Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Психологическое тестирование



 

Широкое место в арсенале психологических мето­дов исследования деятельности оператора принадлежит тестам. Тест (от англ. test — испытание, исследование) представляет собой стандартизированную методику психологического измерения, предназначенную для диагностики выраженности у человека психических свойств или состояний при решении практических задач. Психологическое измерение нормируется в вели­чинах межиндивидуальных различий. Тест представля­ет собой серию относительно кратких испытаний (задач, вопросов, ситуаций и пр.). Результаты выполнения тес­товых заданий являются индикаторами психических свойств или состояний. Тесты разделяются на два ос­новных типа: собственно психологические тесты и тесты достижений (испытания знаний, навыков, уровня общей или профессиональной подготовки). Психологические тесты классифицируются по разным основаниям. В зави­симости от способа и возможностей интерпретации полу­ченных результатов различают стандартизированные (формализованные) и нестандартизированные (нефор­мализованные) тесты. В стандартизированных тестах по­лучается объективный показатель обследования в виде показателя качества или продолжительности выполне­ния задания испытуемыми. При использовании нестандартизированных методик результатом является мнение специалиста, реализующего данную методику. Приме­ром таких тестов являются проективные тесты, приме­няемые при исследовании свойств личности.

По предмету диагностики выделяют тесты способ­ностей, личности и социально-психологические тесты. Тесты способностей представляют собой методики, диагностирующие уровень развития общих и специ­альных способностей, определяющих успешность обу­чения, профессиональной деятельности и творчества. Тесты способностей включают задания на интеллект, на проверку творческих способностей, которые исполь­зуются для определения общей одаренности человека. К ним относятся также тесты на проверку свойств восприятия, памяти, мышления, внимания, психомото­рики и др. Эти тесты наиболее широко используются при профессиональном отборе.

По способу реализации тесты делятся на бланко­вые, аппаратурные, опросные, ситуационно-поведен­ческие, компьютерные.

Бланковые методики наиболее широко представле­ны тестами, позволяющими оценить основные психичес­кие процессы человека. С помощью таких методик срав­нительно просто выявляются особенности узнавания образов и наблюдательности, концентрации и устойчи­вости внимания, ассоциации, обобщения, конкретизации, умозаключений, объема оперативной памяти и др.

Для оценки количественных и качественных харак­теристик восприятия используют методики: «Компасы», «Шкалы приборов», «Кубики» и др. Например, мето­дика «Шкалы приборов» (рис. 6.5), предназначена для исследования зрительного восприятия приборной ин­формации и способности быстрой и точной ее оценки. Задачей испытуемого является определить возможно более точно показание каждого прибора. Оценка ре­зультатов определяется по времени выполнения зада­ния и числу допущенных ошибок.

Для оценки качества внимания: объема, переклю­чения, распределения, концентрации, интенсивности и устойчивости используют корректурные пробы с кольцами (кольца Ландольта), методики: «Перепутан­ные линии», «Расстановка чисел», «Отыскание чисел с переключением» и др. Например, методика «Красно-черная таблица» предназначена для исследования

Рис. 6.5. Бланк теста «Шкалы приборов».

Рис. 6.6. Психологический тест «Красно-черная таблица».

 

способности оператора к переключению и распреде­лению внимания. В таблице (рис. 6.6) изображаются в беспорядке цифры красного и черного цветов (на ри­сунке они показаны соответственно жирным и свет­лым шрифтом) от 1 до 24. Испытуемый должен назвать и показать цифры по очереди — одну с начала, дру­гую — с конца ряда чисел, обязательно указывая при этом цвет цифры. Оценка проводится по скорости и точности ответа.

Оценку свойств кратковременной и долговремен­ной памяти (объем, точность, длительность, быстрота) проводят по специальным заданиям «Зрительная па­мять», «Слуховая память», «Информационный поиск» и др. Так, для проверки объема оперативной памяти испытуемому предъявляют на несколько секунд таб­лицу с символами, изображенными на рис. 6.7 (с уче­том особенностей исследуемой деятельности). На пус­том бланке испытуемый обязан после предъявления таблицы обозначить запомненные символы. Оценка результатов: учитывается общее количество зарисован­ных фигур и допущенных ошибок.

