Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Деятельность оператора в условиях потока сигналов



Потоком сигналов называется последовательность следующих друг за другом через случайные или регу­лярные интервалы времени сигналов, несущих опера­тору информацию о состоянии объекта управления и требующих ответной реакции. Работа в условиях пото­ка оказывает существенное влияние на характер дея­тельности оператора. На ее результаты большое влия­ние оказывает не только характер решаемых задач, но и их взаимодействие между собой. Данное явление может существенным образом повлиять на характер поведения и результаты работы оператора. Они ока­зываются отличными от тех результатов, которые мо­гут быть получены при решении отдельных, изолиро­ванных друг от друга задач.

В инженерной психологии имеется целый ряд дан­ных, свидетельствующих, например, о том, что время реакции на изолированные раздражители и раздражи­тели, следующие друг за другом, существенно различ­но. При этом на время реакции влияние оказывает темп подачи сигналов, промежуток времени между момен­тами поступления сигналов, степень маскировки одно­го сигнала другим, соотношение интенсивностей со­седних сигналов и т.п. [71]. Систематизированные данные по количественной оценке степени взаимного влияния отдельных действий на время реакции опера­тора приведены в работе [2]. Имеются также данные о взаимном влиянии отдельных действий на безоши­бочность реакций оператора [78]. Все эти результаты получены при изучении сенсомоторных реакций. Вза­имное влияние друг на друга более сложных задач управления, решаемых оператором, оказывается еще


более выраженным, что необходимо учитывать при решении задач анализа и проектирования деятельно­сти оператора.

Оценка характеристик потока сигналов в задаче обнаружения их оператором проводится в специаль­ной работе Ю.М. Забродина [49]. Установлено, напри­мер, что логическое усложнение при введении выбора, сопоставления, запоминания приводит к существенно­му увеличению времени обработки информацию и уменьшению пропускной способности оператора. Зна­чительно удлиняется процесс поиска сигналов. Время поиска увеличивается при увеличении размеров поис­кового поля, увеличении плотности потока сигналов и уменьшении их различимости. Особый интерес пред­ставляет изучение способностей человека к оценке и использованию вероятностной структуры потока сиг­налов, в частности, к установлению стохастических связей и оценке последействия сигналов. Эти способ­ности связаны с включением памяти в функциональ­ную структуру приема и переработки информации человеком. Указанное обстоятельство требует при со­здании СЧМ определения и оценки вероятностной структуры сигнальных процессов и поиска путей оп­тимального согласования потоков оператора и маши­ны в СЧМ. Для решения этой задачи используется специальная схема моделирования информационных потоков [45].

Большое значение имеет разработка и обоснова­ние требований к информационному потоку, поступа­ющему к оператору. Для оценки степени приспособ­ленности потока к возможностям человека в работе [48] проведен содержательный анализ информационных потоков. В результате его выделены основные призна­ки оптимизированной подачи информации, удобной для оперирования ею человеком. К этим признакам отно­сятся достоверность, своевременность, расчленен­ность, обозримость и сопоставимость информационных данных. Учет этих требований необходим при органи­зации информационных потоков в системе. Невыпол­нение данных требований является дополнительным источником ошибок операторов [48].

Многие ситуации, характерные для деятельности оператора в условиях потока сигналов (на примере

сенсомоторных реакций выбора), детально исследова­ны в работе О.А. Конопкина [71]. Им показано, что темп поступления сигналов — существенное условие опера­торской деятельности, которое определяет плотность потока подлежащей переработке информации и тем самым влияет на психофизиологическую напряжен­ность оператора и надежность его работы. В результа­те проведенных исследований установлено, что темп предъявления сигналов является самостоятельным фактором, способным влиять на скорость приема и передачи информации человеком. Установлено также, что на скорость и надежность работы оператора влия­ет временная неопределенность сигналов и их вероят­ностные характеристики. При этом показывается, что зависимость результатов деятельности человека от комплекса объективных условий, в которых она осу­ществляется, закономерно опосредствуется процессом целенаправленной саморегуляции. Она основана на осознании отражений и оценке условий в целях успеш­ного осуществления деятельности.

