Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Повседневный быт и обычаи



По свидетельствам источников половцы были прекрасными степными наездниками и имели свой военный строй. Главным занятием половцев было скотоводство (разведение рогатого скота, коней, овец, верблюдов), вследствие чего они кочевали с одного места на другое. Тем не менее, они имели и постоянные летние и зимние стойбища. Поначалу половцы вели так называемое таборное кочевание, впоследствии (с конца XI века) сменившееся другим типом кочевья, когда за ордами, куренями и аилами закреплялись определённые участки земли под пастбища. Природа половецких степей немало способствовала развитию и процветанию кочевого скотоводства. С другой стороны, положение кочевников было довольно трудным в холодные зимы. Золото и серебро они добывали грабежом и торговлей. Есть версия, что городов половцы не строили, хотя в их землях упоминаются города Шарукань, Сугров, Чешуев, заложенные именно половцами. Кроме того, Шарукань (ныне город Харьков) был столицей западных половцев. Есть версия, что продолжительное время половцы владели Тмутараканью (по другой версии в это время она принадлежала Византии). Вероятно, им платили дань греческие крымские колонии.. В половецком обществе существовала небольшая прослойка ремесленников. Половецкие ханы вели роскошную жизнь. Главной пищей простых кочевников были мясо, молоко и просо, любимым напитком — кумыс. Одежду половцы шили по собственным степным образцам. Повседневной одеждой половцам служили рубахи, кафтаны и кожаные штаны. Домашними делами, по сообщениям обычно занимались женщины. Положение женщин у половцев было достаточно высоким. Нормы поведения половцев регулировались «обычным правом». Важное место в системе обычаев половцев занимала кровная месть.

Религия и культура

Половецкая каменная статуя из Луганска

Половцы (кипчаки) исповедовали тенгрианство. Эта религия основана на культе Тенгри-хана (Вечного Синего Неба). Кроме Тенгри-хана, кипчаки почитали богиню Умай, которая олицетворяла земное начало. Так же они поклонялись животным, в особенности волку (сходное верование существовало и у торков), которого кипчаки считали своим предком-тотемом.

Кроме Ханов-жрецов была у половцев и специальная жреческая прослойка — шаманы. Шамана половцы называли «Кам». Основными функциями шаманов были гадание (предсказание будущего) и врачевание, основанное на непосредственном общении с добрыми и злыми духами.

Необходимо коротко назвать три круга ценнейших памятников половецкого мира. Один из них — знаменитый «Кодекс Куманикус», кипчакско-латинско-персидский словарь, созданный в 1303 году, уже в период существования Золотой Орды. Язык этого словаря очень близок к современному крымскотатарскому. Второй круг — богатые захоронения кипчакского воина вместе с останками коня и с вооружением (они являются весьма ценным историко-археологическим и антропологическим материалом). Наконец, третий — по Рубруку, над прахом своих покойников они насыпали курганы и ставили знаменитые кипчакские балбалы («каменные бабы»), поставленные, как и в Тюркском каганате, в честь воинов, павших в борьбе за свою землю. Это прекрасные памятники материальной культуры, отражающие богатый духовный мир их создателей.

 

13. Западные соседи восточных славян в Раннем Средневековье.