Проверка индивидуальных особенностей мысли­тельной деятельности осуществляется с помощью спе­циальных методик типа «Установление закономерно­стей», «Составление фраз», «Исключение понятий», «Силлогизмы» и др. В качестве примера рассмотрим методику «Силлогизмы». Силлогизмом (отгреч. sillogismus) называется умозаключение, состоящее из двух и более суждений (посылок), из которых делается третье суждение (вывод). Подобного рода умозаклю­чения часто приходится делать операторам, деятель­ность которых связана с принятием решения. Так, им нередко приходится принимать решение о преобла­дании одного параметра над другим не путем их пря­мого измерения, а на основании сравнения с третьим параметром [52]. В абстрактной форме эти решения можно представить как силлогизм вида:

А больше Б в 2 раза А значительно больше Б
Б меньше В в 7 раз Б несколько меньше В

__________________ или _____________________

А?В А?В

 

Рис. 6.7. Бланки тестов для исследования оперативной памяти.

 

В методике «Силлогизмы» испытуемому предъяв­ляется серия двухпосылочных силлогизмов, на осно­вании которых он должен сделать правильное умозак­лючение. Оценка задания ведется по времени его выполнения и количеству правильных ответов.

В последнее время в инженерной психологии боль­шое внимание уделяется изучению когнитивных сти­лей деятельности. Для оценки когнитивных стилей разработан ряд специальных тестов: «Скрытые фигу­ры» (для оценки полезависимости — поленезависимости), «Тест схематизации» (для оценки сглаживания — подчеркивания различий), тесты Дж. Келли и Дж. Биери (для оценки сложности познавательных струк­тур), «Парные фигуры» Кагана (для оценки импуль­сивности — рефлексивности) и др. Из этой группы тестов довольно широко используется тест «Скрытые фигуры», предложенный Л. Торстоном. Фрагмент теста приведен на рис. 6.8. Задача испытуемого состо­ит в выявлении простых геометрических фигур (они расположены слева в каждой строке), включенных в состав скрывающего их сложного узора. Оценка ре­зультатов ведется по общему числу просмотренных фигур и количеству ошибок. Время выполнения теста (всего 196 фигур) составляет 10 минут. Более высокая эффективность выполнения теста характерна для поленезависимых [126].

 

Рис. 6.8. Фрагмент теста «Скрытые фигуры».

 

Для некоторых типов операторской деятельнос­ти, и прежде всего для операторов-руководителей и особенно операторов-исследователей предъявляют­ся высокие требования к их творческим способнос­тям. Для проверки этих качеств служат специальные тесты — тесты креативности. Под креативностью (от лат. creatio — созидание) понимается способность по­рождать необычные идеи, отклоняться от традицион­ных схем мышления, быстро решать проблемные си­туации и т. п. В тестах креативности, разработанных П. Торренсом, используются модели творческих про­цессов, отражающие их природную сложность в раз­личных сферах деятельности. Эти тесты оценивают креативность в показателях беглости, гибкости, ори­гинальности и разработанности идей. Для оценки креативности могут использоваться также специаль­ные опросники.

Деятельность оператора в ряде случаев может быть связана с выполнением действий категоризации. К ним относятся такие психологические операции по пере­работке информации, которые приводят к разбиению некоторого множества сигналов на отдельные подмно­жества — категории или классы. Различают два основ­ных вида категоризации: бинарную (разбиение на два подмножества) и многоальтернативную [53]. Для иссле­дования таких процессов могут быть использованы психосемантические методики.

Психосемантика (от греч. semantikos — обознача­ющий) — это область психологии, изучающая различ­ные формы существования значений (образы, симво­лы, знаковые формы) в индивидуальном сознании человека, а также влияние эмоциональных мотивационных факторов на формирующуюся у него систему значений. Основным методом психосемантики является построение субъективных семантических пространств, являющихся модельным представлением категориаль­ной структуры индивидуального сознания, на основе которой осуществляется классификация каких-либо объектов, понятий и т. п. на основе анализа их значе­ний. Для построения субъективных семантических пространств используются такие методы, как метод семантического дифференциала (от лат. differentia — разность) и метод семантического радикала (от лат. radikalis — коренной). Их применение позволяет дать характеристику основных образующих индивидуально­го сознания — смыслов и значений [148].

Одним из довольно распространенных является цветовой тест Люшера. Его применение основано на том, что воздействие цвета может вызвать у человека определенный психологический и физиологический эффект. В тесте используется четыре основных (синий, сине-зеленый, оранжево-красный, светло-желтый) и четыре дополнительных (фиолетовый, коричневый, серый, черный цвета).

Испытуемому предлагается расположить карточ­ки с названными цветами в порядке предпочтительно­сти для его восприятия. По расположению карточек делаются выводы о функциональном состоянии, на­строении, работоспособности человека, а также о не­которых свойствах его личности. Испытания по тесту Люшера во многих случаях тесно коррелируют с результатами испытаний по методике САН (см. ниже).

