Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Физиологическая характеристикадеятельности оператора



 

Формирование рассмотренных психологических составляющих деятельности обеспечивается сенсорно-перцептивными, мнемическими и интеллектуальными процессами, которые выступают как различные формы субъективного отражения реальной действительности. Материальным субстратом этих психических процес­сов являются нервные процессы, изучаемые физиоло­гией. Поэтому их исследование предполагает анализ не только отношений образа к его объекту, не только дина­мики отражения и его регулирующей роли в деятельно­сти, но и отношения отражения к его носителю — моз­гу, а следовательно, и к нервным процессам.

Нейрофизиологической основой деятельности яв­ляется функциональная система, теория которой раз­работана П.К. Анохиным [6]. Функциональная система представляет собой динамически формирующуюся организацию, которая избирательно объединяет разно­родные центральные и периферические аппараты на основе их взаимодействия для получения полезного для организма результата. П.К. Анохин, изучая поведение живых организмов, установил факт обратной аффе-рентации о достигнутом конечном приспособлении эффекта. Это дало возможность рассматривать фун­кциональную систему как замкнутое физиологическое образование с непрерывной обратной информацией об успешности данного приспособительного действия.

Рис. 4.7. Функциональная система (по П.К. Анохину):

А- афферентный синтез; ОА- обстановочная

афферентация; ПА- пусковая афферентация; Б- принятие

решения; В- формирование акцептора результатов

действия и афферентной программы самого действия;

Г- Д- лолучение результатов действия и формирование

обратной афферентации для сличения полученных

результатов с запрограммированными.

 

Функциональная система имеет следующие узловые механизмы (рис. 4.7).

A. Афферентный синтез. Здесь происходит обработка наиболее важной информации для принятия решения. Главное в афферентном синтезе принадлежит мотивационному возбуждению, т. е. информации, отражающей в
данный момент потребность организма. Только после афферентного синтеза рождается намерение к действию.

Б. Принятие решения с одновременным формированием ак­цептора результатов действия.

B. Формирование программы действия.

Г. Реализация принятого решения в виде поведенческого акта.

Д. Сличение при помощи обратной афферентации параметров результата совершенного действия с параметрами, отраженными в акцепторе результатов действия.

Главное значение в рассмотренной схеме поведен­ческого акта придается механизму, обеспечивающемусличение заданного результата с реально полученным. В процессе осуществления этого акта происходит от­работка всей информации, поступающей в органы чувств от различных рецепторов. В него включается: мотивационное возбуждение, отражающее доминиру­ющую в данный момент потребность; обстановочная афферентация (ОАнарис. 4.7), способствующая удов­летворению мотивации; извлечение из памяти резуль­татов прошлого опыта и так называемый пусковой стимул (ПС). Мотивационное возбуждение играет ре­шающую роль в формировании цели (или задачи) дей­ствия.

Теория функциональной системы открывает новые пути в изучении нейрофизиологических основ психи­ческих процессов. Смысл их состоит в том, чтобы ис­следовать не сами по себе изолированно взятые не­рвные процессы, а их организацию, системное строение [6].

На основе рассмотренного выше психологическо­го анализа деятельности и теории функциональной системы разработана общая структура психологичес­кой системы деятельности (рис. 4.8).

Показанная на рис. 4.8 схема отражает реальные психологические процессы, побуждающие, программи­рующие, регулирующие и реализующие деятельность. Она позволяет рассматривать совокупность психичес­ких явлений, реализующих деятельность, в их взаимо­связи, как систему. Психологическая система деятель­ности включает ряд функциональных блоков (мотивов и целей профессиональной деятельности, принятия решения, программы деятельности и др.), выделенных в качестве ее основных компонентов на том основа­нии, что отражаемые в них структуры являются основ­ными компонентами реальной деятельности.

Однако несмотря на это, все блоки психологичес­кой системы деятельности теснейшим образом взаи­мосвязаны и выделение их производится лишь в целях психологического исследования деятельности. Важ­нейшим требованием такого исследования является изучение системы деятельности в развитии. Это позво­ляет использовать данную систему для решения задач,-связанных с повышением эффективности трудовой деятельности и профессионального обучения.

