Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Деятельность оператора в особых условиях



 

Деятельность оператора зачастую протекает в ус­ловиях, которые предъявляют к нему повышенные требования. Такие условия называются особыми (ус­ложненными, уникальными). Их изучением занимает­ся специальное направление прикладной психоло­гии— психология труда в особых условиях [144]. К числу таких условий относятся: наличие факторов риска, высокая психологическая «цена» деятельности, усложнение функций оператора, расширение диапа­зона скоростей управляемых процессов, увеличение темпа деятельности, монотонность работы в условиях ожидания сигнала к действиям, совмещение различ­ных по цели действий в одной деятельности (совмещен­ная деятельность), переработка больших объемов и по­токов информации (перегрузкаинформацией), дефицит времени на выполнение требуемых действий, сложная динамика изменения функциональных состояний, воз­никновение аварийных ситуаций, недостаток инфор­мации (сенсорный голод), ограничение двигательной активности (профессиональная гипокинезия) и др.

Особые условия предъявляют повышенные требо­вания к оператору, часто являются причиной ошибок и срывов в его работе, неблагоприятно влияют на его работоспособность и состояние здоровья. Особые ус­ловия всегда связаны с воздействием экстремальных факторов или возникновением экстренных ситуаций. В зависимости от степени периодичности или частоты их появления различают:

■ собственно особые условия деятельности, которые спра­ведливы для тех ситуаций, когда деятельность сопряжена с эпизодическим действием экстремальных факторов;

■ экстремальные условия деятельности (как крайняя форма особых условий), связанных с постоянным действием эк­стремальных факторов.

Например, деятельность космонавта или летчи­ка в полете осуществляется всегда в экстремальных условиях; т. е. постоянно имеют место экстремальные факторы: невесомость, перегрузки, сенсорная изоля­ция, потенциальная угроза и т. п. В то же время ра­бота машиниста локомотива, водителя автотранспор­та, оператора энергосистемы осуществляется в особых условиях, связанных с определенной вероятностью аварийных ситуаций, с возможным резким измене­нием функциональных состояний от монотонии и опе­ративного покоя до стрессовых состояний.

Особые и экстремальные условия могут носить различный характер (см. выше), однако работа в них характеризуется определенными закономерностями. Рассмотрим некоторые из них.

1. Напряженность работы оператора в таких усло­виях может быть эмоциональной, вызванной дей­ствием эмоциональных факторов, и операционной (деловой), являющейся результатом большой слож­ности выполняемой работы.

2. Особые и экстремальные условия вызывают коле­бания работоспособности оператора или ее явное понижение, особенно при сильной эмоциональной

напряженности. При этом увеличивается количе­ство ошибок, нарушается последовательность опе­раций, замедляется темп реакций и т. п. В особо тяжелых случаях происходит распад трудовых навыков. Понижение работоспособности наиболее часто проявляется у молодых операторов.

3. Понижение работоспособности и эффективности деятельности существенно зависит от индивидуаль­ных свойств операторов, и прежде всего от свойств их нервной системы. Так, люди с сильной, уравно­вешенной нервной системой более выносливы к экстренному напряжению, чем лица, обладающие слабой или неуравновешенной нервной системой. «Слабые» более подвержены утомляющему влия­нию сверхсильных воздействий. Важна и подвиж­ность нервных процессов, быстрота и легкость смены возбуждения и торможения. Люди с малой подвижностью нервных процессов труднее пере­ключаются с одного режима деятельности на дру­гой [118].

4. Эмоциональная устойчивость и работоспособность операторов существенно повышается, если они заранее детально изучили особенности предстоя­щей деятельности, объекты управления, возмож­ную обстановку и последствия неправильных дей­ствий.

5. Существенное влияние на работоспособность опе­ратора в особых и экстремальных условиях оказы­вает предварительная тренировка, как специаль­ная, так и психологическая. Это объясняется тем, что степень неожиданности ситуации значительно понижается, если эти ситуации предварительно были проиграны на тренировках. Другими слова­ми, к экстремальным ситуациям, в известной мере, можно привыкнуть или подготовиться, об этом, в частности, свидетельствует опыт проведения дело­вых (оперативных) игр при подготовке операторов энергоблоков [197].