Рис. 6.9. Прибор «Аттенциометр»:

1 — измерительные приборы;

2 — счетчики импульсов;

3 — модель самолета;

4 – 7 — органы управления.


Аппаратурные методики позволяют измерять и регистрировать важные психологические и физиоло­гические показатели оператора. Примером аппаратур­ного теста для проверки качеств внимания служит прибор «Аттенциометр» (рис. 6.9). На его лицевой па­нели расположена модель самолета, лампочки, счетчи­ки и измерительные приборы. При работе с аппаратом испытуемый должен, действуя одной рукой, непрерыв­но корректировать положение самолета, удерживая его в заданном положении. Одновременно он должен сле­дить за лампочками и приборами и, действуя другой рукой, производить заданные переключения органов управления [129].

Таким образом, как и работа с красно-черной таб­лицей (рис. 6.6), так и работа на аттенциометре требу­ют от человека одновременного выполнения несколь­ких действий. Успешное решение задачи в обоих случаях обусловлено прежде всего способностью ис­пытуемого к распределению и своевременному пере­ключению внимания. Аппаратурные тесты широко ис­пользуются для проверки свойств психомоторики, под которой понимается связь восприятия и движения. Иными словами, психомоторика изучает двигательные реакции человека в ответ на поступивший сигнал. Примерами исследования в этой области является время простой и сложной зрительномоторной и звукомоторной реакции, реакции на движущийся объект, частота тремора (она позволяет оценить способность к тонкой сенсомоторной координации движений). Широко известны методики определения свойств нервной системы, основанные на измерении времени сенсомоторных реакций.

Известно, что сила нервной системы характеризу­ется ее способностью выдерживать сильные или дли­тельные раздражители. Поэтому ряд методик основан на учете физиологического закона силы, проявление которого сводится к тому, что испытуемые со слабой нервной системой лучше реагируют на раздражители слабой интенсивности, а люди с сильной нервной си­стемой — на раздражители высокой интенсивности. В группе других методик испытуемому предлагается в довольно высоком темпе осуществить серию простых сенсомоторных реакций (зрительных или акустичес­ких). Чем быстрее ухудшается производительность работы (увеличивается время реакции), тем у испыту­емого слабее нервная система. Лабильность нервной системы может оцениваться путем измерения крити­ческой частоты слияния (КЧМ) мельканий. Под ней понимается та минимальная частота пробелов, при которой возникает их слитное восприятие. Чем больше КЧМ, тем выше лабильность нервной системы. Под­вижность нервных процессов оценивается по предель­ному темпу сложной реакции выбора из трех альтер­натив по методике А.Е. Хильченко [126]. Для оценки свойств нервной системы могут использоваться также специальные опросники [147].

Довольно часто аппаратурные методики применя­ются для определения мышечной выносливости, под которой в общем случае понимается способность к длительному выполнению деятельности без снижения ее эффективности. Различают динамическую (при под­вижных мышцах) и статическую (при неподвижных мышцах) выносливость. Для оценки динамической мышечной выносливости и состояния двигательного анализатора используется специальная методика — теппинг-тест. Обследование заключается в том, что испытуемому предлагают в максимальном темпе рабо­тать в течение двух минут на телеграфном ключе. Учи­тывается общее количество замыканий ключа, которое и характеризует динамическую выносливость. Этот показатель снижается при утомлении. Статическая мышечная выносливость оценивается временем, в течение которого испытуемый удерживает на заданном уровне дозированное по величине усилие. Статичес­кая выносливость зависит от особенностей высшей нервной деятельности и свойств нервной системы.

Аппаратурные методики позволяют во многих слу­чаях более полно оценить оператора по сравнению с аналогичными по назначению бланковыми методами. Однако они требуют больших материальных затрат на изготовление и эксплуатацию аппаратуры. Поэтому приборы для психофизиологических исследований стараются делать комбинированными, позволяющими одновременно реализовать несколько различных мето­дик. Некоторые из таких приборов рассматриваются в главе X. Возможности аппаратурных методик расши­ряются путем использования ЭВМ, с помощью кото­рых реализуются специальные компьютерные тесты.

