярма и рабства боярского», призывая войти в состав его войска.

В мае 1670г. Разин с казаками пошел на веслах вверх по Волге к г. Царицыну, взял его и оставив там 500 человек, повернул с 6000-ным войском к Астрахани. Воевода Прозоровский, пытаясь задобрить стрельцов, выплатил им причитающееся от государства жалованье и отдал приказ укреплять город.

В ночь на 22 июня 1670г. в Астрахани началось восстание. Приверженцы Разина завладели Земляным и Белым городом, расправились с боярами и воеводой Прозоровским. Повстанцы сформировали в городе народное правительство и двинулись вверх по Волге.

29 июля разинцы прибыли в Царицын. Здесь казачий круг принял решение идти к Москве. 15 августа десятитысячный отряд Разина встретили хлебом-солью в Саратове, без боя сдалась Самара. Захватывая города, разинцы делили имущество знати и крупных торговцев между казаками и повстанцами.

Попытка царя наказать казачество, прекратив подвоз хлеба на Дон, добавила Разину сторонников, к нему сбегались беглые крестьяне и холопы. Московским властям пришлось выслать на Дон 60-тысячное войско под командованием Ю.А.Долгорукова.

Разин остановился под Симбирском, четыре раза без успеха пытался взять город. Другая часть восставших дошла до Тульского, Ефремовского, Новосильского уездов, казня по пути дворян и воевод.

В середине октября 1670г. московское войско Долгорукова нанесло ощутимое поражение 20-тысячному отряду восставших. Сам Разин был ранен и ушел на Дон. Там 9 апреля 1671г. «домовитые казаки» выдали его властям вместе с братом Фролом. Привезенный в Москву, вождь восставших был допрошен, подвергся пыткам и четвертован в июне 1671г.

Известие о казни атамана, долетев до Астрахани, сломило боевой дух восставших. 27 ноября 1671г. войска Милославского отбили Астрахань у казаков. Началась расправа над восставшими, продолжавшаяся до лета 1672г.

Причинами поражения восстания были:

  • слабая организованность;
  • недостаточность и устарелость вооружения;
  • отсутствие ясных целей;
  • разрушительный характер движения и отсутствие единства в рядах восставших.

Крестьянская война не привела к изменениям положения крестьянства, не облегчила его жизнь, но изменения произошли в жизни донских казаков. В 1671г. они были впервые приведены к присяге на верность царю. Это стало началом превращения казачества в опору царского престола в России.

Приложение 11

Биография

Разин Степан Тимофеевич (ок. 1630–1671) – предводитель Крестьянской войны 1670–1671гг.

Родился ок. 1630г. в станице Зимовейская на Дону (или в Черкасске) в семье зажиточного казака Тимофея Разина.

В 1658г. был в числе черкасских казаков, направленных в Москву в Посольский приказ. В 1661г. вместе с атаманом Ф.Буданом вел переговоры с калмыками о заключении мира и совместных действиях против татар. В 1662г. стал атаманом, а в 1662–1663гг. с казаками ходил против турок и крымчан, участвовал в битве при Молочных Водах на Крымском перешейке. Вернулся на Дон с богатыми трофеями и пленными.

В 1665г. воевода и князь Ю.А.Долгоруков казнил старшего брата Разина Ивана за самовольный уход с казаками на Дон во время русско-польской войны. Степан решил не только отомстить за брата, но и наказать бояр и знать. Собрав «ватагу» в 600 человнк, отправился весной 1667г. от Зимовейского городка под Царицыном вверх по Дону, по пути грабя казенные струги с товарами и дома богатых казаков («поход за зипунами»). Позже реорганизовал «войско», придав ему черты регулярного, разделенного на сотни и десятки во главе с сотниками и десятниками.

