Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Речевой ответ оператора



 

В некоторых случаях для осуществления управля­ющих воздействий используется речевой ответ опера­тора. Под ним понимается разновидность моторного действия (наряду с целенаправленными движениями конечностей человека), осуществляемого посредством звуковой речи. Такая речь представляет собой особое движение, поскольку артикуляционные акты, лежащие в основе звукообразования, непосредственно связаны с высшими психологическими функциями, с формиро­ванием и высказыванием понятий, суждений.

Как звуковая, так и письменная речь — это код, который при хорошем знании языка не требует специ­альной операции перекодирования. Существуют три специфические особенности речевых действий по сравнению с другими реакциями.

1. Речевые программы значительно менее подверже­ны автоматизации и выходу из-под контроля созна­ния, чем программы обычных движений. Отсюда вытекает возможность использовать простейшие речевые действия для уменьшения вероятностей ошибок автоматизма.

2. Речь, как правило, более значимый стимул, чем любой другой. Это необходимо иметь в виду при разработке речевых сигналов. Ошибочная выдача таких сигналов недопустима, так как человек, осо­бенно в стрессовых ситуациях, склонен верить речевой команде безусловно.

3.Речь передает избыточную информацию, относя­щуюся не только к процессу достижения цели. Речь всегда содержит «эмоциональную» составляющую, которая отражает и текущее состояние человека, и его стойкие личностные особенности. Указанная «Избыточность» может быть с успехом исполь­зована для повышения надежности передачи ин­формации между специалистами, включенными в СЧМ, причем языком в данном случае надо счи­тать не только собственно речевые сигналы, но и мимику, и жесты говорящего. Поэтому в СЧМ, где речевая связь имеет большое значение, желатель­но по возможности обеспечивать визуальный контакт между говорящими. Поскольку частотно-амп­литудные характеристики речи отражают психи­ческие состояния человека, эти признаки можно использовать в диагностических целях, например, для контроля функционального состояния опера­тора [53].

С помощью речевого ответа возможно в ряде слу­чаев речевое управление машиной. По сравнению с двигательными действиями оно имеет такие преиму­щества.

Во-первых, при использовании для управления машиной речевых команд существенно облегчается работа оператора, поскольку человек по природе бо­лее приспособлен для передачи информации посред­ством речи, нежели с помощью движений конечнос­тями. Поэтому произнести короткую речевую команду ему всегда легче, чем выполнить самое простое мо­торное действие рукой или ногой. Отсюда и утомле­ние при речевом управлении оказывается гораздо меньшим, чем при ручном. Ввод речевых команд не требует повышения громкости речи и длительной не­прерывной работы. Анализ деятельности оператора в некоторых существующих системах с голосовым вво­дом информации показывает, что темп отдачи команд, диктуемый оператору системой, не превышает 2 с на команду.

Во-вторых, ввод речевых команд осуществляется примерно в 2,5 раза быстрее, чем ввод двигательных команд (только для команд с неопределенностью ме­нее 2 бит эти скорости оказываются одинаковыми).

В-третьих, при речевом вводе сигналов человек допускает гораздо меньше ошибок, чем при ручном: в вербальном выражении умозаключения по решению возникшей задачи значительно меньше вероятность допустить ошибку, нежели тогда, когда это решение перекодируется в ручные моторные действия. Поэто­му при речевом управлении менее вероятны т. н. «глу­пые» ошибки оператора, его промахи. К тому же оши­бочно выданная речевая команда обычно сразу же обнаруживается; ошибка же при выборе кнопки, тум­блера чаще всего выявляется уже после отработки системой введенной команды:

В-четвертых, благодаря речевому управлению рас­ширяется оперативность управления: речевые коман­ды могут использоваться как дополнительный канал ввода информации, наряду с ручным управлением, причем эти каналы могут действовать как последова­тельно, так и параллельно. При речевом управлении увеличиваются возможности совместного дистанцион­ного управления системой несколькими рассредото­ченными в пространстве операторами (с регламента­цией по времени выхода каждого из них на управление).

В-пятых, при использовании речевого управления сокращается срок подготовки операторов. Если для формирования двигательных навыков требуются ме­сяцы, то подготовка оператора, способного успешно осуществлять голосовое управление, занимает несколь­ко часов, дней, необходимых для освоения словаря информационно-управляющей системы и правил уп­равления.

Рассматриваемые системы имеют и свои недостат­ки: необходимость обеспечения соответствующей зву­коизоляции, исключения посторонних разговоров, вы­сокую сложность и стоимость системы. Однако ранее названные достоинства таких систем значительно пре­валируют над их недостатками.

Речевое управление может использоваться для установления режимов работы системы, для ввода команд, корректирующих ее работу, для запроса дан­ных, которые могут потребоваться по ходу управления.

В настоящее время речевое управление уже реа­лизовано в ряде систем. Так, существуют системы речевого управления станками. В ряде случаев для их управления оказалось достаточным всего 5—10 слов, причем благодаря небольшому словарю управления удается получать более простые и надежные системы распознавания речи. Существует система речевого управления металлорежущим станком, действующая со словарем в 250 слов [77]. Более подробно вопросы речевого взаимодействия оператора с машиной рассматриваются в главе XXIV.


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.