Весьма распространенной разновидностью психо­логических тестов являются личностные опросники. Они базируются на самооценке испытуемым тех или иных собственных качеств и предназначены для диаг­ностики степени выраженности у индивида опреде­ленных личностных черт (характера, темперамента, особенностей мотивационной сферы) и других психологических характеристик, количественным выраже­нием которых служат суммарное число ответов на пун­кты опросника. Разработаны и применяются различные опросники для диагностики устойчивых черт личности, отдельных видов мотивации, психологических и эмоциональных состояний, профессиональных и дру­гих интересов, склонностей, способностей (например, креативности), свойств нервной системы и др.

С помощью опросников можно получить инфор­мацию, характеризующую личность в широком диа­пазоне — от особенностей его физического и пси­хического состояния до его морально-этических и общественных взглядов. Вопросы в опросниках груп­пируются таким образом, чтобы ответы на них позво­лили оценить какие-либо свойства или состояния че­ловека. Эти сгруппированные вопросы носят название шкал; они различаются по наименованию изучаемого свойства или состояния личности (например, шкалы тревожности, активности, интро-экстраверсии, эмоци­ональной устойчивости и др.).

Опросники могут быть одномерными, диагности­рующими одну и ту же характеристику, и многомер­ными, дающими информацию о целом ряде различных характеристик. Опросники применяются в прикладных или исследовательских целях, в индивидуальных или групповых исследованиях. В настоящее время широко используется перевод опросников на компьютерную основу с автоматизированным предъявлением и обра­боткой результатов [148]. Конкретные примеры пост­роения опросников более детально рассматриваются в конце данной главы.

Процедура применения тестов для решения прак­тических задач психологической диагностики (про­фессионального отбора и обучения, контроля функци­онального состояния операторов, психологического консультирования, клинической практики и др.) на­зывается тестированием. В процессе тестирования происходит определенное испытание, на основании результатов которого делается вывод о наличии, осо­бенностях и уровне развития тех или иных качеств у испытуемого. Поскольку для решения многих задач психологической диагностики необходимо измерить у человека не одно, а несколько психологических качеств человека, применяют совокупность тестов, которая называется батареей. Например, батарея тестов для профессионального отбора военных связистов вклю­чает в себя такие бланковые методики, как «Коррек­турная проба с кольцами», «Перепутанные линии», «Отыскание чисел с переключением», «Шкалы прибо­ров», «Компасы», «Датчик» [128].

Независимо от характера решаемых задач проце­дура тестирования включает в себя три этапа: 1) выбор теста (определяется целью тестирования и степенью достоверности и надежности теста); 2) проведение тестирования (определяется инструкцией к тесту и методикой его использования); 3) интерпретация ре­зультатов (определяется системой теоретических допу­щений относительно предмета тестирования). На всех трех этапах необходимо участие квалифицированного, специально подготовленного человека.

К тестам, применяемым для решения задач психо­логической диагностики, предъявляется ряд требова­ний, основными из которых являются следующие.

1. Валидность или прогностическая ценность тес­та — соответствие его своему назначению. Она заключается в том, что результаты обследования находят подтверждение в успехах обучения и про­фессиональной деятельности. Валидность теста часто измеряется коэффициентом корреляции ре­зультатов его выполнения с внешними критерия­ми (независимыми от этого теста). Получение при этом коэффициента корреляции, равного 0,3 — 0,4, можно считать очень хорошим показателем, сви­детельствующим об удачном выборе теста.

2. Надежность теста, определяемая стабильностью его результатов при выполнении задания одним и тем же испытуемым. Надежность обычно измеря­ется коэффициентами корреляции между рядами результатов измерения по одному и тому же тесту (например, четными и нечетными) при первом и повторном измерении (в условиях, когда внешние факторы не могли еще повлиять на результаты). Надежность тестов возрастает с их продолжитель­ностью. Минимально допустимым значением коэф­фициента надежности обычно считают величину 0,7.

3. Научность теста, т. е. научная обоснованность его применения. Выбор теста должен осуществляться на основании психографического изучения профессии, выявления ее структуры, требований с ее стороны к личности работника, к некоторым пси­хическим процессам и психомоторным свойствам с учетом возможности их компенсации и развития. Необходимо также учитывать, что многие тестовые показатели, характеризующие искусственно изоли­рованные свойства, выглядят иначе при модели­ровании целостной деятельности.

4. Дифференцированность и адекватность теста — направленность его на оценку определенного ка­чества или группу качеств. Они определяются пу­тем расчета коэффициентов корреляции с показа­телями тестов, направленных на оценку других показателей (чем выше коэффициент, тем ниже дифференцированность теста) и с показателями те­стов, адекватность которых изучаемому качеству установлена (чем выше коэффициент, тем выше адекватность).