В 1667–1669гг. Разин совершил персидский поход, разбив флот иранского шаха. Взяв Баку, Дербент. Решет, Фарабат, Астрабат. В августе-сентябре 1669г., вернувшись на Дон, он построил на донском острове крепость – городок Кагальник, где раздавал добытые военные трофеи, зовя в казачье войско, маня богатством и удалью. Попытка московского правительства наказать казаков, прекратив подвоз хлеба на Дон, имело обратный результат: к нему потянулось еще больше сторонников.

В мае 1670г. года на «большем круге» атаман объявил, что намерен с Дона на Волгу, а с Волги на Русь против изменников бояр, думных и приказных людей.

Летом 1670г. поход превратился в мощную крестьянскую войну (см. приложение 10). Слухи об идущем с Разиным царевиче Алексее (на самом деле умершем) и патриархе Никоне превратили похода в событие, получившее благословение церкви и власти. Под Симбирском в октябре 1670г. Степан Разин был ранен в битве с царскими войсками и был вынужден уйти на Дон. Там его вместе с братом Фролом 9 апреля 1671г. богатые казаки во главе в Корнилом Яковлевым выдали властям. Привезенный в Москву, Степан был допрошен, подвергнут пыткам и четвертован 6 июня 1671г.

Приложение 12

«Прелестные грамоты» Степана Разина

«1. Грамота от Степана Тимофеевича от Разина. Пишет вам Степан Тимофеевич всей черни. Хто хочет богу да государю послужить, да и великому войску, да и Степану Тимофеевичю, и я выслал казаков, и вам бы за(о)дно измеников вывадить и мирских кравапивцев вывадить.

И <...> мои казаки како промысь станут чинить, и ва[м] бы <...> итигь к ним в совет, и кабальныя и апальныя шли бы в по[л]к к моим казакам.

2. От донских и от яицких атаманов молотцов, от Стефана Тимофеевича и ото всего великого войска Донского и Яицкого наметь Цывильского уезду розных сел и деревень черней руским людем и татаром и чюваше и мордве. Стоять бы вам черне, руские люди и татаровя и чювяша, за дом пресвятые богородицы и за всех святых, и за великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича <...> (т), и за благоверных царевичев, и за веру православных християн. А как не Цывильска к вам, к черне, руские люди и татарови и чюваша и мордва, высылыцики в Цывильской уезд по селом и по деревням будут и станут загонеть в осад стоять в Цывильску, и вам бы, черне, в осад в Цывильск не ходить, потому что над вами учинет обманом, всех в осаде вас прерубет. А тех бы вам цивильских высильщиков ловить и привозить в войско в Синбирск. А которые цывиленя дворяня и дети боярские и мурзы и татаровя, похотев заодно тоже стоять за дом пресвятые богородицы и за всех святых и за великого государя и за благоверных царевичев, и за веру православных крестиян, и вам бы, чернь, тех дворян и детей боярских и мурз и татар ничем не тронуть и домов их не разореть. А с войсковой памяти вам, чернь, списывать отдавать списки по селам церковным причетником дьячком в слово в слово. И списывая, отдавать их по розным волостем и по селам и по деревням сотцким и старостам и десяцким, чтоб они, уездные люди, все в сию высковою наметь знали. К сей памяти высковую печать атаман Степан Тимофеевич приложил. А с сею высковою памятью послан наш высковой казак Ахпердя мурза Киддибяков, и вам бы, чернь, ево во всем слушать и спору не держать. А буде ево слушать ни в чем не станете, и вам бы на себя не пенять.

3. Великого войска Данского и Еицкого и Запорожского от атаманов от Михаила Харитоновича, да от Максима Дмитревича, да от Михаила Китаевича, да от Семена Нефедьева, да от Артемья Чирскова, да от Василья Шилова, да от Кирилы Лаврентьева, да от Тимофея Трофимовича в Челнавской атаманом молотцом и всему великому войску.