14. Политическая история Киевской Руси в период правления князя Олега Вещего.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ КИЕВСКОЙ РУСИ В 882-945 гг. План 1. Русь «во время Олегово». 2. Правление князя Игоря (Старого).
Князь Олег (Вещий), родственник и опекун Игоря, правил с 879 по 912 г. Он объединил север и юг и создал единое славянское государство, которое территориально представляло собой узкую полосу на пути «из варяг в греки». В 882 г. Олег решил овладеть Киевом и во главе варягов, кривичей, ильменских словен, чуди, мери и веси отправился в поход. По пути он захватил Смоленск и Любеч, оставив там своих наместников. Киев Олег взял хитростью. Под видом купцов он с частью воинов подплыл к городу и отправил посольство к Аскольду и Диру. Послы пришли к киевским правителям безоружными и сказали: «Мы купцы и идем в Греки от Олега и княжича Игоря. Придите к нам, к родичам своим». Когда Аскольд и Дир вышли к ладьям, выбежали вооруженные люди, а Олег сказал: «Не князья вы и не княжеского рода! А я княжеского рода!» И, показав на маленького Игоря, добавил: «Вот он, сын Рюрика!». Аскольд и Дир были убиты и похоронены в Киеве. Олег провозгласил Киев столицей своего государства и стал там править. 882 год принято считать годом образования Киевской Руси. Объединение северного и южного союзов славянских племен состоялось.
Годы правления князя Олега ознаменовались следующими событиями: 1) он освободил от власти Хазарского кагана и подчинил Киеву некоторые восточнославянские племена (полян, древлян, радимичей, северян, кривичей, словен ильменских) и ряд финно-угорских племен севера. «Повесть временных лет» описывает эти события так: «Начал Олег воевать с древлянами, и победил их и стал брать дань по черной кунице с дыма (со двора). Идет Олег на северян, и победил северян, и возложил на них дань легкую...». Послал к радимичам спросить: "Кому дань даете?" Они сказали: "Хазарам". И сказал Олег: "Не давайте хазарам, а давайте мне"». Однако подчинил Олег эти племена не окончательно, так как впоследствии, по летописным источникам, его преемникам приходилось вновь восстанавливать зависимость племен. Это можно объяснить тем, что подчинение было только на время правления того или иного князя. И только в конце X в. сопротивление ряда племен было окончательно подавлено; 2) организовал защиту рубежей государства от внешних врагов. Для обороны от кочевников Олег «начал города ставить» и раздавать земли «мужам» (приближенным); 3) совершил поход в 907 г. на Византийскую империю, на город Царьград (Константинополь), чтобы обеспечить выгодные условия для торговли с Византией. В 907 г. князь Олег отправился в поход на Константинополь. Для этого он собрал варягов, а также северные и южные племена славян: древлян, полян, кривичей, радимичей, тиверцев, словен новгородских, чудь, мерю, дулебов. Плыли на 2 000 судов, на каждом было по 40 воинов, а конница двигалась берегом. Город не сумел оказать сопротивление. Воины опустошили пригород, забрали богатства и пленных, а затем, согласно «Повести временных лет», Олег приказал сделать колеса и поставить на них ладьи, которые при попутном ветре, развернув паруса, двинулись к стенам города. Это, видимо, было сделано, чтобы защитить воинов от стрел. Греки запросили мир. Военные действия были остановлены. В Константинополь для переговоров с императорами Львом и Александром, правившими совместно, было направлено посольство из пяти человек: Карл, Фарлоф, Рулав, Вельмуд, Стемид. Был заключен мир, договор оформили на двух языках: греческом и славянском. Сохранился только греческий вариант. В соответствии с этим мирным соглашением было осуществлено следующее: 1. греки выплатили дань по 12 гривен на корабль, а не на каждого воина или на «уключину» (весло), как просил Олег; 2. славянских и варяжских купцов освободили от уплаты «мыта», т. е. торговых пошлин; 3. империя выплачивала «уклады» (дань) на города Киев, Чернигов, Полоцк, Переяславль, Любеч, Ростов и на «прочие города», где правили князья, подчинённые Олегу; 4. Славянские послы получали посольское содержание, а купцы - «месячину», т. е. помесячное содержание в виде хлеба, мяса, рыбы, овощей, фруктов, вина в течение шести месяцев. Они рас- полагались недалеко от города, в монастыре св. Мамы. Списки составляли греки и потом платили «месячину». Послы и купцы должны были проходить в город через определенные им ворота в сопровождении греческого чиновника, без оружия и не более 5-10 человек. В обратную дорогу их обеспечивали едой и корабельными снастями - парусами, якорями и т. д. («сколько им будет нужно»). Послы и купцы могли мыться в византийских банях (термах). Этим правом пользовались только жители города. Византийцы целовали крест в знак верности данному соглашению, а Олег и его дружинники поклялись оружием и богами - Перуном и Велесом. В знак победы Олег прибил свой щит на воротах города. По его требованию были сшиты паруса для кораблей из шелка (для варягов) и полотна (для славян).
Мирное соглашение, заключенное князем Олегом в 907 г. с таким могущественным государством средневековья, как Византия, позволило ему расширить свое влияние и укрепить власть. Через четыре года, в 911 г., в Византию направляется новое посольство из 15 человек. В ходе переговоров было заключено соглашение, дававшее еще большие привилегии послам и купцам.