5. Объективность и достоверность тестов достига­ется стандартизацией условий обследования, исклю­чением влияния посторонних факторов (условий среды, особенностей экспериментатора, функцио­нального состояния испытуемого, ошибок аппара­туры и т. п.)- Должны быть исключены: предвзятость мнения экспериментатора, отсутствие мотивации у испытуемого, возможности индивидуальной пред­варительной подготовки к тесту. Тестирование дол­жно проводится в точном соответствии с соответ­ствующей инструкцией [111].

В заключение необходимо еще раз заметить, что к проведению тестовых испытаний следует подходить с большой осторожностью. Их результаты ни в коем случае нельзя абсолютизировать, — тестирование не должно полностью заменить другие виды психологи­ческого обследования. Однако в сочетании с другими методами тестовые испытания могут дать весьма цен­ный материал для изучения психических свойств и состояний человека.

 

Личностные методы

В инженерной психологии человек-оператор рас­сматривается как личность, как субъект труда, как ин­дивид [104]. Человек как личность выступает в качестве носителя определенных специальных отношений, характеризуется этими отношениями и их отражением в со­знании и деятельности. По определению Б.Г. Ананьева «личность — субъект общественного развития и ком­муникаций» [5]. Свойства личности в наиболее общем плане можно разделить на свойства темперамента, характера и свойства, относящиеся к мотивационнои сфере [128].

Человек как субъект труда — это представитель определенной профессии, носитель совокупности про­фессиональных качеств и навыков того или иного рода. Важной характеристикой человека как субъекта труда является эффективность (успешность) его деятельно­сти, характеризуемая показателями надежности, про­изводительности, точности, профессиональной пригодности и т. д. Понятие «индивид» обобщает свойства человека как биологического существа, представителя биологического вида Homo Sapiens. В соответствии с этим выделяют особенности или свойства человека как индивида, которые качественно отличаются от лично­стных свойств. К индивидным свойствам человека от­носятся его физические качества (особенности кон­ституции, сила, ловкость, выносливость, точность и координация движений и др.), а также свойства сис­тем человека, регулирующих его поведение во внеш­ней среде. Важнейшими из них являются свойства нервной системы и обусловленные ими свойства выс­шей нервной деятельности.

В уникальном сочетании индивидных, профессио­нальных и личностных качеств человека проявляется его индивидуальность. Все три эти аспекта рассмотре­ния человека являются существенными для понимания и оценки деятельности оператора в СЧМ. Поэтому совокупность свойств, характеризующих оператора должны охватывать его личностные, профессиональ­ные и индивидуально-биологические (индивидные) особенности [104].

Однако традиционно в инженерной психологии наибольшее внимание уделяется рассмотрению и изу­чению профессиональных и индивидных свойств опе­ратора. Личностным свойствам уделяется гораздо меньше внимания, что нельзя считать нормальным яв­лением. На необходимость учета личностных свойств обращают внимание многие отечественные психологи. Так, В.Ф. Рубахин отмечает, что с точки зрения личнос­тного подхода овладение знаниями, навыками и умени­ями рассматривается как существенно важная, но не единственная и не определяющая часть формирования специалиста. Главное — формирование личности со всеми ее мировоззренческими и нравственными аспек­тами [60]. Аналогично Н.И. Майзель считает, что боль­шое влияние на деятельность оператора оказывают субъективные факторы, характеризующие его как лич­ность. Важнейшими среди них отмечаются социально-психологические и индивидуально-психологические черты, обусловливающие направленность личности, уровень мотивации, эмоционально-волевые качества; своеобразие психофизиологической структуры его индивидуальности: темперамента, характера, способнос­тей [217].

Личностные методы в инженерной психологии предназначены для оценки и прогнозирования успеш­ности профессиональной деятельности. Успешность при этом рассматривается как некоторая случайная величина Y, зависящая от значений хi свойств (качеств) X; ( ), характеризующих личность. В этой связи для личностных методов специфичным являются два спо­соба описания: с помощью уравнения успешности и структурограммы.

Уравнение успешности — это множественная рег­рессия в стандартном масштабе

где Y — числовое значение успешности; βi — весовые коэффициенты.

Структурограмма представляет график, посред­ством которого свойствам X; личности сопоставляются числа хi. Различают базовую (для коллектива или попу­ляции специалистов) и индивидуальную структурог­раммы. По ее отличию от базовой делаются выводы о профпригодности и успешности работы конкретного оператора [40].