Послали мы к вам Козаков лысогорских Сидара Леденева да Гаврилу Болдырева для собранья и совету великого войска. А мы ныне в Танбове ноября в 9 день в скопе, у нас войскова силы с 42 000, а пушак у нас 20, а зелья у нас полпятаста и больши пуд.

И кой час к вам ся память придет, и вам бы пожаловать атаманы и молотцы, собрався, ехоть к нам на помочь с пушками и з зельем безо всякого мотчанья днем и ночью наспех. А писал к нам из Орзамасу донской атаман, что наши козаки князь Юрья Долгаруково побили со всем его войским, а у него была пушак 120, а зелья 1500.

Да пожаловать бы вам, породеть за дом пресвятые богородицы и за великого государя, и за батюшку за Степана Тимофеевича, и за всю провославную християнскою веру. Потом вам, атаманы молотцы, атаман Тимофей Трофимов челом бьет.

А будет вы к нам не пойдетя собраньем на совет, и вам быть от великого войска в казни, и женам вашим и детем быть порубленым и домы ваши будут розарены, и животы ваши и статки взяты будут на войска.»

Электронная энциклопедия «Википедия»

Приложение 13

Биография

Никон (в миру Никита Минов) (1605–1681), патриарх, политический и церковный деятель, сыгравший центральную роль в реформах русского православия в эпоху царя Алексея Михайловича.

Выходец из семьи крестьянина-мордвина, родился в мае 1605г. Уже 19-летним юношей стал священником в соседнем селе. После смерти всех своих троих детей, в 1635г. принял постриг в крайне суровых и аскетичных условиях Анзерского скита в Соловецком монастыре. С 1643г. – игумен Кожеозерской обители.

Явившись с берегов Белого моря на представление царю, Никон обратил на себя благосклонное внимание Алексея Михайловича и был поставлен архимандритом московского Новоспасского монастыря. Пользовался большим авторитетом (Патриарх Никон). Вошел в кружок так называемых ревнителей благочестия, возглавляемый царским духовником Стефаном Вонифатьевым, члены которого обсуждали пути обновления церковной жизни.

В 1648г., став митрополитом Новгородским, решительно способствовал в 1652г. подавлению местного бунта. В том же году, после кончины патриарха Иосифа, был избран всероссийским святителем.

С весны 1653г. патриарх Никон приступил к церковным реформам, которые проводил с жесткой решимостью и отсутствием дипломатического такта. Этим он, фактически, спровоцировав начало церковного раскола. Позднее признал историческое равноправие старых и новых обрядов. Но было поздно, раскол уже произошел. К этому времени назрел и второй конфликт: противостояние Никона с царем.

Упорно проводя идею о том, что «священство выше царства», вживаясь (когда замещал Алексея Михайловича во время польско-литовских походов 1654–1656гг.) в титул «великого государя», Никон всячески стремился к усилению внешнего великолепия и внутренней значимости Русской церкви как законной преемницы византийской святости. Монументальным символом этого великолепия стал основанный им в 1656г. Воскресенский Новоиерусалимский монастырь под Москвой (Новый Иерусалим). Огромные имущественные ценности, собранные Никоном ради величия церкви, увеличили число его врагов.

Не желая делиться властью (а по сути – уступать ее патриарху), Алексей Михайлович резко разошелся со своим былым любимцем. Рассерженный Никон, объявив о том, что оставляет патриаршество, в 1658г. удалился в Новый Иерусалим. В 1664г. он попытался вернуться в Москву, но был отправлен обратно. Церковный Собор 1667–1668гг., подтвердив никоновские реформы, в то же время снял с Никона патриарший сан, причем главным обвинителем на соборе выступил сам царь.

Никону, сосланному под надзор в Ферапонтов монастырь (а затем переведенному в Кирилло-Белозерский), разрешено было вернуться лишь в 1681г. новым царем Федором Алексеевичем (см. приложение 5). Скончавшийся по пути в Москву в Ярославле 17 (27) июля 1681г., Никон был погребен в Новом Иерусалиме по патриаршему чину.