6.Большое значение имеет формирование моральных, волевых и других характерологических качеств личности, в частности степень развития чувства от­ветственности. Велика также роль оперативной ус­тановки, которая в экстремальных условиях выетупает как механизм избирательной компенсации, посредством которого организуется целостное по­ведение и деятельность человека [111, ч. 1].

7. Особые и экстремальные условия характеризуются нелинейной и немонотонной зависимостью измене­ний продуктивности деятельности от интенсивнос­ти и продолжительности экстремальных воздей­ствий (рис. 2.2). Обычно существует оптимальный уровень воздействия, в то время как слабые, так и сверхсильные воздействия могут способствовать снижению результативности деятельности.

8. Особые и экстремальные условия характеризуют­ся, как правило, воздействием на оператора не од­ного, а нескольких факторов одновременно (ком­бинированные факторы). Их общий эффект определяется характером взаимодействия отдель­ных компонентов. Оно может носить аддитивный, синергический или антагонический характер. При этом общий эффект будет соответственно равен, больше или меньше суммы эффектов отдельных факторов. Антагонизм факторов (например, неве­сомость -I- физические нагрузки) позволяет сни­зить экстремальный характер одного из них; си­нергизм факторов (например, вибрация 4- холод) важно учитывать в том случае, когда каждый из них в отдельности не оказывает существенного вли­яния на человека, но в совокупности они могут стать экстремальным фактором [76].

9.Во многих случаях особые и экстремальные усло­вия деятельности человека таковы, что их принци­пиально невозможно исключить или изменить. Это исключает возможность активного влияния на них и создания для оператора функционального ком­форта. Большое значение в этом случае имеет про­фессиональный отбор, хорошая профессиональная подготовка и специальная психологическая трени­ровка операторов.

Таковы наиболее общие особенности и закономер­ности деятельности оператора в особых и экстремаль­ных условиях. Помимо них каждый фактор, вызывающий возникновение таких условий, имеет свои специфичес­кие особенности. Рассмотрим важнейшие из них.

В первую очередь необходимо рассмотреть фактор риска, то есть такой психологический фактор необыч­ных условий, которые характеризуются наличием уг­розы для жизни человека. Изучение фактора риска является одной из важнейших задач психологии безо­пасности [79]. Здесь считается, что понятие «риск» расценивается или как опасное условие, при котором выполняется деятельность, или же как действие, совер­шаемое в условиях неопределенности. Примером про­явления риска как условия может служить деятельность оператора в опасной зоне (например, при обслужива­нии высоковольтной установки), примером же риска в действии — случаи, когда люди преднамеренно нару­шают правила безопасности в надежде, что все обой­дется.

К особым условиям относится и работа человека в режиме ожидания. Такая ситуация характерна для высокоавтоматизированного производства. В деятельно­сти человека различают пассивное и активное ожида­ние. В первом случае процесс ожидания имеет строго регламентированный характер, его начало и оконча­ние заранее известны, известны также действия, кото­рые должен выполнить человек. Примером является работа на станках-полуавтоматах, где задача операто­ра заключается в том, чтобы установить деталь, вклю­чить станок в автоматический режим, по окончании обработки вынуть деталь и приступить к обработке следующей. Трудовая деятельность характеризуется пассивным вниманием, скудностью раздражителей, малой двигательной активностью, что вызывает у че­ловека состояние однообразия, скуки, монотонии. Для такой работы наиболее приспособлены лица с инерт­ным типом нервной системы, интроверты.