Информация о личности может быть получена из трех принципиально разных источников. Данные полу­ченные из них обозначаются как L, Q и Т-данные [106].

L-данные получаются путем анализа реального поведения испытуемого в повседневной жизни. Основ­ным способом их получения является формализация оценок экспертов, наблюдающих поведение испытуе­мого в определенных ситуациях и в течение некоторо­го периода времени. Важной проблемой при использо­вании метода является повышение надежности оценок экспертов, снятия систематических и инструментальных искажений.

Причиной систематических искажений является влияние на оценки хорошего или плохого отношения эксперта к оцениваемому лицу (эффект ореола). Дру­гим примером систематических искажений является влияние на оценку разницы в статусе эксперта и оцениваемого лица. Например, поведение человека в при­сутствии коллег по работе, начальников, представи­телей других организаций может быть различным, со­ответственно могут различаться и оценки, даваемые одному и тому же лицу, экспертами, занимающими по отношению к испытуемому разное положение. Инст­рументальными называются искажения, вносимые в измерение черт личности определенным образом.

Для повышения надежности L -данных целесооб­разно выполнить следующие рекомендации.

1. Оцениваемые черты должны определяться в тер­минах наблюдаемого поведения.

2. Эксперт должен иметь возможность наблюдать за поведением оцениваемого лица достаточно дли­тельный промежуток времени.

3. Необходимо не менее десяти экспертов на одного оцениваемого.

4. Оценивание испытуемых должно проводится экс­пертами только по одной черте за один раз, вместо оценивания испытуемого по всему комплексу характеристик.

Другими словами, вместо того, чтобы просить эк­сперта оценивать одного испытуемого сразу по не­скольким чертам, его просят упорядочить всю группу по одному признаку. Через некоторое время, например, на следующий день его просят сделать это по другому признаку и т. д.

Одним из наиболее распространенных методов получения L -данных является метод обобщения неза­висимых характеристик, предложенный К.К. Плато­новым [132]. Суть метода такова. В соответствии с раз­работанной программой опрашиваются коллеги по работе, непосредственные начальники, другие работ­ники (всего около десяти человек), хорошо знающие изучаемого специалиста. Предложена шкала, по ко­торой оценивается та или иная черта личности:

5 — названная черта личности развита очень хо­рошо, ярко выражена и проявляется часто в различ­ных видах деятельности;

4 — она заметно выражена, но проявляется не постоянно, хотя противоположная ей черта проявляет­ся очень редко;

3 — как и противоположная ей, данная черта лич­ности выражена не резко, и в проявлениях они уравно­вешивают одна другую, хотя обе проявляются не часто;

2 — заметно более выражена и чаще проявляется противоположная названной черта личности;

1 — противоположная названной черта личности проявляется часто в различных видах деятельности.

Оценка каждой черты личности должна опираться на знание «жизненных показателей», т. е. типичных случаев из жизни оцениваемого человека и его деятель­ности, в которых проявляется оцениваемая черта. По­лученные оценки усредняются, при этом крайние точ­ки зрения нейтрализуют одна другую и выведенный средний балл отражает достаточно устойчивое и ком­петентное мнение о человеке, сложившееся в его тру­довом коллективе. Полученные оценки подвергаются дальнейшей статистической обработке, например корреляционному анализу, направленному на выявление структуры свойств, типичной для той или иной группы работников [132].

Близким к рассмотренному является метод поляр­ных профилей (полярных баллов). Шкалы балльных оценок в этом случае могут быть построены таким образом:

Замкнутый — 2 — 1 0 +1 +2 Общительный

Ленивый — 2 —1 0 +1 +2 Трудолюбивый

Недисциплинированный — 2 —10+1 +2

Дисциплинированный, и т. д.

 

Иногда используются графические шкалы (рис. 6.10), когда все варианты оцениваемого свойства изобража­ются в виде отрезка прямой линии. Оценивающий дол­жен подчеркнуть соответствующий балл (в первом слу­чае) либо отметить ту точку шкалы, которой по его мнению соответствует развитие свойства у испытуемо­го. Метод удобен, если имеется необходимость оценки большого числа свойств [128].

Получение Q-данных осуществляется с помощью личностных опросников и других методов самооценок. Благодаря простоте исследования и легкости получе­ния информации эти методы занимают центральное место в личностных исследованиях. Так же как и L-данные, Q-данные также подвержены действию инструментальных искажений. Причины искажений Q-данных но­сят познавательный и мотивационный характер. Позна­вательные искажения связаны с незнанием собствен­ной личности, с низким интеллектуальным и

Рис. 6.10. Шкала для оценки качеств личности по методу полярных баллов.