Приложение 14

Справочный материал

Анафема (греч. anathema, «возложенное на алтарь», «жертва, принесенная божеству»), этим словом в греческом переводе Ветхого Завета (Септуагинте) был передан смысл еврейского слова «хéрем», означавшего нечто отвергаемое как ненавистное Богу. В последствии стало означать «отлучение». В Новом Завете это слово употребляется в значении осуждения, или проклятия тех, кто не любит Господа. В позднейшем церковном словоупотреблении «анафема» обычно подразумевает осуждение ереси и отлучение от церкви или другие наказания, налагаемые на еретиков. При этом для лиц, подвергнутых анафеме, всегда остается возможность примирения с церковью.

Приложение 15

Справочный материал

Соловецкое восстание, (1668–1676) («Соловецкое сидение») – противостояние сторонников старой веры церковной реформе патриарха Никона, эпицентром которого стал Соловецкий монастырь. В восстании участвовали представители различных социальных слоев: верхушка монастырских старцев, рядовые монахи, послушники и монастырские работники, пришлые зависимые люди, недовольные усиливающимся социальным гнетом. Число участников восстания было около 450–500 человек.

Первый этап противостояния московских властей и братии Соловецкого монастыря относят к 1657г. Монастырь в то время был одним из самых богатых и экономически независимых.

В привезенных в монастырь «новоисправленных богослужебных книгах» соловчане обнаружили богопротивные, с их точки зрения, ереси и новшества, которые монастырские богословы отказались принимать. С 1663г. по 1668г. на имя царя было составлено и послано 9 челобитных и множество посланий, на конкретных примерах доказывавших справедливость старой веры. В этих посланиях также подчеркивалась непримиримость соловецкой монашеской братии в борьбе с новой верой.

Второй этап начался 22 июня 1668г., когда для усмирения монахов был выслан первый отряд стрельцов. Началась пассивная блокада монастыря. В ответ на блокаду монахи начали восстание под лозунгом борьбы за старую веру и заняли оборону вокруг крепости. Мятежникам помогали и сочувствовали крестьяне, работные люди, беглые стрельцы, а позже и участники разгоравшейся крестьянской войны под предводительством Степана Разина. В первые годы московское правительство не могло послать значительных сил на подавление восстания из-за других крестьянских волнений. Однако блокада продолжалась, и руководство монастыря, а также значительная часть монахов-чернецов выступили за переговоры с царскими воеводами. Миряне и пришлые люди отказались поддержать их.

Переговоры, которые велись с восставшими в течение 4 лет, ни к чему не привели. В результате, в 1674г. Алексей Михайлович увеличил войско, осаждающее крепость, назначил новым воеводой Ивана Мещеринова и отдал ему приказ о скорейшем искоренении мятежа.

На третьем этапе восстания предпринимались многочисленные попытки штурма монастыря-крепости, долгое время заканчивавшиеся безуспешно. В ходе осады идея «защита старой веры» сменилась отрицанием царской власти и централизованного церковного правления. В монастыре перестали исповедываться, причащаться, признавать священников, стали привлекать к работе всех монастырских старцев. Противостояние неожиданно закончилось в январе 1676г., когда перебежчик, монах Феоктист, указал стрельцам на тайный подземный ход в одной из башен. Небольшой отряд стрельцов проник внутрь монастыря и открыл ворота осаждавшим.

После взятия крепости началась жестокая расправа над ее защитниками, ознаменовавшая заключительный этап борьбы. Из 500 человек, защищавших монастырь, в живых осталось только 60, но и те вскоре были казнены. Лишь немногим была сохранена жизнь, они были разосланы по другим монастырям. Соловецкий монастырь был ослаблен репрессиями на долгие годы. Свидетельством «прощения» опального монастыря стало посещение обители Петром I почти через 20 лет после описываемых событий. Тем не менее, монастырь восстановил свое значение лишь в конце XVIII – начале XIX вв.

