Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Вероятности появления символов



 

 

Показатель,% Вероятность появления символа
0,60 0,13 0,07 0,06 0,05 0,04 0,03 0,02
Правильное воспроизведение Ошибки Отказы                

 

К структурно-пространственным параметрам от­носится способ организации предъявляемого матери­ала (в виде последовательности или формуляра). В обо­их случаях на продуктивность памяти влияет степень его компактности и характер группировки [13]. Уста­новлено, что формулярный способ предпочтительнее, потому что он обеспечивает возможность «привязки» предъявляемого материала к определенным знакомес­там, что позволяет, в свою очередь, перенести часть информационной нагрузки на этот параметр предъяв­ления (подробнее см. главу XVI).

На качество запоминания оказывает влияние так­же место, занимаемое тем или иным символом в предъявленной последовательности. Особенно большое значение это имеет в том случае, когда длина n предъяв­ляемой последовательности превышает объем памяти. Установлено, что в этом случае большую вероятность ошибочного воспроизведения имеют символы, распо­ложенные в середине предъявленной последователь­ности. Символы, находящиеся в начале и особенно в конце последовательности, воспроизводятся с мень­шим количеством ошибок. Данное явление носит в психологии название эффекта края (эффекта первич­ности и эффекта недавности), а зависимость, описыва­ющая это явление, называется позиционной кривой (рис. 12.5). Указанное обстоятельство следует учитывать при организации предъявления информации: наиболее важная информация должна располагаться в начале или в конце предъявляемой последовательности сим­волов.

 

Рис. 12.5. Зависимость вероятности правильного

воспроизведения от места символа в предъявленной

последовательности.

 

Гораздо меньше, чем другие, изучены вопросы влияния на продуктивность памяти различий в модаль­ности принимаемых сигналов. Считается, что при про­чих равных условиях продуктивность зрительной па­мяти выше, чем слуховой. Это обусловлено тем, что по зрительному входу сигналы поступают параллельно, а по слуховому — последовательно. Последнее ограни­чивает возможности слуховой памяти.

Из временных параметров сигналов наибольшее влияние на продуктивность памяти оказывает длитель­ность экспозиции и характер предъявления (одновре­менный или последовательный). В качестве примера на рис. 12.6 показаны зависимости вероятности Рпам пра­вильного воспроизведения информации от указанных факторов. При этом сплошными линиями показаны значения вероятности Рпам при последовательном, а пунктирными линиями — при одновременном предъяв­лении информации.

На основании рассмотренного материала можно провести описание процессов памяти. В деятельности оператора участвуют различные виды памяти: кратков­ременная (непосредственная и оперативная) и долго­временная. Вновь поступающая информация через сенсорные регистры направляется в оперативную память, имеющую вполне определенный (для данного человека) объем К. Информация сохраняется в опера­тивной памяти в течение времени тхр, определяемого длительностью следа памяти.

 

Рис. 12.6. Зависимость вероятности правильного воспроизведения от длительности предъявления символов и длины п их последовательности.

 

В случае, если объем поступившей информации превышает объем памяти или время хранения больше длительности следа, часть информации с некоторой вероятностью Рдп направляется в долговременную память, остальная информация теряется. Вероятность Рдп зависит от длины последовательности сигналов, его места в последовательности, длительности хранения информации и т. д.

Время обработки информации с участием долговре­менной памяти больше, чем с участием только оператив­ной памяти. Оно различается на величину — время поиска информации в долговременной памяти. Общее время обработки информации в этом случае равно

(12.8)

где — собственно время обработки информации оператором (т. е. с участием только кратковременной памяти).

 

Рис. 12.7. Законы распределения времени поиска

информации для различных значений К (прямоугольниками

показаны опытные данные, пунктирными линиями

сглаживающие их теоретические функции).

 

Время поиска информации в долговременной памяти является случайной величиной, подчиненной закону распределения, близким к нормальному (рис. 12.8), с математическим ожиданием, завися­щим от длины К очереди сигналов в соответствии с выражением

(12.9)

и среднеквадратическим отклонением σп0,4 τп. Ве­личина b0 определяется конкретными условиями дея­тельности оператора.

Рис. 12.8. Изменение времени (t), затрачиваемого при

упорядочении объектов, в зависимости от общего

количества объектов (х) и числа учитываемых параметров

(у) у каждого из них.

Таким образом, объективными критериями для определения объема и длительности следа памяти яв­ляется значимое увеличение (в статистическом смыс­ле) количества ошибок и времени обработки информа­ции. Это увеличение свидетельствует о переходе от оперативного к долговременному хранению информа­ции. Для регистрации этого положения используются косвенные методы инженерно-психологических изме­рений характеристик памяти (подробнее см. главу X). Индикантом измерений служит вероятность Рпам или время обработки информации [167,168].