Князь Олег умер в 912 г. Летопись повествует о его смерти от укуса змеи. Предание о гибели князя из-за верного друга, боевого коня, легло в основу стихотворения А. С. Пушкина «Песнь о Вещем Олеге». Место захоронения Олега, по одним сведениям, находится в Киеве: «Оплакивали его все люди плачем великим, и понесли его и похоронили на горе, что зовется Щековицей». По другим данным, он похоронен в Ладоге: «И есть могила его в Ладоге». По третьим источникам - князь погиб где-то за морем.

15.Внешняя политика князя
Олега Вещего.
Византийские походы Основные направления внутренней и внешней политики князя Олега были также обусловлены личными соображениями князя, по поводу прогрессирующей роли Киевской Руси. Самый большой вклад во внутреннюю политику, был сделан в конце IX века, когда Олег объединил Новгород и Киев в одно государство. Последующие события свидетельствуют о намерениях князя приравнять страну к прогрессирующим государствам того времени. Морским соседом Руси в то время была богатая и влиятельная страна Византия. Понимая опасность и в то же время привлекательность подобного врага, Олег решает начать войну с этим государством. Первый поход случился в 907 году. Согласно сказаниям, он был одним из самых массовых и великих. Тогда был полностью разрушен миф о непобедимости и всесильности Византии.
Когда Великий князь Новгородский и Киевский прибил свой щит к воротам Константинополя, это ознаменовало начало новой эры. Что касается политики, то для Киевской Руси победа над Византией стала настоящим прорывом. Согласно договору, заключённому Олегом в 907 году, богатый сосед славянского государства обязывался платить ему дань. Более того, была установлена беспошлинная торговля для обеих сторон. С того момента Византия не переставала бояться и уважать Киевскую Русь. В 911 году князь отправляет уже не войско, а послов для продления мира и заключения нового договора. В нём было ещё больше позитивных моментов для древнерусских торговцев и Русского государства в целом. -
Внешняя политика Олега Вещего

Направления деятельности.  
1. ЮЖНОЕ направление: отношения с Византией. Налаживание торговых отношений. 907 и 911- походы, ПЕРВЫЕ торговые договоры, очень выгодные( беспошлинная торговля, могли жить месяц за счёт греков, получалимесячину-месячное содержание в течение 6 месяцев и др.).
2.Восточное направление: отношения с Хазарией и кочевниками( степью).Обеспечение безопасности границ. Освободил от дани Хазарии древлян, северян, радимичей.(« Не дайте хазарам, а мне дайте»)Прекратил зависимость славян от хазар.

3.Результаты: Русь заявила о себе как крупнейшей политической силе. Подчинил восточнославянские племена. Во время правления Олега (879—912 гг.) в его руках сосредоточилась власть над территорией от Ладоги до низовьев Днепра, Сложилась своеобразная федерация племенных княжений во главе с великим князем киевским. Образование древнерусского государства –Киевская Русь, столица-Киев. расширение территории государства; укрепление внешнеполитического могущества Руси; забота о безопасности границ

16. Внешняя политика князя Игоря Старого.
После смерти Олега в 912 Игорь стал правителем Древнерусского государства.
В 914 году Игорь завоевал древлян и возложил на них дань больше Олеговой. В 915 году, двигаясь на помощь Византиипротив болгар, на Руси впервые появились печенеги[2]. Игорь предпочёл не препятствовать им, но в 920 году сам провёл против них военный поход.

Следующее летописное известие об Игоре — его поход на Царьград 941—944 годов. С этого времени свидетельства об Игоре впервые появляются в византийских и западноевропейских источниках. Таким образом, он стал первым русским князем, названным по имени в иностранных источниках.

