Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

АГРАРНЫЙ СЕКТОР США НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ



По масштабам своих земельных угодий и их характеристи­кам США — одна из самых благоприятных для сельского хо­зяйства стран мира: земельная площадь составляет 916 млн га, из которых 765 млн га (80 %) используется в сельском хозяй­стве. Около 70 % земель страны находится в районах с высоким естественным плодородием, с количеством осадков свыше 700 мм в год и с безморозным периодом более 170 дней.
Агропромышленный комплекс США занимает важнейшее место в экономике страны — объем валовой продукции АПК достиг 1,4 трлн долл., или 13 % ВВП.
На рубеже веков АПК США является не только самым крупным в мире, но и наиболее высокоэффективным в эконо­мике. В аграрном секторе работает более 23 млн чел., или 18 % общего количества занятого населения в стране.
На фермах США работает всего 1,7—1,9 млн фермеров и членов их семей, а также до 1 млн наемных работников,
которые производят продукции на 60—66 млрд долл./год. Важ­нейшую роль играет сфера переработки, хранения, транс­портировки и реализации сельскохозяйственной продукции. Здесь трудятся около 17 млн чел. и производится продукции от 600 до 650 млрд долл., или более 60 % всего валового про­дукта АПК.
Аграрный сектор своей хорошей работой позволяет обес­печить продовольственную безопасность и лидерство США в мировой торговле продовольствием.
За последние годы среднегодовой вывоз сельскохозяйствен­ной продукции составляет около 55 млрд долл. при положитель­ном внешнеторговом балансе более чем 20 млрд долл. США реа­лизуют на внешнем рынке половину производимой пшеницы, 20—23 млн т соевых бобов и почти 60 млн т фуражного зерна.
Кроме того, США — крупнейший в мире экспортер брой­леров и яичной продукции.
Фермеры страны производят 340—350 млн т зерна всех видов (в 4 раза больше России) при средней урожайности 57— 59 ц с гектара, 37 млн т мяса, 76 млн т молока и 85 млрд шт. яиц. 75 % товарной продукции сельского хозяйства реализуют 180 тыс. ферм, или 9 % от всех 2 млн фермерских хозяйств. 1,35 млн ферм являются подсобными фермерскими хозяйства­ми — основная масса мелких ферм занимаются производством кормов и мясным скотоводством.
Крупные фермы производят молоко, мясо свиней и пти­цы, выращивают зерно и другие ценные культуры по индуст­риальным технологиям.
Аграрный сектор США сформировался свыше 200 лет на­зад, а с 30-х гг. ХХ в. он находился под жестким государствен­ным контролем (с начала президентства Т. Рузвельта) для вы­ведения страны из экономического и политического кризисов.
Аграрная политика США базируется на законодательных актах (1980, 1990, 1996 гг.), которые обновляются и корректи­руются в части уровня поддержки фермеров и агрофирм, раз­вития сельского хозяйства, поддержания экспорта продукции на мировой рынок.


В 1980—1996 гг. суммарный объем прямых трансфертов в аг-росектор США составил 428 млрд долл., или 21 % стоимости всей сельскохозяйственной продукции, по сообщению доктора экономических наук Б.А. Чернякова на научной конференции «Роль государства в экономике США» в 2002 г.
Государственное регулирование АПК привело к увеличе­нию агропредприятий (концернов, холдингов) и сокращению мелких «семейных ферм», число которых к 2001 г. сократилось в 3,5 раза. Министерство сельского хозяйства США до 75 % сво­его бюджета расходует на программы продовольственной по­мощью населению, на поддержку фермеров и консервацию зе­мель (до 15 млн га).
Для спасения фермеров от разорения в годы кризиса 1998— 2001 гг. правительство США увеличило государственную по­мощь до 28 млрд долл. в год, что в 4 раза больше предусмотрен­ной законом от 1996 г.
В результате этой помощи фермеры получили 50 % при­были за счет субсидий государства.
За последние 10 лет (с 1992 г. по 2001 г.) государственная поддержка фермеров возросла в 2,2 раза и транспортных услуг — в 1,7 раза, а чистая прибыль фермеров (без госдотаций) составляет всего 4—7 %. Американский фермер, в отличие от российского, не остается один на один со своими проблема­ми, ему помогает все общество через систему государственной поддержки и специальных фондов. В США действует свыше 800 программ — кредитование, строительство, водоснабжение, ка­нализация, удаление мусора, электрификация, телефонизация и др. Создан специальный фонд сельского развития, все про­граммы развития сельских районов имеют устойчивое финан­совое обеспечение, и все они реализуются в полном объеме. У нас в России, к сожалению, все программы не выполняются из-за недофинансирования и недооценки роли агросектора в экономике и социальных условий жизни населения. Для Рос­сии опыт США по регулированию и субсидированию АПК очень важен и приемлем в настоящее время, когда в результате не­продуманных реформ 90-х гг. сельское хозяйство разрушено, а само село вымирает.
Для наглядности успешной работы американских фермеров и всего аграрного сектора США приведены данные по среднеду­шевому производству основных видов сельскохозяйственной про­дукции в США и России (табл. 7.1) и эффективность использова­ния трудовых и земельных ресурсов в сравнении (табл. 7.2).

