Целью системы адаптации является в основном снижение издержек организации за счет следующих факторов:
1. Ускорение процесса вхождения нового сотрудника в должность:
Достижение необходимой эффективности работы в минимальные сроки
Уменьшение количества возможных ошибок, связанных с освоением функциональных обязанностей
2. Сокращение уровня текучести кадров:
Снижение кол-ва сотрудников, не прошедших испытательный срок
Уменьшение количества сотрудников, покинувших компанию в течение первого года работы
Выгодами, получаемыми сотрудником после прохождения адаптации являются:
Получение полной информации, требуемой для эффективной работы;
Снижение уровня неопределенности и беспокойства;
Повышение удовлетворенности работой и развитие позитивного отношения к компании в целом;
Освоение основных норм корпоративной культуры и правил поведения;
Выстраивание системы взаимодействия с коллегами;
Получение эффективной обратной связи от наставника и линейного руководителя по итогам испытательного срока;
Выгодами, получаемыми компанией с выстроенной системой адаптации, являются:
Создание механизма оценки профессиональных и управленческих компетенций сотрудника и его потенциала по итогам работы в первые месяцы;
Выявление недостатков существующей в компании системы подбора;
Развитие управленческих компетенций наставников и линейных руководителей;
Обоснование кадровых решений в отношении как новичка, так и наставников после окончания адаптационного периода;
Повышение лояльности сотрудника компании как работодателю.
Аспекты адаптации
Корпоративная адаптация
Для того чтобы начать работать эффективно, человеку необходимо получить ответы на вопросы, связанные с организацией деятельности компании, например:
Какое место занимает компания на рынке? Как идут дела? К чему стремится?
Каковы стратегические цели и приоритеты компании?
Кто является ключевыми клиентами? Кто основными конкурентами?
Как осуществляется управление компанией? Кто принимает решения?
Какова структура компании? Где какие подразделения расположены?
Какова периодичность и технология планирования и отчетности?
Какие действуют процедуры, регламенты?
Кто и в каком порядке подписывает документы?
и т.д.
Социальная адаптация
Приходя на работу, человек принимает те нормы поведения и общения, которые существуют в коллективе, включается в систему взаимоотношений с коллегами. На этом этапе он знакомится с «атмосферой компании» – корпоративной культурой. Сотруднику необходимо получить ответы на следующие вопросы:
Какой стиль общения принят в коллективе (дружеский, официально-деловой, богемный, комеди-клаб и т.п.)?
Как принято обращаться к сотрудникам, равным по уровню / должности, подчиненным, руководителям?
Есть ли в компании какие-то группы, «лагеря», территории? Какие между ними взаимоотношения?
С кем обедать? С кем курить?
У кого дети такого же возраста? У кого кошки/собаки/рыбки/птички? У кого похожие хобби, увлечения?
Что можно / нельзя обсуждать в курилке, за обедом?
К кому можно / нельзя обращаться за помощью, советом?
и т.д.
Организационная адаптация.
Обычно мы проводим на работе большую часть светового дня. Разумеется, это время должно быть как-то организовано в бытовом плане. Существует масса организационных моментов, с которыми предстоит разобраться новичку в первые дни / месяцы работы. Например:
Где находится туалет? Где можно курить? Где находится столовая?
Где можно разместить свои вещи?
Как оформить постоянный пропуск?
Кто настроит компьютер?
Когда и где выдают зарплату?
Как здесь пьют чай / кофе? Можно ли принести свою кружку? Можно ли пить кофе на рабочем месте?
Можно ли повесить над рабочим столом плакат любимой рок-группы? Семейное фото? Календарь с видами природы?
Как заказать канцелярию, курьера, машину, переговорную комнату?
К кому обращаться по поводу неисправностей в компьютере?
Где взять положенный корпоративный мобильный? Мед.страховку?
Как принято справлять дни рождения? Сколько сдавать на подарки и кому?
Во сколько принято уходить домой? Можно ли утром опаздывать?