Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Многоуровневое описание операторской деятельности



 

Вид деятельности Алгоритмическое описание Программная интерпретация
Элементарное действие «Оператор» алгоритма Микропрограмма
Деятельность по выполне­нию частной задачи Последовательный алго­ритм Микропрограмма
Деятельность в частном режиме Объединенный последова­тельный алгоритм Подпрограмма
Индивидуальная деятель­ность Объединенный последова­тельный алгоритм высшего уровня Программа
Групповая деятельность Переменно - последова­тельный алгоритм Сетевая про­грамма

 

Вместе с тем необходимо отметить, что алгоритми­ческий способ описания деятельности человека-опера­тора предполагает ряд ограничений и поэтому он неиз­бежно существенно упрощает реальную деятельность. К их числу относятся:

■ последовательный характер описания алгоритмов;

■ детерминированность функции переходов;

■ бинарность логических условий;

■ допущение о нулевых затратах на проверку логических условий.

Поэтому дальнейшая модификация способов ал­горитмического описания деятельности оператора должна проходить по пути учета вероятностного характера алгоритмической модели и отражения много­значности проверяемых человеком логических усло­вий (использование правил многозначной логики). Для учета параллельного характера выполнения отдель­ных действий весьма плодотворным может быть при­менение сетевых графиков и биологических графов. Последний представляет собой модифицированную граф-схему алгоритма, пригодную для описания па­раллельно-последовательных процессов.

Анализ схемы алгоритма позволяет получить и не­которые количественные характеристики трудового процесса: показатели стереотипности, логической слож­ности, динамической интенсивности [52].

Показатель стереотипности оценивается по наличию в алгоритме непрерывных последовательностей без логи­ческих условий, а также по длительности этих последова­тельностей. Этот показатель определяется поформуле

(5.1)

где Хn(O)— число последовательных элементов в груп­пе без логических условий по 1, 2, ..., К членов; Pn(O)— вероятность таких групп.

Показатель стереотипности достигает максималь­ного значения, равного К, когда в алгоритме нет логи­ческих условий, т. е. последовательность действий опе­ратора однозначно детерминирована и не зависит ни от каких условий. Минимально возможное значение этого показателя равно 1; оно получается в том случае, если после каждого оператора следует логическое условие.

Показатель логической сложности определяется выражением

(5.2)

где — число проверяемых логических условий в

группе из 1, 2 ..., n таких условий; — вероятность таких групп.

Этот показатель определяет необходимость пере­стройки системы действий в случае изменения системы сигналов. Он может быть использован для оценки динамического компонента деятельности оператора. Возможные пределы изменения 0<L<m.

Помимо рассмотренных показателей Z и L при инженерно-психологической оценке используются также их модифицированные значения [10].

Напряженность (интенсивность) выполнения алго­ритма определяется числом элементарных оператив­ных единиц, выполняемых в единицу времени. Этот показатель оценивается по формуле

(5.3)

Общую сложность выполнения алгоритма челове­ком-оператором, учитывающую все стороны выполне­ния этого алгоритма, предлагается оценивать по фор­муле

(5.4)

где S — средняя скорость переработки информации, вычисляемая по формуле (2.5).

Рассмотренные показатели позволяют дать коли­чественную оценку деятельности оператора. Они ис­пользуются для сравнительной оценки однотипных видов деятельности, широко применяются также при проведении инженерно-психологической оценки СЧМ.

Однако при практическом использовании этих показателей нужно иметь в виду, что они определяют не столько сложность деятельности оператора, сколь­ко сложность записи алгоритма на языке ЛСА. Недо­статками такого подхода являются следующие:

■ не учитывается реальная сложность отдельных операций алгоритма;

■ не учитываются логические связи (т. е. структура алго­ритма), так как во внимание принимается лишь число, со­став и группировка операций алгоритма. Другими слова­ми, оценивается только один, наиболее типичный вариант реализации алгоритма;

■ не учитывается вероятность (частота встречаемости) ал­горитма в деятельности оператора. Исследования показывают, что в ряде случаев именно этот фактор оказывает более сильное влияние на результаты работы оператора, чем показатель S0.

Данные обстоятельства ограничивают область при­менения алгоритмических методов в инженерной пси­хологии. Дальнейшее развитие этих методов должно происходить путем введения в расчетные соотношения для определения показателей Va, So переменных, харак­теризующих сложность выполнения (трудозатраты, напряженность и т. п.) отдельных действий, входящих в общий алгоритм деятельности оператора. Необходи­мо учитывать также вероятностные характеристики различных алгоритмов.

Рассмотренные методы описания деятельности оператора являются основой для ее последующего анализа, в результате которого вскрывается сущность отдельных ее элементов и деятельности в целом, дают­ся указания о способах ее выполнения. Наиболее раз­работанным является системный подход к анализу деятельности, разработанный В.Д. Шадриковым [202]. При таком подходе предусматривается несколько уровней анализа: личностно-мотивационного, компо­нентно-целевого, структурно- функционального, ин­формационного, психофизиологического, индивидуаль­но-психологического.

Уровень личностно-мотивационного анализа пред­полагает изучение системы потребностей личности, с одной стороны и возможностей их удовлетворения, заложенных в особенности профессии, — с другой. Степенью взаимосоответствия этих двух аспектов оп­ределяется уровень мотивации трудового поведения. На уровне компонентно-целевого анализа вскрывают­ся цель и значение каждого действия в общей струк­туре трудовой деятельности. При этом должна рассмат­риваться не только внешняя сторона, но и внутренняя, связанная с реализацией психических свойств работ­ника и психических процессов, участвующих в выпол­нении действий. На уровне структурно-функциональ­ного анализа изучаются принципы организации и механизмы взаимодействия отдельных действий в це­лостной структуре деятельности. При этом вскрывают­ся связи между отдельными действиями, их значимость и вес. На уровне информационного анализа выявляются те признаки, ориентируясь на которые работник выполняет трудовые действия, устанавливаются спо­собы получения работником информации, необходимой для деятельности, изучается организация информаци­онного потока во времени и т. п. На психофизиологи­ческом уровне проводится изучение физиологических систем и процессов, опосредствующих деятельность. Большое значение при этом придается анализу активационных и информационно-энергетических процес­сов. Уровень индивидуально- психологического анали­за предполагает изучение субъекта деятельности, личности работника во всем многообразии ее свойств. В результате сочетания всех перечисленных уров­ней описания деятельности она предстает как многоуровневое полиструктурное образование. При этом системный анализ требует рассматривать любое яв­ление в развитии, что по отношению к профессиональ­ной деятельности выступает, в частности, как требо­вание изучения процесса овладения деятельностью, становления профессионального мастерства. Даль­нейшая разработка методов системного анализа дея­тельности требует конкретизации приемов выявления существенных связей изучаемых структур и их дина­мики. В качестве одного из таких приемов можно использовать регистрацию психологических свойств, синхронно проявляющихся и воздействующих друг на друга при совершении того или иного действия. В ре­зультате строится матрица связей, которую можно выразить графически в виде структуры профессио­нально важных свойств работника (структурограмма).

 




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.