 


Таблица 7.1

Среднедушевое производство основных видов сельскохозяйственной продукции, кг[5]

Показатели Росси. США Росси. % к США
Зерно 375 1240 31
М.со (убойна. масса) 29 145 20
Молоко 220 271 81
Овощи и бахчевые 89 125 67
Картофель 220 80 275

 

Среднедушевое производство зерна в России в 1990—1999 гг. снизилось более чем в 2 раза (с 785 до 375 кг), мяса — с 69 до 29 кг, молока — с 375 до 220 кг, а сокращение всей сельскохо­зяйственной продукции в результате ельцинских реформ про­изошло на 45 %.

 

Таблица 7.2
Эффективность использования основных ресурсов в сельском хозяйстве (1999 г.)

Показатели США Росси. Росси. к США, % разы
Трудовые ресурсы, зан.то в сельском хоз.йстве на 100 чел. населени. 1,1 5,6 5
Производительность труда, % 100 8 12
Урожайность зерновых, ц/га 56,8 11,7 20
Картофел., ц/га 379 99 3,8
Получено продукции кг/ед. поголовь.: Гов.дины 132 70 53
Свиней 151 90 59
Молочных коров 8000 2000 25

 

В 1999 г. в России по отношению к США уровень произ­водительности труда в сельском хозяйстве снизился до 8 %, урожайности зерна — до 20 %, продуктивности коров — до 25 %, крупного рогатого скота (КРС) и свиней — до 53—59 %.
Отставание России от США по производительности труда в сельском хозяйстве сейчас в три раза больше, чем в 1913 г.,
поскольку аграрный сектор США бурно развивался, а в Рос­сии в 1990-е гг. произошел спад производства сельскохозяй­ственной продукции почти в 2 раза к уровню 1990 г.
Главным условием успешной работы АПК США является сбалансированность интересов всех трех его сфер: производи­телей сельскохозяйственной продукции, обслуживающих от­раслей (техника, технологии, химическая промышленность, защита урожая и др.) и перерабатывающих отраслей (мясомо­лочные, элеваторы и др.) торгующих предприятий.
Само сельское хозяйство производит продукции (сырья) всего на 8 %, сфера переработки, хранения, транспортировки и реализации создает 62 % стоимости продукции. Убыточное сельскохозяйственное сырье в процессе переработки и реали­зации качественной продукции приобретает высокие потреби­тельские свойства и более высокую стоимость.
А роль государства сводится к перераспределению дохо­дов между сферами АПК в возможности субсидирования не­посредственных производителей сельскохозяйственной про­дукции — фермеров. Анализ работы мелких ферм США по­казывает, что в лучшей аграрной стране, имеющей наиболее ценные земли в мире, неэффективно (с убытками!) исполь­зуется свыше 40 % земель, находящихся в частной собствен­ности фермеров. По данным 1997 г., в США насчитывалось 1,9 млн ферм, из них 1,6 млн (82 %) имели прибыль всего 400 долл. в год. И если бы не государственная поддержка в размере 1200 долл. на ферму, то они стали бы убыточными и разорились. Правительство США вынуждено помогать фер­меру, чтобы сохранить их на земле.
Главная особенность последних десятилетий в США — это формирование крупных ферм — агропредприятий, которые и обес­печили преимущество США на мировом рынке продовольствия.
США внедрили у себя индустриальные комплексы, изу­чив опыт СССР, и добились громадных успехов. Сегодня в США 157 тыс. крупных ферм, или всего 8 % от всего количества, но они создают продукцию на 144 млрд долл.
Доход крупной фермы в 1997 г. составлял 920 тыс. долл. при годовых затратах 700 тыс. Общая их прибыль достигла 34 млрд долл. — 78 % от общей прибыли АПК. Доля крупных фирм в производстве зерна составляет 54 %, 66 % — по молочной
продукции, 70 % — в производстве мяса КРС, 95 % — по мясу птицы, 90 % — по овощам и бахчевым, 82 % — по хлопку.
Опыт США показывает, что малые участки земель не по­зволяют использовать преимущества мелиорации, севооборо­тов, химических средств, авиацию и высокопроизводительную технику, что является важнейшими факторами эффективного сельского хозяйства. Многолетний опыт США показал, что ча­стная собственность на землю в условиях рынка не является гарантией сохранности качества земли, поскольку в погоне за прибылью многие фермеры отказались от севооборотов, пере­шли на монокультуру, сократили пары, вели распашку эроди­рованных земель.
Выход был найден — в государственном регулировании зе­мельных отношений и цен на сельскохозяйственную продукцию.


ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ОСНОВА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ США


Формирование законодательной основы развития сель­ского хозяйства всегда занимало 1-е место в экономической стратегии США. В период после Второй мировой войны аме­риканскими законодателями был взят курс, который позво­лил довести государственные субсидии сельскому хозяйству до 28 млрд долл. в год, взять под свой прямой контроль про­изводство и сбыт сельскохозяйственной продукции и одно­временно превратить США в главного экспортера продоволь­ствия планеты.
Отметим следующие важнейшие положения сельскохозяй­ственных законов 1985, 1990 и 1996 гг.
Закон 1985 г. «О продовольственной безопасности США» от­разил изменение внутриполитической обстановки в стране и заложил юридические основы нового этапа развития сельско­го хозяйства. Прежде всего он подтвердил подход к сельскохо­зяйственному производству как к особой отрасли экономики, имеющей стратегическое значение для США, а также и курс на сохранение широкого субсидирования сельского хозяйства за счет бюджетных средств. В то же время он радикально изме­нил подход государства к вопросам использования сельхоз ресурсов страны, к проблемам обеспечения ее продовольствен­ной безопасности в перспективе.
Наиболее важной особенностью сельскохозяйственного закона 1985 г. является вовлечение государства в развитие сель­ского хозяйства страны.
Во-первых, в законе 1985 г. из ранее единой политической линии законодатели выделили два направления: «стабилиза­цию коммерческого сельского хозяйства страны» и «обеспече­ние благосостояния в сельских районах». По логике закона пер­вое направление предусматривало государственную ориента­цию на крупные хозяйства, то есть на основных производите­лей товарной продукции, тогда как второе — государственную поддержку мелких и средних ферм ради сохранения социаль­ной стабильности в сельских районах. Соответственно, были пересмотрены в эти годы и функции государственных структур в области сельского хозяйства страны.
Во-вторых, закон 1985 г. ввел новые механизмы госу­дарственных субсидий сельскому хозяйству, залога сельхоз­продукции под государственные кредиты, содействия экс­порту продовольствия. На такой расширенной юридической базе государственные вложения бюджетных средств в сельс­кое хозяйство были доведены во второй половине 1980-х гг. до 58 млрд долл. в год. В конце 1980-х гг. в собственность госу­дарства поступало до 47 % урожая пшеницы, 75 % молочных продуктов.
В-третьих, важнейшее место в законе 1985 г. заняла про­блема рационального использования сельскохозяйственных ре­сурсов, при этом впервые на передний план была выдвинута конкретная программа борьбы с эрозией почв. Ее выполнение стало рассматриваться правительством уже не просто как кам­пания за сохранение земельных ресурсов страны, а как курс на обеспечение продовольственной безопасности США.
Еще одной особенностью закона 1985 г. является то, что он обязал все хозяйства, вовлекающие в обработку земельные ресурсы с высокими уровнями эрозии, проводить на них поч­возащитные мероприятия. В противном случае фермер лишался всех государственных субсидий.
Закон обязал все хозяйства представить в Министерство сельского хозяйства планы почвозащитных мероприятий на
1990—1995 гг. Планы почвозащитных мероприятий стали ус­пешно реализовываться в начале 1990-х гг. на 13 млн га.
Законом были установлены ежегодные государственные выплаты фермерам за добровольный вывод ими из обработки (на 10 лет) площадей, подверженных высокой эрозии. Эти земли положили начало формированию Государственного резервно­го фонда земель, государство взяло на себя 50 % издержек, связанных с залужением и лесопосадками на этих площадях. Первоначально площадь Резервного фонда земель была опре­делена в 10,2 млн га (однако конгресс увеличил ее до 14 млн га). Было установлено, что расходы государства на создание фонда составляют 1,2 млрд долл., то есть 50 % государственных затрат на сохранение земельных ресурсов.