 

культурным уровнем испытуемых. Мотивационные искажения свя­заны с нежеланием откровенно отвечать на вопросы и подделкой ответов под социальную желательность. Эти искажения могут носить как сознательный, так и бес­сознательный характер.

Основной формой получения Q-данных являются личностные опросники. Они представляют собой пе­речень вопросов или утверждений, на каждый из ко­торых испытуемый должен дать ответ, выбрав один из предложенных вариантов. Примерами ответов могут быть: верно, неверно (выбор одного из двух вариантов); да, нечто среднее, нет (выбор одного трех из вариан­тов) и т. п. Определенность ответов позволяет строго стандартизировать обработку результатов исследова­ния, повысить их надежность, создает основу для обработки полученных данных с использованием методов математической статистики и ЭВМ. Обычно использу­ются многопрофильные опросники, позволяющие по­лучить оценку нескольких свойств личности. Для оцен­ки каждого из этих свойств учитываются ответы на несколько вопросов, которые образуют соответствую­щую шкалу или фактор.

Подбор вопросов в шкалу или фактор может осу­ществляться с использованием различных подходов: качественным путем с учетом содержания вопросов, с помощью факторного анализа, с применением методов автоматической классификации и распознавания об­разов.

Довольно широкое распространение в нашей стране получили такие личностные опросники как Миннесотский многопрофильный личностный опрос­ник MMPI (его адаптированный вариант СМИЛ — стандартизированная методика исследования личнос­ти) и 16-факторный личностный опросник 16 ФЛО (оп­росник Кэттела). Опросник MMPI состоит из 550 ут­верждений от первого лица, касающихся самочувствия обследуемого, его отношений с окружающими, нали­чия невротической симптоматики и других вопросов. Испытуемый в каждом случае решает, верно или не­верно данное утверждение его характеризует. Опрос­ник содержит три оценочных шкалы (лжи, достоверности, коррекции), с помощью которых измеряется правдивость и достоверность ответов и отношение ис­пытуемого к обследованию, и десять основных шкал (депрессии, интересов, интроверсии и др.). Каждая из этих шкал измеряет степень близости данного испыту­емого к соответствующему типу личности [100].

Опросник 16 ФЛО измеряет 16 факторов личности (эмоциональная устойчивость, моральный контроль поведения и др.), каждый из которых характеризует степень выраженности у испытуемого той или иной черты личности. Факторы 16 ФЛО — это в основном свойства темперамента, отдельные его факторы мож­но отнести к свойствам характера. В отличие от MMPI, который больше ориентирован на выявление и оценку психической патологии, 16 ФЛО в большей мере при­годен для исследования психически здоровой личности.

Необходимо отметить, что MMPI и 16 ФЛО не про­сто два популярных многомерных теста, но и воплоще­ние двух различных подходов к исследованию личности. Первый подход направлен на выделение черт личности и представляет собой группировку признаков. Черты, объединяя группы признаков, выступают как новые интегральные характеристики, соответствующие неко­торым базисным теоретическим представлениям о размерности личностного пространства. Примером ре­ализации подхода на базе черт является тест 16 ФЛО.

Второй подход ориентирован на выделение типов личности и представляет собой группировку испытуе­мых. Типы представляют собой другой способ констру­ирования понятий, когда в качестве исходного понятия выступает название соответствующего типа личности, а содержание раскрывается его типичным (усреднен­ным) представителем. Примером реализации такого подхода является тест MMPI.

На базе построения новой системы понятий, объе­диняющей черты и типы личности и интегральной от­носительно обоих подходов, разработан специальный психодиагностический тест (ПДТ). Тест включает в себя 174 вопроса-утверждения, на которые нужно ответить «да» или «нет». С их помощью формируются 10 шкал нижнего уровня (невротизм, депрессия, активность, робость, общительность и др.) и 4 шкалы верхнего уров­ня: психическая неуравновешенность (оценивает уро­вень психической устойчивости, ровность, стабильность, последовательность и целенаправленность поведения), асоциальность (характеризует трудности социальной адаптации, негативное отношение к социальным требо­ваниям), интроверсия, сензитивность (характеризует степень чувствительности, впечатлительности, мечта­тельности). Каждая из шкал верхнего уровня объединя­ет в себе по 13 шкалы нижнего уровня [106].

Рассмотренными примерами не ограничивается все многообразие личностных опросников. Описание других их типов можно найти в специальной литера­туре [175].