Нагрузка на оперативную память особенно велика при решении оператором задачи упорядочивания объек­тов. Для оценки времени решения такого рода задач получена следующая эмпирическая зависимость:

где t (х,у) — время, затрачиваемое на один объект; х — число упорядочиваемых объектов; у — число парамет­ров объектов.

При заданном числе параметров зависимость t от х выражается прямой линией (рис. 12.7). Угол наклона прямой изменяется вполне закономерно при увеличении числа параметров. При соответствующей трени­ровке влияние числа параметров на время решения задачи упорядочивания может быть снято. Анализ про­цесса тренировки показывает, что у испытуемых фор­мируются более экономные маршруты поиска и упо­рядочивание, происходит автоматизация мнемических действий. В ходе такой тренировки формируются все более и более крупные оперативные единицы памяти [153].

Оперативное мышление

 

Центральное место в деятельности операторов за­нимает решение тех или иных задач, возникающих в ходе процесса управления. Оператор, участвующий в слож­ных системах управления, имеет дело с проблемными ситуациями, он должен осмыслить их, выявить задачу и найти пути ее решения. При этом нередко оператор ог­раничен временем, опоздание становится равносильным ошибке и может привести к еще большему усложнению проблемной ситуации, а иногда и к частичному или пол­ному нарушению работы всей системы.

Мышление — активный процесс отражения объек­тивного мира в человеческом мозгу в форме суждений, понятий, умозаключений. Мышление как социально обусловленный психический процесс неразрывно свя­зано с речью (и языком). В отличие от ощущений, вос­приятий и представлений мышление есть процесс обобщенного и опосредствованного отражения дея­тельности. Различают наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое, оперативное и теоре­тическое мышление.

Наглядно-действенное мышление — анализ и син­тез познаваемых объектов в процессе практической деятельности с ними.

Наглядно-образное мышление — процесс транс­формации перцептивных образов и представлений объектов (например, мысленное вращение объекта, его реконструкция и т. п.). Теоретическое мышление выс­тупает в форме отвлеченных понятий и рассуждении.

Образное мышление — процесс отражения и со­отнесение текущей информации о состоянии объекта с ранее накопленной информацией. Понятийное и образное мышление в реальной трудовой деятельноети выступают в тесном единстве, переходят одно в другое, что обеспечивает конкретное отражение про­блемной ситуации.

Словесно-логическим, или понятийным, мышлени­ем называется процесс отражения в сознании челове­ка существенных связей и отношений между предме­тами и явлениями материального мира.

Для инженерной психологии особое значение име­ет оперативное мышление. Под оперативным мышле­нием понимается такой процесс решения практичес­ких задач, в том числе и задач управления, в результате которого формируется субъективная модель предпола­гаемой совокупности действий (плана операций), обеспечивающей решение поставленной задачи. Оно включает выявление проблемной ситуации и систему мысленных и практических преобразований.

Основными компонентами оперативного мышления являются структурирование (которое проявляется в образовании более крупных единиц на основе связыва­ния элементов ситуации между собой), динамическое узнавание (узнавание частей конечной ситуации в ис­ходной проблемной ситуации) и формирование алгорит­ма решения (выработка принципов и правил решения задачи, а также в каждом конкретном случае определе­ние последовательности действий). Выявлено три этапа процесса решения. На первом этапе наблюдается стрем­ление действовать только с одним элементом ситуации: каждый элемент выступает здесь как одномерный век­тор. На втором этапе элементы группируются опре­деленным образом. Третий этап состоит в выработке общих принципов решения данной задачи, обеспечи­вающих соединение элементов в инвариантные под­группы и разъединение неудовлетворительно (с точки зрения задачи) связанных элементов. В деятельности оператора существенную роль играет образное, или наглядное, мышление, т. е. оперирование представлени­ями реальной ситуации, воссозданными на основе при­нятой и декодированной информации.

Мыслительная деятельность летчика, штурмана ко­рабля, диспетчера аэропорта и многих других опера­торов неразрывно связана с трансформацией образов управляемых объектов. Всем этим операторам присуще образное видение объектов. Так, например, управляющие действия летчика обусловлены образом простран­ственного положения самолета, штурман действует исходя из представления о положении корабля отно­сительно берегов, диспетчер аэропорта принимает решение в соответствии с образом воздушной обста­новки. Оперативный образ формируется на основе соотнесения текущей информации о состоянии объек­та с той информацией о нем, которая ранее была на­коплена оператором. Развитие оперативного мышления может быть активизировано различными приемами, способами методического порядка, например через создание оперативных образов.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.