В морском бою огромный русский флот был частично уничтожен греческим огнём. После набегов на византийские земли и ряда поражений Игорь в сентябре 941 вернулся домой. Русский летописец передаёт слова уцелевших воинов: «Будто молнию небесную имеют у себя греки и, пуская её, пожгли нас; оттого и не одолели их». О впечатлении, произведённом этим набегом на византийцев, свидетельствует следующий факт: имя Игоря[6] стало единственным из русских имён, попавшим в византийский энциклопедический словарь X века.
По летописи в 944 году (историки считают доказанным 943), Игорь собрал новое войско из варягов, руси (соплеменники Игоря), славян (поляне, ильменские словене,кривичи и тиверцы) и печенегов и двинулся на Византию конницей по суше, а большую часть войска отправил по морю. Предупреждённый заранее византийский император Роман I Лакапин выслал послов с богатыми дарами навстречу Игорю, уже достигшему Дуная. Одновременно Роман выслал дары печенегам. После совета с дружиной Игорь, удовлетворённый данью, повернул назад.
В следующем 944 году[8], Игорь заключил военно-торговый договор с Византией. В договоре упоминаются имена племянников Игоря, его жены княгини Ольги и сына Святослава. Летописец, описывая утверждение договора в Киеве, сообщил о церкви, в которой приносили клятву варяги-христиане.


17. Русско- Византийские договора князей Олега Вещего и Игоря - сравнителный анализ.

18. Киевская Русь в правление княгини Ольги
Покорив древлян, Ольга в 947 году отправилась в новгородские и псковские земли, назначая тамуроки (дань), после чего вернулась к сыну Святославу в Киев.

Ольга установила систему «погостов» — центров торговли и обмена, в которых более упорядоченно Покорение Древлянской земли и Волыни открыло перед Киевом перспективы контроля двух важных международных торговых путей. Один из них — сухопутный, названный «из немец в хазары», связывал Волжскую Булгарию через Киев, Краков и Прагу сРегенсбургом и рынками сбыта русских товаров в Баварском Подунавье. происходил сбор податей; затем по погостам стали строить храмы.
Княгиня Ольга положила начало каменному градостроительству на Руси (первые каменные здания Киева — городской дворец и загородный терем Ольги), со вниманием относилась к благоустройству подвластных Киеву земель — новгородских, псковских, расположенных вдоль реки Десна и др.

В 945 Ольга установила размеры «полюдья» — податей в пользу Киева, сроки и периодичность их уплаты — «оброки» и «уставы». Подвластные Киеву земли оказались поделены на административные единицы, в каждой из которых был поставлен княжеский администратор — тиун.

В 957 году Ольга с большим посольством нанесла официальный визит в Константинополь, известный по описанию придворных церемоний императором Константином Багрянородным в сочинении «О церемониях». Император именует Ольгу правительницей (архонтиссой) Руси, имя Святослава (в перечислении свиты указаны «люди Святослава») упоминается без титула. Видимо, визит в Византию не принёс желаемых результатов, так как ПВЛ сообщает о холодном отношении Ольги к византийским послам в Киеве вскоре после визита.
Княгиня Ольга стала первым правителем Киевской Руси, принявшим крещение, хотя и дружина, и древнерусский народ при ней былиязыческими. В язычестве пребывал и сын Ольги, великий князь Киевский Святослав Игоревич.

Дата и обстоятельства крещения остаются неясными. Согласно ПВЛ это произошло в 955 году в Константинополе, Ольгу лично крестили император Константин VII Багрянородный с патриархом (Феофилактом): «И было наречено ей в крещении имя Елена, как и древней царице-матери императора Константина I». ПВЛ и Житие украшают обстоятельства крещения историей о том, как мудрая Ольга перехитрила византийского царя. Тот, подивившись её разуму и красоте, захотел взять Ольгу в жены, но княгиня отвергла притязания, заметив, что не подобает христианам за язычников свататься. Тогда-то и крестили её царь с патриархом. Когда царь снова стал домогаться княгини, та указала на то, что она теперь приходится крёстной дочерью царю. Тогда тот богато одарил её и отпустил домой.

 

 

19. Княгиня Ольга - исторический портрет.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.