Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Основные технические данные и принцип действия бортового (АРК) и наземного оборудования (ПРС).

В данном разделе подобраны основные технические сведения о принципе действия и ТТД автоматических радиокомпасов и приводных радиостанций.

Приводные радиостанции (ПРС) представляют собой передающие устройства, работающие на антеннах ненаправленного действия, сигналы ПРС принимаются на борту ВС автоматическим радиокомпасом, которые измеряют угол между осью продольной симметрии ВС и направлением на ПРС, этот угол называется курсовым углом радиостанции КУР. Система АРК –ПРС представляет собой пеленгаторную систему, в которой функцию пеленгатора выполняет бортовой АРК. Приводные станции могут быть посадочными и отдельными ОПРС. Посадочные ПРС входящие в состав оборудования системы посадки (ОСП) служат для привода ВС в район аэродрома, выполнения предпосадочного маневра и выдерживания направления по осевой линий ВПП. ОПРС устанавливают на трассах в качестве характерных РНТ для маркировки на месте излома маршрута или входа/выхода в воздушный коридор. Экипаж ВС, зная место размещения ПРС и определив КУР может решить ряд задач воздушной навигации. «Полет на радиостанцию», «Полет от радиостанции» и определения места самолета на навигационной карте. За рубежом приводные радиостанции называют NDB (None direction beacon). ПРС работает в средневолновом диапазоне на частотах 150-1750 кГц. Частоты ДПРС и БПРС обязательно отличаются друг от друга. Частоты БПРС и ДПРС одинаковы для всех направлений захода на посадку. На аэродроме, где имеются параллельные ВПП частоты БПРС и ДПРС различны для каждой полосы. Дальность действия БПРС согласно требованиям ИКАО составляет 50-100 км., ДПРС - 150 км. ОПРС – 300 км.

ПРС передают позывные сигналы для определения места их размещения. ДПРС присваивается двухбуквенный позывной, который передается непрерывно. БПРС присваивается однобуквенный позывной (первая буква позывного ДПРС) так же передаваемая непрерывно, эти позывные можно прослушать используя бортовые телефонные устройства предварительно переключив селекторное устройство в режим прослушивания СВ и настроив АРК на частоту желаемой приводной станции, таким образом ЭВС может идентифицировать принимаемую приводную станцию, а так же использовать приводную станцию для связи с диспетчером УВД, при условии что ПРС специально для этого оборудована. В Гражданской авиации в качестве ПРС используются: «ПАР 10 С», «ПАРСЕК», «РМП – 200».

Распространение радиоволн средневолнового диапазона,

особенности работы АРК

Как было отмечено выше ПРС работают в средневолновом диапазоне, рассмотрим особенности распространения средних волн в атмосфере для того чтобы наглядно представлять некоторые особенности работы АРК. Радиоволны этого диапазона распространяются как поверхностным (в зоне прямой видимости), так и пространственным лучом (отражаясь от слоев ионосферы). Днем распространение может осуществляться за счет энергии поверхностного луча, т.к. пространственный луч сильно поглощается в слоях ионосферы высотой от 60 до 120 км. При прохождении (отражении) радиоволн через ионосферу в ночное время могут возникнуть значительные погрешности при приеме сигналов от удаленных ПРС, величина которых возникает с увеличением присвоенной рабочей частоты. Поляризационная погрешность. Радиоволны СВ диапазона могут распространяться вдоль земной поверхности огибая ее, а также, (особенно в ночное время) путем отражения от ионосферы. При отражении от ионосферы, на рамочную антенну действует электромагнитное поле, вектор направления которого составляет некоторый угол с горизонтальной плоскостью. Горизонтальная составляющая данного вектора наводит ЭДС в горизонтальных плечах рамки. В результате образуется дополнительная диаграмма направленности, изображенная на рис. 3.10, размеры которой, пропорциональны углу наклона прихода пространственной радиоволны. Направление «нулевого приема» соответственно смещается. На рисунке 1 направление продольной оси самолета совпадает с направлением на ПРС, т.е. КУР=0. Но, вследствие дополнительной диаграммы направленности, стрелка индикатора укажет значение 0+ΔΨ1 в случае а) и 0+ ΔΨ2 в случае б).

А) Б)

Рис.1 Диаграммы направленности рамки при действии пространственной волны.

