Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Информационная подготовка решения



 

Принятию решения оператором предшествует определенная информационная подготовка. Она свя­зана с отбором информации об управляемом объекте и среде, которая позволяет достичь максимальной эффек­тивности решения. Опыт эксплуатации СЧМ различ­ного назначения показывает, что информационная подготовка может занимать от 30 до 60% времени, зат­рачиваемого для принятия решения.

Информационная подготовка решения (ИПР) пред­ставляет совокупность действий по приему и обработ­ке информации о внешней среде, состоянии системы управления, ходе управляемого процесса, а также вспомогательной и служебной информации. В ходе осуществления этих действий и операций оператор анализирует обстановку, представляемую на средствах отображения информации, сопоставляет условия зада­чи и строит концептуальную модель ситуации. На этом заканчивается первая стадия ИПР. Информация на этой стадии переводится оператором на язык образов, схем, оперативных единиц информации и т. д., кото­рым он хорошо владеет. Дальнейшая обработка инфор­мации осуществляется уже на этом языке.

На второй стадии оператор анализирует и сопос­тавляет ситуацию с имеющейся у него или специально выработанной для этого случая системой оценочных критериев и мер, которые определяют характер и на­правленность необходимых преобразований ситуации. Основная задача этой стадии состоит в трансформа­ции концептуальной модели в модель проблемной си­туации. Эта новая модель, адекватная объективно сло­жившейся ситуации, является сферой кристаллизации проблемы, подлежащей решению.

На третьей стадии идет напряженная работа над решением проблемы оперирования исходными и пре­образованными данными. Протекает она в виде целе­направленных действий, либо не осознаваемых, либо автоматизированных, которые далеко не всегда имеют вербальный характер. На этой стадии большой удель­ный вес занимают зрительно-пространственные транс­формации и манипуляции элементами проблемной ситуации или ситуации в целом.

Основное внимание при этом уделяется определе­нию взаимоотношений между вступившими в противо­речие и породившими конфликтную ситуацию элемен­тами или их комплексами. По мере такого оперирования создается более полное представление о предметном содержании ситуации, возможных направлениях ее развития, структурируется значение вступивших в противоречие элементов, комплексов и свойств ситуа­ции. Результатом такой работы могут быть новые обра­зы, новые визуальные формы, несущие определенную смысловую нагрузку. Подобный тип деятельности на­зывают визуальным мышлением [148]. На этом ИПР переходит в процесс собственно принятия решения.

Процессы ИПР не являются беспристрастными. На них влияют субъективные факторы, личностно-смысловые образования, к числу которых относятся мо­тивы, субъективные цели, установки, воля и т. п. Эти влияния сказываются на способах интерпретации и преобразования условий и предметного содержания задачи, на точности полученного результата, на стиле его реализации. Личностно-смысловые образования влияют на процессы ИПР значительно сильнее, чем на более элементарные исполнительные и когнитивые акты.

Это объясняется тем, что оценочные критерии в сложных ситуациях, характеризующихся в том числе и недостаточностью информации о среде, вырабаты­ваются субъектом деятельности. Процесс их разработ­ки, упорядоченности, реорганизации осуществляется непрерывно в ходе мыслительной деятельности. Имен­но он и влечет за собой изменение целей, формирова­ние и постановку новых.

На основе микроструктурного анализа (см. главу III) преобразований информации в зрительной и слуховой системах можно сделать вывод о том, что перцептив­ные, опознавательные и мнемические действия не толь­ко участвуют в подготовке решения, но и вносят суще­ственный вклад в его реализацию. А процесс решения задачи на одном шаге информационного поиска может развернуться в достаточно широкий диапазон преоб­разований информации — от сканирования до невер­бальных семантических преобразований.

В зависимости от сложности решаемой задачи число и тип преобразований меняются, что находит свое выражение, в частности, в длительности зрительных фиксаций. Это значит, что оператор, решающий задачу, обладает способностью настраиваться на пер­цептивную или семантическую сложность информаци­онного поля. Поэтому в работе оператора скорость обработки информации, как правило, не постоянна. Это связано с тем, что от режима поиска он переходит к построению концептуальной модели и собственно к решению [55, 56].

Любое решение, как следует из сказанного, явля­ется результатом приема и переработки информации. Однако в зависимости от назначения СЧМ и ее конеч­ной задачи психологические механизмы, обеспечива­ющие выработку решения, методы и уровни решений существенно различаются (табл. 13.1). В общем случае, как уже отмечалось, различают две группы уровней решений: перцептивно-опознавательные и речемыслительные.

 

Таблица 13.1

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.