Изучение характера работы оператора позволяет сделать вывод, что только темп поступлений сигналов не может полностью определять результаты деятель­ности оператора. Основным фактором, детерминиру­ющим деятельность оператора по наработке потока сигналов, является очередь на обслуживание. Она об­разуется вследствие случайного во времени характера поступления сообщений и реагирования на них опера­тора. Можно предполагать, что именно очередь сооб­щений и их характер являются теми факторами, кото­рые оказывают наиболее специфическое влияние на результаты деятельности оператора и процессы ее психической регуляции.

Изучению деятельности оператора в условиях оче­реди на обслуживание посвящены специальные экс­периментальные исследования [45]. Установлено, что деятельность оператора в условиях очереди существен­ным образом отличается от аналогичной по характеру деятельности, но совершаемой в обычных условиях. При этом на результаты деятельности большое влия­ние оказывает как частота, так и длина очереди. Уста­новлено, что при длине очереди более 3 — 4 сообщений резко ухудшается такая характеристика деятельности

оператора, как время обслуживания, и растет число ошибок. Это связано с повышением нагрузки на опе­ративную память и переходом к долговременному за­поминанию. Частота появления очереди оказывает существенное влияние на надежность работы опера­тора при коэффициенте очереди, большем 0,4. Обна­ружено также, что на результаты деятельности опера­тора влияет и время ожидания начала обслуживания. При большой длине очереди оператором нарушается последовательность обработки сообщений. В результа­те всех этих исследований сделан вывод, что работа в условиях очереди предъявляет повышенные требова­ния к памяти оператора (как оперативной, так и долго­временной).

Следствием очереди сообщений на обслуживание являются такие ситуации в системе «человек—маши­на» как дефицит времени и переполнение оператив­ной памяти человека. Эти ситуации оказывают суще­ственное влияние на скорость и надежность работы оператора. Поэтому их учет является необходимым условием при инженерно-психологическом проектиро­вании и оценке деятельности оператора. Наиболее полное исследование особенностей деятельности опе­ратора в условиях дефицита времени проведено Д.Н. Завалишиной [60]. Ею показано, что в оператор­ской деятельности имеют место две разновидности де­фицита времени: острый дефицит, находящийся на пределе возможностей человека выполнить деятель­ность, и лимит времени, т. е. ограниченное время на выполнение деятельности.

Первая разновидность дефицита времени харак­терна для аварийных ситуаций и некоторых крити­ческих режимов функционирования управляемого объекта. Такой дефицит является периодической ха­рактеристикой трудовой деятельности и оказывает, как правило, дезорганизующее влияние на деятельность оператора.

Дефицит времени второго рода является постоян­ной характеристикой многих видов трудовой деятель­ности, связанных с приемом и переработкой больших объемов информации в жестком временном режиме. Кроме того, дефицит времени в этом значении имеет место в тех случаях, когда на выполнение работы уста-

навливается некоторый лимит времени. Такой случаи весьма характерен для многих АСУ. В таких системах правильные, но несвоевременные действия рассматри­ваются как невыполнение задачи (несвоевременное обслуживание поступающих сообщений). Дефицит вре­мени в этом значении оказывает, как правило, оптими­зирующее влияние на деятельность оператора.

В обоих случаях дефицит времени является одним из важнейших факторов регуляции и целесообразной перестройки деятельности оператора. Способы такой перестройки подробно рассмотрены в [60]. Для успеш­ной работы в ситуации дефицита времени рекомен­дуется формирование общего высокого уровня выпол­нения определенной деятельности и специальное обучение скоростным навыкам, а также профотбор операторов по скоростным характеристикам.

Большую роль в деятельности оператора играет оперативная память. Этому, как отмечает Г.В. Репкина [153], в большой степени способствуют жесткие лими­ты времени и особо высокие требования к точности работы оператора. При изучении процесса решения им целого ряда задач обнаружено, что для принятия реше­ния часто бывает необходимым запоминать на короткое время ряды поступающих сигналов. Такая ситуация наиболее характерна для операторов, деятельность ко­торых зачастую протекает в условиях очереди сигналов на обслуживание.