Еще одним видом оценок свойств личности (наря­ду с L и Q-данными) являются Т-данные. Их получают в результате объективного измерения поведения испы­туемого без обращения к самооценкам или оценкам экспертов. Объективность достигается соблюдением следующих двух требований: 1) наложением ограниче­ний на возможности искажения тестовых оценок; 2) наличием объективного способа получения оценок по реакциям испытуемого.

Выполнение первого требования достигается таким конструированием тестов, чтобы испытуемым было неясно, какие стороны их поведения будут изучаться, какова истинная цель исследования. Этому требованию в наибольшей степени удовлетворяют проективные тесты. В этих тестах испытуемому предлагают отреа­гировать на неопределенную (многозначную) ситуа­цию, при этом он не знает какой ответ является для него хорошим или плохим. Считается, что давая объяс­нение стимулирующему материалу, испытуемый про­являет свой личный опыт, потребности, восприятие, особенности характера и темперамента, которые «про­ектируются» на его ответы.

При выполнении проективных тестов испытуемому предлагаются, например, интерпретировать содержание сюжетной картины (тематический апперцепционный тест ТАТ), завершить незаконченные предложения или высказывания одного из двух действующих лиц на сюжетной картинке (тест Розенцвейга), дать толкова­ние неопределенных очертаний (чернильных пятен в тесте Роршаха), нарисовать некоторый рисунок: авто­портрет, несуществующее животное, комбинацию «дом — дерево — человек».

К числу проективных относятся также ассоциатив­ные тесты, в которых, например, испытуемому гово­рят, что проверяют скорость вербальных реакций и просят отвечать как можно быстрее первым пришед­шим в голову словом. Вместе с тем оценивается изме­нение времени реакции на эмоционально значимые слова по сравнению с нейтральными.

Для построения проективных тестов могут исполь­зоваться основные положения психогеометрии. Пси­хогеометрия — система анализа типологии личности на основе наблюдения за поведением человека и предпоч­тительного выбора им какой-либо геометрической фигуры (рис. 6.11). Расположив эти фигуры в порядке их предпочтительности, по фигуре, помещенной на первое место можно определить основные доминиру­ющие особенности личности и поведения [175].

 

Рис. 6.11. Образцы фигур, используемых в психогеометрии.

Проективные тесты позволяют уменьшить субъек­тивные искажения со стороны испытуемого. В то же время остается субъективность интерпретации ответов испытуемого со стороны экспериментатора, поскольку эти тесты с точки зрения обработки полученных резуль­татов менее формализованы и стандартизированы по сравнению с другими личностными методиками. Поэтому проективные тесты с успехом могут использоваться только высококвалифицированными и специально под­готовленными специалистами.

Второе требование объективизации результатов тестирования направлено на уменьшение искажений, вносимых в тестовую процедуру самим эксперимента­тором. Это достигается разработкой строго формализо­ванных процедур тестовых оценок, что позволяет полу­чать одинаковые результаты всеми исследователями независимо от уровня их симпатий и уровня мастерства.

Для этого используются объективные личностные тесты, которые ориентированы на объективное изуче­ние поведения испытуемого или его психофизиологи­ческих реакций. Их использование предполагает со­здание таких ситуаций, в которых могли бы проявиться те или иные свойства личности. Так же как и проек­тивные, объективные тесты сконструированы таким образом, что для испытуемого остается неясным, ка­кие стороны его поведения подвергаются измерению и как оцениваются его результаты. В то же время ин­терпретация результатов экспериментатором может быть формализована и стандартизована.

Примерами объективных методик могут служить методы, используемые для изучения свойств темпера­мента. Эти методы предложены B.C. Мерлиным и при­ведены в таблице 6.1 [цит. по 128].

С помощью объективных методик могут исследо­ваться и другие свойства личности. Данная группа методик является наиболее перспективной, поскольку позволяет обеспечить наибольшую объективность изу­чения личности, однако с их помощью можно оценить далеко не все ее свойства, что и ограничивает область их применения. Поэтому объективные методики приходится дополнять, как правило, и другими методами исследования личности.

Заканчивая рассмотрение личностных методов, необходимо отметить, что ни один тест, в том числе и никакой опросник, не могут дать исчерпывающей и полной информации о личности испытуемого. Их при­менение всегда должно дополняться изучением жиз­ненного пути человека, наблюдением и беседой, что позволяет оценить среду, условия и воспитание человека, его моральный облик, способности и направлен­ности личности [128].


Таблица 6.1




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.