В режиме активного ожидания при нормальном протекании производственного процесса задача опе­ратора состоит в сосредоточенном наблюдении за его ходом и принятии активных действий при его отклоне­нии от нормы. Монотонность обстановки, отсутствие активной деятельности, гиподинамия способствуют снижению функционального состояния организма. В то же время психологическая установка на сохранение-готовности к экстренному действию, неопределенность его появления как во времени, так и по характеру, необходимость длительного сосредоточенного наблю­дения вынуждает оператора сохранять активность систем организма, прежде всего анализаторов и цент­ральной нервной системы, на высоком уровне. Поддер­жание такого состояния требует определенных психо­логических и энергетических затрат, следовательно режим ожидания является достаточно сложным видом операторской деятельности. Поэтому его можно ква­лифицировать как труд ожидания [58].

Еще одним из проявлений измененных условий деятельности является десинхроноз (от лат. de — отда­ление, греч. synchronismos — совпадение во времени) — неблагополучие организма вследствие нарушения его циркадианных (суточных) ритмов. От слаженности цир-кадианной системы организма прямо зависит состоя­ние физиологической нормы, поэтому воздействия, по­вреждающие циркадианные ритмы, выражаются в различных отклонениях от этой нормы.

Основными причинами десинхроноза являются:

■ рассогласование биологических датчиков времени и цир­кадианных ритмов организма, которое может возникать как при смене часовых поясов (например, трансмеридиан­ные перелеты), так и при устойчивом рассогласовании по сну — бодрствованию с местной системой датчиков вре­мени (чередование ночных и дневных рабочих смен);

■ частичное или полное исключение датчиков времени(ус -ловия Арктики или Антарктики, космические полеты, длительное пребывание в условиях изолированного про­странства и т. п.);

■ воздействие экстремальных факторов: физические и пси­хические (особенно эмоциональные) перенапряжения, мышечные нагрузки, физические воздействия.

Следствием десинхроноза является расстройства сна, снижение аппетита, снижение умственной и фи­зической работоспособности, различного рода невро­тические расстройства. Различают острый и хрони­ческий, явный и скрытый, тотальный и частичный десинхроноз. Профилактика десинхроноза основана прежде всего на установлении рационального режи­ма труда и отдыха.

Проявлением особых условий деятельности в ряде случаев является изоляция — обособление человека или группы людей (групповая изоляция) от привычных условий жизни и общения с другими людьми. Изоля­ция может быть длительной (космический полет, отда­ленные экспедиции и т. п.) и кратковременной (опера­торская деятельность в кабинах малого объема, в режиме оперативного покоя; ожидания экстренных действий). В последних случаях с проблемой изоляции тесно связана и проблема гипокинезии (ограниченной двигательной активности).

Разновидностью изоляции в сенсорно-перцептив­ной сфере является депривация (от лат. deprivitio — лишение, потеря) — сенсорная недостаточность (сен­сорный голод), наблюдаемая у человека в условиях изоляции или при нарушении работы органов чувств. В условиях депривации у человека усиливается потреб­ность в ощущениях и аффективных переживаниях, что осознается в форме сенсорного и эмоционального го­лода. В ответ на это активизируются процессы вообра­жения, которые определенным образом воздействуют на образную память.

В условиях депривации нарушается режим сна и бодрствования, развиваются гипнотические состояния. Чем жестче условия депривации, тем быстрее наруша­ются процессы памяти и мышления, что проявляется в невозможности на чем-либо сосредоточиться, последо­вательно обдумать проблемы. Отмечается также сни­жение функции экстраполяции и продуктивности при выполнении умственных действий. Состояния, близкие к депривации, могут встречаться у операторов при нахождении их в режиме оперативного покоя.

В ряде случаев особые условия могут быть связа­ны с необходимостью непрерывной работы в течение довольно продолжительного времени. Это явление носит название режима непрерывной деятельности (РНД). Он характеризуется временным промежутком, в течение которого человек выполняет деятельность в условиях вынужденного бодрствования.

Наиболее хорошо изучены психологические осо­бенности непрерывной высокомотивированной дея­тельности продолжительностью до 72 часов. В этих условиях происходят закономерные изменения в состо­янии функций организма, в структуре действий и свой­ствах личности, обусловленные как суточной периоди­кой, так общей длительностью РНД.