Рис. 4.8. Психологическая система деятельности.

 

Реализация этого положения возможна на исполь­зовании концепции системогенеза деятельности, со­гласно которой процесс освоения профессиональной деятельности не является аддитивным в том смысле, что сначала формируются одни ее составляющие (бло­ки), затем другие. Деятельность как бы «закладывается вся целиком», но вначале в неразвитой форме. В даль­нейшем ее составляющие развиваются неравномерно. При этом развитие любой из них на каком-либо этапе овладения деятельностью достигает лишь того уровня, который является для данного этапа достаточным (а не обязательно максимальным, как иногда считают). Ина­че говоря, развитие каждой из этих составляющих подчиняется развитию системы в целом [202].

В заключение отметим, что в деятельность человека так или иначе вовлекается не только нервная система, но и весь его организм: мышечная, дыхательная, крове­носно-сосудистая система и т. д. Функциональная сис­тема организует и регулирует функционирование всех органов тела, подчиняя их основной задаче деятельно­сти. Наряду с этим во всех функциях организма так или иначе проявляются все ее свойства. Поэтому регистра­ция, например, пульса, артериального давления, дыха­ния, мышечного напряжения и т. д. дает ценные сведе­ния для понимания психологических особенностей деятельности и ее нейрофизиологических основ. Поэто­му эти показатели широко используются и при прове­дении инженерно-психологических исследований.

На основании сказанного следует, что физиологи­ческая характеристика труда оператора предполагает также рассмотрение особенностей функционирования различного рода внутренних органов человека в про­цессе его деятельности, анализ происходящих в этих органах изменений под влиянием условий труда. «Как бы различны ни были отдельные виды полезного тру­да, или производственной деятельности, —- писал К. Маркс, — с физиологической стороны это — фун­кции человеческого организма, и каждая такая функ­ция, каковы бы ни были ее содержание и ее форма, по существу есть затрата человеческого мозга, нервов, мускулов, органов чувств и т. д.» [23].

В приведенном высказывании речь в первую оче­редь идет о затратах мозга и нервов. И это не случайно. Согласно современным представлениям, физиоло­гические основы трудовой деятельности базируются на деятельности центральной нервной системы (ЦНС), обеспечивающей координацию всех органов.

Основными процессами, с помощью которых ЦНС осуществляет координирующие функции, являются воз­буждение и торможение. Возбуждение — деятельное состояние нервных клеток, продуцирующих нервные импульсы к соответствующим органам, тканям или дру­гим нервным клеткам. С помощью импульсов возбуж­дения ЦНС и осуществляет свою функцию высшего распорядителя и организатора всей деятельности орга­низма. Движущей силой процесса возбуждения являет­ся энергия химических веществ, которая используется для его обеспечения. Энергетическое обеспечение про­цессов возбуждения ограничено некоторыми рамками, которые определяют предел работоспособности чело­вечка. Этот предел даже для одного человека является величиной переменной и может меняться в зависимо­сти от конкретных условий труда оператора.

Торможением называется процесс активного умень­шения деятельности нервных клеток. Торможение, раз­вивающееся в функционирующих нервных клетках, может оказывать как положительное, так и отрицатель­ное влияние на деятельность оператора. Так, например, оно может быть охранительным по характеру (при утом­лении), предотвращая тем самым нервные клетки от перенапряжения, спасая их от труднообратимых состо­яний. При монотонной работе, при работе в режиме ожидания сигнала торможение может привести к не­желательным явлениям, например, к потере бдительно­сти, снижению уровня готовности к экстренным дей­ствиям.

Процесс торможения всегда находится под конт­ролем сознания. Во время трудовой деятельности че­ловек может волевым усилием продолжать выполне­ние работы, несмотря на нарастающее чувство усталости, сигнализирующее ему о потребности в от­дыхе. Однако продолжение работы требует энергети­ческого обеспечения, поэтому человеческий организм начинает использовать энергетические вещества, пред­назначенные для других целей. Такое положение но­сит название нейрофизиологического конфликта.