Кроме того, поле отраженного от ионосферы сигнала имеет эллиптическую поляризацию, при которой вектор электрической составляющей поля вращается в пространстве с частотой сигнала. Это приводит к притуплению минимума диаграммы направленности рамки, что сопровождается дополнительным снижением точности. Условия распространения пространственных волн при наличии и отсутствии освещенности нижнего слоя ионосферы различны и резко изменяются в утреннее и вечернее время. Неустойчивость ионосферы особенно заметно проявляет себя, начиная за два часа до захода (восхода) и в течение двух часов после захода (восхода) солнца. При этом в значительной степени меняются не только параметры поляризационного эллипса, но и угол наклона прихода радиоволны на рамку. В результате будут меняться размеры дополнительной диаграммы направленности, и стрелка указателя КУР будет колебаться. При неблагоприятных условиях колебания стрелки могут достигать десятков градусов. Это явление получило название «ночного эффекта».

Для уменьшения ошибки пеленгования, обусловленной «ночным эффектом» следует: усреднять измеренные значения КУР; при возможности выбора ПРС, применять для пеленгования радиостанции, находящиеся на близких расстояниях от самолета, т.к. при небольших удалениях (десятки километров) измерения проводятся на поверхностной волне; при возможности выбора ПРС, применять для пеленгования радиостанции, работающие на более длинных волнах (меньших частотах).

Погрешность радиодевиации Δ обусловлена влиянием переизлучателей, т.е. элементами конструкции самолета, которые возбуждаются под действием приходящего сигнала и излучают собственное электромагнитное поле. Погрешность радиодевиации Δ зависит от места установки рамки и от КУР. При установке АРК на самолет определяется зависимость ошибки Δ от направления прихода радиоволн (график радиодевиации). Затем с помощью компенсатора радиодевиации, устанавливаемого в системе передачи данных о КУР на индикатор, устраняется (списывается) погрешность до определенного минимума. Значение остаточной погрешности обычно не превышает 1…2º. Примечание. В радиокомпасах с гониометрическими антеннами для предварительной компенсации радиодевиации продольная и поперечная обмотки выполняются с разными действующими высотами.

«Горный эффект» наблюдается в горной местности при полетах на сравнительно малых высотах. В этих условиях, на рамку АРК приходят радиоволны непосредственно от ПРС и отраженные от гор. В процессе перемещения самолета направление результирующего сигнала все время изменяется, соответственно изменяется и положение стрелки указателя. С увеличением высоты полета над горами показания стрелки указателя становятся более устойчивыми.

«Береговой эффект» проявляется при полетах вблизи берега моря. Радиоволны, излучаемые приводными радиостанциями, расположенными на суше, при пересечении границы двух сред с разными электрическими свойствами, изменяют направление распространения (как бы преломляются). Дополнительная погрешность измерения КУР, обусловленная данным эффектом, может составлять 5º. Минимальная высота самолета Нмин, на которой данная погрешность минимальна или даже отсутствует:

Нмин ≥ 900000 / fр

где fр – рабочая частота ПРС. Данная погрешность также уменьшается при пеленговании ПРС, расположенных как можно ближе к перпендикуляру от самолета к средней береговой черте.

Ошибки отметки пролета ПРС. Данная ошибка проявляется в том, что при пролете ПРС стрелка указателя КУР развернется на 180º до или после момента пролета. Объясняется это тем, что при малых расстояниях до ПРС, когда направление на нее приближается к вертикальной прямой, ухудшается эффективность приема сигналов ненаправленной антенной. Область неустойчивых показаний АРК имеет вид пространственного конуса с вершиной в точке расположения ПРС. Радиус основания этого конуса зависит от высоты полета, а также от типа и места расположения на самолете ненаправленной антенны и от точности регулировки некоторых электрических цепей радиокомпаса и, в общем случае может достигать двух–трех высот полета. Изменение показаний АРК при пролете ПРС с опережением или с запаздыванием для разных самолетов одного типа является почти одинаковым, поэтому оно может быть определено из опыта и при необходимости учтено.

Аппаратурная погрешность зависит от способа и схем преобразования принимаемого сигнала. Например, при передаче сигнала, из возможных способов модуляции (АМ, ЧМ, ФМ) амплитудная модуляция является наименее помехоустойчивой. Соответственно, АРК с внутренней фазовой модуляцией является более устойчивым от влияния разного рода помех.

Основные ТТД некоторых АРК, установленных на современных самолетах, приведены в таблице:

№ п/п Параметр АРК -15 М АРК - 22 АРК - 25
Диапазон частот кГц 150-1800 150-1750 150-1750
Дискретность настройки кГц 0,5 0,5 0,5
Погрешность настройки  
Время перестройки частоты, с 2,5  
По погрешности КУР град. 1,5 1,5 – 2
Предельная чувствительность -по пеленгу мКв -по приводу мКв         50/65 25-35    
Чувствительность В режиме «Антенна» мКв   5-9    
Средняя скорость обработки град/сек

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.