В 1987 г. принят специальный Закон «О качестве водных ресурсов», с 1990 г. в 36 штатах были приняты законы, контро­лирующие наличие пестицидов в питьевой воде.
^ Закон 1990 г. «Об охране сельского хозяйства, обеспечении продовольствием и торговле» стал логическим развитием и до­полнением закона 1985 г. Закон позволил объединить усилия фермеров и общества (используя государственные субсидии) в решении ключевых задач в сельском хозяйстве. В частности, даль­нейшее развитие получили программы регулирования объемов производства основных сельскохозяйственных культур. В нача­ле 1990-х гг. запасы достигли своих максимальных значений, и государству пришлось увеличить объем выделяемых субсидий для того, чтобы поддержать финансовую устойчивость ферм и сельского хозяйства в целом. По закону 1990 г. эти затраты ста­ли рассматриваться в качестве долгосрочных инвестиций для устойчивого развития сельского хозяйства. Уровень субсидий был поставлен в зависимость от текущего уровня цен, при этом выплаты на ферму ограничивались суммой в 50 тыс. долл.
Закон 1990 г. жестко увязал введение новых программ раз­вития сельского хозяйства с соблюдением норм защиты при­родной среды. Были увеличены ассигнования на обеспечение качества водных ресурсов, ограничены объемы осушения бо­лот, ужесточились требования к сохранению животного мира.
^ Закон 1996 г. «О совершенствовании и реформировании сельс­кого хозяйства» подтвердил основные направления защиты сель­скохозяйственных ресурсов страны, а также ее продовольственной безопасности. В то же время он внес существенные измене­ния в механизм стимулирования производства продовольствия.
Он установил, что если фермер поддерживает сельскохо­зяйственную политику правительства, то он имеет право на госу­дарственную поддержку независимо от того, что он выращивает и какой сегодня уровень цен на его продукцию. Иными словами, экономическим смыслом направления огромных бюджетных средств в эту сферу теперь официально становится не что иное, как государственные инвестиции в развитие сельского хозяйства страны. Право на получение таких инвестиций из федерального бюджета получает любое хозяйство, которое заключает с госу­дарством контракт на производство сельхозпродукции в 1996— 2002 гг. и берет на себя обязательство соблюдать все требования по охране сельскохозяйственных ресурсов и рациональному их использованию. При этом общую сумму таких бюджетных выплат (учитывая складывающуюся конъюнктуру) предполагается сни­зить с 47 млрд долл. в 1987—1995 гг. до 36 млрд в 1996—2002 гг., то есть примерно на одну четверть.
Во-вторых, закон ввел новый механизм регулирования: вся сумма государственных инвестиций в сельскохозяйственное про­изводство распределяется по отдельным культурам, а затем де­лится между всеми фермерами, участвующими в производстве каждой культуры. В итоге государство получило возможность дос­таточно ясно определить свои приоритеты производства отдель­ных продуктов, а фермер — свободу выбора структуры своего производства. При этом за фермером остается право засеять 100 % законсервированных земель любыми культурами (исключая фрукты и овощи) без потери государственных дотаций.
Проблемы защиты сельскохозяйственных ресурсов США формально отошли в законе 1996 г. на второй план, однако все принципиальные положения этого раздела законодательства остались в силе. Программа консервации земельных угодий со­храняет за государством возможность вывести к 1996—2002 гг. из оборота 15 млн га на пять лет, но, в отличие от прежних норм, фермеры теперь имеют право вернуть эти земли в обо­рот до истечения пятилетнего срока. Программой по охране окружающей среды предусмотрены ассигнования в сумме 1,3 млрд долл. на 1996—2002 гг. для оказания фермерам техни­ческой и образовательной помощи по этим вопросам.
Изменения в американском законодательстве (1985— 2002 гг.) позволяют сделать вывод об усилении государствен­ного влияния на сельскохозяйственное производство в целях его стабилизации и обеспечения продовольственной безопас­ности страны.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.