Длительные и частые нейроконфликты являются крайне нежелательными для организма, они меняют характер многих физиологических процессов. Требуе­мый уровень работоспособности осуществляется при этом за счет процессов, менее выгодных энергетически и функционально. Например, в сердечно-сосудистой системе обеспечение необходимого кровоснабжения органов осуществляется не за счет преимущественного увеличения силы сердечных сокращений, а за счет воз­растания их частоты [75, 149]. Это приводит к истоще­нию резервных возможностей организма. Вот почему, например, работа оператора в режиме ожидания сиг­нала, несмотря на ее кажущуюся легкость, требует по­стоянных волевых усилий для ограничения процесса торможения. Это является причиной нейроконфликтов, поэтому такая деятельность с физиологической точки зрения является тяжелой и трудной. Чтобы избежать этого, конструктору следует руководствоваться прин­ципом «активного оператора» [212], суть которого зак­лючается в выходе работающего за пределы исход­ных целей, в отличие от приспособительности как ограничения действий субъекта узкими рамками задан­ного.

Работоспособность оператора не является посто­янной на протяжении рабочего дня. Можно выделить три фазы работоспособности (рис. 4.9).

Рис. 4.9. Динамика работоспособности человека на

протяжении рабочего дня: Iпериод врабатываемости;

II период устойчивой работоспособности; III период

утомления.

 

Первая фаза представляет собой период врабатываемости, который может продолжаться от нескольких минут до часа. Он характеризуется постоянным повышением всех пока­зателей работы оператора (уменьшение ошибочных действий и времени выполнения им работы, повыше­ние точности действий и стабильности результатов работы). Физиологическое содержание этого периода сводится к формированию рабочей доминанты. Доми­нанта характеризуется тем, что нервные центры, регу­лирующие рабочие функции организма, постепенно объединяются в единую функциональную систему. Период врабатываемости (особенно в условиях работы за пультом управления) характеризуется особенно высоким нервно-психическим напряжением.

Второй фазой является период оптимальной рабо­тоспособности. Он характеризуется относительно ста­бильными, наилучшими для данных условий результа­тами работы оператора. Продолжительность этого периода зависит от степени тяжести и напряженности работы, степени тренированности и других личных качеств оператора. Для большинства видов оператор­ской деятельности этот период составляет 3 — 4 часа.

Третьей фазой работоспособности является пери­од утомления. Этот период обусловлен истощением энергетических возможностей работающих органов и развитием процесса торможения работоспособность оператора постепенно падает. В первую очередь сни­жается работоспособность органов и систем, непосред­ственно обеспечивающих выполнение данной деятель­ности. Так, например, у операторов РЛС прежде всего развивается утомление зрительного анализатора, у ра­дистов-операторов — слухового. У операторов, работа­ющих в режиме ожидания сигнала, в первую очередь нарушаются функции внимания. Начало активного раз­вития утомления должно совпадать с окончанием ра­бочего дня (рабочей смены) оператора.

Большое влияние на работоспособность оператора оказывает четкий ритм производственного процесса. Это имеет особенно большое значение в тех случаях, когда активная работа оператора непрерывна по ха­рактеру. Если же такая работа прерывается, то вхож­дение в работу (период врабатываемости) повторяется каждый раз. В результате неэкономичности работы и повышенного нервно-психического напряжения в пе­риод врабатываемости падает общий уровень работос­пособности и быстрее наступает утомление.

Устранение вынужденных перерывов — не един­ственное средство сделать работу ритмичной и снизить тем самым утомление. Другим проявлением ритмично­сти является работа без рывков, без замедления и ус­корения ее темпа. Признаком ритмичности является стабильность времени выполнения однотипных зада­ний за пультом управления. Опыт показывает, что у более подготовленных операторов стабильность значи­тельно выше, чем у менее подготовленных. Умение равномерно расходовать психофизиологические ресур­сы организма является одним из признаков професси­ональной выносливости, а следовательно, и более эф­фективной работы.

