Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Теоретические основы психологических измерений



Проведение инженерно-психологических исследо­ваний связано, как правило, с выполнением тех или иных измерений. Наука о психологических измерени­ях называется психометрией (психометрикой). Перво­начально под ней понималось измерение временных характеристик психических процессов. В настоящее время в психометрию включают весь круг вопросов, связанных с любым измерением в психологии. Важ­нейшим признаком психологических измерительных процедур является их стандартизированность, предпо­лагающая проведение исследований при возможно бо­лее постоянных внешних условиях.

Измерения, проводимые в инженерной психоло­гии, условно можно разбить на два основных вида: физические и психологические. Несмотря на то, что проблема измерения является более или менее общей для всех наук, в психологии она проявляется более наглядно. Если в физике взаимодействие исследовате­ля и предмета измерения опосредовано измеритель­ным прибором, то в психологии таким «прибором» является вся организация психологического исследо­вания. Важнейшей частью такого «измерительного прибора» является человек (испытуемый). Его психи­кой отражаются внешние стимулы, и задача психоло­гического измерения состоит в том, чтобы получить количественные соотношения между этими психичес­кими образами. Предметом психологического измерения можно считать часть «образа мира» (результата индивидуального психического отражения действи­тельности), актуализированную набором стимулов (или ситуаций исследования), согласно предложенному критерию оценки (инструкцией испытуемому) [145].

На основании полученных данных строятся раз­личные шкалы индивидуальных свойств и делаются выводы о надежности и валидности конкретной мето­дики (подробно об этом сказано в главе VI). В послед­ние годы наметилась тенденция создания психометри­ческих процедур и моделей, позволяющих учитывать как переменные ситуации, так и индивидуальные осо­бенности испытуемых [145]. Для этого используются две принципиально различных разновидностей шкал: шкала оценок и шкала установок.

Шкалой в общем случае называется последователь­ность чисел, служащих для количественной оценки каких-либо величин; она является инструментом для измерения количественных свойств объекта. В психо­логии различные шкалы используются для изучения различных характеристик психологических явлений (процессов, свойств, состояний). Построив шкалу, не­обходимо установить ее тип. Он определяется допус­тимым преобразованием элементов шкалы, которые не изменяют ее структуру. Выделяют четыре типа число­вых шкал: номинальная (шкала наименований), орди­нальная, или порядковая (шкала порядка), интерваль­ная (шкала интервалов), пропорциональная (шкала отношений). Их разделение осуществляется на основе тех математических преобразований, которые допус­каются каждой шкалой.

Различие уровней измерения какого-либо качества можно проиллюстрировать таким примером. Допустим нам нужно каким-либо образом оценить степень удов­летворенности людей своей работой. Если разделить людей только на удовлетворенных или неудовлетворен­ных своей работой, то тем самым получим номиналь­ную шкалу: Если можно также установить степень удов­летворенности, то строится ординальная шкала. Если фиксируется на сколько и во сколько раз удовлетво­ренность одних больше удовлетворенности других, то можно получить интервальную и пропорциональную шкалу. Эти два вида шкал называются метрическими, так как в них вводится единица измерения расстояний между объектами.

Тип шкалы определяет вид операций, которые можно применить к шкальным значениям. Примени­тельно к номинальным шкалам недопустимы даже арифметические операции, хотя объекты в них могут выражаться числами (например, номер игрока в фут­больной команде). В порядковых шкалах можно исполь­зовать непараметрические методы статистики, напри­мер, коэффициент порядковой ранговой корреляции Спирмена. В метрических шкалах допустимы статис­тические методы, в основе которых лежат вычисления средних значений. Помимо этого в интервальной шка­ле могут осуществляться арифметические операции сложения и вычитания, а в пропорциональной шкале — все арифметические операции. Покажем это на при­мере измерения температуры. В шкале Кельвина, яв­ляющейся пропорциональной шкалой (в ней фиксиро­вана нулевая точка) допустимы преобразования типа у=ах, т. е. в ней можно сказать во сколько раз темпера­тура одного объекта больше или меньше температуры другого объекта. В отличие от этого в шкале Цельсия, являющейся интервальной шкалой (в ней нулевая точ­ка не фиксирована), допустим преобразования вида у=ах+Ь, т. е. здесь можно только сказать на сколько тем­пература одного объекта больше или меньше темпера­туры другого объекта.