Таким образом, Соловецкое восстание – это одно из наиболее заметных выступлений против попыток быстро реформировать религиозную жизнь во времена царя Алексея Михайловича. Упорство в вере и мученическая смерть «соловецких старцев» создала в народе вокруг них ореол мученичества.

Приложение 16

Биография

Аввакум (1620–1682) (Аввакум), русский писатель, протопоп, глава старообрядчества и идеолог раскола (см. приложение 17)в православной церкви. В 1647г. входил в близкий ко двору царя Алексея Михайловича (см. приложение 4) московский кружок так называемых ревнителей благочестия. За открытое сопротивление церковным нововведениям патриарха Никона (см. приложение 13)в 1653г. был сослан с семьей в Тобольск, затем в Даурию, на границе Монголии. В 1663г. по вызову царя явился в Москву, но с официальной церковью не примирился, резко выступал против реформ, чем приобрел многочисленных приверженцев (боярыня Ф.М.Морозова и др.). В 1664г. был сослан в Мезень. В 1666г. на церковном соборе лишен сана и предан анафеме (см. приложение 14), а в 1667г. сослан в Пустозерский острог и заточен в земляной тюрьме. Там еще в течение 15 лет продолжал борьбу, обмениваясь посланиями со своими последователями. Отстаивая «старую веру», Аввакум обличал пороки официальной церкви, придав оппозиционный характер массовому движению раскольников.

Автор свыше 50 сочинений, из которых наиболее известным стало «Житие протопопа Аввакума», в котором представлена как картина того сложного времени, так и незаурядная личность автора.

По указу царя Федора Алексеевича (см. приложение 5) за «хулы» на царский дом Аввакум и его ближайшие сподвижники были сожжены в срубе в Пустозерске Архангельского края 14 апреля 1682 г.

Приложение 17

Справочный материал

Церковный раскол – религиозно-политическое движение XVII в., отделившее от Русской православной церкви часть верующих, которые не приняли реформ патриарха Никона. Раскол стал причиной возникновения старообрядчества.

После Смутного времени, с одной стороны, параллельно укреплению государства, шло возрастание социально-политического значения Русской церкви, которая осознавала себя главной твердыни православия, преемницей Византии, непримиримой к римско-католическому Западу. С другой стороны, именно это гордое самосознание обнажало падение нравов духовенства и мирян, широкое бытование языческих пережитков, равно как и речей откровенно еретического толка. В самих церковных службах царил разнобой, остро диктующий необходимость тщательной, строго централизованной кодификации всех служб и уставов, выправленных по лучшим древнеписьменным и новым печатным образцам.

На церковном Соборе 1654г. было решено править богослужебные книги по древним греческим и славянским рукописям. Однако, увлекшись обновлением, Никон и его сподвижники забыли о необходимости долготерпения в решении столь сложного вопроса. С одной стороны, «испорченными» объявлялись книги, составлявшие самую суть русского церковного обихода, с другой – то, что предлагалось в качестве «древних» образцов (греческих или киевских), далеко не всегда было таковыми. Реформаторов обвинили в симпатиях к чужим церквам в ущерб родному, московскому православию. И такие ревностные поборники церковной старины и нерушимой традиции, какими в равной мере были Никон и Аввакум, в итоге оказались непримиримыми врагами.

Та же нетерпимость проявилась и в вопросе об исправлении обрядов. Народу, издавна привыкшему креститься двумя перстами (что было закреплено и уложениями Стоглавого собора), внезапно объявили, что единственно правильным является троеперстие (принятое к тому времени у греков). Другие поправки (по поводу возглашения троекратной «аллилуйи» вместо прежней двукратной, четырехконечного креста, введенного в отдельных случаях в обиход наряду с восьмиконечным и шестиконечным и т.д.) также были сделаны слишком ультимативно и поспешно. Поэтому соборные уставы, призванные восстановить старинные благочестие и чистоту обрядов, на деле очень многими воспринимались как вопиюще неблаголепные ереси.