Оценка стабильности может проводиться с помощью дисперсии времени выполнения однотипных заданий. Кроме того, для определения степени неритмичности может использоваться коэффициент неритмичности Кнр, определяемый по формуле

(4.2)

где ттах и Tmin — соответственно максимальное и мини­мальное значения времени выполнения однотипного задания; топ — среднее значение этого времени.

В специально проведенном эксперименте операто­ры выполняли функции управления АСУ. В соответствии с установленными нормативами результаты их подго­товленности оценивались по четырехбалльной системе. Затем для каждой из групп операторов по формуле (4.2) определялось значение коэффициента неритмичности. У операторов, получивших отличную оценку, значение Кнр оказалось равным 0,47; у операторов, работа кото­рых была оценена «удовлетворительно», значение Кнр гораздо больше и равно 0,69%. Эти данные показывают, что величина Кнр действительно может характеризовать способность оператора к эффективной и производитель­ной работе. Это обстоятельство должен учитывать кон­структор, рекомендующий оптимальный режим труда и отдыха операторов создаваемой СЧМ.

Рассматривая физиологическую характеристику труда оператора, необходимо остановиться и на влия­нии операторской деятельности на организм человека. Определяющими здесь являются два фактора. Во-пер­вых, операторский труд связан, как правило, с повы­шенными нервно-психологическими перегрузками. Во-вторых, он характеризуется весьма ограниченной двигательной активностью. Сочетание этих двух фак­торов оказывает крайне неблагоприятное влияние на целый ряд физиологических функций. Это объясняет­ся следующим образом [76].

Нервно-эмоциональное напряжение приводит обыч­но к повышению энергетических затрат организма. В процессе длительного эволюционного развития сло­жились определенные механизмы реагирования орга­низма на внешнюю среду: нервно-психическое напря­жение вызывает мобилизацию всех ресурсов организма, ибо оно обычно предшествует и сопутствует активной мышечной работе (преследованию добычи, спасению от врага и т. д.). Эволюционно сложилось так, что организм человека, находящегося в состоянии нервно-психичес­кого напряжения, всегда был готов к интенсивной мы­шечной работе. Но оператор вынужден часами оставать­ся в одной, более или менее удобной рабочей позе, при минимальной физической активности и ограниченнос­ти поступающей информации. Многократное повторе­ние такой ситуации может привести к нарушениям как самой центральной нервной системы, так и регулируе­мых ею физиологических функций.

Особенно сильно страдает сердечно-сосудистая система. Проведенные исследования ряда операторс­ких профессий показывают, что в процессе работы за пультом управления увеличивается кровяное давление (особенно нижнее), частота сердечных сокращений, изменяется электрическая активность сердца. Проис­ходят также нарушения ряда эндокринных функций, которые также оказывают неблагоприятное влияние на сердечно-сосудистую систему (например, увеличивает­ся количество адреналина и сахара в крови). Обнару­жено, что все эти изменения тем больше, чем длитель­нее стаж работы человека на операторских профессиях.

Работа в условиях нервно-психического напряже­ния в сочетании с ограниченной двигательной активностью оказывает неблагоприятное влияние и на ряд дру­гих функций (эндокринную систему и обмен веществ, работу анализаторов, органов дыхания, пищеварения и др.). Такие изменения следует рассматривать как небла­гоприятное состояние всего организма, причем такое состояние бывает не эпизодически, а почти каждый рабочий день. Частое повторение таких состояний, ког­да многие физиологические функции организма повы­шаются выше нормы, приводит в ряде случаев к нару­шениям компенсационно-адаптационных механизмов, и в соответствии с этим могут возникнуть патологические (болезненные) состояния организма.

Для уменьшения этих нежелательных последствий операторского труда необходимо предусмотреть целый ряд специальных мероприятий. К ним прежде всего относится: разработка рациональных режимов труда и отдыха; введение в деятельность оператора определен­ной двигательной активности (например, производ­ственной гимнастики); правильное и своевременное питание с применением специально подобранных пищевых стимуляторов (например, виноградно-вита-минные смеси); проведение специальной тренировки операторов. Многие из этих вопросов должны решать­ся уже на стадии проектирования СЧМ.

 




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.