Рассмотрим теперь эти формальные положения теории измерений применительно к психологии. В тео­рии измерений вводится понятие эмпирической систе­мы с отношениями S, числовой системы с отношениями R и оператора д, который гомоморфно (от греч. gomos — общий и morfo — форма) отражает первую систему во вторую. Измерением называется тройка элементов (S, д, R), причем все они одинаково важны, пренебреже­ние любым из них делает измерение невозможным.

Эмпирическая система с отношениями S в этом случае есть множество психических образов с отно­шениями между ними как результат отражения мно­жества стимулов с соответствующими отношениями. Формальное множество R (не обязательно числовое) — это результат психологического измерения, который получается применением выбранной психолого-мате­матической процедуры к множеству «сырых оценок», полученных после эмпирического этапа психологичес­кого исследования.

Гомоморфизм g представляет оператор, устанав­ливающий однозначное соответствие между этими двумя множествами (и между элементами множеств, и 37В между отношениями на этих множествах). При правильной организации процедуры исследования удает­ся гомоморфно отразить психические образы в фор­мальное множество, и по структуре последнего можно судить о структуре эмпирической системы (системы психических образов), в чем и заключается суть пси­хологического измерения [145].

После рассмотрения основных формальных поло­жений теории измерений следует хотя бы кратко оста­новиться на процедуре построения измерительных шкал. Шкала является результатом шкалирования, под которым понимается метод моделирования реальных процессов с помощью числовых систем. Шкалирова­ние является одним из важнейших средств математи­ческого анализа изучаемого явления, а также спосо­бом организации эмпирических данных, получаемых с помощью психологического исследования (наблюдения, изучения документов, опроса, эксперимента тестиро­вания). Большинство психологических объектов не могут быть строго фиксированы относительно места и времени своего существования и поэтому не поддают­ся прямому измерению. Поэтому и возникает вопрос о специфике числовой системы, которая могла бы соот­носиться с эмпирическими данными такого рода. Раз­личные методы шкалирования и представляют собой особые приемы трансформации качественных харак­теристик в некоторую количественную переменную.

Процесс шкалирования включает в себя два этапа. На первом этапе осуществляется сбор психологичес­кой информации, происходит создание эмпирической системы исследуемых объектов и фиксирование отно­шений между ними. На втором этапе производится анализ данных, от методов которого зависит объем информации, строится числовая система (шкала), от­ражающая отношения эмпирической системы объек­тов. Другими словами, на этом этапе осуществляется выбор и реализация метода шкалирования путем пост­роения одного из четырех рассмотренных ранее типов шкал (наименований, порядка, интервалов, отношений).

Существует две принципиально различных разно­видности задач, решаемых с помощью методов шкалирования:

■ числовое отображение совокупности объектов с помо­щью их усредненной групповой оценки;

■ числовое отображение внутренних характеристик инди­видов посредством фиксации их отношения к какому-либо психологическому явлению. В первом случае ото­бражение осуществляется с помощью шкалы оценок, во втором — с помощью шкалы установок.

 

Шкала оценок представляет собой методический прием, позволяющий распределить совокупность изу­чаемых объектов по степени выраженности общего для них свойства. Такое распределение основывается на субъективных оценках данного свойства, усредненных по группе экспертов (понятие об экспертных оценках дается в главе VI). Простейшим примером такой шка­лы является обычная школьная система баллов. Шкала оценок имеет обычно от пяти до одиннадцати интер­валов, которые могут быть обозначены числом либо сформулированы вербально (словесно). Большее чис­ло позиций выбирать не рекомендуется, поскольку пси­хологические возможности человека (и прежде всего ограниченный объем его оперативной памяти и вни­мания) не позволяют производить классификацию объектов более чем по 11 — 13 позициям. К основным процедурам шкалирования в этом случае относятся парное сравнение объектов, отнесение их к определен­ным категориям, ранжирование и т. п.

Шкала установок позволяет сравнивать индивидов по величине, интенсивности и устойчивости их отноше­ния к изучаемому явлению. В психологии шкала устано­вок является одним из важнейших средств анализа, так как объектом измерения является здесь прежде всего личностные качества людей. Построение шкал устано­вок связано с подбором таких суждений, которые отра­жают весь спектр возможных отношений субъекта к изучаемому явлению. Если по шкале оценок каждое суждение оценивается группой экспертов и получает свой усредненный балл, то в шкалу установок входят те суждения, которые имеют наиболее высокую оценку: обычно примерно из 300 суждений в готовую шкалу установок входит не более 25. С этими суждениями знакомят лиц, чьи установки предполагается изучить. Соответственно по тому, какие суждения выбирает индивид, ему присваивается суммарный балл, который и является его баллом по данной установке.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.