Церковный Собор 1667г., оставив уговоры и увещевания, предал своих оппонентов анафеме (см. приложение 14) как «еретиков», после чего раскол вошел в новую фазу, став поистине массовым. К этому моменту окончательно впал в немилость сам Никон (тот же собор лишил его патриаршего сана), что дополнительно усложнило религиозно-политическую ситуацию.

Неприятие реформ носило именно двойной – как религиозный, так и политический характер. Против нового выступают отдельные высшие церковные иерархи, многие члены среднего и низшего клира, целые монастыри (наиболее известен пример Соловецкого восстания (см. приложение 15) (1668–1676гг.), представители боярских родов (И.А.Хованский, Ф.П.Морозова, Е.П.Урусова и др.), посадский и сельский люд. Протест принимал разные формы. Ревнители древнего благочестия спасались от «разбойничьего вертепа» (каковым им казалась церковь «никониан»), устраивая собственные скиты на окраинных, необжитых землях, продвигаясь на крайние рубежи России. Наиболее фанатичным видом протеста явились массовые самосожжения, которые широко распространились в обществе в процессе раскола. Власти, в свою очередь, усиливали раскол казнями, порою тоже принимавшими массовый характер.

Цели реформ были достигнуты много позже, когда процесс уточнений и поправок обрядов и текстов вошел в достаточно спокойное русло. Главным же результатом раскола, его драматическим итогом явилось церковное разделение, с образованием особой ветви православия в виде старообрядчества (см. приложение 18). Прежде слова «раскол» и «старообрядчество» официально употреблялись как синонимы. Однако, Поместный собор 1971г. утвердил равноправие новых и старых обрядов, сняв запрет на последние. Поэтому «расколом» принято именовать не вероисповедание, а определенную главу в истории Русской православной церкви и государства.

Приложение 18

Справочный материал

Старообрядчество или староверие – совокупность религиозных течений, возникших в XVII в. в русском православии в результате церковного раскола (см. приложение 18).

Реформы, начатые патриархом Никоном, вызвали протест значительной части верующих. Старые обряды, отвергнутые в ходе реформы, вполне закономерно воспринимались протестующими как символы древнего благочестия, отказ от которых казался равнозначным отказу от православия как такового. Среди этих обрядов были такие как:

  • двуперстие, которым творили крестное знамение (в противовес утвержденному реформой троеперстию);
  • двойная аллилуйя во время службы, вместо тройной;
  • обычай ходить при крещении, венчании и освящении храма по солнцу (а не против солнца);
  • совершение литургии (церковной службы) на семи просфорах (а не пяти);
  • употребление преимущественно восьмиконечного или шестиконечного креста (а не четырехконечного);
  • написания «Исус» (вместо «Иисус») и ряд других.

Вся книжная правка и соответственная обрядовая унификация производились поспешно, с крайней нетерпимостью к инакомыслящим. На приверженцев старины обрушились репрессии: многие были отправлены в ссылку, как боярыня Ф.П.Морозова (см. приложение 19), другие истреблены физически, как жертвы Соловецкого восстания, либо сожженные в срубе после многолетнего заточения как протопоп Аввакум в 1682г., священник Лазарь, дьякон Федор и инок Епифаний. Массу жизней унесли коллективные самоубийства в переполненных избах, где люди, творя молитву, укрывались от царских солдат.

Жертвы гонений стали мучениками староверия, чья гибель укрепила среди их соратников чувство непримиримой вражды к «никонианам», жестокие дела которых воспринимались как знаки пришествия антихриста.

Постепенно протест оформлялся в особую церковь. Процесс этого оформления был сложен. К началу XXв. староверие представляло собою разветвленную и крепкую структуру, сильную не столько политически, сколько экономически, благодаря тому, что с ней был связаны крупные купеческие кланы Рябушинских, Морозовых, Пороховщиковых, Шибаевых и др.