Характерным для влияния на показатели суточной периодики работоспособности человека является нали­чие нескольких периодов, отличающихся однонаправ­ленностью изменения качества выполнения трудовых действий, функционального состояния организма и личностных свойств операторов. Такими периодами являются с 18 — 27, с 38 —47, и с 63 — 72 часы РНД, ко­торые совпадают с ночью и ранним утром.

Характерным для влияния общей продолжительнос­ти бодрствования является наличие трех фаз качествен­ного различных изменений показателей оператора. Пер­вая фаза продолжается от начала РНД до середины первой ночи и сопровождается небольшими изменения­ми физиологических функций, отражающими гомеос-татическое регулирование на обычном уровне стабили­зации. Вторая фаза продолжается до середины второй ночи. Наблюдается рост показателей состояния и деятель­ности, в которых произошли сдвиги значений. Увеличи­вается время восприятия приборной информации. Эта фаза может рассматриваться как фаза быстрой адапта­ции. Третья фаза наступает с вечера третьих суток и проявляется в биохимических сдвигах, снижается каче­ство всех типов познавательной деятельности. Эта фаза по своим проявлениям напоминает первый период стрес­са — реакцию тревоги [53].

К особым условиям относится также необходимость выполнения совмещенной деятельности. Под ней по­нимается разновидность деятельности оператора, воз­никающая в ситуации, когда ему приходится решать две и более одновременно возникшие задачи. Выпол­няемые в совмещенной деятельности действия разде­ляются на два класса: связанные и несвязанные. К первому из них относят, например, действия по уп­равлению такими параметрами динамики самолета, как крен и тангаж, ко второму — пилотирование в со­четании с радиообменом. В процессе тренировки от­дельные действия, относящиеся к классу связанных, сливаются в «полное совмещенное действие». В общем виде под связанными действиями понимаются такие, которые направлены на достижение одной общей для обоих действий цели. Наличие лишь одной цели позво­ляет сформировать единый перцептивный или мотор-но-перцептивный образ.

Класс несвязанных действий есть как раз то, что обычно и называют собственно совмещенной дея­тельностью. Ее отличительным признаком является одновременное наличие двух и более целей. Важ­ным вопросом при изучении такой деятельности яв­ляется выяснение того, в каких случаях выполнение различных действий, направленных на достижение разных целей, происходит параллельно, а в каких случаях они осуществляются последовательно путем переключения внимания. Экспериментально уста­новлено, что при совмещении действий происходят разные процессы в зависимости от условий их вы­полнения. Если хотя бы одно из действий автомати­зированное, то два действия могут осуществляться практически параллельно. Во всех остальных слу­чаях в соответствии с концепцией включения [80] происходит формирование новой структуры дей­ствий.

При отсутствии дефицита времени происходит поочередное переключение с одного действия на дру­гое. В случае дефицита времени происходит измене­ние способов выполнения действий. Если потенциал одного действия значительно больше другого, то преж­де всего упрощается алгоритм менее доминантного действия. В ряде случаев может происходить сопря­жение действий на основе формирования единой новой программы выполнения ранее изолированных действий и образования новых оперативных единиц [53].

Таковы специфические особенности некоторых ви­дов деятельности оператора в особых условиях. Рассмот­реть их все в рамках данной книги не представляется возможным. Однако некоторые из них будут рассмот­рены в ходе последующего изложения материала. К ним относятся: дефицит времени, недогрузка и перегрузка информацией, производственная гипокинезия и гипо­динамия, монотония, динамика функциональных состо­яний.

Совершенно особое место в рамках рассматрива­емого вопроса занимает деятельность оператора в ус­ловиях потока сигналов. Это обусловлено рядом обсто­ятельств: во-первых, поток и обусловленная им очередь сигналов создает совершенно новые условия деятельности, отличные от работы по обработке отдельных, изолированных сигналов; во-вторых, работа в услови­ях потока сигналов является весьма распространенным видом операторской деятельности; в-третьих, в лите­ратуре имеется лишь описание отдельных сторон этой деятельности, ее всесторонняя характеристика прак­тически не проводилась.




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.