Анализ ошибок, допускаемых операторами, пока­зывает, что часть из них вызывается нарушениями работы оперативной памяти. Проведенные экспери­ментальные исследования деятельности оператора в условиях очереди на обслуживание показали, что кро­ме ошибок в обработке поступающих сообщений опе­раторы допускают ошибки и в выборе нужного сооб­щения из очереди [45]. Причем первый вид ошибок преобладает при малой длине очереди, второй — при большой (более 3 — 4 сообщений): При этом установле­но, что число ошибок зависит от длины очереди.

Важное значение для анализа деятельности опера­тора имеют работы П.Б. Невельского по изучению характеристик памяти оператора, в частности ее объе­ма [119]. Им установлено изменение объема памяти с течением времени, т. е. в зависимости от времени,

прошедшего после запоминания. Такая ситуация весь­ма характерна для деятельности оператора в условиях очереди, когда имеет место информационный поиск с отставленным обслуживанием. В этом случае оператор должен воспроизвести найденную последовательность сигналов не сразу, а спустя некоторое время (время ожидания начала обслуживания). Поэтому важной характеристикой памяти оператора является не толь­ко ее объем, но и длительность сохранения информа­ции. Роль этих характеристик особенно велика при работе оператора с динамичной информационной мо­делью, когда оператор не только должен запомнить найденную последовательность сигналов, но и следить за ее изменениями в связи с изменением обстановки. В условиях очереди сигналов такая ситуация является весьма типичной.

Как уже отмечалось, на результаты деятельности оператора большое влияние оказывает временная нео­пределенность поступления сигналов. Эта неопреде­ленность проявляется, прежде всего, в случайном во времени характере поступления сообщений на обслу­живание. Для учета этого явления поступающий поток сообщений нужно описать законом распределения, наиболее адекватно отражающим реальное положение вещей. Установлено, что при одном и том же темпе (интенсивности) поступления сообщений результаты деятельности существенно зависят от вида входящего потока. Это различие обусловлено разной степенью неопределенности поступления сообщений во време­ни и, следовательно, различными проявлениями оче­реди на обслуживание (ее длиной, частотой появления, периодами занятости и т. д.). Поэтому учет характера входящего потока является важной задачей при про­ектировании и оценке деятельности оператора.

Специальными исследованиями установлено, что структурой информационных потоков определяется также напряженность работы оператора [113]. Поэтому одним из возможных способов минимизации временных затрат является выбор оптимальной структуры этих потоков. Располагая конкретными статистическими дан­ными, можно решать следующие задачи:

■ принимать решение о внедрении структуры потока, опти­мальной с точки зрения минимума временных затрат на

обмен информацией при заданном качестве функциони­рования системы;

обеспечить оптимальную загруженность каждого из зве­ньев управления СЧМ.

Указанные задачи могут решаться как путем вы­бора определенного вида входящего потока, так и оп­тимальным распределением его между различными потребителями. Первый путь не всегда возможен, по­скольку в большинстве случаев вид входящего потока определяется объективными условиями работы сис­темы. Второй путь более реален.

Работа в условиях потока информации предъявля­ет повышенные требования к целому ряду психологи­ческих качеств оператора. Проведенными исследова­ниями установлено, что к их числу в первую очередь относятся: объем памяти, способность к переключению и распределению внимания, скоростные характерис­тики. Эти результаты были получены как путем моде­лирования деятельности оператора на ЭВМ, так и эк­спериментальным путем. Учету выявленных качеств следует уделить особое внимание при проектировании и оценке деятельности оператора [45].

Однако при этом следует учитывать возможность изменения перечисленных качеств под влиянием ус­ловий, в которых протекает деятельность оператора. Так, эти качества могут быть повышены за счет про­фотбора операторов, путем целенаправленной физи­ческой подготовки, в результате специальной трени­ровки. Кроме того, наблюдается снижение этих качеств под влиянием утомления и других неблагоприятных факторов. Эти обстоятельства также следует учитывать при проектировании и организации труда операторов.


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.