С 1905–1917гг. был короткий «золотой век» старообрядчества. Вслед за манифестом Николая II «Об укреплении начал веротерпимости» (1905г.) распечатываются закрытые еще при Николае I старообрядческие храмы и разрешается новое их строительство, которое идет весьма интенсивно – в духе историзма или модерна. Бурно развивается староверческая печать. Однако после Октябрьской социалистической революции 1917 г. старообрядчество вновь вступает в период жестоких гонений, теперь уже разделяя общую судьбу всех прочих религиозных конфессий.

В результате эмиграции XVIII-XX вв. большие общины старообрядцев из России образовались в Румынии, США, Канаде, Австралии, Аргентине, Бразилии и некоторых других странах.

Приложение 19

Биография

Морозова Федосья Прокофьевна (Феодосия Прокопиевна) (портрет боярыни Морозовой ) (в девичестве – Соковнина) (1632–1675) – боярыня, деятельница русского раскола, сподвижница протопопа Аввакума.

В 1649г. была отдана замуж за Глеба Ивановича Морозова, брата всесильного временщика при царе Алексее Михайловиче бездетного Бориса Ивановича Морозова. После смерти обоих братьев остается наследницей их громадных богатств.

Вместе с родной сестрой княгиней Е.П.Урусовой и подругой – женой стрелецкого полковника М.Г.Даниловой, становится последовательницей протопопа Аввакума, вернувшегося в Москву из сибирской ссылки. Увлеченная его идеями, она порывает все связи с высшим боярским обществом и отдает себя и все свое богатство служению старообрядческой общине.

Вела переписку с протопопом Аввакумом, вновь сосланным в земляную тюрьму на берегу Белого моря. Под его влиянием Феодосия в 1671г. тайно постригается в монахини под именем Феодоры.

Отказавшись прибыть на венчание царя Алексея Михайловича, тем самым лично оскорбила его. Сначала были отправлены в ссылку ее родные братья Алексей и Федор Соковнины, а в ночь на 16 ноября 1671г. Ф.П.Морозова, Е.П.Урусова и М.Г.Данилова были взяты под стражу и помещены в Чудов монастырь в Москве. Там они были подвергнуты пытке и затем помещены в подземелье монастыря. Но царь повелел убрать Феодосию из столицы.

Зимой 1671г. Ф.П.Морозову и Е.П.Урусову вывезли в Боровск (близ Калуги) ( Боярыня Морозова), где поместили в земляную тюрьму. Обе скончались в 1675г.

Задание 1. Борис Годунов(Учебник, с.246-247; М.Н.Карамзин, с.370)

С какими проблемами столкнулся Б.Годунов в годы своего правления? Как он их решал?

Учитель: впервые на русском престоле оказался самозванец Лжедмитрий I , мелкий дворянин из Галича монах-расстрига Григорий Отрепьев. Как ему удалось стать царем?

Кто и почему его поддержал? Верно ли, что Лжедмитрий «был только испечен в польской печке, а заквашен в Москве» (В.О.Ключевский).

Учитель: бесчинства поляков, которых привел с собой Лжедмитрий, привели к восстанию и убийству самозванца. Власть захватил В.Шуйский. В его правление ознаменовано мощнейшим восстанием Болотникова и появлением второго самозванца.

1) Почему восстание приобрело такой большой размах? Почему Болотникова поддержали широкие слои населения?

2) Можно ли считать восстание крестьянской войной?

Учитель: многие города и уезды признали власть Лжедмитрия II , но очень скоро его действия вызвали возмущение и оттолкнули от него многих сторонников. Почему?

Какие слои и почему выступили против Лжедмитрия II ?

Учитель: в 1609 году началась открытая польско-шведская интервенция, еще больше усугубившая бедствия народа.

1)Что такое военная интер

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.